Организация медицинского дела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация медицинского дела



В государствах доколумбовой Америки (ацтеков и инков) выработались чет­кие формы организации медицинского дела.

В Государстве ацтеков существовал специальный орган, который занимался регулированием деятельности врачевателей. В ацтекском войске, которое, по свидетельству Э.Кортеса, состояло из 150 тыс. человек и по численности пре­вышало любую из европейских армий того времени, были специальные люди для выноса раненых с поля боя. В Теночтитлане, Тескоко и других городах создавались военные госпитали, а также специальные помещения для изоля­ции уродов, альбиносов, больных неизлечимыми и неизвестными болезнями. Во время массовых заболеваний предпринимались эффективные меры по ог­раничению очага опасной болезни, а семьи правителя и знати срочно покида­ли район бедствия.

В Империи инков также существовали строгие правила, которые можно определить как элементы государственной регламентации. Это организация при­ютов для больных, запрет тяжелобольным жить в городах, а увечным и боль­ным от рождения вступать в брак и т.д.

Центры высоких цивилизаций доколумбовой Америки выгодно отличались от современных им западноевропейских городов. Так, в столице ацтеков Те­ночтитлане (с населением свыше 200 тыс. человек) за чистотой следили спе­циальные команды общей численностью около 1000 человек. На улицах этого города было так чисто, что, по свидетельству конкистадоров, «не обо что было споткнуться»1. Чистая питьевая вода поступала в Теночтитлан с гор по двум каменным водопроводам; сточные воды отводились по каналам за пределы города. Центральная площадь Теночтитлана превосходила по размерам все из­вестные конкистадорам площади Рима или Константинополя, а его пирамида высотой 45 м была выше европейских христианских храмов. Как уже отмеча­лось, по приказу Кортеса Теночтитлан сравняли с землей; на его месте начали строительство нового города (ныне — Мехико).

Большое значение в жизни майя и ацтеков играли паровые бани, которые использовались в гигиенических, лечебных и ритуальных целях. Ацтекские бани — темацкаль (temazcal, рис. 160) представляли низкие, с узким входом сооружения высотой 1,5 м, длиной 2 —3 м. Одну из стен выкладывали из при­родного или вулканического камня. Для получения пара ее обливали водой. В банях готовили рожениц к родам и обмывали новорожденного, делали мас­саж, лечили кожные заболевания (сернистыми водами), а также радикулиты, переломы, ангины, простудные и воспалительные заболевания (в сочетании с отварами и настоями лекарственных растений).

При всей фрагментарности наших знаний о медицине доколумбовой Аме­рики очевидно, что к концу XV в. на этом континенте сформировались само-

1 Прыгова Н. М. О роли государства в медицинском деле ацтеков // Сов. здравоохр. — 1981. — № 8. - С. 70.


Рис. 160. Паровая баня ацтеков

(тамаскальи). Кодекс Мальабечи.

Флоренция. Центральная национальная

библиотека

бытные и блистательные для своего времени цивилизации. Значительная часть их достижений в различных об­ластях культуры и науки (медицины в том числе) утрачена во время конкис­ты. Однако то, что уцелело, явилось од­ним из истоков формирования амери­канской, европейской, а вместе с ними и всемирной медицины.

Трагический конец цивилизаций доколумбовой Америки постоянно на­поминает о необходимости сохранять и изучать наследие прошлого, исполь­зовать его в настоящем и беречь для будущего. Это особенно ощутимо в наши дни, когда исследователи из разных стран мира стремятся восстановить, на­сколько это возможно, историю культуры и естественно-научных знаний або­ригенов Американского континента.

МЕДИЦИНА В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

(XV—XVII ВВ.)

Характеристика эпохи

После изгнания Золотой Орды (1480 г.) и объединения Русских земель вок­руг Москвы во времена княжения Ивана III Великое Московское княжество стало крупным и могущественным государством Европы. К концу XVI в. тер­ритория княжества увеличилась почти вдвое. В стране было более 220 городов. Численность населения достигла 7 млн человек.

В середине XVI столетия в нашей стране были проведены реформы, на­правленные на централизацию власти и укрепление Российского государства. В 1549 г. был созван первый Земский собор — новый орган власти, который занимался решением важнейших государственных дел вплоть до избрания но­вых царей (так, в 1613 г. Земский собор избрал на царствование Михаила Фе­доровича Романова — основателя царского дома Романовых, 1613 — 1917 гг.). На протяжении XVI —XVII вв. в России состоялось более 50 Земских соборов.

В 1550 г. царь Иоанн IV (Иван IV Грозный, 1530/1543—1584 гг.) утвердил новый «Судебник» (или вторую «Русскую Правду») — «вторую полную систе­му наших древних законов,...верное зерцало нравов и понятий века», как писал об этом Н. М. Карамзин. Через год Иван IV собрал в Кремлевском двор­це очередной Земский собор, который вошел в историю как «Стоглавый» по числу статей законов (глав), им утвержденных. «Митрополит, девять святите­лей, все архимандриты, игумены, бояре, сановники первостепенные сидели в молчании, устремив взор на царя-юношу, который говорил им с силою ума и


красноречия...»1. Стоглавый собор утвердил Судебник и среди прочих решений постановил: создавать в Москве и других городах училища для «наставления там детей грамоте», а также обустраивать в городах богадельни для призрении больных, престарелых и увечных, «чтобы жили в чистоте и в покаянии и во всяком благодарении»2.

Народная медицина

Тем не менее в XVI —XVII вв. практически для всего населения Великого Московского княжества основным и, по сути, единственным средством под­держания здоровья оставалось народное врачевание (см. с. 201). Опыт русской народной медицины, с одной стороны, передавался в устной традиции, а с другой — сохранялся в многочисленных травниках и лечебниках, отражался в летописях, законодательных актах, историке-бытовых повестях.

Среди них — записанная в XV в. «Повесть о Петре и Февронии Муромских», в которой рассказывается о чудесном исцелении Муромского князя Петра.

Князь Петр заболел тяжелой кожной болезнью. Тщетно лечили его муромские це­лители. Когда болезнь зашла далеко, князь Петр в поисках исцеления отправился в Рязанскую землю, которая славилась своими народными лечцами. Излечила князя (по всей вероятности при помощи меда) простая крестьянская девица Феврония — дочь древолаза (сборщика меда диких пчел), и князь Петр женился на мудрой Февронии. Долгие годы жили они счастливо и княжили в Муроме. Прообразами героев были ре­ально существовавшие князь Давид и его жена Ефросиния, княжившие в Муроме в XIII в.3

Значительное место в лечебниках этого периода отводилось хирургии (реза­нию). Среди резалников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака или вина. Инструменты (пилки, нож­ницы, долота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими нитями из кишок животных. Для извлечения металлических осколков стрел применяли магнитный железняк. Создавались на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.

Развитие торговли с соседними странами постоянно расширяло познания русских людей об иноземных лекарственных средствах. На Руси многократно переписывалась переведенная в XIII в. с греческого «Христианская топогра­фия» Косьмы Индикоплова, византийского купца, который в VI в. посетил Индию, о. Цейлон и Эфиопию, описал их природу, обычаи, а также лекар­ственный товарообмен с «лежащими к Западу от них странами». Индийские лекарственные средства были издавна известны на Руси. О них сообщается в древнерусских травниках, повести «Александрия» (о походе Александра Маке-

' Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4 кн. Кн. 3. — Ростов н/Д: Феникс, 1995. — С. 182-183.

2 Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. Ч. I: Период до 1917 г. — М.: ЦИУВ,
1960. - С. 36.

3 Лихачев Д. С. Первые семьсот лет русской литературы // Изборник. — М.: Худож. лит., 1969. —
С. 20.



Рис. 161. Русский рукописный лечебник «Книга, глаголемая прохладный вертоград, избранная из многих мудрецов о различнных врачевских вещах, ко здравию человеческо­му пристоящих». Вторая половина XVII в.

донского в Индию), в путевых замет­
ках тверского купца Афанасия Ники­
тина «Хожение за три моря» (1466 —
1472 г.), которые в силу их большой
исторической ценности, были включе­
ны в русскую летопись, а также в «Про­
хладном вертограде» (рис. 161), впервые
переведенном на древнерусский язык
с немецкого в 1534 г. немецким врачом,
«профессором медицины, астрологии и
других основных наук» Николаем Бу­
левым (Николо Люев). В 1490-х гг. он J\ «■•*««•«.ип^йт#я»Дм«гпи3^7*'
приехал в Россию из г. Любека в каче- аымплн^. и««г-

1 / •** t г7

стве переводчика новгородского архи­епископа Геннадия. Около 1505 г. пере­ехал в Москву, стал придворным врачом великого князя Василия III и служил при великокняжеском дворе до самой его смерти (1533 г.), в течение почти 30 лет.

Эпидемии

Заморская торговля имела и свою оборотную сторону. Торговые ворота страны часто открывали путь страшным эпидемиям, которые в Средние века опусто­шали и разоряли многие государства Европы. В нашей стране такими воротами были крупные торговые города Псков и Новгород. За короткий период XIV— XV вв. русские летописи сообщают о 12 эпидемиях (!), разразившихся в них. Легкость их возникновения, огромная смертность и бессилие человека в борь­бе с «моровыми поветриями» поражали умы и усиливали суеверия.

К концу XIV в. взаимосвязь между эпидемиями в торговых городах и прибы­тием в них иноземных судов и караванов стала очевидной.

Заметим, что первые законодательства по карантину иноземных судов в Западной Европе появились в портовых городах Италии (1348 г.) (см. с. 266). В 1546 г. вышел в свет труд Джироламо Фракасторо «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» — пер­вое фундаментальное сочинение о контагиозной природе заразных болезней.

Частые эпидемии «повальных» болезней, мысль о «прилипчивости» заразы привели к введению предохранительных мер на Руси. Сначала это выражалось в изоляции больных и оцеплении неблагополучных мест. Умерших погребали «в тех же дворах, в которых кто умрет, во всем платье и на чем кто умрет»1. Обще-

1 Лахтин М. Ю. Борьба с эпидемиями в до-Петровской Руси. Т. 2. — М., 1909. — С. 8.



^ Г


Ллнлн,


Рис. 162. Можайская застава при въезде в Москву во время «морового поветрия». Ми­ниатюра из Никоновской летописи. XVI в. Москва. Российская государственная биб­лиотека

ние с зачумленными домами прекра­щалось, их жителей кормили с улицы через ворота. Так, во время эпидемии чумы 1521 г. в г. Пскове «князь Михай-ло Кислица велел... улицу Петровскую заперети с обою концов, а сам князь побеже на руху в паствище»1.

Когда эпидемия охватывала весь город, на дорогах, ведущих к нему, организовывали заставы (рис. 162); в лесах устраивали завалы. Так, в 1552 г. во время мора в Новгороде «бысть зас­тава на Псковской дороге, чтобы гос­ти с товарами не ездили во Псков, ни изо Пскова в Новгород»2.

Для уничтожения заразы в домах применяли давние народные средства: вымораживание, сжигание и окурива- ние дымом, проветривание, мытье. Од-


элементарными приемами народной

самозащиты, имея целью прежде всего изоляцию мест, пораженных эпидеми­ей, т. е. носили местный характер.

Царские указы (XVI —XVII вв.) также были направлены на изоляцию зара­женных мест и воспрепятствование продвижению заразы по стране, особенно к столичному городу. Их главной задачей было спасение государя и войска.

За период с 1654 по 1665 г. было подписано более 10 специальных царских указов «о предосторожности от морового поветрия», а во время чумы 1654—1655 гг. повелевалось устанавливать на дорогах заставы и засеки, через которые никого не разрешалось пропускать под страхом смертной казни, не­взирая на чины и звания. Здесь же на заставах сжигали на кострах зараженные предметы, а деньги промывали в уксусе. Письма по пути их следования много­кратно переписывали, а подлинники сжигали.

В XVI в. умирающих во время мора стали хоронить за чертой города. Так, уже в 1572 г. во время мора в Новгороде погребение в городе было запрещено; тела умерших приказывалось уносить на шесть верст вниз по течению р. Волхов и хоронить там, вдали от жилых мест и питьевых источников. В начале XVII в. во время мора в Москве царь Борис Годунов (1598—1606 гг.) повелел выделять для захоронения умерших специальных людей, «кому те трупы забирати». Священ-

1 Псковские летописи: Вып. 1. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - С. 102.

2 Новомбергский Н.Я. Основы борьбы с эпидемиями в до-Петровской Руси. — СПб., 1906. —

С.з.


         
   
 
   
 
 

Рис. 163. Раздача пищи больным и немощ­ным у ворот монастыря. Московская Русь. Миниатюра из рукописи. Список XVI в. Москва. Российская государственная биб­лиотека

никам под страхом смертной казни за­прещалось причащать умерших. Лечцов к заразным не допускали. Если же кто-либо из них случайно посещал «при­липчивого» больного, он был обязан известить об этом самого государя и сидеть дома «впредь до царского раз­решения»1.

Во время мора прекращались ввоз и вывоз всех товаров, а также работы на полях. Все это приводило к неуро­жаям и голоду, который всегда шел вслед за эпидемией (рис. 163). Появлялись цинга и другие болезни, которые вместе с голодом давали новую волну смер­тности.

Медицина того времени все еще была бессильна перед эпидемиями, и тем большее значение имели первые государственные карантинные мероприятия, которые начали вводиться в то время в Российском государстве. Их развитие в значительной степени связано с деятельностью Аптекарского приказа, учреж­денного при царском дворе не позднее 1620 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.02 с.)