Ар-рази (разес) и его вклад в медицинскую науку (иран). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ар-рази (разес) и его вклад в медицинскую науку (иран).



Ар-Рази, известный в Европе под именем Разес (865—925), был основателем больницы в Багдаде. Интересно предание о способе, каким Ар-Рази выбирал место, наиболее подходящее для постройки больницы: он развешивал куски мяса в разных частях города и наблюдал, где оно дольше сохраняется, не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и, следовательно, подходящим для постройки лечебного заведения.
Как и во многих больницах Востока, при багдадской больнице была школа врачей, которой также руководил Ар-Рази, связывая теоретическое обучение с больничной практикой. Ар-Рази принадлежит до 200 трудов, наибольшее значение имеет его труд «Об оспе и кори». Ар-Рази дал описание их течения, предвестников, симптомов, лечения, отличия оспы и кори. Ар-Рази знал о невосприимчивости к повторному заболеванию оспой и применял вариоляцию (прививку здоровым содержимого оспенных пустул). Среди детально разработанных мер по уходу за больным ребенком Ар-Рази указывал на уход за ртом и зевом, рекомендуя полоскание подкисленной водой, осторожное промывание глаз и др. Будучи знаком с химией, Ар-Рази на обезьянах исследовал действие лекарств.

В области хирургии Ар-Рази описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки и один из первых начал применять вату при перевязках, нитки из кишок барана для зашивания ран брюшной полости. Ар-Рази написал обширные медицинские руководства: «Всеобъемлющая книга по медицине» (в 25 томах) и «Медицинская книга» (в 10 томах), энциклопедических по содержанию. Ему принадлежат сочинения на частные темы, в которых проявился его разносторонний интерес к различным медицинским проблемам. Так, им написаны работы: «Один врач не может лечить все болезни» (о значении специализации врачей), «Легкие болезни могут быть трудно излечимы» и др. Специально для нуждающихся пациентов им написана книга «Для тех, у кого нет врача» (или «О медицине бедных»). Книги Ар-Рази долго служили учебниками на медицинских факультетах в средневековых университетах Западной Европы.

Философский трактат Рази послужил истоком памфлета «О трех обманщиках», благодаря которому автор получил известность как вольнодумец. В медицине арабский врач следовал методикам Гиппократа и считался хорошим клиницистом.

6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях).

Основная литература

1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа:

http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415030.html

Дополнительная литература

1.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский – М., 2010. – 528 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html.

ЗАНЯТИЕ 6

1. Тема и ее актуальность. Медицина Средневековья ХV-ХVI вв. Медицина Западной Европы и народов Американского континента.

Изучение основных этапов развития медицины Средневековья ХV-ХVI вв. имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, позволяет ознакомиться с основными достижениями медицины Западной Европы и народов Американского континента.

2. Цель занятия.

Показать основные аспекты развития медицины Западной Европы и народов Американского континента в ХV-ХVIвв.

знать:

-основные этапы и важнейшие черты медицины Средневековья;

- систему высшего медицинского образования в Западной Европе.

- негативное влияние теологического мировоззрения и схоластики на медицину.

- причины средневековых эпидемий (чумы, лепры, оспа).

- особенности медицины народов Американского континента

уметь:

-использовать литературу для подготовки реферативных сообщений,

- работать с аудиторией.

владеть ОК-1,ОК-3,ОК-5.

3. Контрольные вопросы

1. Общая характеристика состояния медицины Западной Европы в эпоху классического средневековья.
2. Характерные черты средневековой наукиЗападной Европы. Схоластика и медицина.
3. Развитие образования. Университеты. Научные центры: Салерно, Монпелье и др. Арнольд из Виллановы и его труд "Салернский кодекс здоровья".
4. Эпидемии и борьба с ними. Больничное дело в странах Западной Европы.
5. Особенности медицины народов Американского континента (майя, ацтеки, инки).
  4.Темы реферативных сообщений
1. Эпидемии и борьба с ними. Больничное дело в странах Западной Европы.
  Особенности медицины народов Американского континента (майя, ацтеков и инков).

Информационный блок.

5.1. Общая характеристика состояния медицины Западной Европы в эпоху классического средневековья.

Эпоху становления и развития феодализма в Западной Европе (5—13 вв.) обычно характеризовали как период упадка культуры, время господства мракобесия, невежества и суеверий. Деятели Возрождения (15—16 вв.) и Нового времени (17—18 вв.), борясь с феодализмом и сковывавшими развитие философской и естественнонаучной мысли религиозно-догматическим мировоззрением, схоластикой, противопоставляли уровень культуры своих непосредственных предшественников, с одной стороны, античности, с другой — создаваемой или новой культуре, оценивая период, разделяющий античность и Возрождение, как шаг назад в развитии человечества.

Наука и образование в Западной Европе носили схоластический характер. Здесь господствовало убеждение, что все знания, необхо­димые человеку, даны в трудах общепризнанных церковных "авторитетов". В эпоху раннего средневековья медицинская помощь оказывалась в монастырях, при которых чаще всего устраивали больницы. В монастырях постепенно накапливался опыт лечения болезней и изготовления лекарств, но, связывая медицину с церковью, с соблюдением обрядов, молитвами, покаяниями, а излечение с «чудесами святых» монахи тормозили развитие научной медицины.

В силу объективно сложившихся исторических обстоятельств варварские племена, завоевавшие всю территорию Западной Римской империи, не стали и не могли стать преемниками позднеантичной культуры. На Западе церковь взяла под контроль культурное развитие и духовную жизнь, просвещение и медицину. Церковники утверждали, что все возможные знания уже изложены прежде всего в Священном писании. Новые открытия отрицались.

Основой всякого знания объявлялось учение Аристотеля. 384-322 гг. Труды Аристотеля: "История животных", "О частях животных", "О движении животных" долгое время служили источником сведений по зоологии и в некоторой мере основой для описательной и сравнительной анатомии. Учение о биологической целесообразности, в т.ч. и о взаимодействии органов в организме, а также о жизни и развитии организмов как о процессе целеустремленного движения к форме, оказало большое влияние на медико- биологические взгляды Галена, на всю медицину средневековья. Всякое позитивное знание имело право на существование как средство для иллюстрации теологических истин. Отсюда процветание мистики Даже в XVII в. сохранилась вера в колдовство. Борьба с ним являлась одной из важных функций государственных судебных органов. В 8 в. народы Европы создали национальную письменность, приспособив латинский алфавит к своим диалектам. Возникают университеты, светская школа. Начало развиваться и опытное знание. Все исследования средневековые ученые проводили исключительно с теологическими целями

Однако в области медико-санитарного дела средневековая Европа не внесла ничего нового. Баня стала в средние века редкостью. Общественных бань не было, как и в частных жилищах. Только в монастырях помещения для мытья. Но в XII в. Баня становится модой. В Париже в 1292 г. 26 общественных бань. Мусор выбрасывали в реки или близлежащие рвы. Служба мусорных повозок была организована в Париже лишь в XIV в. Отхожие места были далеко не в каждом доме. Отходы, нечистоты в специальные ямы. Водосточные канавы в XIV-XVI вв. В связи с отсутствием санитарии большое количество эпидемий. Врачи практически не могли распознавать это заболевание. Возбудители неизвестны, лечения не существовало. Смертность 70-97%. Испытанный рецепт -бежать из зараженной местности скорее, дальше и возвращаться позже. Функции больниц (при церковных учреждениях в основном) выходили за рамки лечебного учреждения. Позднее появились больницы, основанные городскими сеньорами и состоятельными гражданами. Больницы превращаются в благотворительные учреждения, доступ в которые открыт только бюргерам. Больница по прежнему под покровительством церкви и имущество ее в силу того неприкосновенно. Поэтому состоятельные граждане охотно вкладывали свои средства в больницы. Научная медицина слабо развита. Магия, астрологические наблюдения и религия. Кровопускание и очистка желудка основные лечебные средства сочеталось с чтением "Отче наш". Лечебные свойства приписывались драгоценным камням и всевозможным раритетам (печень жабы). Хирургия под запретом.

Определяющую роль в медицине и медико-санитарном деле играла церковь. В 6 в. при западноевропейских монастырях начинают создаваться первые больницы-богадельни: в 6 в. — в Лионе, в 529 г. — в Монте-Кассино, в 651 г. — в Париже, в 794 г. — в Лондоне, около 1000 г. — в Сен-Бернаре. Идея создания стационарных учреждений при монастырях для лечения больных и призрения стариков и инвалидов была заимствована, по-видимому, из Византии. Однако первые монастырские больницы Западной Европы по уровню лечения и ухода за больными существенно уступали больницам Византии и Арабского Востока. Если не считать Салерно, где ко времени открытия госпиталя имелась корпорация врачей, лечебная помощь в этих больницах оказывали монахи, медицинская подготовка которых была крайне недостаточной. По мнению многих историков медицины, монахи лечили главным образом «постом и молитвой», хотя не исключено, что в монастырских больницах использовали и рациональные средства, почерпнутые из народной медицины и работ античных авторов. При монастырях стали складываться медицинские школы, подготовка в которых первоначально ограничивалась обучением методам оказания первой помощи при ранениях и ухода за ранеными и больными.

В целом уровень практической медицины в средневековой Европе был ниже, чем в Византии и странах арабского Востока. Накапливался значительный материал в хирургии.

Хирурги делились на группы: камнесечцы, костоправы, цирюльники, они же кровопускатели. Низшую группу составляли банщики - мозольные операторы. Во Франции хирурги раньше всего добились равноправия. Они получили возможность открывать школы.

5.2. Характерные черты средневековой науки Западной Европы. Схоластика и медицина.

Средневековая схоластика ( от греч. schole-—школа) —тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры.
Всякое позитивное знание имело право на существование лишь как средство для иллюстрации теологических истин. На этом фоне процветали различные мистические представления, заменяющие и вытесняющие рациональное знание.
Достаточно сказать, что даже в 17 веке, в период подъема материалистической философии и опытного естествознания, не только сохранялась вера в колдовство, но и борьба с ним являлась одной из важных функций государственных судебных органов. Известный французский судья А. Реми (первая половина 17 в.) гордился тем, что ему удалось приговорить к сожжению около 900 колдунов и колдуний.
Средневековые схоласты исключили из учения Галена его выдающиеся экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма, в то время как некоторые его теоретические представления (о целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах) были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины средневековья. Таким образом, возник галенизм — искаженное, одностороннее толкование учения Галена. Опровержение галенизма, восстановление истинного содержания учения Галена, а также анализ и исправление его ошибок потребовали колоссального труда и титанических усилий многих медиков эпохи Возрождения и последующего периода.

5.3. Развитие образования. Университеты. Научные центры: Салерно, Монпелье и др. Арнольд из Виллановы и его труд "Салернский кодекс здоровья".

В 9—10 вв. общий уровень просвещения в Западной Европе повысился. Были учреждены крупные соборные школы в Шартре, Реймсе, Йорке и других городах для подготовки высшего духовенства, появились светские школы — дворцовая школа Карла Великого, высшая школа в Type (796) и др. На базе соборных и крупных светских школ возникли университеты в Болонье (1158), Оксфорде (12 в.), Кембридже (1209), Париже (1215), Саламанке (1218), Падуе (1222), Неаполе (1224), Монпелье (1289), Праге (1348), Кракове (1364) и других городах. С самого их основания и вплоть до 15—16 вв. унты были главным образом учебными заведениями для духовенства. Это было вполне естественным явлением, поскольку духовенство монополизировало все сферы деятельности, требовавшие образования. Первоначально университеты представляли собой корпорации ученых и учащихся, аналогичные цехам

В период развитого средневековья центрами средневековой медицины стали университеты. В XI в. Первоначально университеты представляли собой корпорации ученых и учащихся, аналогичные цехам. Возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, а в XI – XIII вв., возникли университеты в Болонье, Монпелье, Париже, Падуе, Оксфорде и других местах. Число учащихся на медицинских факультетах не превышало 10 человек. Выпускники средневековых университетов, врачи-интернисты (терапевты) диагностировали заболевания на основе исследования пульса, по внешнему виду мочи, причем иногда ставили диагноз и назначали лечение заочно, без осмотра пациента.

Одно из первых высших учебных заведений медицинского профиля появилось в итальянском городе Салерно, недалеко от Неаполя. Основанная приблизительно в IX веке врачебная школа считалась наиболее организованной и «просвещенной». В X – XIII столетиях ее продолжали называть «городом Гиппократа», даже после учреждения здесь школ юристов и философов. В стенах Салернской школы несколько лет провел бенедиктинский монах, врач и переводчик Константин Африканский (1010 – 1087 годы). Благодаря его трудам Европа узнала работы античных авторов, как известно, долго существовавшие в арабском варианте. Возвращение на Запад полузабытого греко-римского наследия, изучение трудов Гиппократа, Галена, Авиценны, Маймонида, Ибн Аббаса позволило выработать чисто светский метод преподавания, позже прочно укоренившийся в других университетах.

В 1238 г. разрешено профессорам Салернской мед.школы вскрывать для демонстрации 1 труп в 5 лет. Первое судебно-медицинское вскрытие было произведено в Болонье, в 1302 г. Только в 14-15 вв.отдельные университеты начали получать разрешение на анатомические демонстрации. Широкое распространение получили мистические представления. Звездочеты, колдуны, гадалки успешно конкурировали с врачами.

Талисманы, гороскопы, заклинания. Лишь в двух университетах - в Салерно и Монпелье преподавание медицины велось на достаточно высоком уровне. Салернская школа носила светский характер. Ей было представлено право присваивать звание врача и выдавать лицензии. Обучению в школе предшествовал 3-х летн. подготовительный курс, затем 5 лет изучалась медицина, потом годичная стажировка. (Интернатура)

Методика преподавания в Салерно включала в себя рациональные греческие, латинские, арабские и еврейские системы, категорически исключая схоластику. Курс обучения предусматривал 5 лет теоретической подготовки и обязательную клиническую практику в течение года. Выпускники получали степень магистра (от лат. magister – «начальник») или доктора. Вероятно, именно здесь появилась традиция использования термина «доктор» (от лат. doctor – «учитель») в значении «врач». По указу императора Фридриха II с 1240 года только диплом медицинской школы Салерно давал право итальянскому медику самостоятельно заниматься частной практикой. Тогда же были установлены правила, запрещавшие владение аптекой, приготовление и торговлю лекарственными препаратами без санкции государственного инспектора.

В Салернской школе получили образование многие знаменитые врачи. Женщинам также разрешалось учиться, но неизвестен характер их подготовки. Вероятно, дамы специализировались в акушерстве, покидая школу профессиональными сиделками или повитухами.

Салернская школа оказала большое положительное влияние на медицину средневековой Европы. Она была тем центром, откуда распространялись идеи, далекие от схоластики. Лучшим сочинением Салернской медицинской школы за всю ее тысячелетнюю историю явилась небольшая поэма "Салернский кодекс здоровья". Ее автор - Арнольд из Виллановы (1235-1311), прославленный ученый, врач и химик средневековья, впоследствии - магистр университета в Монпелье.
Поэма посвящена диететике и предупреждению болезней. В ней приведены также некоторые сведения о строении человеческого тела (например, о количестве костей, зубов и крупных кровеносных сосудов). В красочной форме описал Арнольд четыре темперамента у людей.
Труд Арнольда из Виллановы, изданный впервые в 1480 г., был переведен на многие европейские языки и переиздавался более 300 раз.

Арнальдо изложил в кодексе рекомендации о диетике и профилактике болезней, а также привел известные сведения о строении человеческого тела, описав кости, зубы и кровеносную систему. Самым ярким описанием стали представления о четырех темпераментах, к тому времени уже знакомые большинству медиков.

Религиозная мораль, осуждавшая «пролитие крови», обрекала студентов и преподавателей на теоретическое обучение. Вскрытие человеческих трупов, ставшее обычной практикой в Новое время, до XV – XVI веков производилось с особого распоряжения городских властей. Волей правителя Лангедока герцога Анжуйского в 1376 году университет Монпелье получил разрешение забирать тело казненного преступника один раз в год. Анатомы Салерно испытывали более значительные трудности: им выдавался только один труп на пять лет. В Парижском университете строго запрещались хирургические операции и клинические обследования. Магистр Мондино де Луцци (1275 – 1326 годы) из Болоньи за много лет преподавания произвел вскрытие всего двух трупов и все же сумел написать замечательный учебник по анатомии.

Традиции Салернской школы частично продолжала медицинская школа в Монпелье, основанная при доминиканском монастыре в 768 г. В конце 11 — начале 12 в. для преподавания в Монпелье начали привлекать выпускников Салернской школы. В 1137 г. школа отделилась от монастыря. В 1145 г. в Монпелье был открыт городской госпиталь, на базе которого проводилось практическое обучение студентов школы. В 1220 г. был определен статут школы: оставаясь (формально подчиненной епископу, школа получила право иметь собственную выборную администрацию во главе с канцлером — светским лицом, избрание которого утверждалось епископом.

Одним из первых канцлеров школы в Монпелье был Роджер Салернский. Согласно статуту, в школе вводились ученые степени: бакалавра — для сдавших полукурсовые экзамены, лиценциата — для прошедших полный курс обучения (звание давало право на врачебную практику) и магистра — для лиц, приглашаемых в корпорацию преподавателей школы. Преподавание велось по той же системе, что и в Салерно. В 1289 г. школа вошла в состав открытого в Монпелье университета. На рубеже 13—14 вв. в Монпелье около 10 лет преподавал Арнальдо де Вилланова — один из прославленных врачей средневековья. Круг его интересов был исключительно широк: он занимался токсикологией, изысканием средств продления жизни и борьбы со старостью, разрабатывал вопросы диететики и гигиены, написал книгу о лечении свойствах вина, составил сжатый очерк практической терапии («Бревиарий»). В начале 14 в. он, изучая труды Салернской школы, изложил в стихах медицинское кредо этой школы в области диететики, здорового образа жизни и методов предупреждения заболеваний — «Салернский медицинский кодекс». Этот труд, изданный впервые в 1480 г., затем много раз выходил на многих европейских языках.

Относительно клинической медицины самым прогрессивным считался университет в Монпелье. Здесь программой предусматривалась лечебная практика, проходившая в загородной больнице. Если в начале XIII века студенты учились, посещая операции профессоров, то с 1240 года была введена обязательная полугодовая практика вне стен Alma mater. В 1309 году период клинической стажировки увеличился до 8 месяцев. В других университетах хирургия не преподавалась и даже не входила в число медицинских дисциплин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.175.46 (0.025 с.)