Общая характеристика состояния медицины Средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика состояния медицины Средневековья



Эпоху становления и развития феодализма в Западной Европе (5— 13 вв.) обычно характеризовали как период упадка культуры, время господства мракобесия, невежества и суеверий. Само понятие «средневековье» укоренилось в сознании как синоним отсталости, бескультурья и бесправия, как символ всего мрачного и реакционного. В атмосфере средневековья, когда молитвы и святые мощи считались более эффективными средствами лечения, чем лекарства, когда вскрытие трупа и изучение его анатомии признавались смертным грехом, а покушение на авторитеты рассматривалось как ересь, метод Галена, пытливого исследователя и экспериментатора, был забыт; осталась только придуманная им «система» как окончательная «научная» основа медицины, а «ученые» врачи-схоласты изучали, цитировали и комментировали Галена.

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа: - раннее Средневековье (V-Х вв.) - идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

- классическое Средневековье (XI-XV вв.) - время максимального развития средневековых феодальных институтов;

- позднее Средневековье (XV-XVII вв.) - начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.

Отмеченная суеверием и догматизмом, медицина средневековой Европы не нуждалась в исследованиях. Диагнозы ставились на основе анализа мочи; терапия вернулась к первобытной магии, заклинаниям, амулетам. Лекари применяли немыслимые и бесполезные, а порой даже вредные снадобья. Самыми распространенными методами были траволечение и кровопускание. Гигиена и санитария опустились на чрезвычайно низкий уровень, что послужило причиной частых эпидемий.

Основными лечебными средствами стали молитвы, пост, покаяние. Природа заболеваний уже не связывалась с естественными причинами, считаясь наказанием за грехи. В то же время положительной стороной христианства являлось милосердие, требовавшее терпеливого отношения к больным и калекам. Медицинская помощь в первых больницах сводилась к изоляции и уходу. Методы лечения заразных и душевнобольных представляли собой своеобразную психотерапию: внушение надежды на спасение, уверения в поддержке небесных сил, дополненные доброжелательностью персонала.

Восточные страны стали местом создания медицинских энциклопедий, среди которых самым внушительным по объему и ценности содержания считался «Канон врачебной науки», составленный великим Авиценной. В пяти книгах этого уникального труда обобщены знания и опыт греческих, римских и азиатских врачей. Имевшее более 30 латинских изданий, сочинение Авиценны несколько столетий было обязательным руководством для каждого медика средневековой Европы.

Начиная с X века, центр арабской науки переместился в Кордовский халифат. В государстве, образованном на территории Испании, в свое время работали великие хирурги Ибн Зухру, Ибн Рушд и Маймонид. Арабская школа хирургии основывалась на рациональных методах, проверенных многолетней клинической практикой, свободных от религиозных догм, которым следовала европейская медицина.

Современные исследователи рассматривают средневековые медицинские школы как «луч света во мраке невежества», своеобразный предвестник Ренессанса. Вопреки распространенному мнению, школы лишь отчасти реабилитировали греческую науку, прежде всего посредством арабских переводов. Возврат к Гиппократу, Галену и Аристотелю носил формальный характер, то есть, признавая теорию, последователи отбрасывали бесценную практику предков.

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны - они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.

Западноевропейское Средневековье - это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества. Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов - христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

Если на Востоке культурный подъем I-го тысячелетия н. э. происходил на прочном фундаменте устоявшихся древних культурных традиций, то у народов Западной Европы к этому времени лишь начался процесс культурного развития и формирования классовых отношений. «Средневековье развилось из совершенно примитивного состояния. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию и начало во всем с самого начала. Единственное, что средневековье взяло от погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных, утерявших всю свою прежнюю цивилизацию, городов». (Ф. Энгельс). При этом если на Востоке устоявшиеся культурные традиции позволили длительное время сопротивляться сковывающему влиянию догматики организованных религий, то на Западе церковь, даже подвергшаяся в 5—7 вв. «варваризации», была единственным общественным институтом, сохранившим остатки позднеантичной культуры. С самого начала обращения варварских племен в христианство она взяла под контроль их культурное развитие и духовную жизнь, идеологию, просвещение и медицину. И далее следует говорить уже не о греко-латинской, но о романо-германской культурной общности и византийской культуре, которые шли своими особыми путями.

Истоки и особенности византийской медицины. Образование и медицина.

После падения Западной Римской империи основным наследником поздней античной культуры стала Византия, в состав которой входили страны традиционной культуры: Египет, Месопотамия, Греция, Малая Азия. К 7 в. сокращение территории. Этнический состав пестрый. Готы 5-6 вв., славяне 6-7 вв., арабы 7-9 вв. Преобладающую роль играло греческое население. Сначала до 7 в. государственный язык латинский, с 7 до 1453 - греческий. Император Константин перенес столицу из Рима в Византий. Константинополь. С 4 в.господствующая религия - христианская. Стали возникать монастыри, одной из функций которых было лечение больных и призрение стариков. Наибольщего могущества достигла страна при ЮстинианеI. 9-10 вв. Сильная централизованная феодальная монархия. Византийская церковь в 9 в. стала отстаивать идею равноправия духовной и светской власти. Обращение в христианство соседних народов при помощи церковных миссий Кирилл и Мефодий - Болгария в 865 г., а потом Русь. В 1204 г. в ходе IV крест.похода взят Константинополь и Византийская империя перестала существовать. Возникла латинская империя. В 1261 г. Михаил Палеолог отвоевал Константинополь и восстановил Византийскую империю. Натиск турок-османов. Византия вошла в состав Османской империи. В середине 7 в. византийская культура приобрела черты феодальной культуры. Утрата интереса к естественнонаучным знаниям. В определении прогноза болезней используются астрология, гадание. Компилятивность и традиционность провозглашены принципом познания. Но до 12в. культура Византии выше, чем в Зап.Европе. Поэтому византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний. Позднее стали использовать опыт арабской медицины. На высоком уровне просвещение. Существовали светские, общеобразовательные школы, включающие программу среднего образования (орфография, грамматика, стихосложение, орат.искусство, философия, богословие, этика, политика, экономика, физиология).Потом эти школы закрыты, а последняя якобы в 726 г. сожжена вместе с учителями и книгами.

Функционируют медицинские школы - допускались лица, прошедшие среднее образование. Разрешение на преподавание давалось патриархом. Учебный процесс под контролем. При обучении исходили из представлений Галена. В преподавании практической медицины пользовались трудами Гиппократа, античных и византийских энциклопедистов. Учащиеся школ участвовали в осмотрах больных и их лечении. Власти могли, на врачебную должность определяя, устраивать экзамен. Это практиковалось при замещении врачебной должности в больнице или городского архиатра. Властями решался вопрос прохождения практики.

В середине XI в. в Константинополе открылась высшая школа с юридическим и философским факультетами. В начале XII в. стала преподаваться медицина, а потом факультет. Допускались свободные дискуссии "о пульсе, лихорадках, артериях и венах" и т.д. Это шаг вперед, но осмотры и демонстрации больных не практиковались. Преподавание практической медицины было поставлено хуже, чем в школах при больницах. С усилением богословия византийское естествознание становится полностью книжным: использование эксперимента - крайняя редкость. Составление "Физиологов" и "Шестодневов", где обширные сведения по теоретической и практической медицине, но с большим морализаторством. Позже стали освобождаться от мистического содержания и дополняться практическими рекомендациями. Развитие алхимии, изобретение в 7 в."греческого огня", как следствие утверждение экспериментальной науки.

Эпидемии заставляли власти сохранить со времен Рима городских врачей для бедных. Хоть они и подрабатывали, закон обязывал их бесплатно лечить городскую бедноту. Сохранился со времен Рима и институт городских архиатров и медико-санитарная организация в армии. Большая роль в организации медпомощи, прежде всего сельскому населению, принадлежала церкви. При монастырях проводился прием больных. Строились стационары. Места для призрения. Сооружались и гражданские больницы. Даже по несколько сот коек. Отдельные помещения для заразных. Существовал больничный устав, позднее был принят в древнерусских монастырях. Аптеки, школы послужили примером для многих стран. Византийская медицина, как и другие отрасли византийской культуры, сыграла выдающуюся роль в передаче античного наследия в страны Востока и Европы, особое влияние она оказала на развитие медицины славянских народов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1076; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.34.64 (0.026 с.)