Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности врачевания и медициныСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(IV тыс. до н.э. – V в н.э.) Занятие 1 План занятия 1. Сравнительная характеристика цивилизаций Древнего Востока. 2. Врачевание в Древней Месопотамии. 3. Врачевание в Древнем Египте.
1. Сравнительная характеристика цивилизаций Древнего Востока. На смену эпохи первобытности пришел период государствообразования, который нередко называют цивилизацией. Возникновение первых рабовладельческих цивилизаций: в Месопотамии и Египте приходится на IV–III тыс. до н.э., Индии - на середину III тыс. до н.э., Китае – на II тыс. до н.э. Обратите внимание, что данный исторический этап является закономерным и предполагает наличие комплекса предпосылок, демонстрирующих необходимый уровень экономического, политического и социального развития. Что включает понятие «государство»? Каковы универсальные предпосылки его возникновения? Первые государства имели немало общего, что позволяет объединить их в модель древневосточной (циклической) цивилизации. Для стран Древнего Востока была характерна: - неограниченная власть правителей-монархов; - отсутствие частной собственности и рыночной экономики; - монополия аграрного сектора; - крестьянство, как подавляющая часть населения; - наличие общинной организации; - второстепенная роль рабства. Изменения в таких обществах идут медленно, стереотипы сознания – устойчивы, социальный опыт и традиции канонизируются как высшая общественная ценность. Данные особенности оказали непосредственное влияние на развитие врачевания и медицины.
2. Врачевание в Древней Месопотамии. Первые государства Древней Месопотамии включают Шумер, Вавилонию и Ассирию (III тыс. до н.э. – VI в. до н.э.). Обратите внимание на существование преемственности в развитии данных государств. В частности, достижения шумерской цивилизации являются основой и источником вавилоно-ассирийской культуры и врачевания. Определите периодизацию и хронологию истории Древней Месопотамии. Каковы геополитические особенности развития региона? Охарактеризуйте источники по истории и врачеванию. Обратите внимание, что первые тексты медицинского содержания приходятся на начало III тыс. до н.э. и носятэмпирический характер. Каковы космологические и мифологические представления народов Древней Месопотамии? Раскройте их во взаимосвязи с врачеванием. Рассматривая особенности теории и практики врачевания, определите: 1. Эмпирические основы научного знания: а) математика, астрономия, письменность; б) развитие анатомии. 2. Традиции врачебной деятельности: а) представления о причинах болезней; б) вариативность подходов и способов лечения (асуту и ашипуту); в) способы передачи знаний. 3. Практика врачевания: а) внутренние болезни; б) развитие хирургии; в) родовспоможение; г) зубоврачевание; д) лекарственные средства; 4. Социальные нормы врачевания: а) статус врачевателя; б) правовые аспекты деятельности (законы Хаммурапи XVIII в. до н.э.); в) врачебная этика. 5. Гигиенические правила; а) навыки гигиены; б) санитарно-гигиенические сооружения.
3. Врачевание в Древнем Египте. Дайте краткую характеристику формирования и развития древнеегипетской цивилизации (III–I тыс. до н.э.). Выявите характерные черты древнеегипетской культуры и их влияние на врачевание. Акцентируйте внимание на: - иероглифической письменности; - естественнонаучных знаниях; - религиозных представлениях; - культе мертвых. Определите периодизацию и хронологию истории и врачевания. Следует отметить, что благодаря наличию большого числа письменных источников (папирусов), различные аспекты врачевания в Древнего Египта изучены лучше всего Охарактеризуйте медицинские папирусы: а) папирус Г. Эберса, (ок. 1500 г. до н.э.); б) папирус Э. Смита, (ок. 1550 г. до н.э.). Сравнение сохранившихся древнеегипетских медицинских текстов выявляет их сходства и повторения, что наводит на мысль о существовании первоначального источника в глубокой древности. Однако чем более поздним периодом датированы письменные иероглифические источники, тем больше в них иррациональный, теургический компонент. Религиозно-мифологическая система Древнего Египта содержит многочисленные ссылки на теорию и практику врачевания. Какими функциями врачевания были наделены египетские боги? Обратите внимание, что на протяжении всей истории Древнего Египта религиозный компонент в практике врачевания неуклонно возрастал. Медицина становилась более магической, консервативной, догматической; её каноны нельзя было нарушать под угрозой жестоких наказаний, вплоть до смертной казни. Каким образом это влияло на развитие медицинских знаний и практики? Рассматривая практику врачевания, проанализируйте: 1. Уровень анатомических знаний. 2. Представления о причинах болезней. 3. Врачебную специализацию. а) оперативное врачевание; б) лекарственное лечение и диететику в) родовспоможение; г) лечение женских и детских болезней; д) методы борьбы с инфекционными заболеваниями е) зубоврачевание. 4. Гигиенические традиции. 5. Врачебную этику. 6. Заупокойный культ и бальзамирование умерших. Выделите сильные и слабые стороны врачевания Древнего Египта.
*** Определите общие черты развития врачевания в странах Ближнего Востока. Среди них: - создание первых текстов медицинского содержания; - формирование эмпирического и культового направлений лечебной деятельности; - целенаправленная подготовка врачей; - создание санитарно-технических сооружений; - формирование врачебной этики; - классовый подход к врачеванию.
Подготовьте сообщения: 1. Медицина в Иудее: религиозные каноны и эмпирический опыт.
Занятие 2 План занятия 1. Врачевание в Древней Индии. 2. Врачевание в Древнем Китае.
1. Врачевание в Древней Индии. Медицина Древней Индии и Китая классифицируется как традиционная. Она основана на религиозно-философской традиции, берущей начало в IV – III тыс. до н.э. Установите периодизацию и хронологию истории и врачевания Древней Индии (III тыс. до н.э. – середина I тыс. н.э.). Раскройте характерные черты Индской (хараппской) цивилизации. Акцентируйте внимание на следующих элементах: - особенности архитектуры; - уровень санитарного благоустройства; - оросительные системы; - развитие ремесла; - социальная структура, основанная на разделении функций (касты и варны). Обратите внимание, что Индская культура превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода. Охарактеризуйте типологические особенности источников по истории врачеванию Древней Индии. Какова их содержательная сторона? Классифицируйте по группам: 1. Письменные источники: а) религиозно-философские сочинения б) эпические поэмы; в) трактаты; г) памятники законодательства. 2. Памятники материальной культуры: а) археологические источники: - древнейшие поселения; - санитарно-технические сооружения; б) вещественные памятники: - орудия труда; - предметы быта. Религиозно-мифологический компонент Древней Индии эволюционировал в стройное философско-религиозное учение, в основе которого – совокупность элементов ведийской культуры. Веды считались священными текстами индуизма – религии индийского общества. В ведийском наследии есть мифологические персонажи, которые прямо или косвенно связаны с представлением о здоровье и болезни. Охарактеризуйте их. Рассмотрите основные аспекты медицинской теории и практики в соответствии с общепринятой периодизацией истории Древней Индии: I Ведийский период (XIII – VI вв. до н.э.) Охарактеризуйте следующие сюжеты: 1. Священные книги: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа» как источник сведений о болезнях. 2. Философские учения (индуизм, брахманизм, йога, буддизм) иих влияние на представления о болезнях и врачевание. В древнеиндийской медицине получила развитие концепция основных типов и подтипов телосложения и темперамента, дающая врачу ориентир в диагностике и лечении болезней. II Классическая эпоха (буддийский период), (II в. до н.э. – V в. н.э.): 1. Представления о здоровье и болезнях (учения о трех природных субстанциях и пяти стихиях). 2. Лекарственное врачевание («Чарака-самхита», II в. н.э.). 3. Представления о строении тела человека (вскрытия). 4. Развитие оперативных методов лечения («Сушрута-самхита», IV в.), родовспоможения. 5. Гигиенические традиции («Законы Ману»). 6. Организация медицинского дела (дхармашалы). 7. Врачебные школы при храмах. 8. Врачебная этика, статус врача. 9. Гигиенические традиции. Подводя итоги, следует отметить современное наследие индийской традиционной медицины. 2. Врачевание в Древнем Китае. Древнекитайская традиция медицины (середина II тыс. до н.э. – III в. н.э.) берет начало в народной медицине и натурфилософии прошлого. Дайте характеристику рассматриваемой исторической эпохе, охарактеризуйте достижения древнекитайской цивилизации. Обратите внимание на её локальность в силу относительной изоляции Китая от цивилизаций Древнего Востока. Поэтому в течение тысячелетий Китай представлял уникальный пример стабильности национальной культуры и, следовательно традиционной медицины. Определите периодизацию и хронологию истории Древнего Китая. Какие факторы легли в основу периодизации врачевания исследуемой эпохи? Классифицируйте источники информации о врачевании. Акцентируйте внимание на памятниках иероглифической письменности. Охарактеризуйте трактат «Хуанди Нэй цзин» - «Трактат Желтого императора о внутреннем» (III в. до н.э.). Анализ врачевания Древнего Китая невозможен без рассмотрения эволюции философских систем – теоретических основ медицины. Они прошли длительный путь становления и развития от культа природы до религиозно-философских учений (конфуцианство, даосизм) и философии стихийного материализма (натурфилософия). Все это определило специфическую национальную традицию медицинской теории и практики. Дайте характеристику:: 1. Учений у син и ынь-ян;их влиянию на развитие представлений о здоровье, болезнях и их лечении. 2. Искусства диагностики, методов обследования больного. 3. Учения о пульсе. 4. Традиционного врачевания чжэнь-цзю. 5. Лекарственного врачевания и оперативного лечения. Бянь Цюэ (XI в. до н.э.), Ван Чун (I в.), Хуа То (II в.), Ван Шухэ (III в.). 6. Предупреждения болезней. 7. Вариоляции. 8. Гигиенических традиций.
*** В отличие от Месопотамии и Египта, индийская и китайская цивилизации, продолжили поступательное развитие в последующие эпохи. Основные теоретические положения древневосточной медицины выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение почти трёх тысячилетий. В трансляции наследия медицинской теории и практики привлекает внимание система высоко эффективной диагностики, физических и психических манипуляций, лекарственной терапии, внутреннего самосовершенствования.
Подготовьте сообщения: 1. Традиционные системы медицины Китая и Индии: сравнительная характеристика. 2. Тибетская медицина как часть культурной традиции народов Центральной Азии.
Список литературы Источники 1. Законы Ману / Пер. с санскрита Г. Ф. Ильина. – М.: Изд-во Вост. лит., 1960. 2. Трактат Желтого Императора о внутреннем: Пер. с древнекит. – М.: ООО «ЧИТРА», 2002. 3. Хрестоматия по истории Древнего Востока. В 2 ч. / Под ред. М. А. Коростовцева. – М.: Высш. шк., 1980. Учебники и учебные пособия 1. Авдиев В. И. История Древнего Востока. – М.: Высш. школа, 1970. 2. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции. – М.: Медицина, 1961. 3. Вогралик В. Г., Вяземский Э. С. Очерк китайской медицины. – М.: Медгиз, 1961. 4. Вогралик В. Г. Слово о китайской медицине. – Горький: Кн. изд., 1959. 5. Грицак Е. Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. 6. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины. – М.: Медицина, 1981. 7. История Древнего Востока: Учебник для вузов / Под ред. В. И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 2002. 8. История Древнего Востока: Месопотамия / Под ред. И. М. Дьяконова. – М.: Наука, 1983. 9. История Древнего мира. Древний Восток: Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии. – М.: АСТ, 2000. 10. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. - М.: Медицина, 1954. 11. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. – М., 1978. 12. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 13. Мейер-Штейнег Т. Древняя медицина (Медицина Древнего Востока и классической древности). – М.: Высшая школа, 1999. – 128 с. 14. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512. 15. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947. 16. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002. 17. Мультановский М. П. История медицины: Учебник. - М.: Медицина, 1967. 18. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. – М.: Наука, 1982. 19. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005.
Тема 4
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.250 (0.013 с.) |