Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение инфекционных заболеваний (Д.Ф. Лямбль, О. Обермейер, Т. Эшерих, Э.Клебс, Р. Пфейффер, Э. Пашен и др.).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Учение об инфекционных болезнях уходит в глубь веков. Представление о заразности таких болезней, как чума, оспа, холера и многие другие, зародилось еще у древних народов; задолго до нашей эры уже применялись некоторые простейшие меры предосторожности в отношении заразных больных. Однако эти отрывочные наблюдения и смелые догадки были весьма далеки от подлинно научных знаний. Уже в Древней Греции некоторые философы, например Фукидид, высказывали мысль о живых возбудителях («контагиях») инфекционных болезней, но эти ученые не имели возможности подтвердить свои предположения какими-либо достоверными фактами. Выдающийся врач древнего мира Гиппократ (около 460— 377 гг. до н. э.) объяснял происхождение эпидемий действием «миазм» — заразных испарений, которые будто бы могут вызвать ряд болезней. Передовые умы человечества даже в условиях средневековой схоластики справедливо отстаивали идею о живой природе возбудителей заразных болезней; например, итальянский врач Фракасторо (1478—1553) развил стройное учение о контагиях болезней и о способах их передачи в своем классическом труде «О контагиях и контагиозных болезнях» (1546). Голландский естествоиспытатель Антоний ван Левенгук (1632—1723) сделал в конце XVII века весьма важное открытие, обнаружив под микроскопом (который был им лично изготовлен и давал увеличение до 160 раз) различные микроорганизмы в зубном налете, в застоявшейся воде и настое из растений. Так был открыт невидимый глазу мир микробов, многие из которых могли, очевидно, явиться возбудителями болезней. Свои наблюдения Левенгук описал в книге «Тайны природы, открытые Антонием Левенгуком». Но даже и после этого открытия идея о микробах как возбудителях инфекционных болезней долгое время не получала еще необходимого научного обоснования, хотя опустошительные эпидемии неоднократно развивались в различных странах Европы, унося тысячи человеческих жизней. На протяжении многих десятилетий (в XVII и XVIII столетиях) наблюдения над эпидемиями инфекционных болезней, поражающими большое количество людей, убеждали в заразности этих заболеваний. Исключительно важное практическое значение имели работы английского ученого Эдуарда Дженнера (1749—1823), разработавшего высокоэффективный метод прививок против натуральной оспы. Выдающийся отечественный врач-эпидемиолог Д. С. Самойлович (1744—1805) доказал заразность чумы при близком соприкосновении с больным и разработал простейшие способы дезинфекции при этом заболевании. Лишь в 40— 50-х годах XIX столетия были впервые открыты патогенные для человека микробы. Великие открытия французского ученого Луи Пастер а (1822—1895) убедительно доказали роль микроорганизмов в процессах брожения и гниения, в развитии инфекционных болезней. Работы Пастера объяснили действительное происхождение инфекционных болезней человека, они явились экспериментальной основой асептики и антисептики, блестяще разработанных в хирургии Н. И. Пироговым, Листером, а также их многочисленными последователями и учениками. Огромной заслугой Пастера явилось открытие принципа получения вакцин для предохранительных прививок против инфекционных болезней: ослабление вирулентных свойств возбудителей путем особого подбора соответствующих условий для их культивирования. Пастером были получены вакцины для прививок против сибирской язвы и бешенства. Великие заслуги Пастера перед человечеством навсегда сохранятся в истории мировой науки. Немецкий ученый Леффлер доказал в 1897 г. принадлежность возбудителя ящура к группе фильтрующихся вирусов. Необходимо отметить, что вплоть до середины прошлого века многие инфекционные болезни, носившие название «лихорадок» и «горячек», совершенно не дифференцировали. Лишь в 1813 г. французский врач Бретанно высказал предположение о самостоятельности заболевания брюшного тифа, а в 1829 г. Шарль Луи дал весьма детальное описание клиники этой болезни. В 1856 г. из группы «горячечных болезней» были выделены брюшной и сыпной тифы с четкой характеристикой этих совершенно самостоятельных заболеваний. С 1865 г. стали признавать отдельной формой инфекционного заболевания и возвратный тиф. Все эти болезни получили в клинических лекциях выдающихся русских терапевтов С. П. Боткина и А. А. Остроумова исключительно полное и яркое освещение. Мировая наука по достоинству оценивает заслуги известного русского клинициста-педиатра Н. Ф. Филатова (1847— 1902), внесшего существенный вклад в изучение детских инфекционных болезней, а также Д. К. Заболотного (1866— 1929), который провел ряд важных наблюдений в области эпидемиологии особо опасных болезней (чума, холера). В работах нашего соотечественника Н. Ф. Гамалеи (1859— 1949) нашли отражение многие вопросы инфекции и иммунитета. Вилем Душан Ламбль, Душан Фёдорович Лямбль работал под началом Йозефа фон Лёшнера, в соавторстве с ним опубликовал «Наблюдения и исследования в области патологической анатомии и гистологии» 1860). С 1860 г. работал в России, профессор Харьковского, а с 1871 г. Варшавского университетов. В 1863 г. путешествовал по Кавказу с целью изучения местных минеральных источников. Имя Ламбля, прежде всего, связывается с впервые описанными им в 1859 г. возбудителями лямблиоза, которых он назвал Cercomonas intestinalis, — в дальнейшем Чарльз Уорделл Стайлз переименовал эту бактерию в Giardia lamblia в честь Ламбля и Альфреда Жиара, по-русски она чаще называется лямблией. Кроме того, именем Ламбля названы «лямблевские ворсинки» — симптом поздней фазы абактериальных форм эндокардита. Доктор Отто Обермайер, исследуя кровь больного тифом, обнаружил в его крови странные спиралевидные извивающиеся существа, по размерам в два-три раза превышающие красные кровяные шарики. Через пять лет он продемонстрировал перед научной общественностью "эти тончайшие самостоятельно передвигающиеся в крови нити", в которых сразу увидел возбудителей возвратного тифа. Возвратный тиф не имеет ничего общего ни с брюшным, ни с сыпным тифом, ибо при двух последних в крови больных упомянутые спирохеты не обнаруживались. Обермайер исследует выделения больных холерой и кусочки ткани, взятой при вскрытии умерших от холеры, он ищет "заразное начало" холеры, того самого возбудителя, которого удалось обнаружить только спустя 20 лет Роберту Коху. Он совершил эксперимент на себе, стоивший ему жизни. Хотел найти прививку, предохраняющую от холеры. В возрасте всего лишь 31 года, Обермайер скончался, пав жертвой собственного эксперимента. Он был одним из самых благородных людей своего времени. Обермайер не успел произвести решающего эксперимента, определяющего инфекционную способность крови больного возвратным тифом. Немецкий педиатр Т. Эшерих (T. Escherich, 1857–1911), выделил из кишечника детей который назвал ее Bact. coli commune. В 1937 микроорганизм был назван в честь Эшериха Escherichia coli и включен в семейство Enterobacteriaceae, в 1958 решением Международного комитета по номенклатуре бактерий признан типовым родом этого семейства. Эдвин Клебс (1834-1913), немецкий врач и патолог, известен благодаря своим работам в области бактериологии. В 1884 г. вместе с Фридрихом Леффлером (Loffler) открыл микроб, вызывающий дифтерию. Был профессором в Европе и США. Его исследования включают непосредственное наблюдение туберкулеза, сифилиса и малярии. 1894 г. В.И. Исаев и Р. Пфейффер получили антитела, лизирующие холерные вибрионы, и описали специфическое растворение холерных вибрионов (бактериолиз) в брюшной полости иммунизированной морской свинки. Бактерии рода Haemophilus (любящий кровь) были впервые описаны М.И. Афанасьевым в 1891 г., а через год они были обнаружены Р.Пфейффером и С.Кизото у больных пневмонией во время вспышки гриппа. Таким образом этот возбудитель заболеваний человека известен более 100 лет. Это явление, получившее название «феномен Исаева —Пфейффера», оказалось сугубо специфичным по отношению к различным видам возбудителей и составило сущность бактериолитического иммунитета. Возбудителя натуральной оспы в отделяемом везикул открыл немецкий бактериолог Э. Пашен (1906). Понадобилось почти 200 лет для того, чтобы человечество проделало путь от открытия Дженнера до открытия вируса натуральной оспы. Открытие новых клинических методов исследования (ЭКГ, ЭЭГ и др.). Электрокардиограф построил и впервые применил Виллем Эйнтховен, он же является отцом всей современной кардиографии. Первые же записи электроактивности сердца сделал Габриэль Липпман, его записи были несинхронными монофазными кривыми и, в общем, сами по себе интересны только тем, что указали на возможность существования ЭКГ как метода. Вклад Эйнтховена настолько велик - и в прибор и в метод - что в 1924 году он получил Нобелевскую премию в области медицины как создатель электрокардиографа и электрокардиографии. Новые открытия в нейрофизиологии и нейропсихологии подвигают исследователей в область влияния на биологические ритмы организмов. Биоритмология в настоящее время накопила обширные материалы. Если ритмы, имеющие многолетние или хотя бы сезонные циклы проследить трудно, то ритмы дыхания, сердечных сокращений, определяются "на глазок" и "на ощупь" постоянно, но есть иные ритмы, для изучения которых нужны тонкие приборы. Эти ритмы не видны на глаз, но определить их можно - один из таких приборов - электроэнцефалограф изобретен Бергером (H.Berger) в 1929 году. Описанные им альфа, бэта, тэта и дельта-ритмы изучаются физиологами и клиницистами, имеют большое значение для диагностики и лечения некоторых заболеваний.
6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях). Основная литература 1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415030.html Дополнительная литература 1.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский – М., 2010. – 528 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html. ЗАНЯТИЕ 13 1. Тема и ее актуальность. Медицина Западной Европы ХIХ и начала ХХ вв. Изучение развитие медицины Западной Европы ХIХ и начала ХХ вв. имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, позволяет ознакомиться с выдающимися открытиями медицины Западной Европы ХIХ и начала ХХ вв. 2. Цель занятия. Раскрыть задачи истории медицины как науки и предмета преподавания. Показать основные аспекты развития медицины в Западной Европе в ХIХ в. знать: -формы оказания медицинской помощиЗападной Европы XIX - XX вв.; - основоположников реформирования медицинского образования Западной Европы XIX и начала ХХ вв; - основные достижения выдающихся представителей Европейской медицины XIX и начала ХХ вв.; уметь: -использовать литературу для подготовки реферативных сообщений, - работать с аудиторией. владеть: ОК-1,ОК-3,ОК-5. 3. Контрольные вопросы
Информационный блок.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.220 (0.012 с.) |