Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отечественные гигиенические школы характерные черты, достижения. Петербургская гигиеническая школа (А.П. Доброславин).

Поиск

В 19 веке в России стала развиваться гигиена. Большое место в вопросах предупреждения болезней принадлежит С.П. Боткину и Пирогову. Быстрый рост промышленности и городов, введение паровых двигателей, железных дорог, морских портов – все это выдвигало гигиенические задачи. За отменой крепостного права (1861) последовали преобразования введение земского самоуправления, судебная реформа, реформа в просвещении, смягчение цензуры, военная реформа (всеобщая воинская повинность вместо рекрутчины).

Тяжелые эпидемии ставили вопрос о развитии гигиены. Одним из основоположников гигиены в России является Алексей Петрович Доброславин (ученик Петтенкофера). По окончании Петербургской медико-хирургической академии в 1869 г. он защищает докторскую диссертацию и изучает состояние гигиены за рубежом у известных гигиенистов. Он был профессором гигиены в Медико-хирургической, позднее - Военно-медицинской академии (с 1881 г.), создал кафедру гигиены, 10 лет являлся ученым секретарем академии, основал и редактировал журнал «Здоровье», стал одним из инициаторов организации «Русского общества охраны народного здоровья» и активно работал в нем. Всемерно поддерживал организацию земской медицины, ее съезды и другие мероприятия, был вицепредседателем губернской санитарной комиссии. Доброславин принимал активное участие в работе Пироговских съездов, был председателем секции гигиены I съезда.

Возглавил первую кафедру гигиену в 1871 году в Петербургской медико-хирургической академии, создал научную лабораторию, заложил основы военной гигиены и гигиены питания, организовал больничное строительство. Много внимания уделял школьной гигиене (школьный режим, парты), гигиене жилищ, исследованию заводов и предприятий (гигиена труда – профессиональная гигиена). Добился организацию водопровода, канализации в Москве.

Основная заслуга Доброславина как преподавателя и ученого заключается не только в его многочисленных работах по общей и военной гигиене (питания, жилищной), оценке методов изучения, статистических и эпидемиологических, назначения работы военных санитарных врачей и др., но и в написании оригинальных учебников и учебных руководств практически по всем проблемам гигиены и санитарии.

Из многих трудов Доброславина нужно отметить его фундаментальное руководство «Гигиена, курс общественного здравоохранения» (1889 г.), «Очерк санитарной деятельности» (1874 г.), «Курс военной гигиены с практическими упражнениями в оной» (1884 г.) и учебник «Военная гигиена» (1885 г.). В них, как и у Эрисмана, четко и убедительно звучал один мотив о социальном, точнее социально-гигиеническом содержании гигиены, хотя Доброславин не только не отрицал, но и способствовал развитию экспериментальной гигиены. Заслуга Доброславина состоит в утверждении гигиены как обязательного предмета преподавания и усовершенствования врачей, введении практических, лабораторных занятий по этому предмету. Гигиена и санитария тесно связаны с практическим здравоохранением - охраной и укреплением здоровья, организацией медицинской помощи.

5.7. Московская гигиеническая школа (Ф.Ф. Эрисмана).

Крупнейшей фигурой среди гигиенистов России был Федор Федорович Эрисман (1842-1915 гг.) Он родился в Швейцарии, в семье сельского пастора. Окончил медицинский факультет Цюрихского университета. Дружба с русскими и женитьба на Сусловой побудили Эрисмана переехать в Россию. В Петербурге Эрисман начал работать как окулист и даже опубликовал научную работу «Влияние школ на происхождение близорукости».

Эрисман опубликовал курс гигиены в трех томах (1872-1877 гг.). В нем, как и в других своих работах, он подчеркивал общественное, я бы даже сказал, социально-гигиеническое направление гигиены.

Эрисман, таким образом, не отрицая экспериментального характера гигиены, выступал лишь против ее санитарно- технического характера. В 1878 г. Эрисман вместе с Н.И. Пироговым, Н.В. Склифосовским и С.П. Боткиным участвовал в Балканской войне.

Эрисман вместе с санитарными врачами Е.М. Дементьевым и А.А. Погожевым осуществил уникальное, единственное в мире исследование санитарных условий и здоровья рабочих фабрик и заводов Московской губернии, охватившее 1080 предприятий со 114 000 работающих. Обследование выявило тяжелейшие условия жизни и труда рабочих.

Эрисмана всегда интересовала школьная или, как она называлась, «училищная» гигиена. Наряду с гигиеническими рекомендациями о создании соответствующих условий обучения и санитарных требований он предложил свою модель школьной парты («парты Эрисмана»), которая внедрялась не только в России, но и в других странах как оптимальный гигиенический вариант. В 1877 г. вышло руководство Ф.Ф. Эрисмана «Профессиональная гигиена, или гигиена умственного и физического труда».

Его основные работы — «Руководство по гигиене» в 3 томах и «Общедоступная гигиена». Эрисман создал гигиеническую лабораторию, которая позже была преобразована в гигиенический институт (с 1927 года — Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана). Создатель основополагающих принципов общественной гигиены и социально-гигиенического направления медицины. Формирование гигиены как области научного знания произошло во второй половине XIX века. В это же время в соответствии с уставами 1863 и 1884 годов гигиена стала предметом преподавания. Важнейшими ее положениями были: «гигиена есть наука об общественном здоровье»;«предупредительной медицине - гигиене - предстоит большое будущее».

Важной вехой в истории гигиены явилось классическое исследование проведенное Ф. Ф.Эрисманом, Е. М. Дементьевым и А. В. Погожевым фабрично-заводских предприятий Московской губернии в 1879-85 годах. Результаты исследований были обобщены в 17 томах. Принципиальные положения гигиены и материалы проведенных исследований были обобщены Ф. Ф. Эрисманом в трехтомном «Курсе гигиены» (1887-88) и «Кратком учебнике по гигиене» (1898).

Ф. Ф. Эрисман проявил себя в Московском университете как блестящий организатор. По его плану и под его руководством был построен на Девичьем Поле Гигиенический институт (1890). В 1891 году при институте создана городская санитарная станция, которая анализировала пищевые продукты московских рынков.
Он способствовал рождению в недрах общей гигиены самостоятельных гигиенических наук: гигиены умственного и физического труда, гигиены питания, школьной и коммунальной гигиены.

Московская школа гигиенистов была создана Федором Федоровичем Эрисманом (1842—1915). В 1881 г. Ф. Ф. Эрисман был избран приват-доцентом кафедры гигиены медицинского факультета Московского университета. Он много работал в области гигиены детей и подростков (до сих пор известна универсальная парта Эрисмана), социальной гигиены, заложил основы изучения влияния средовых факторов на здоровье подрастающего поколения, доказал, что физическое развитие может выступать в качестве показателя санитарного благополучия детского населения.

5.8. Становление санитарной статистики. Общая характеристика состояния здоровья населения (Е.Е.Осипов; П.И Куркин, И.В. Попов, А.М. Мерков). Организация первой переписи населения (1897 г.).

Статистика санитарная - медицинская статистика, отрасль социальной статистики и одновременно раздел социальной гигиены и организации здравоохранения как научной дисциплины. В санитарной статистике выделяют статистику здоровья населения, изучающую санитарно-демографические процессы, динамику заболеваемости, физического развития, и статистику здравоохранения (учёт и анализ медицинской сети, деятельности и кадров медико-санитарных учреждений). Как научный раздел развивается с 19 в., в России это развитие в значительной степени связано с земской медициной.

Развитие санитарного направления в земской медицине обусловило введение в ряде губерний должностей санитарных врачей, а также земских санитарных бюро. К концу XIX в. в земствах было уже 23 санитарных бюро, первым санитарным врачом России (1872 г.) стал земский врач Пермской губернии Иван Иванович Молессон (1842—1902 гг.).

В 1880-е гг. передовым центром земской медицины стала Московская губернская Московская медико-санитарная организация явилась экспериментальной базой и школой для других земских организаций. Ее деятельность отличали: неразрывная связь лечебной и санитарной работы, строительство образцовых участковых лечебниц, разработка и внедрение единой номенклатуры болезней, систематическая текущая регистрация заболеваемости в процессе оказания медицинской помощи, карточный способ регистрации, внедрение бесплатной медицинской помощи. Вся земская Россия равнялась на земскую медицинскую организацию Московской губернии.

В те годы ею руководил Евграф Алексеевич Осипов (1841 —1904 гг.) — один из основоположников земской медицины и санитарной статистики. Евграф Алексеевич, окончил уфимскую гимназию, поступил на филологический факультет Казанского университета, но позднее перевёлся на медицинский факультет. Его учителем на факультете был Пётр Францевич Лесгафт, вместе с Осиповым учился и Иван Иванович Моллесон — первый российский санитарный врач. Позднее они работали в соседних уездах в Самарской губернии. Он разработал «Программу санитарного исследования Московской губернии» и опубликовал капитальное исследование «Статистика болезненности населения Московской губернии за 1878—1882 гг.», основанное на изучении 642 582 больничных карт, отразивших работу земских лечебных учреждений Московской губернии за пять лет. Вместе с П.И. Куркиным и И.В. Поповым он составил классический труд по общественной медицине — «Русская земская медицина» (1899 г.). В начале 1890-х гг. вышли в свет семь томов «Земско-медицинского сборника» (составитель Д.Н. Жбанков), в котором подведен итог развития земской медицины в России за четверть века.

Куркин Петр Иванович 28.III.1858-19.XII.1934. Родился в г. Клин Московской губ. Окончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (1882), медицинский факультет Московского университета (1886). Профессор (1926). Автор многих научных работ, в т.ч. 9 монографий, посвященных практически всем разделам санитарной статистики.

Создал первую схему санитарно-статистических исследований, в которой определил содержание санитарной статистики как самостоятельной научной дисциплины, основные ее отрасли, объекты и источники наблюдения, методы обработки и анализа статистических данных, сформулировал цели и задачи советской санитарной статистики. Глава санитарно-статистического отделения Московского губернского земства (1896-1916). Начал научную деятельность в области демографической и санитарной статистики (1890-е гг.). Включился в работу по созданию советской санитарной статистики; возглавлял статистический отдел Московского санитарного бюро, работал научным консультантом отдела здравоохранения ЦСУ (1918-1929), статистической секции Наркомздрава РСФСР (1919-1928). Заслуженный деятель науки РСФСР (1928).

Попов Иван Васильевич (1855—1927), видный деятель земской медицины. В 1885—91 гг. работал сан. врачом Можайского, Рузского, Звенигородского уездов Московской губернии. В 1891—95 гг. был ближайшим сотрудником основоположника земской медицины Е. Осипова, которого и сменил в 1895 г. на посту зав. Сан. бюро Московского губернского земства. Последним Попов руководил до 1914 г. Бессменный член правления Пироговского об-ва, участник всех Пироговских съездов.

Аркадий Михайлович Мерков - российский санитарный статист, специалист в области социальной гигиены и медицинской демографии, профессор, доктор медицинских наук. После окончания университета А.М. Мерков начал свою врачебную деятельность как организатор здравоохранения - заведовал рядом окружных отделов здравоохранения, а в 1929-1930 гг. был инспектором Наркомздрава Украинской ССР. Уже в эти годы появляются его статьи, освещающие различные вопросы состояния здоровья населения, опубликованные в 1925-1929 годах в журналах "Профилактическая медицина" и "Украинский медицинский вестник". В 1929 году вышла в свет более крупная его работа на эту тему - "Очерк санитарного состояния Подолии". Аркадий Михайлович был автором ряда статей по классификации и номенклатуре болезней и причин смерти, одним из инициаторов сближения советской классификации с международной и перехода на нее, что имело огромное значение для анализа причин смерти населения.

Много лет А.М. Мерков занимался вопросами статистики онкологических заболеваний, будучи пионером этого раздела санитарной статистики в нашей стране. Ему принадлежит значительное число работ, монография "Краткая методология статистического изучения рака" (1931) методического пособия для врачей-онкологов "Статистическое изучение злокачественных новообразований", написанного совместно с А.В. Чаклиным (1962), работы по истории санитарной статистики "Итоги развития санитарной статистики на Украине", "Санитарная статистика в Союзе ССР за 40 лет.

Самостоятельным направлением в научном творчестве А.М. Меркова была демографическая статистика. Ему принадлежит краткий учебник для врачей "Демографическая статистика", "Практикум по демографической статистике". И сейчас демографы обращаются к подготовленной им и вышедшей двумя выпусками (в 1959 и в 1961 годах) работе "Санитарно-демографические материалы зарубежных стран".

Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года — всеобщая перепись населения Российской империи (без Великого княжества Финляндского за пределами Гельсингфорса), проведённая 28 января 1897 года путём непосредственного опроса всего населения на одну и ту же дату, в соответствии с Высочайше утверждённым в 1895 году «Положением о Первой всеобщей переписи населения Российской Империи». Инициатором проведения переписи выступил русский географ и статистик П. П. Семёнов-Тян-Шанский.

Перепись 1897 года оказалась первой и единственной всеобщей переписью населения Российской империи. Она обошлась государству в 7 млн рублей. Результаты переписи были опубликованы в 89 томах (119 книг) под заглавием «Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года»

По Положению от 5 июня 1895 года, перепись должна была собирать 14 признаков о каждом лице, живущем в пределах страны — 1) имя, 2) семейное положение, 3) отношение к главе хозяйства, 4) пол, 5) возраст, 6) сословие или состояние, 7) вероисповедание, 8) место рождения, 9) место приписки, 10) место постоянного жительства, 11) родной язык, 12) грамотность, 13) занятие, 14) физические недостатки.

Затем ещё были добавлены вопросы о положении по воинской повинности; вопрос о грамотности разбивался на два: «умеет ли читать и где обучался» и вопрос о занятиях был расчленён на «главные и побочные», а также был введён вопрос «об отсутствии». Учёт проводился по трём категориям населения: наличному, постоянному (осёдлому) и приписному.

6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях).

Основная литература

1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа:

http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415030.html

Дополнительная литература

1.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский – М., 2010. – 528 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html.

ЗАНЯТИЕ 22

1.Тема и ее актуальность. Достижения мировой и отечественной медицины в ХХ-ХХ1вв. Международное сотрудничество. Развитие теоретической медицины.

Изучение достижений мировой и отечественной медицины в ХХ-ХХ1вв. имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, позволяет ознакомиться с достижениями выдающихся ученых в развитии теоретической медицины в России.

2. Цель занятия. Раскрыть задачи истории медицины как науки и предмета преподавания. Показать основные аспекты развития медицины и достижения мировой и отечественной медицины в ХХ-ХХ1в. Развитие теоретической медицины.

знать:

- важнейшие достижения мировой и отечественной науки в ХХ-ХХ1в.

- лауреатов Нобелевской премии в области медицины и физиологии.

- развитие теоретической медицины;

уметь:

– использовать литературу для подготовки реферативных сообщений,

– работать с аудиторией

владеть: ОК-1,ОК-3,ОК-5.

3. Контрольные вопросы

1. Достижения отечественной медицины в ХХ-ХХ1в.
2. Международное сотрудничество.
3. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
4. Общество Красного Креста и Красного полумесяца
5. Нобелевская премия. Лауреаты Нобелевской премии в области медицины и физиологии.
6. Антибиотики (А. Флеминг, Э. Чейн, С.Я. Ваксман). Генетика и молекулярная биология: установление структуры ДНК (1953 г. Дж. Уотсон и Ф. Крик).
7. Генетика и молекулярная биология: установление структуры ДНК (1953 г. Дж. Уотсон и Ф. Крик).
8. Развитие химии и биологии и их влияние на медицину. Витаминология (Н.И.Лунин).
9. Развитие теоретической медицины. Физиология.
10. И.П. Павлов – выдающийся отечественный физиолог
11. Борьба с инфекционными заболеваниями. Вакцинопрофилактика (А.А.Смородинцев, М.П.Чумаков. Н.И. Нисевич).
  4.Темы реферативных сообщений
1. Общество Красного Креста и Красного полумесяца
2. Международное сотрудничество. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
3. И.П. Павлов – выдающийся отечественный физиолог

Информационный блок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.92.165 (0.01 с.)