Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первобытное общество: истоки эмпирического врачевания↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Часть I МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Тема 1 История медицины как наука и учебная дисциплина
План занятия 1. Понятие «история медицины». Медицина: народная, традиционная, научная. 2. Источники изучения истории медицины. 3. Периодизация и хронология всемирной истории.
1. Понятие «история медицины». Медицина: народная, традиционная, научная. История медицины изучает закономерности становления и развития медицинских знаний и практики народов мира на различных исторических этапах (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры. Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики. Являясь составной частью общей истории науки и культуры, история медицины отражает историческое развитие логики научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, определяет подходы для объективной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития медицины и здравоохранения. Раскройте понятия: «врачевание», «медицина», «история медицины». Определите область исследования данных категорий. В современном мире существует 3 глобальных направления медицинской деятельности: - народная медицина (правильно – народное врачевание); - традиционная медицина; - научная медицина. Народная медицина включает совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества. Традиционная медицина предполагает наличие религиозно-философского учения, частью которого является эмпирический опыт народного врачевания конкретного этноса. Научная медицина опирается на научный эксперимент, в ходе которого проверяются эмпирические знания, философские концепции, создаются научно (экспериментально) обоснованные теории. Используя конкретные примеры из практики врачевания и медицины, установите специфику указанных направлений медицинской деятельности.
2. Источники изучения истории медицины. Возможности изучения врачебной деятельности человечества на различных исторических этапах неодинаковы и находятся в обратной зависимости от давности эпохи. Наиболее сложна реконструкция ранних исторических этапов, не оставивших письменных источников. В этом случае установление достоверного научного знания базируется на данных археологии, палеонтологии, палеопатологии. В качестве дополнительных источников изучения развития медицины могут служить материалы лингвистики (языкознания), искусства (особенно изобразительного), этнографии, народного эпоса и фольклора. В отдельных случаях – данные нумизматики, эпиграфики, палеографии. Наличие письменных источников позволяет воссоздать объективную картину развития медицинских знаний и практики конкретной исторической эпохи. Их информативность неоднородна и зависит от специфики представленного материала. Проанализируйте репрезентативные возможности различных категорий письменных источников: а) произведения художественной литературы; б) исторические труды; в) законодательные акты; г) религиозно-философские трактаты; д) исследования врачей и естествоиспытателей. 3. Периодизация и хронология всемирной истории. Предпосылкой научного исторического исследования, в частности медицины, является правильная периодизация – выделение периодов, характеризующихся определенными специфическими чертами. В основу периодизации истории медицины положена периодизация всемирной истории. Состояние медицинской практики и науки, возникающие задачи и возможности их разрешения, условия труда медиков, их общественная роль при разных общественно-экономических эпохах резко различаются. Основными периодами являются: - Первобытное общество (2 млн. лет – 4-е тысячелетия до н.э.). - Древний мир (4-е тыс. до н.э. – середина 1-го тысячелетия н.э.). - Средние века (476 г. – середина XVII в.) - Новое время (середина XVII в. – начало XX в.). - Новейшее время (1918 г – начало XXI в.). Определите, чем обусловлена указанная периодизация, какие качественные изменения легли в её основу? Почему периодизация истории медицины совпадает с периодизацией всемирной истории? Обратите внимание, что указанная периодизация касается преимущественно общей истории медицины, рассматривающей развитие медицины в целом. Что касается отдельных медицинских дисциплин, то здесь, кроме общей периодизации следует иметь ввиду особенности развития каждой из них – хирургии, терапии, педиатрии, гигиены и всех других.
Подготовьте сообщение:
1. Роль народного врачевания в становлении национальных систем здравоохранения. 2. Истоки традиционной и научной медицины.
Список литературы 1. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции / Ф. Г. Бородулин. - М.: Медицина, 1961. 2. Грибанов Э. Д. Источники изучения истории медицины и здравоохранения / Э.Д. Грибанов. – М., 1980. 3. Грицак Е. Н. Популярная история медицины / Е. Н. Грицак. – М.: Вече, 2003. 4. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины / П. Е. Заблудовский, Р. Р. Крючок, М. К. Кузьмин. – М.: Медицина, 1981. 5. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. – М.: Медицина, 1954. 6. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. / М. К. Кузьмин. – М., 1978. 7. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник / Ю.П. Лисицын – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 8. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512. 9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947. 10. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002. 11. Мультановский М. П. История медицины: Учебник / М. П. Мультановский. - М.: Медицина, 1967. 12. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. / Т. С. Сорокина. – М.: «Академия», 2005. Тема 2 План занятия 1. Характеристика периода: источники, хронология, периодизация. 2. Первобытное врачевание: этапы развития.
1. Характеристика периода: источники, хронология, периодизация. История первобытной эры охватывает период от появления человека до становления первых классовых обществ: (2 млн. лет до н.э. – 4-е тыс. до н.э.). В недрах первобытной эпохи формировались мышление и сознание, речь и языки, трудовая деятельность, религиозные верования, искусство, этика, а так же врачевание и гигиенические навыки. Общая продолжительность первобытной эры составляет около 2 млн.лет. её завершение связано с формированием первых государств. В истории первобытного общества выделяют три эпохи: 1. Становление первобытного общества (2 млн. – 40 тыс. лет назад). Историческими характеристиками эпохи являются: - существование праобщины (первобытного человеческого стада). - развитие абстрактного мышления и речи (поздние палеоантропы). - появление зачатков идеологических (религиозных) представлений. 2. Расцвет первобытного общества (40 тыс. – X тыс. до н.э.); Данный этап характеризуется: - завершением антропогенеза, формированием человека современного вида – Homo sapiens; - расширением ойкумены; - существованием ранней родовая общины; - матрилинейной организацией рода. 3. Разложение первобытного общества (X – V тыс.до н.э.). Характерными чертами эпохи являются: - зарождение частной собственности, переход к патриархату - классообразование; - складывание предпосылок к возникновению государства. Следуя представленной логике изложения, дайте краткую характеристику каждому из периодов. Рассмотрите современные гипотезы происхождения и прародины человечества. Раскройте понятия: моногенизм, полигенизм, антропогенез, социогенез. Обратите внимание, что каждому из этапов присущи особенности в практике врачевательной деятельности человечества. Особенностью истории первобытности является отсутствие письменных источников. Достоверные научные знания базируются на достижениях археологии, палеоантропологии, палеопатологии, этнографии. Составьте типологическую характеристику источников информации о болезнях и врачевании в первобытную эру. Рассмотрите гипотезу «золотого века», приведите аргументы в пользу её опровержения. 2. Первобытное врачевание: этапы развития. Соответственно этапам первобытной истории определяется 3 периода развития врачевания. Врачевание эпохи праобщины (2 млн. – 40 тыс. лет назад). Эпоха характеризуется: - первоначальным накоплением и обобщением эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах; - зарождением коллективного врачевания и гигиенических навыков; - появлением первых погребений умерших (ок. 65 – 40 тыс. лет назад); Врачевание эпохи первобытной общины (40 тыс. – X тыс. до н.э.). На данном этапе происходит утверждение целенаправленного применения эмпирического опыта врачевания в социальной практике. В частности: - зарождение культов, религиозных верований и лечебной магии; - переход от коллективного врачевания к знахарству; - понимание сущности здоровья, болезней и их лечения в совокупности рациональных и иррациональных представлений об окружающем мире; - трепанации черепов (с XII–Х тыс. до н.э.). Врачевание эпохи классообразования (X – V тыс.до н.э.). На данном этапе происходит становление культовой практики врачевания, расширение круга лекарственных средств и приемов эмпирического врачевания. Раскройте содержание и особенности каждого из этапов. Обратите внимание, что несмотря на культовый компонент врачевания, практика и эмпирический опыт являлись первичными.
Подготовьте сообщение: 1. Народное врачевание в синполитейных обществах аборигенов (На примере Австралии, Азии, Америки, Африки, Океании). 2. Знахарь, его общая и профессиональная подготовка. (Положение в обществе, лечебные средства и приемы психологического воздействия на больного и общество). Список литературы 1. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции / Ф. Г. Бородулин. - М.: Медицина, 1961. 2. Грицак Е. Н. Популярная история медицины / Е. Н. Грицак. – М.: Вече, 2003. 3. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины / П. Е. Заблудовский, Р. Р. Крючок, М.К. Кузьмин. – М.: Медицина, 1981. 4. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. – М.: Медицина, 1954. 5. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. / М. К. Кузьмин. – М., 1978. 6. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник / Ю. П. Лисицын – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 7. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512. 8. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002. 9. Мультановский М. П. История медицины: Учебник / М. П. Мультановский. - М.: Медицина, 1967. 10. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. / Т. С. Сорокина. – М.: «Академия», 2005. Тема 3 Великие державы Древнего Востока: Занятие 1 План занятия 1. Сравнительная характеристика цивилизаций Древнего Востока. 2. Врачевание в Древней Месопотамии. 3. Врачевание в Древнем Египте.
1. Сравнительная характеристика цивилизаций Древнего Востока. На смену эпохи первобытности пришел период государствообразования, который нередко называют цивилизацией. Возникновение первых рабовладельческих цивилизаций: в Месопотамии и Египте приходится на IV–III тыс. до н.э., Индии - на середину III тыс. до н.э., Китае – на II тыс. до н.э. Обратите внимание, что данный исторический этап является закономерным и предполагает наличие комплекса предпосылок, демонстрирующих необходимый уровень экономического, политического и социального развития. Что включает понятие «государство»? Каковы универсальные предпосылки его возникновения? Первые государства имели немало общего, что позволяет объединить их в модель древневосточной (циклической) цивилизации. Для стран Древнего Востока была характерна: - неограниченная власть правителей-монархов; - отсутствие частной собственности и рыночной экономики; - монополия аграрного сектора; - крестьянство, как подавляющая часть населения; - наличие общинной организации; - второстепенная роль рабства. Изменения в таких обществах идут медленно, стереотипы сознания – устойчивы, социальный опыт и традиции канонизируются как высшая общественная ценность. Данные особенности оказали непосредственное влияние на развитие врачевания и медицины.
2. Врачевание в Древней Месопотамии. Первые государства Древней Месопотамии включают Шумер, Вавилонию и Ассирию (III тыс. до н.э. – VI в. до н.э.). Обратите внимание на существование преемственности в развитии данных государств. В частности, достижения шумерской цивилизации являются основой и источником вавилоно-ассирийской культуры и врачевания. Определите периодизацию и хронологию истории Древней Месопотамии. Каковы геополитические особенности развития региона? Охарактеризуйте источники по истории и врачеванию. Обратите внимание, что первые тексты медицинского содержания приходятся на начало III тыс. до н.э. и носятэмпирический характер. Каковы космологические и мифологические представления народов Древней Месопотамии? Раскройте их во взаимосвязи с врачеванием. Рассматривая особенности теории и практики врачевания, определите: 1. Эмпирические основы научного знания: а) математика, астрономия, письменность; б) развитие анатомии. 2. Традиции врачебной деятельности: а) представления о причинах болезней; б) вариативность подходов и способов лечения (асуту и ашипуту); в) способы передачи знаний. 3. Практика врачевания: а) внутренние болезни; б) развитие хирургии; в) родовспоможение; г) зубоврачевание; д) лекарственные средства; 4. Социальные нормы врачевания: а) статус врачевателя; б) правовые аспекты деятельности (законы Хаммурапи XVIII в. до н.э.); в) врачебная этика. 5. Гигиенические правила; а) навыки гигиены; б) санитарно-гигиенические сооружения.
3. Врачевание в Древнем Египте. Дайте краткую характеристику формирования и развития древнеегипетской цивилизации (III–I тыс. до н.э.). Выявите характерные черты древнеегипетской культуры и их влияние на врачевание. Акцентируйте внимание на: - иероглифической письменности; - естественнонаучных знаниях; - религиозных представлениях; - культе мертвых. Определите периодизацию и хронологию истории и врачевания. Следует отметить, что благодаря наличию большого числа письменных источников (папирусов), различные аспекты врачевания в Древнего Египта изучены лучше всего Охарактеризуйте медицинские папирусы: а) папирус Г. Эберса, (ок. 1500 г. до н.э.); б) папирус Э. Смита, (ок. 1550 г. до н.э.). Сравнение сохранившихся древнеегипетских медицинских текстов выявляет их сходства и повторения, что наводит на мысль о существовании первоначального источника в глубокой древности. Однако чем более поздним периодом датированы письменные иероглифические источники, тем больше в них иррациональный, теургический компонент. Религиозно-мифологическая система Древнего Египта содержит многочисленные ссылки на теорию и практику врачевания. Какими функциями врачевания были наделены египетские боги? Обратите внимание, что на протяжении всей истории Древнего Египта религиозный компонент в практике врачевания неуклонно возрастал. Медицина становилась более магической, консервативной, догматической; её каноны нельзя было нарушать под угрозой жестоких наказаний, вплоть до смертной казни. Каким образом это влияло на развитие медицинских знаний и практики? Рассматривая практику врачевания, проанализируйте: 1. Уровень анатомических знаний. 2. Представления о причинах болезней. 3. Врачебную специализацию. а) оперативное врачевание; б) лекарственное лечение и диететику в) родовспоможение; г) лечение женских и детских болезней; д) методы борьбы с инфекционными заболеваниями е) зубоврачевание. 4. Гигиенические традиции. 5. Врачебную этику. 6. Заупокойный культ и бальзамирование умерших. Выделите сильные и слабые стороны врачевания Древнего Египта.
*** Определите общие черты развития врачевания в странах Ближнего Востока. Среди них: - создание первых текстов медицинского содержания; - формирование эмпирического и культового направлений лечебной деятельности; - целенаправленная подготовка врачей; - создание санитарно-технических сооружений; - формирование врачебной этики; - классовый подход к врачеванию.
Подготовьте сообщения: 1. Медицина в Иудее: религиозные каноны и эмпирический опыт.
Занятие 2 План занятия 1. Врачевание в Древней Индии. 2. Врачевание в Древнем Китае.
1. Врачевание в Древней Индии. Медицина Древней Индии и Китая классифицируется как традиционная. Она основана на религиозно-философской традиции, берущей начало в IV – III тыс. до н.э. Установите периодизацию и хронологию истории и врачевания Древней Индии (III тыс. до н.э. – середина I тыс. н.э.). Раскройте характерные черты Индской (хараппской) цивилизации. Акцентируйте внимание на следующих элементах: - особенности архитектуры; - уровень санитарного благоустройства; - оросительные системы; - развитие ремесла; - социальная структура, основанная на разделении функций (касты и варны). Обратите внимание, что Индская культура превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода. Охарактеризуйте типологические особенности источников по истории врачеванию Древней Индии. Какова их содержательная сторона? Классифицируйте по группам: 1. Письменные источники: а) религиозно-философские сочинения б) эпические поэмы; в) трактаты; г) памятники законодательства. 2. Памятники материальной культуры: а) археологические источники: - древнейшие поселения; - санитарно-технические сооружения; б) вещественные памятники: - орудия труда; - предметы быта. Религиозно-мифологический компонент Древней Индии эволюционировал в стройное философско-религиозное учение, в основе которого – совокупность элементов ведийской культуры. Веды считались священными текстами индуизма – религии индийского общества. В ведийском наследии есть мифологические персонажи, которые прямо или косвенно связаны с представлением о здоровье и болезни. Охарактеризуйте их. Рассмотрите основные аспекты медицинской теории и практики в соответствии с общепринятой периодизацией истории Древней Индии: I Ведийский период (XIII – VI вв. до н.э.) Охарактеризуйте следующие сюжеты: 1. Священные книги: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа» как источник сведений о болезнях. 2. Философские учения (индуизм, брахманизм, йога, буддизм) иих влияние на представления о болезнях и врачевание. В древнеиндийской медицине получила развитие концепция основных типов и подтипов телосложения и темперамента, дающая врачу ориентир в диагностике и лечении болезней. II Классическая эпоха (буддийский период), (II в. до н.э. – V в. н.э.): 1. Представления о здоровье и болезнях (учения о трех природных субстанциях и пяти стихиях). 2. Лекарственное врачевание («Чарака-самхита», II в. н.э.). 3. Представления о строении тела человека (вскрытия). 4. Развитие оперативных методов лечения («Сушрута-самхита», IV в.), родовспоможения. 5. Гигиенические традиции («Законы Ману»). 6. Организация медицинского дела (дхармашалы). 7. Врачебные школы при храмах. 8. Врачебная этика, статус врача. 9. Гигиенические традиции. Подводя итоги, следует отметить современное наследие индийской традиционной медицины. 2. Врачевание в Древнем Китае. Древнекитайская традиция медицины (середина II тыс. до н.э. – III в. н.э.) берет начало в народной медицине и натурфилософии прошлого. Дайте характеристику рассматриваемой исторической эпохе, охарактеризуйте достижения древнекитайской цивилизации. Обратите внимание на её локальность в силу относительной изоляции Китая от цивилизаций Древнего Востока. Поэтому в течение тысячелетий Китай представлял уникальный пример стабильности национальной культуры и, следовательно традиционной медицины. Определите периодизацию и хронологию истории Древнего Китая. Какие факторы легли в основу периодизации врачевания исследуемой эпохи? Классифицируйте источники информации о врачевании. Акцентируйте внимание на памятниках иероглифической письменности. Охарактеризуйте трактат «Хуанди Нэй цзин» - «Трактат Желтого императора о внутреннем» (III в. до н.э.). Анализ врачевания Древнего Китая невозможен без рассмотрения эволюции философских систем – теоретических основ медицины. Они прошли длительный путь становления и развития от культа природы до религиозно-философских учений (конфуцианство, даосизм) и философии стихийного материализма (натурфилософия). Все это определило специфическую национальную традицию медицинской теории и практики. Дайте характеристику:: 1. Учений у син и ынь-ян;их влиянию на развитие представлений о здоровье, болезнях и их лечении. 2. Искусства диагностики, методов обследования больного. 3. Учения о пульсе. 4. Традиционного врачевания чжэнь-цзю. 5. Лекарственного врачевания и оперативного лечения. Бянь Цюэ (XI в. до н.э.), Ван Чун (I в.), Хуа То (II в.), Ван Шухэ (III в.). 6. Предупреждения болезней. 7. Вариоляции. 8. Гигиенических традиций.
*** В отличие от Месопотамии и Египта, индийская и китайская цивилизации, продолжили поступательное развитие в последующие эпохи. Основные теоретические положения древневосточной медицины выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение почти трёх тысячилетий. В трансляции наследия медицинской теории и практики привлекает внимание система высоко эффективной диагностики, физических и психических манипуляций, лекарственной терапии, внутреннего самосовершенствования.
Подготовьте сообщения: 1. Традиционные системы медицины Китая и Индии: сравнительная характеристика. 2. Тибетская медицина как часть культурной традиции народов Центральной Азии.
Список литературы Источники 1. Законы Ману / Пер. с санскрита Г. Ф. Ильина. – М.: Изд-во Вост. лит., 1960. 2. Трактат Желтого Императора о внутреннем: Пер. с древнекит. – М.: ООО «ЧИТРА», 2002. 3. Хрестоматия по истории Древнего Востока. В 2 ч. / Под ред. М. А. Коростовцева. – М.: Высш. шк., 1980. Учебники и учебные пособия 1. Авдиев В. И. История Древнего Востока. – М.: Высш. школа, 1970. 2. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции. – М.: Медицина, 1961. 3. Вогралик В. Г., Вяземский Э. С. Очерк китайской медицины. – М.: Медгиз, 1961. 4. Вогралик В. Г. Слово о китайской медицине. – Горький: Кн. изд., 1959. 5. Грицак Е. Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. 6. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины. – М.: Медицина, 1981. 7. История Древнего Востока: Учебник для вузов / Под ред. В. И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 2002. 8. История Древнего Востока: Месопотамия / Под ред. И. М. Дьяконова. – М.: Наука, 1983. 9. История Древнего мира. Древний Восток: Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии. – М.: АСТ, 2000. 10. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. - М.: Медицина, 1954. 11. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. – М., 1978. 12. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 13. Мейер-Штейнег Т. Древняя медицина (Медицина Древнего Востока и классической древности). – М.: Высшая школа, 1999. – 128 с. 14. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512. 15. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947. 16. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002. 17. Мультановский М. П. История медицины: Учебник. - М.: Медицина, 1967. 18. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. – М.: Наука, 1982. 19. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005.
Тема 4 План занятия 1. Врачевание и медицина в Древней Греции. 2. Медицина в Древнем Риме.
1. Врачевание и медицина в Древней Греции. Рассмотрение вопросов врачевания целесообразно производить в соответствии с указанной периодизацией по следующему плану: 1. Крито-ахейский период (III – II тыс. до н.э.). Рассмотрите санитарно-технические сооружения дворцов на о. Крит (с конца III тыс. до н.э.). 2. Предполисный период (XI – IX вв. до н.э.). Главным источником данного периода служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Они содержат сведения о врачевании времен Троянской войны (1240 – 1230 гг. до н.э.) и последующего периода. 3. Полисный период (VIII – VI вв. до н.э.). Главным источником данного периода служит мифология. Какие функции выполняли асклепейоны? Что включало храмовое врачевание? Раскройте основные аспекты греческой натурфилософии. 4. Классический период (V – IV вв. до н.э.). На данном этапе происходит формирование древнегреческой материалистической философии. Определите её влияние на развитие врачевания. Рассмотрите врачебные школы Древней Греции (кротонская, книдская, косская), проанализируйте их особенности. Особое внимание заслуживает жизнь и деятельность Гиппократа. «Гиппократов сборник» является энциклопедией периода расцвета древнегреческого врачевания. Охарактеризуйте содержание основных работ сборника. 5. Эллинистический период (вторая половина IV в. до н.э. – 30 г. до н.э.). Что включает понятие «эллинистическая культура»? На примере деятельности Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) определите влияние древнегреческой философии на развитие медицины. Дайте характеристику уровня развития медицины в Царстве Птолемеев. Опишите Александрийский мусейон и его функции. Определите изменения в развитии описательной анатомии и хирургии. Охарактеризуйте вклад Герофила (ок. 335 – 280 гг. до н.э.) и Эразистрата (ок. 300 – 240 гг. до н.э.) в развитие медицины античности.
2. Медицина в Древнем Риме. Определите основные источники по истории и медицине Древнего Рима. Установите периодизацию и хронологию истории и медицины Древнего Рима. В соответствии с указанной периодизацией, постройте ответ по следующему плану: 1. Царский период (VIII – VI вв. до н.э.). Определите особенности народного (эмпирического) врачевания. Обратите внимание на отсутствие врачей-профессионалов. 2. Период республики (509 – 30 гг. до н.э.). При рассмотрении данного периода, акцентируйте внимание на следующих аспектах: - развитие санитарного дела: - «Законы XII таблиц» (ок. 450-х гг. до н.э.) и врачевание; - акведуки (с IV в. до н.э.), термы (с III в. до н.э.) и их функции; - врачи-профессионалы: врачи-рабы, врачи-отпущенники, свободные врачи – их специализация и социально-правовой статус; - элементы государственной регламентации врачебной деятельности и медицинского дела; - философские основы медицины Древнего Рима. 3. Период империи (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.). На данном этапе происходит становление профессиональной армии и военной медицины. Что такое валетудинарии, архиатры? Определите специфику государственных и частных врачебных школ. Рассмотрите развитие энциклопедического знания в лице его представителей: А) Авл Корнелий Цельс (I в. до н.э. – I в. н.э.) и его труд «О медицине» в 8 книгах; Б) Плиний Старший (I в. н.э.) и его труд «Естественная история» в 37 книгах; В) Диоскорид Педаний из Киликии (I в. н.э.) и его труд «О лекарственных средствах»; Г) Соран из Эфеса (II в. н.э.); Д) Гален из Пергама (ок. 129 – 199 гг.), его труд «О назначении частей человеческого тела». В чем выражался дуализм учения Галена? Что такое «галенизм»? На данном этапе происходит становление христианства, становление христианской благотворительности: первых больниц, странноприимные домов. Как это сказалось на развитии медицины?
Список литературы
1. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции. – М.: Медицина, 1961. 2. Грицак Е. Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. 3. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины. – М.: Медицина, 1981. 4. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. – М.: Медицина, 1954. 5. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. – М., 1978. 6. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 7. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512. 8. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947. 9. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002. 10. Мультановский М. П. История медицины: Учебник. – М.: Медицина, 1967. 11. Семенченко В. Ф. История фармации. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. 12. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005.
Тема 5 Медицина эпохи раннего и классического средневековья: Занятие 1 План занятия 1. Медицина в Византийской империи (395 – 1453 гг.) 2. Медицина в Древнерусском государстве (IХ – XIV вв.)
1. Медицина в Византийской империи (395 – 1453 гг.). Определите периодизацию и хронологию истории средних веков и истории Византийской империи. Дайте краткую историческую характеристику. Рассмотрите факторы, влиявшие на особенности становления византийской медицины. В чем заключалась преемственность с традициями античной медицины? Охарактеризуйте санитарно-технические сооружения, их функциональное назначение и уровень их развития. Определите пути соприкосновения византийской науки и религии. Каковы особенности их сочетания в медицинской теории и практике? Дайте характеристику энциклопедических сводов: А) «Врачебное собрание» и «Обозрение» Орибасия из Пергама (325 – 403 гг.); Б) «Медицинский сборник в 7-и книгах» Павла с о. Эгина (625 – 690 гг.). Сильной стороной истории Византии являлась клиническая медицина. Определите особенности организации больничного дела, пути передачи медицинских знаний. 2. Медицина в Древнерусском государстве (IХ – ХIV вв.). Рассмотрение вопроса начните с краткой характеристики истории и культуры Киевской Руси. Дайте определение понятиям: народная, храмовая, светская медицина. Раскройте особенности сочетания данных направлений в древнерусском обществе. Основой практики врачевания Древнерусского государства являлась народная медицина. Она имела свои особенности. В чем они заключались? Каково влияние христианства на развитие медицины в целом и врачевания Киевской Руси в частности? Кто такие костоправы, резалники, кровопуски, зубоволоки? Что можно сказать об их профессиональном уровне и правовом статусе? Постройте ответ на основе анализа Русской Правды и Изборника Святослава. Определите место древнерусских лечебников и травников. Являются ли данные источники актуальными в настоящее время? Обратите внимание на следующие сюжеты: А) монастырские лечебницы и лечцы (Антоний, Алимпий, Агапит); Б) «Шестодневы»; В) санитарное дело; Г) русская баня в лечении и профилактике болезней; Д) эпидемии повальных болезней и меры их пресечения. Какие изменения в развитии древнерусского врачевания произошли в период монголо-татарского нашествия (1240 – 1480 гг.)? Большое значение для развития врачебного дела периода монгольского владычества имел Кирилло-Белозерский монастырь. Опишите его медицинские функции. Занятие 2 План занятия 1. Медицина в арабоязычных халифатах (VII–XI вв.) 2. Медицина народов Средней Азии (X–XII вв.) 1. Медицина в арабоязычных халифатах (VI–XI вв.). Определите истоки арабоязычной культуры и особенности исторического развития Средневекового Востока. Обратите внимание, что в силу традиционности восточного общества, ему в большей степени удалось сохранить и приумножить медицинские традиции предшествующего периода, в том числе – традиции античности. Развитие арабоязычной медицины связано с возникновением (622 г.) и распространением ислама. Определите степень влияния религиозного мировоззрения Востока на развитие науки в целом и медицинских знаний в частности. Обратите внимание на: А) переводы на арабский язык медицинских сочинений; Б) особенности создания библиотек, аптек (с 754 г.), больниц (ок. 800 г.), медицинских школ при них; В) функциональное назначение «Домов мудрости» и «Общества просвещенных»; Г) алхимию и медицину. Проанализируйте деятельность выдающихся врачевателей халифатов: Абу Бакр ар-Рази и его труды «Всеобъемлющая книга» и «Об оспе и кори»; Абу-л-Касим аз-Захрави и его «Трактат о хирургии и инструментах»; развитие учения о глазных болезнях Ибнал-Хайсам; представления о кровообращении Ибн ан-Нафис. Занятие 3 План занятия 1. Медицина в государствах Юго-Восточной Азии (IV–XVII вв.) 2. Медицина в Западной Европе в периоды Раннего (V–X вв.) и Классического (XI–XV вв.) Средневековья
1. Медицина в государствах Юго-Восточной Азии (IV–XVII вв.). Какие регионы включает Юго-Восточная Азия? Характеризуйте уровень развития данных регионов. Рассмотрите Средневековый Китай. В Средние века традиционное врачевание Китая строилось на следующих принципах: А) развитии метода чжэнь-цаю; Б) пульсовой диагностике; В) учении о предупреждении болезней. С конца VI в. происходит создание первых государственных медицинских школ, появляются иллюстрированные трактаты по традиционной китайской медицине и классические трактаты о лекарственных средствах. Определите особенности тибетской медицины. Что включает канон тибетской медицины «Чжуд-ши» (VII в.) и комментарии к нему? Дайте краткую характеристику «Атласу тибетской медицины». 2. Медицина в Западной Европе в периоды Раннего (V–X вв.) и Классического (XI–XV вв.) Средневековья. Определите истоки западноевропейской модели медицины, степень преемственности с традициями античности и варварского мира. Обратите внимание на определяющее влияние церкви. Укажите его позитивные и негативные черты. Что такое схоластика? Определите взаимодействие схоластики и медицины в эпоху Раннего и Классического Средневековья. С какого момента началось ниспровержение схоластики? Как это отразилось на развитии медицины? Рассмотрите место галенизма в средневековой медицине. Опишите пути передачи медицинских знаний, основы среднего и в
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.179 (0.012 с.) |