Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5 медицина позднего Средневековья

Поиск

Глава 5 МЕДИЦИНА ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

МЕДИЦИНА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

(XV—XVII вв.)

Характеристика эпохи

В XIV—XV вв. в общественной и культурной жизни Западной Европы, прежде всего Италии, произошли большие перемены. В недрах феодализма формиро­вались новые, буржуазные, отношения. Более прогрессивные формы хозяй­ственного и общественного развития требовали постоянного притока знаний, и ученые обратились к исследованию природы. В противовес схоластическому мировоззрению с его опорой на авторитеты науки стал утверждаться опытный метод. Предпочтение отдавалось наблюдению и точному счету. Царицей наук стала математика.

В этот период изобретались и совершенствовались измерительные приборы и инструменты. Галилео Галилей конструировал телескоп и создавал первый термоскоп (прототип термометра). Николай Коперник разрабатывал гелиоцент­рическую теорию. Поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их мир и человека такими, какими видели их в действительности (рис. 132). Они искали опору в реалистическом искусстве античных авторов,

особенно греков. Вот почему этот куль­турный феномен Позднего Средневеко­вья в Западной Европе получил назва­ние «Возрождение» (итал. Rinascimento; фр. Renaissance) в смысле — «духовное об­новление античности». Зародилось оно в Италии во второй половине XIV в.; в конце XV—XVI столетии распростра­нилось в государствах Западной Евро­пы — Германии, Швейцарии, Нидер­ландах, Франции, Англии, Испании; коснулось Чехии и Польши и стало об­щеевропейской культурой.

Рис. 132. Гирландайо (Доменико Ди Томма-со Бигорди, 1449—1494 гг.). Предполагае­мый портрет графа Франческо Сассетти с внуком (изображена характерная картина ри- нофимы). Париж. Лувр

Идейным содержанием культуры Возрождения стала философия гума­низма (от лат. humanos — человеческий, человечный). В центре мировоззрения гуманистов были человек и реальный земной мир. Гуманисты не выступали против религии и не оспаривали ос­новных положений христианства, они по-прежнему отводили Богу роль твор­ца, приведшего мир в движение, но оставляли за человеком стремление к самосовершенствованию и всесторон­нему развитию личности. Таким обра­зом, культура и науки постепенно приобретали светский характер и стано­вились более самостоятельными и независимыми от церкви. В человеке стали ценить ум, знание и умение, творческую энергию и упорство в достижении цели, волю и чувство собственного достоинства. Идеальный человек — эн­циклопедист и созидатель, творец своей судьбы. «Гуманисты нашли в антич­ности то, что хотели найти: опору своему стремлению построить светскую антропоцентрическую культуру, которая и составляет подлинную сущность Ренессанса»1.

Однако определяющим моментом в развитии новой светской культуры в Западной Европе было «не возрождение античной литературы и искусства само по себе, а факты более глубокого и общего порядка: эмансипация личности от сословно-корпоративной связанности средневекового общества, освобожде­ние человеческой мысли от богословского догматизма, гуманистическое ми­росозерцание, делающее человека мерилом всех вещей, открытие и опытное познание мира — природы и человека, развитие светской гуманистической культуры, науки и искусства»2.

«Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая поро-

1 История мировой культуры: Наследие Запада: Античность, Средневековье. Возрождение:
Курс лекций / Под ред. С. Д. Серебряного. - М.: Изд-во ГГУ, 1998. - С. 332.

2 Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. — Л.: Наука, 1979. —
С. 175.


дила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были... ове­яны характерным для того времени духом смелых искателей приключений. Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы дале­ких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества»1, — писал Ф.Энгельс о выдающихся предста­вителях этой могучей эпохи.

Среди них — виднейшие деятели Раннего итальянского Возрождения: Дан­те Алигьери (1265 — 1321 гг.) — автор «Божественной комедии», и Джованни Боккаччо (1313—1375 гг.) — автор «Декамерона»; поэт Франческо Петрарка (1304—1374 гг.) — родоначальник гуманизма и ренессансной литературы, и Джотто ди Бондоне (1266 — 1337 гг.) — основоположник нового направления в европейском изобразительном искусстве; титаны Высокого и Позднего Воз­рождения Рафаэль Санти (1483 — 1520 гг.) и Микеланджело Буонароти (1475 — 1564 гг.), Тициан Вечеллио (1487— 1576 гг.) и Леонардо да Винчи (см. с. 270); великие писатели Позднего Возрождения Эразм Роттердамский (1496—1536 гг.), Уильям Шекспир (1564—1616 гг.), Мигель де Сервантес (1547 — 1616 гг.) и Лопе де Вега (1562—1635 гг.), и великие врачи Андреас Везалий, Парацельс, Джироламо Фракасторо (см. с. 288) и многие другие.

Поиски новых земель и широкое развитие мореплавания сделали конец XV — начало XVI столетия временем Великих географических открытий. В 1492 г. Христофор Колумб (1451 —1506 гг.) открыл для европейцев Американ­ский континент. В 1498 г. Васко да Гама (1460—1524 гг.), обогнув Африку, впервые прошел морским путем из Европы в Индию. В 1519— 1521 гг. Фернан Магеллан (1480—1521 гг.) организовал первое кругосветное путешествие. С от­крытием новых земель мир сделался в несколько раз больше, нарушились рам­ки национальной обособленности, а вместе с ними и средневековая замкну­тость в экономике, культуре, мышлении. Как антитеза древним цивилизаци­ям, возникали общие понятия «Европа» и «европеец», формировалась обще­европейская культура и общеевропейская христианская цивилизация.

Культура Возрождения, изначально локальная по своим масштабам (охва­тившая лишь Западную Европу), явилась глобальным явлением мировой куль­туры по силе своего воздействия на все последующее социальное и экономиче­ское развитие человечества2. Ренессансная культура обогатила образование и гу­манитарные дисциплины новой проблематикой и новыми методами познания, а в XVI в. оказала мощное влияние на натурфилософию и естествознание.

Основные черты естествознания эпохи Возрождения следующие: 1) гумани­стическое мировоззрение, 2) утверждение опытного метода в науке, 3) раз­витие математики и механики, 4) метафизическое мышление (которое яви­лось шагом вперед по сравнению со схоластическим методом классического Средневековья).

Наряду с динамично развивавшейся культурой Ренессанса, существовали и старые укоренившиеся направления: схоластика оставалась официальной фи-

1 Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. — 2-е изд. — М.: Госпо-
литиздат, 1961. —С. 336.

2 История мировой культуры: Наследие Запада: Античность, Средневековье. Возрождение:
Курс лекций / Под ред. С. Д. Серебряного. — М.: Изд-во ГГУ, 1998. — С. 406.


лософией, господствовавшей в католических университетах, а в народе сохра­нялись традиции сельской и городской культуры1.

Развитие хирургии

В средневековой Западной Европе существовало разграничение между вра­чами (или докторами), которые получали медицинское образование в универ­ситетах и занимались только лечением внутренних болезней, и хирургами, которые научного образования не имели, врачами не считались и в сословие

врачей не допускались.

Согласно цеховой организации средневекового города, хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. На­пример, в Париже, где антагонизм между врачами и хирургами выразился наиболее ярко, хирурги объединились в «Братство св. Косьмы», тогда как вра­чи входили в медицинскую корпорацию при Парижском университете и очень ревностно оберегали свои права и интересы.

Между врачами и хирургами шла неустанная борьба. Врачи представляли официальную медицину того времени, которая все еще продолжала следовать слепому заучиванию текстов и за словесными диспутами часто была далека от клинических наблюдений и стремления анализировать процессы, происходя­щие в здоровом или больном организме.

Ремесленники-хирурги, напротив, имели богатый практический опыт. Их профессия требовала конкретных знаний и энергичных действий при лечении переломов и вывихов, извлечении инородных тел или лечении раненых на полях сражений во время многочисленных войн и походов.

Среди хирургов существовала профессиональная градация. Более высокое положение занимали так называемые «длиннополые» хирурги, которые отлича­лись своей длинной одеждой. Они имели право выполнять наиболее сложные операции, например, камне- или грыжесечение. Хирурги второй категории — «короткополые» — были в основном цирюльниками и занимались «малой» хи­рургией: кровопусканием, удалением зубов (рис. 147) и т.п. Самое низкое положение занимали представители третьей категории хирургов банщики, ко-


торые выполняли простейшие манипу­ляции, например, снятие мозолей. Между хирургами разных категорий также велась постоянная борьба.

Официальная медицина упорно со­противлялась признанию равноправия хирургов: им запрещалось переступать границы своего ремесла, выполнять врачебные манипуляции (например, делать клизмы) и выписывать ре­цепты.

Рис. 147. Дантист. Гравюра Лукаса ван Лейдена. 1523 г.

В университеты хирурги не допус­кались. Обучение хирургии происходи­ло внутри цеха (корпорации) сначала на принципах ученичества. Затем ста­ли открываться хирургические школы. Репутация их росла, ив 1731 г. (т.е. в период уже Новой истории) в Пари­же, несмотря на отчаянное сопротив­ление медицинского факультета Па­рижского университета, решением короля была открыта первая Хирур­гическая академия. В 1743 г. она была приравнена к медицинскому факуль­тету. В конце XVIII в., когда в резуль­тате французской буржуазной револю­ции был закрыт реакционный Париж­ский университет, именно хирургические школы стали той основой, на кото­рой создавались высшие медицинские школы нового типа.

Так завершилась в Западной Европе многовековая борьба между схоласти­ческой медициной и новаторской хирургией, выросшей из практического опыта. (Заметим, что медицина народов Востока и античная медицина не знали по­добного разделения.)

Хирургия Западной Европы не имела научных методов обезболивания до середины XIX в. Все операции в Средние века причиняли жесточайшие муче­ния пациентам (рис. 148). Не было еще и правильных представлений о раневой инфекции и методах обеззараживания ран. Поэтому большинство операций в средневековой Европе (до 90 %) заканчивалось гибелью больного в результате сепсиса (природа которого еще не была известна).

С широким распространением огнестрельного оружия в Европе в конце XV в. характер ранений сильно изменился: увеличилась открытая раневая поверх­ность (особенно при артиллерийских ранениях), усилилось нагноение ран, участились общие осложнения. Все это стали связывать с проникновением в организм раненого «порохового яда». Об этом писал итальянский хирург Йо-ханнес де Виго (Johannes de Vigo, 1450—1545 гг.) в своей книге «Искусство хирургии» («Arte Chirurgica», 1514 г.), которая выдержала более 50 изданий на разных языках мира. Де Виго полагал, что наилучшим способом лечения огне­стрельных ран является уничтожение остатков пороха в ране прижиганием


Рис. 148. Иллюстрации из «Полевой книги хирургии» Ганса Герсдорффа: слева — ампу­тация нижней конечности, справа — прижигание раны раскаленным металлом. 1517 г.

раневой поверхности раскаленным железом (см. рис. 148) или кипящим соста­вом смолистых веществ или масел (во избежание распространения «порохово­го яда» по всему организму). При отсутствии обезболивания такой жестокий способ обработки ран причинял гораздо больше мучений, чем само ранение.

Переворот этих и многих других устоявшихся представлений в хирургии свя­зан с именем французского хирурга и акушера Амбруаза Паре {Ambroise Pare, 1510—1590 гг.; рис. 149). Врачебного образования он не имел. Хирургии обучался в парижской больнице Hotel-Dieu, где был подмастерьем-цирюльником.

В 1536 г. А. Паре начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга и участвовал во многих военных походах. Во время одного из них — в Северной Италии — молодому тогда армейскому цирюльнику Амбруазу Паре (ему было 26 лет) не хватило горячих смолистых веществ, которыми надлежало заливать раны. Не имея ничего другого под рукой, он приложил к ранам дигестив из яичного желтка, розового и терпентинного масел и прикрыл их чистыми по­вязками. «Всю ночь я не мог уснуть, — записал Паре в своем дневнике, — я опасался застать своих раненых, которых я не прижег, умершими от отравле­ния. К своему изумлению, рано утром я застал этих раненых бодрыми, хорошо выспавшимися, с ранами не воспаленными и не припухшими. В то же время других, раны которых были залиты кипящим маслом, я нашел лихорадящи-


       
   
 
 

ми, с сильными болями и с припух­шими краями ран. Тогда я решил ни­когда больше так жестоко не прижи­гать несчастных раненых»1. Так было положено начало новому, гуманному методу лечения ран. Учение о лечении огнестрельных ранений стало выдаю­щейся заслугой Паре.

Первый труд А. Паре по военной хирургии «Способ лечить огнестрель­ные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.» вышел в свет в 1545 г. на разговорном французском (латинского языка он не знал) и уже в 1552 г. был переиздан.

Рис. 149. Амбруаз Паре (1510-1590 гг.) про­водит операцию в полевых условиях

В 1549 г. Паре опубликовал «Руко­водство по извлечению младенцев, как живых, так и мертвых, из чрева мате­ри». Являясь одним из известнейших хи­рургов своего времени, Амбруаз Паре

был первым хирургом и акушером при дворе королей Генриха II, Франциска II, Карла IX, Генриха III и главным хирургом Hotel-Dieu, где он некогда учился хирургическому ремеслу.

Амбруаз Паре значительно усовершенствовал технику многих хирургичес­ких операций, заново описал поворот плода на ножку (древний индийский метод, забытый в средневековой Европе), применил перевязку сосудов вместо их перекручивания и прижигания, усовершенствовал технику трепанации че­репа, сконструировал ряд новых хирургических инструментов и ортопедичес­ких аппаратов, включая искусственные конечности и суставы. Многие из них были созданы уже после смерти Амбруаза Паре по оставленным им детальным чертежам и сыграли важную роль в дальнейшем развитии ортопедии.

Наряду с блестящими трудами по хирургии, ортопедии, акушерству А. Па­ре написал сочинение «Об уродах и чудовищах», в котором привел множество средневековых легенд о существовании людей-зверей, людей-рыб, морских дьяволов и т. п. Крупные деятели сложнейшей переходной эпохи Возрождения жили на стыке Средневековья и Нового времени. Они были не только участни­ками борьбы окружающего их мира — борьба проходила в них самих. Ломка традиционных средневековых взглядов проходила на фоне противоречивого сочетания старого и нового. Такими были и Парацельс — новатор в хирургии и медицине, не изживший средневековой мистики, и Джироламо Фракасторо — новатор в учении о заразных болезнях, и Амбруаз Паре, деятельность которого во многом определила становление хирургии как науки и способствовала пре­вращению ремесленника-хирурга в полноправного врача-специалиста.

В эпоху Возрождения хирургия значительного продвинулась вперед. Появи­лись новые подходы к лечению огнестрельных ран и кровотечений. Не имея

1 Заблудовский П.Е. История медицины (Материалы к курсу истории медицины). Т. I. — М.: Медгиз, 1954. - С. 142.


эффективных средств обезболивания и антисептики, средневековые хирурги делали радикальные операции грыж, смело проводили камнесечения и трепа­нации черепа, а также глазные и пластические операции, требовавшие филиг­ранной техники.

Преобразование хирургии, связанное с именем Амбруаза Паре, было про­должено его многочисленными последователями и продолжателями.

Изучение исторического и культурного наследия Позднего Средневековья позволяет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные горизонты мира, как ученые ломали рамки национальной ограниченности и низвергали схоластические авторитеты. Исследуя природу, они служили, прежде всего, истине, а следовательно — науке в единственно возможном смысле этого слова.

Характеристика эпохи

Великие географические открытия распахнули перед европейцами необъят­ные просторы далеких континентов: Америки, Африки, Азии, а позднее и Австралии. К трем древним центрам цивилизаций Старого Света — Средизем­номорскому, Центрально-Азиатскому (включая Индию) и Дальневосточному (включая Китай) — прибавился четвертый — Американский (Новый Свет), открытый для европейцев Христофором Колумбом в 1492 г. Это событие делит историю коренного населения Американского континента на два периода. Пер­вый, длившийся около 30 тыс. лет, был эпохой самобытной истории абориге­нов континента, создавших уникальные и неповторимые культуры Древней Америки. Второй начинается в 1492 г. и связан с открытием материка европей­цами и его последующей колонизацией, которая привела сначала к деформа­ции неповторимых культур аборигенов Америки, а затем — к их насильствен­ному разрушению европейскими завоевателями.

Согласно современным представлениям, аборигены Америки пришли на континент 30 — 20 тыс. лет назад из Азии через Берингов пролив (тогда — Бе-рингийскую сушу). Расселившись по Северной, а затем и Южной Америке, многочисленные племена освоили континент и создали разнообразные по сво­ему уровню культуры. Наиболее высокого развития достигли народы Мезоаме-рики1 и Империи инков. В эпоху Европейского Средневековья на Американс­ком континенте процветали три главных очага великих культур: майя — в юж­ных районах Мексики и в Центральной Америке (со II тысячелетия до н.э.), ацтеков — в центральных районах современной Мексики (с XII в. н.э.) и инков — на территории современных Перу, Боливии, Эквадора и северной части Чили (с XII в. н.э.).

1 Мезоамерика — особая культурно-географическая область, которая включала территории современной Центральной и Южной Мексики, Гватемалы, Белиза, а также западные районы Сальвадора и Гондураса.


Майя (исп. mayas) — самая древняя среди великих цивилизаций континен­та — процветала уже в период Древнего мира. Первые города майя появились в VI —IV вв. до н.э.; они отличались четкой планировкой улиц и монументаль­ностью построек. В начале нашей эры майя стали сооружать первые на конти­ненте каменные постройки (дома, храмы, ступенчатые пирамиды, алтари, стадионы для игры в мяч). Известно более ста городов майя. Среди них Тикаль, Копан, Чичен-Ица. На основе ольмекского письма майя создали иероглифи­ческую письменность — единственную на континенте к началу конкисты; она включала около 400 знаков. Их бумага (так называемая «индейская бумага») делалась из коры фикуса в виде длинных полос, которые складывались в гар­мошку, образуя своеобразную «книгу». Для изготовления писчего материала использовалась также американская агава (или магея), — на папирусе из ее листьев записаны древние манускрипты. Майя пришли к принципу нуля в ма­тематике, изобрели календарь, охвативший миллионы лет и породивший не­обычайно сложную философию. Календарь майя, так же как и число п, были значительно точнее тех, которыми пользовалась вся просвещенная Европа вплоть до эры космических полетов.

В целом, значение цивилизации майя для развития Американского конти­нента сопоставимо с ролью Древней Греции в истории античного мира Сре­диземноморья.

В истории высокоразвитых цивилизаций доколумбовой Мезоамерики выде­ляют два больших периода: ранний, или классический (IV в. до н. э. — X в. н. э.), и поздний, или постклассический (X в. — начало XVI в.).

Наиболее яркими культурами классического периода стали теотиуаканская в Центральной Мексике, сапотекская в Оахаке, тотонакская в Веракрусе и майяская в Южной Мексике, Гватемале и Гондурасе. К концу I тысячелетия н.э. они погибли вследствие причин, которые пока окончательно не выяснены (иноземные нашествия, упадок хозяйственной жизни, внутренние социальные потрясения)1.

Теотиуакан (в 48 км к северо-востоку от г. Мехико) возник около 300 г. до н.э. как поселение вокруг священной пещеры с источником воды и захоронением пред­ка. В 200 — 600 гг. н.э. город достиг наивысшего могущества и во многом превосходил столицу Римской империи: его территория составляла свыше 30 км2, численность на­селения колебалась от 100 до 200 тысяч жителей. Главным проспектом города была «До­рога Мертвых» (шириной 40 м), вдоль которой располагались основные сооружения: на юге — административный центр (Ciudadela), храм Кецалькоатля (ацтек. Quetzalcoatl — бог-змей) и бога дождя Тлалока, стадион для ритуальной игры в мяч и рыночная площадь; на севере — пирамида Луны; в центре — пирамида Солнца (рис. 150), самая большая пирамида Америки (высота 65 м, сторона основания 225 м, число ступеней 242). Пирамиды строились как культовые сооружения над захоронением предков и пред­ставляли многослойные полые сооружения (по принципу русской матрешки) с не­большим храмом на вершине, служащим для входа в пирамиду. В VII в. по неизвестным причинам жители покинули город. Открытый вновь ацтеками несколько столетий спу­стя, он получил название Теотиуакан (ацтек. Teotihuacdnos — «место, где люди стано­вятся богами»); они же дали названия пирамидам Солнца и Луны и храму Кецалькоат­ля, в соответствии со своей религией.

1 Гуляев В. И. Города-государства доколумбовой Мексики // Культура Мексики. — М.: Наука, 1980.-С. 14-15.


 
 

В постклассический период на тер­ритории Мексики и Центральной Аме­рики возникли новые быстрорастущие города-государства. К приходу испанс­ких конкистадоров в этой части кон­тинента процветали три крупные ци­вилизации: юкатанских майя, миштек-ская и ацтекская (науа) — наиболее могущественная среди них.

Ацтеки (исп. aztecas), государство которых существовало немногим более ста лет, восприняли и обобщили до­стижения многих покоренных ими на­родов. В долину Мехико они пришли в начале XIII в. из северных районов кон­тинента, где располагалась их праро­дина — г. Астлан (Aztldn).

Рис. 150. Теотуиакан (территория Мексики). Пирамида Солнца в окружении малых пи­рамид. Слева — уходящая вдаль «Дорога мертвых». На переднем плане — каменные столы для совершения ритуалов Фото предоставлено автором. 2000 г.

До ацтеков, после падения Теотиуака-на, долину Мехико заселили многочислен­ные северные племена, которые объедини­лись к X в. под властью тольтеков. Наиболее известным правителем тольтеков и их сто­лицы г. Толлана был Топильцин Кецалько-атль (середина X в.), прогрессивный рефор­матор и легендарный герой. После конф­ликта со жрецами он скрывался в восточ­ных землях, а затем уплыл за море, обещая вернуться. Позднее его имя отождествили с образом древнего бога Кецалькоатля, а ис­панские конкистадоры использовали этот миф при завоевании Мексики1.

Достигнув долины Мехико в 1325 г.,

ацтеки основали там поселение Теночтитлан (Tenochtitldn, ныне на его месте распола­гается г. Мехико), который стал столицей Государства ацтеков. Город создавали в цен­тре озера, на искусственных насыпях, шаг за шагом превращая в сушу пространства водной глади. В строительстве городов ацтеки достигли высокого мастерства. Улицы планировали под прямым углом. По крупным улицам перемещались на лодках. Кольцо водной глади вокруг города служило надежной защитой от врагов. Островной город соединялся с сушей посредством трех дамб. Для защиты от наводнений была сооруже­на каменная плотина. К моменту конкисты население города приближалось к четверти миллиона. Центральным сооружением Теночтитлана была пирамида Главного Храма с двумя святилищами на ее вершине: богу Солнца и войны Уицилопочтли (Huitzilopochtli) и богу дождя Тлалоку (Tlaloc). Увидев это чудо градостроительства, Кортес написал королю Испании, что «рожденная на воде столица ацтеков Теночтитлан — самый пре­красный город, который он когда-либо видел». Тем не менее именно по приказу Кор­теса этот чудо-город был разрушен до основания.

К 1427 г. Государству ацтеков подчинялись земли от Мексиканского залива до Тихого океана. Империю ацтеков сравнивают с Римом. Этому способствова-

1 Ершова Г. Г. Древний мир Нового Света // История Древнего Рима / Под ред. В.И.Кузи-щина. — 4 изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2002. — С. 376.


ли их постоянная военная экспансия, четкая социальная структура, развитое законодательство и судебное дело. У ацтеков были рабы, которые имели свое имущество, жилище, семью и даже могли владеть собственными рабами. Раба нельзя было убить или продать. Дети раба редко становились рабами. Браки между рабами и свободными не влияли на статус свободного человека. Ацтеки пользовались двадцатеричной системой счисления, солнечным календарем, знали пиктографию (лат. pictographia — рисуночная письменность; от лат. pictus — рисо­ванный и греч. grapho — пишу). Медицина ацтеков была самой популярной на континенте.

В 1519—1521 гг. Государство ацтеков и подвластные ему территории были завоеваны испанскими конкистадорами под предводительством Эрнана Кор­теса.

Дольше ацтекского (почти на 20 лет) сохраняло свою независимость госу­дарство майя-ицев в Северной Гватемале (столица — Тайясаль на оз. Петен-Ица); оно оставалось самостоятельным до конца XVII в. (1696), когда его зах­ватили испанцы.

Инки1 — коренные жители Южной Америки, появились в долине Куско в начале XII в. Их история делится на два периода: легенд (XII в. — 1438 г.) и империи (1438—1533 гг.). Империя инков — Тауантинсуйу (кечуа Tahuantinsuyu — «страна четырех четвертей») была крупнейшим государством Южной Амери­ки. Она образовалась в 1438 г. на территории современного Перу и частично Эквадора, Чили и Боливии. Столицей Империи был город Куско (что означает «пуп»), который поразил испанских завоевателей своей невиданной красотой. Инки достигли высокого совершенства в строительстве дорог, которые мости­ли каменными плитами, в производстве керамики и ткачестве, работах по золоту, меди и бронзе. Золото и серебро не представляли для них особой цен­ности — это были лишь красивые металлы. Ценностью являлись ткани, на изготовление которых требовалось много времени.

Не имея письменности, инки вели учет и сохраняли информацию (о коли­честве трудоспособного населения, зерна, картофеля, лам) посредством сис­темы кипу — разноцветных шнурков, подвешенных к единой веревке; шнурки завязывались в узелки разной конфигурации. Основой религиозных представ­лений был культ небесных светил и предков. С мумиями умерших советова­лись, особые люди «общались» с ними. Мумии инков прекрасно сохранились до наших дней.

В 1532 г. началось завоевание Империи инков испанскими конкистадорами во главе с Франсиско Писарро. В 1533 г. был взят в плен и убит последний правитель Империи инка Атауальпа, а в 1572 г. был казнен последний вождь и легендарный герой борьбы за независимость — инка Тупак Амару.

Колонизация Америки сопровождалась уничтожением древних культур, истреблением и жестокой эксплуатацией коренного населения и ввозимых из Африки рабов. Завоевывая континент и расправляясь с непокорными абориге-

1 Первоначально слово «inca» на языке кечуа означало «правитель империи». В Империи инков словом «inca» назывались только мужчины правящего клана государства Тауантинсуйу, говорящие на языке кечуа, т.е. чрезвычайно малая часть мужского населения этой гигантской империи. Наследниками правителя могли быть сыновья инки от его родной сестры. В современ­ном языке слово «incas» употребляется для названия народа, населявшего в доиспанский период территории современного Перу и некоторых прилежащих стран.


нами, испанские конкистадоры боролись и с их языческими религиями, ут­верждая любыми средствами свою католическую веру1.

XVI век полыхал в Америке кострами инквизиции, в которых бесценные рукописи язычников сжигались вместе с их непокорными защитниками. Уни­кальные произведения искусства и ювелирного мастерства переплавлялись в слитки золота, удобные для транспортировки. В течение секунд уничтожалось то, что создавалось веками и тысячелетиями. Среди завоевателей в те годы почти не было людей, способных осознать эпохальное значение происходяще­го и понять, что в крови и огне безвозвратно гибнут неповторимые достиже­ния выдающихся цивилизаций целого континента, которые так и не успели оказать своего влияния на развитие мировой культуры и науки. Их история никогда уже не будет полностью восстановлена.

К началу конкисты народы крупнейших цивилизаций доколумбовой Аме­рики находились на стадии ранне-рабовладельческих отношений. Они не знали колеса и плуга, не строили мельниц, не плавили железа и не имели пороха. Все это значительно ускорило завоевание их европейцами, уже вступившими в период антифеодальных революций.

В то же время народы доколумбовой Америки достигли высокого уровня в разных областях знаний. Они возделывали картофель, кукурузу, томаты, фа­соль, тыкву, дыни, какао, хлопок, ананасы, табак, которые до открытия Ко­лумба не были известны в Восточном полушарии и попали туда лишь после 1492 г. Однако аборигены Америки не знали пшеницы, ячменя и риса — глав­ных продуктов питания Старого Света. Обмен продуктами питания между Ста­рым и Новым Светом удвоил земледельческий потенциал мира.

Развитие медицинских знаний

В доколумбовой Америке не было единой медицинской традиции. У каждого народа, в каждой цивилизации или культурной группе вырабатывались свои представления о болезнях и их лечении, свои приемы и средства врачевания. В то же время все они имели и общие черты, отражающие особенности разви­тия континента.

К периоду конкисты медицина великих цивилизаций доколумбовой Аме­рики была на уровне основных достижений медицины развитых рабовладель­ческих обществ Древнего Востока. По ряду положений она сравнима с медици­ной Древней Греции и Древнего Рима, а в некоторых отношениях даже пре­восходила современную ей медицину феодальной Европы.

Строение человеческого тела было наиболее изучено ацтеками. В их языке было несколько сотен терминов для обозначения частей человеческого тела, тогда как в языке майя было около 150, а у инков — около 60 анатомических терминов1. Большинство исследователей связывают эти познания ацтеков с их традицией ритуальных жертвоприношений, которые приобрели особый раз­мах в правление Монтесумы I (1440—1469 гг.). Согласно идеологической кон­цепции ацтеков, почитание верховного божества — Солнца сопровождалось

Guerra F. La Medicina Precolombina. - Madrid, 1990. - P. 164, 182, 200.


принесением ему в жертву крови плен­ников. С этой целью они постоянно вели «войны цветов» для добычи плен­ников. Военнопленные, предназначен­ные для жертвоприношений, обрета­ли особый статус: они являлись соб­ственностью государства, содержались в хороших условиях, но не имели ни­какой собственности.

В установленные дни у большого количества людей, приносимых в жер­тву богам, вскрывали грудную клетку и вынимали сердце. В 1519 г. пирамида черепов в столице ацтеков Теночтит-лане состояла из 62 тыс. (по другим ис­точникам — из 120 тыс.) человеческих черепов1.

Позднее был введен новый обычай жертвоприношения — «гладиаторские бои», в которых незащищенный плен­ник с мнимым оружием должен был сражаться с четырьмя хорошо воору­женными ацтекскими воинами2.

Рис. 152. Мумия. Культура инков. Куско. Перу

У майя человеческие жертвоприно­шения имели место лишь в постклас­сический период (после X в.) и в крайне редких случаях.

Языческие религии майя, ацтеков, инков и других народов были тесно свя­заны с верой в жизнь после смерти. Это привело к почитанию мертвых, пыш­ным ритуалам погребения знатных особ и практике бальзамирования умерших.

Инки знали химические методы сохранения трупов, которые использова­лись при мумификации умерших правителей и знатных людей. Техника вскры­тия у инков напоминает древнеегипетскую. После извлечения внутренностей и мозга (часто через большое затылочное отверстие) тело обрабатывалось баль­замом толу, состав которого определен благодаря успехам современной химии. В него входили: перуанский бальзам, древесная смола, соли, алкалоиды, мен­тол, таннин, многие другие местные природные вещества.

При захоронении мумии придавалась поза сидячего человека. Ее одевали в лучшие одежды, заворачивали с головой в покрывала и помещали в специаль­но построенные здания со множеством помещений или в вырытые под землей высокие песчаные пещеры (культура Паракас), или в естественные высоко­горные пещеры, холодный и чистый воздух которых способствовал сохране­нию трупов. Вместе с мумиями погребали вещи, которыми человек пользо­вался при жизни, полагая, что они будут необходимы ему и после смерти (рис. 152). В мифологии инков даже был особый бог-покровитель трупов —

1 Guerra F. La medicina en la America Precolombina // Lain Entralgo, P. Historia Universal de la
Medicina. — № 1. — Barcelona, 1972. — P. 312.

2 Ершова Г. Г. Древний мир Нового Света // История Древнего Рима / Под ред. В.И.Кузи-
щина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2002. — С. 377.


Тотем Вари. Во время праздников мумии правителей (инков) выноси­ли на главную площадь, одевали в дорогие одежды и увешивали золо­тым и серебряным оружием. По мне­нию исследователей, вынос мумий иногда сопровождался распростране­нием продуктов гниения, что влек­ло за собой массовые заболевания.

Рис. 153. Инкрустация зубов яшмой. Культура майя (территория Мексики)

Мумии аборигенов обнаружены также на территории Центральной и Северной Америки: в Долине мумий (штат Кентукки, США), в Пещере мумий (штат Аризона, США) и т.д.

Изучение захоронений майя и ацтеков показало, что в обычаи этих

народов входило намеренное изменение отдельных частей тела людей из опре­деленных слоев общества: заострение верхних зубов, инкрустация зубов1 не­фритом, обсидианом, яшмой (рис. 153) и золотом, изменение формы черепа, прокалывание носовой перегородки, мочки уха, языка и других членов (в целях жертвенных кровотечени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.189 (0.021 с.)