Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восточные славяне. Врачевание и гигиенические традиции. Магические приемы врачевания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине IX в. К этому времени на Руси сформировались раннефеодальные отношения. Древние славянские города Киев, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Псков, Новгород становились крупными' центрами ремесла и торговли. Важнейшей торговой артерией древней Руси был «великий путь из варяг в греки», который связывал Русь со Скандинавией и Византией. Важным событием в истории Руси было принятие христианства в качестве государственной религии в 988. г. при князе Владимире (978—1015). Этот серьезный политический акт не был случайным событием: возникновение социального неравенства и формирование классов явились объективными историческими предпосылками для замены языческого многобожия монотеизмом. Христианство на Руси было известно с IX в. Многие приближенные князя Игоря (912—945) были христианами. Княжившая после Игоря его жена Ольга (945—969) посетила Константинополь и приняла крещение, став первым христианским монархом на Руси. Большое значение для распространения идей христианства в Киевской Руси имели ее давние связи с Болгарией — посредницей в передаче культуры, письменности:и религиозной литературы. К концу X в. Киевская Русь уже вошла во взаимодействие с византийской экономикой и христианской культурой. Начало русской культуры лежит в глубоком самостоятельном развитии восточнославянских народностей, начиная с антских племен (VI в.) и походов славянских племен на Византию. Культура, созданная в VI веке антскими племенами, послужила основой для богатой и яркой культуры Киевской Руси. Высокая культура Киевского государства, видное место его в международных отношениях явились итогом многовековой истории славянских племен, существовавших до IX века. Во второй половине IX в. восточные славяне объединились в могучее феодальное государство — Киевскую Русь, игравшее выдающуюся роль в политической и культурной жизни Европы того времени. Киевская Русь включала в себя государства Славию, которая возникла на Новгородской земле и Куявию, - на Киевской земле. Феодальный общественный строй в Киевской Руси развился непосредственно из общинного родового строя, минуя рабовладельческие отношения. Ремесло отделялось от сельского хозяйства, возникали и росли города — ремесленные и торговые центры, распадались общины, выделялась богатая, организованная в дружины верхушка (князья, бояре, дружина), эксплуатирующая закабаленных и зависимых людей. Общество распалось на классы. Появились феодальные отношения, феодальная форма господства и подчинения. В этот период совершалось превращение свободных крестьян-общинников, ранее плативших дань князьям, в подневольных крестьян, подчиненных власти князей-феодалов. В Киевской Руси возникли и стали развиваться феодальные государство и право, формировались политические взгляды господствующего класса. Важной составной частью феодальной надстройки в конце X — XI вв. было христианство (988). Введение христианства на Руси исторически было прогрессивным явлением, способствующим объединению княжеств, установлению и развитию экономических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими европейскими государствами. Вместе с христианством, пришедшим на Русь более 1000 лет назад, она унаследовала высокие духовно-нравственные ценности, которые проявлялись в милосердии, сострадании, в служении ближнему. Христианство приняло врачевание под свое непосредственное покровительство. Наряду с распространением переводных, преимущественно, греческих сочинений, были созданы оригинальные литературные и исторические произведения. Вместе с христианством появились замечательные произведения зодчества, живописи и прикладного искусства. Богатая и могущественная Киевская Русь была государством высокой и самобытной культуры, свободной, благодаря разносторонним международным связям, от национальной замкнутости и ограниченности. В отличие от стран Западной Европы, Киевская Русь не знала влияния схоластики в науке и образовании. А.И. Герцен называл Киевскую Русь "цветущей и ясной Киевской эпохой". В Киевском государстве наряду с культурой продолжает развиваться и медицина. Зачатки врачевания у восточных славян отмечались еще в первобытно-общинном периоде. Врачеванием занимались светские люди — мужчины и женщины, а также духовенство (главным образом, монахи в монастырях после принятия пострига). Врачевание считалось почетным занятием, многочисленные письменные памятники тому подтверждение. Для светских (вольных) врачевателей была установлена плата за лечение — в отличие от "безмездной" монастырской. Бескорыстным врачевателем слыл лечец Агапит. Среди светских врачевателей были и иностранцы (лечец-армянин Петр Сириянин). Для времени Киевско-Новгородского государства характерно наличие определенного уровня санитарной культуры: общественной, пищевой, личной. Внедрение в быт санитарно-гигиенических мероприятий Киевской Руси опережало соседние с ней страны. При раскопках в Новгороде был обнаружен деревянный трубопровод, бани, относящиеся к X•— XI веку. Простуду, радикулит, остеохондроз лечили в бане, здесь же рожали детей. По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство в X—XIV вв. опережало страны Западной Европы. При археологических раскопках древнего Новгорода найдены документы, относящиеся к 1346 г., в которых сообщается о существовании в Новгороде больниц для гражданского населения и о специалистах-алхимиках, занимавшихся приготовлением лекарств. На территории древнего Новгорода открыты и изучены многоярусные (до 30 настилов) деревянные мостовые, созданные в X—XI вв., более 2100 построек с находящимися в них предметами гигиенического обихода, вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы — одни из древнейших в Северной Европе (рис. 68). Заметим, что в Германии водопровод был сооружен в XV в., а первые мостовые были положены в XIV в. Неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня, которая издавна считалась замечательным средством врачевания. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и «накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи. Первое описание русской паровой бани содержится в летописи Нестора (XI в.). Спустя столетия известный русский акушер Н. М. Максимович-Амбодик (1744—1812) писал: «Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою... бане» (1783) Были на Руси врачеватели по различным болезням: костоправы, которые лечили вывихи и переломы втиранием мазей, а также повивальные бабки, зубоволоки, кровопуски, камнесечцы и др. Внучка Владимира Мономаха Евпраксия Зоя, изучила медицину, читая Гиппократа, Ибн-Сину и др. В XII веке она написала трактат по медицине под названием "Мази госпожи Зои-царицы", состоявший из пяти разделов: "Гигиена вообще", «Гигиена брака, беременной и новорожденного", "Гигиена питания", "Наружные болезни", "Внутренние болезни". В трактате имеются сведения и по зубоврачеванию: описывается прорезывание зубов у младенцев и меры, принимаемые при этом лечение зубной боли, устранение запаха изо рта и рекомендации по лечению различных болезней полости рта. Трактат Евпраксии Зои хранится во Флорентийской библиотеке Лоренцо Медичи, а микро фильм рукописи, полученной в 1955 году профессором Б.Д. Петровым, находится в Российской государственной библиотеке. Во многих рукописных источниках значительное место уделяется зубным болезням и их лечению: заговоры, заклинания, применение лекарственных средств (полоскания настоями трав, припарки семенами, компрессы, использование камфары). В Древней Руси было распространено лечение при помощи дерева. Считалось, что дереву можно передать свою болезнь, или получить от него силу. При зубной боли отыскивали в лесу старый дуб, сдирали с его веток кору, и, вымочив ее в роднике, носили в ладанке. Под целебными деревьями укладывали больных, поили их отваром листьев, окатывали с них водой детей, при зубной боли грызли деревья». В древнерусской литературе XII в. имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными. В то же время врачевание в древней Руси не было церковной монополией: наряду с монастырской существовала и более древняя народная (мирская) медицина. Однако на этом этапе истории языческие врачеватели (кудесники, волхвы, ведуны и ведуньи) объявлялись служителями дьявола и, как правило, подвергались преследованиям. В Киевской Руси существовали различные взгляды на возникновение, развитие и лечение болезней. Церковь не смогла уничтожить языческие обряды и культ и старалась заменить их христианскими. На болезнь смотрели, с одной стороны, как на гнев идолов, сил природы, с другой — как на наказание всевышнего. Поэтому и лечение, соответственно, включало в себя или исполнение языческих обрядов, или христианских (молитвы, строительство храмов и др.). В русских летописях, наряду с описаниями болезней князей и представителей высшего сословия даны ужасающие картины эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли "мором", "повальными болезнями". Когда эпидемия охватывала все селение или город, на дорогах, ведущих к нему, организовывали заставы, в лесах устраивали засеки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.007 с.) |