Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реформы Петра I в области медицины и здравоохранения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие феодального общества в России в XVII веке вступило в новую стадию, которая характеризовалась господством крепостничества, ростом товарного производства, дальнейшим укреплением российского централизованного феодального государства. С XVII века наступил новый период русской истории, когда происходил процесс слияния всех русских областей, земель и княжеств в одно целое, вызываемый концентрированием местных рынков в один всероссийский рынок. С XVII века в России возникли капиталистические отношения и складывалась русская буржуазия- купечество. Однако в стране продолжал господствовать феодально-крепостнический строй, тормозивший развитие буржуазных отношений. Прогрессивную роль в развитии производительных сил и национальной культуры в России, в укреплении централизованного феодального государства сыграли реформы, проведенные Петром I в интересах помещиков и торговцев. В стране сооружались казенные заводы,- прокладывались дороги и каналы, возникали города, создавалась регулярная армия, строился морской флот и т. д. В стране появилось стабильное фабрично-заводское производство (до 200 мануфактур при Петре, до 1,2 тысячи к концу века). По производству чугуна Россия вышла на первое место в мире. Русская парусина способствовала мощи и победам английского флота, самого сильного в ХVIII в. Путем поощрения торговли, создания мануфактур, реформами и другими средствами государство пыталось приспособить феодальные производственные отношения и политический строй к потребностям развития производительных сил общества, создать условия для развития промышленности и торговли, для ликвидации технической и военной отсталости крепостной России. Но экономическое развитие России отличалось противоречивостью. Сельское хозяйство, хотя в нем появились новые черты (наемный труд, аренда земли, начало расслоения крестьян), развивалось в основном экстенсивным путем (расширение запашки, колонизация новых земельных пространств); интенсивные же методы были гораздо менее заметны. В промышленности тоже долгое время и в значительных масштабах применялся принудительный труд крепостных, приписных и других крестьян. Россия в ХVIII - ХIХ вв. благодаря реформам, труду народа в определенной степени ликвидировала разрыв в хозяйственном развитии в сравнении с передовыми странами Европы. Но Россия оставалась аграрной страной, городское население составляло лишь чуть более 4 % В ХVIII в., особенно во второй его половине, в России происходила борьба передовых, материалистических идей наиболее выдающихся представителей русской естественной научной и общественно-философской мысли с реакционными, идеалистическими идеями, которые часто насаждали и поддерживали в России главным образом иностранцы, представители преимущественно немецкой науки. Государственное устройство России тоже испытывало изменения. Она со временем Петра Великого стала империей (1721 г.), вошла в число мировых держав. Петр I и его ближайшие сподвижники добивались свободного выхода к открытым морям, развития отечественной промышленности, прежде всего в области, наиболее важной для обороны страны в горном деле; они стремились к развитию отечественного кораблестроения и морской торговли, к независимости от чужеземных посредников. Петр I беспощадно искоренял отсталость в военном деле, в экономике, в культуре и быту. Значительные преобразования в медицинской службе России произошли в XVIII веке. Из них наиболее важные связаны с деятельности крупного государственного деятеля, реформатора и полководца, первого императора на Российском престоле Петра I. Петр I, наряду с вопросами общего государственного устройства, особо интересовался вопросами медицины и постановкой медицинского дела за границей через своих послов и во время своего путешествия. Он лично познакомился с Левенгуком, Бургавом и Рюишем, известными голландскими учеными. При непосредственном участии Петра началось развертывание госпиталей и обучение при них врачей. Так в Москве, в 1707 году был открыт госпиталь в Лефортове, который существует теперь как главный госпиталь Вооруженных Сил имени Н. Бурденко. Подготовка медицинских кадров осуществлялась в госпитальных школах (с 1707 г.), медико-хирургических училищах (с 1786 г.), в Петербургской и Московской медико-хирургических академиях. К началу XVIII в. относится реформа Петра I по упорядочению аптечного дела в России. Бесконтрольная продажа лекарств нередко приводила к несчастным случаям - отравлениям сильнодействующими и ядовитыми веществами. И, несмотря на то, что с 1672 г. существовал соответствующий указ, в 1701 г. вводится новый указ о запрещении зелейным и москательным лавкам торговать лекарствами. Стала появляться отечественная печатная фармацевтическая литература, в том числе и так называемые "Домашние аптеки", то есть списки лекарств, которыми можно было пользоваться без назначения врача, с указанием, в каких случаях какое лекарство употреблять, и приложением рецептов. Петр I, являясь членом Парижской Академии наук, имел обширные знания в области техники, был хорошо знаком с естественными науками и понимал огромное государственное значение медицины. Он сам изучал анатомию, перевязывал раны, умело производил некоторые хирургические операции: пункцию живота, кровопускание и др. Часто посещал операции, производимые в госпиталях, присутствовал на вскрытиях. Он прослушал курс в Лейденском университете, там же познакомился с лучшими больницами, анатомическими музеями, выдающимися врачами. В Голландии он приобрел знаменитую анатомическую коллекцию «монстров» (рожденных с пороками развития), ставшую основой первогоанатомического музея России — «Кунсткамеры». Со всех стран собирали в «кунсткамеру» раритеты и «монстров», старинные книги и т.д. Петр не жалел на это денег. Одновременно создавалась и Публичная библиотека, костяк которой состоял из книг Аптечного приказа. В 1719 г. «Кунсткамеру» и Публичную библиотеку открыли. Интересно выступление Петра I по этому поводу: «Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придет с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем–нибудь иным в самих этих комнатах». При Петре I положено начало применению целебных минеральных источников. Стали использовать и изучать лечебное применение вод минеральных источников в Олонецком крае, Липецке и Старой Руссе. Рациональное их использование регламентировали «дохтурские правила». В начале XVIII века был открыт первый завод (мастерская) по производству хирургических инструментов. Также был введен надзор за продажей пищевых продуктов и мяса на рынках. Продавцам предписывалось ношение специальной одежды: «… носили бы белый мундир и наблюдали бы во всем чистоту». Проводились мероприятия санитарного характера Высокая заболеваемость и смертность населения России, особенно детская смертность, беспокоили лучших представителей медицины. Петр ввел регистрацию рождений и смертей, поручив это дело церковнослужителям, а также проведение ревизских сказок-переписей людей для выявления рекрутов. Он позаботился об открытии приютов для подкинутых детей, издав в 1715 году указ, в котором говорилось о запрете под страхом смерти убивать детей и необходимости сдавать в приют. Большим событием в развитии медицины и фармации в России явилось открытие в 1725 г. Академии наук, которое было подготовлено Петром I. во главе с президентом Лейб-медиком врачом Лаврентием Блюментрост. Царь сумел привлечь к работе в Академии крупнейших европейских ученых: математиков Эйлера и Гольдбаха, физика Крафта, историка Миллера и других. Российская Академия наук становится одним из основных центров российской и европейской науки. В XVIII столетии, в период осуществления больших преобразований в экономике, науке, культуре и медицине, совершенствовались и органы управления здравоохранением: в 1721 г. появилась Медицинская канцелярия, в 1763 г. — Медицинская коллегия. Открытие госпитальных школ (Н. Бидлоо). Основной заботой Петра I оставалось создание национального медицинского образования. Для армии, флота, многих других государственных нужд необходимо было большое количество врачей. Проблема подготовки врачей была решена в России в XVIII в. путем создания госпитальных школ — первых высших медицинских учебных заведений в России, подобных которым в то время не имела ни одна страна. Важнейшим звеном реформ явилось основание Московского госпиталя и лекарской школы при нем. Московский военный госпиталь, при котором тоже была организована госпитальная школа, сохранился до настоящего времени – это ныне Главный военный госпиталь им. Н.Н. Бурденко. В 1707 г. постройка госпиталя была окончена, в него были помещены первые больные, и при нем начала функционировать госпитальная школа – первое высшее учебное медицинское заведение. Таким образом, 1707 г. – это год начала отечественного высшего медицинского образования. Несмотря на такие простые названия, как «школа», «медико–хирургическое училище», подготовка в них не уступала подготовке в европейских университетах. В госпитальных школах обучение было практическим: учащиеся непосредственно участвовали в лечении больных. Выделялись палаты для «разобрания анатомического тела человеческого» и предписано было вскрывать трупы. В дальнейшем анатомические вскрытия были продолжены в анатомических театрах, открытых в госпитальных школах. Обязательное привлечение медицинских врачей для вскрытия трупов при насильственной смерти было определено Воинским уставом Петра I в 1716 г. С выходом же указа 1746 г. занятия на трупах приняли характер обязательных. Будущие лекари получили возможность приобретать навыки в производстве вскрытий, а объяснения «докторов» и «операторов» должны были расширять представления о существе болезней и причинах смерти. Проведение анатомических вскрытий было прогрессивным явлением для того времени, так как в Западной Европе продолжала господствовать средневековая схоластика, запрещающая проводить анатомические вскрытия и тормозившая развитие медицинской науки. В петербургском госпитале, находившемся в ведении Блюментроста Лаврентия, было расширено преподавание – преподавались внутренние болезни, судебная медицина и латинский язык. Были введены «истязания» (экзамены), в инструкции к ним. В госпитальных школах полностью отошли от метода обучения в европейских университетах, сохранявшего черты средневековой схоластики: книжно–словесное обучение, заучивание текстов, «диспуты» по заученным текстам. В обязанности обучающихся было введено приготовление лекарств. В большом объеме преподавалась и «материя медика» – курс, включавший в себя фармакогнозию, фармакологию, фармацию, а впоследствии и ботанику. Занятия по этим дисциплинам проводились в госпитальных палатах и в ботанических садах. Один из них, созданных для этих целей Петром, сохранился до настоящего времени (Ботанический сад Российской академии наук). Аптекарскому делу Петр уделял большое внимание. Им был издан указ об открытии «вольных» (то есть частных) аптек для обслуживания населения под контролем аптекарской канцелярии. Подготовленные врачи использовались на военной службе в войсках и во флоте были учреждены должности дивизионных и полковых врачей, ротных фельдшеров, были разработаны мероприятия по санитарному обеспечению войск – о карантинах, о гигиенических предосторожностях на походе и др. Руководство первым высшим медицинским учебным заведением было возложено на лейб–медика Н. Бидлоо, голландского врача, получившего степень доктора в Лейденском университете, человека весьма одаренного, искусного врача и хирурга. Но важнее всего было то, что он всей душою предан был своему госпиталю и училищу и полагал в нем «всю свою гордость и всю славу». Н. Бидлоо, опираясь на поддержку Петра I, показал себя способным администратором и организатором лечебного дела. Н.Бидлоо был и талантливым педагогом. Составленные им учебные пособия по анатомии и хирургии на протяжении многих десятилетий были учебниками русских врачей. Лейб–медик прекрасно осознавал, что на него возложена Петром I задача государственной важности – создание российского медицинского образования. Строго контролировался отбор в госпитальную школу. Так как преподавание велось на латинском языке, Н. Бидлоо предложил отбор учащихся вести из духовных славяно–греко–латинских школ. Окончившие эти школы знали языки и хорошо были подготовлены по многим дисциплинам: риторике, философии, математике, истории и т.д. Срок обучения составлял 2–3 года и после успешной сдачи экзаменов присваивалось звание подлекаря, а еще через 2–3 года они сдавали «генеральный» экзамен и получали диплом лекаря. «Генеральный» экзамен в основном проводили по хирургии, которой в госпитальных школах уделялось особое внимание. Лекари должны были вести «скорбные листы» (истории болезни). Учение длилось 5, 7 и даже 10 лет. Ученикам госпитальных школ жилось очень тяжело, так что нередко они предпочитали бегство продолжению учения; из первых 50 учеников Бидлоо 8 сбежали. С учениками обращались с чрезмерной жестокостью: били батогами, заковывали в кандалы, сдавали в солдаты. Госпитальные школы были открыты в Петербурге, Кронштадте, Колыно–Воскресенске (Сибирь) и других городах. Всего за время их существования (до организации медико–хирургических училищ в 1786 г. и открытия медико–хирургических академий в Москве и Петербурге) было подготовлено более 3 тысяч высокообразованных врачей. Среди преподавателей и выпускников госпитальных школ были выдающиеся ученые, составившие гордость российской науки, основатели научных медицинских школ: К. Щепкин (анатомия), П. Шумлянский (гистология), П. Загорский (анатомия), Н. Максимович–Амбодик (акушерство) и многие другие. Таким образом, время Петра I сыграло большую роль в развитии отечественного медицинского образования. Несмотря на тяжелое для России время царствования Анны Иоановны и «биронщины», обучение медиков смогло выстоять и с новой силой развиться при Елизавете Петровне в связи с организацией Московского университета. Успешная деятельность госпитальных школ сняла остроту проблемы обеспечения армии и флота отечественными докторами и лекарями. Если в начале века общее число врачей и лекарей не превышало 150 и преимущественно это были иностранцы, то к концу века их было уже около 1500, с преобладанием «природных россиян». Что касается терапевтической и иной медицинской помощи городскому населению, прежде всего в столицах, потом в губернских и уездных «знатных городах», то ее на протяжении этого столетия оказывали преимущественно доктора медицины, окончившие европейские университеты и получившие после соответствующего испытания в Медицинской канцелярии право на врачебную практику. Во второй половине 18-го века к городовым врачам добавились уездные врачи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.141 (0.014 с.) |