Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медицина в западной Европе в эпоху возрожденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(XV—XVII вв.) Характеристика эпохи В XIV—XV вв. в общественной и культурной жизни Западной Европы, прежде всего Италии, произошли большие перемены. В недрах феодализма формировались новые, буржуазные, отношения. Более прогрессивные формы хозяйственного и общественного развития требовали постоянного притока знаний, и ученые обратились к исследованию природы. В противовес схоластическому мировоззрению с его опорой на авторитеты науки стал утверждаться опытный метод. Предпочтение отдавалось наблюдению и точному счету. Царицей наук стала математика. В этот период изобретались и совершенствовались измерительные приборы и инструменты. Галилео Галилей конструировал телескоп и создавал первый термоскоп (прототип термометра). Николай Коперник разрабатывал гелиоцентрическую теорию. Поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их мир и человека такими, какими видели их в действительности (рис. 132). Они искали опору в реалистическом искусстве античных авторов, особенно греков. Вот почему этот культурный феномен Позднего Средневековья в Западной Европе получил название «Возрождение» (итал. Rinascimento; фр. Renaissance) в смысле — «духовное обновление античности». Зародилось оно в Италии во второй половине XIV в.; в конце XV—XVI столетии распространилось в государствах Западной Европы — Германии, Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Испании; коснулось Чехии и Польши и стало общеевропейской культурой.
Идейным содержанием культуры Возрождения стала философия гуманизма (от лат. humanos — человеческий, человечный). В центре мировоззрения гуманистов были человек и реальный земной мир. Гуманисты не выступали против религии и не оспаривали основных положений христианства, они по-прежнему отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение, но оставляли за человеком стремление к самосовершенствованию и всестороннему развитию личности. Таким образом, культура и науки постепенно приобретали светский характер и становились более самостоятельными и независимыми от церкви. В человеке стали ценить ум, знание и умение, творческую энергию и упорство в достижении цели, волю и чувство собственного достоинства. Идеальный человек — энциклопедист и созидатель, творец своей судьбы. «Гуманисты нашли в античности то, что хотели найти: опору своему стремлению построить светскую антропоцентрическую культуру, которая и составляет подлинную сущность Ренессанса»1. Однако определяющим моментом в развитии новой светской культуры в Западной Европе было «не возрождение античной литературы и искусства само по себе, а факты более глубокого и общего порядка: эмансипация личности от сословно-корпоративной связанности средневекового общества, освобождение человеческой мысли от богословского догматизма, гуманистическое миросозерцание, делающее человека мерилом всех вещей, открытие и опытное познание мира — природы и человека, развитие светской гуманистической культуры, науки и искусства»2. «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая поро- 1 История мировой культуры: Наследие Запада: Античность, Средневековье. Возрождение: 2 Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. — Л.: Наука, 1979. — дила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были... овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений. Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества»1, — писал Ф.Энгельс о выдающихся представителях этой могучей эпохи. Среди них — виднейшие деятели Раннего итальянского Возрождения: Данте Алигьери (1265 — 1321 гг.) — автор «Божественной комедии», и Джованни Боккаччо (1313—1375 гг.) — автор «Декамерона»; поэт Франческо Петрарка (1304—1374 гг.) — родоначальник гуманизма и ренессансной литературы, и Джотто ди Бондоне (1266 — 1337 гг.) — основоположник нового направления в европейском изобразительном искусстве; титаны Высокого и Позднего Возрождения Рафаэль Санти (1483 — 1520 гг.) и Микеланджело Буонароти (1475 — 1564 гг.), Тициан Вечеллио (1487— 1576 гг.) и Леонардо да Винчи (см. с. 270); великие писатели Позднего Возрождения Эразм Роттердамский (1496—1536 гг.), Уильям Шекспир (1564—1616 гг.), Мигель де Сервантес (1547 — 1616 гг.) и Лопе де Вега (1562—1635 гг.), и великие врачи Андреас Везалий, Парацельс, Джироламо Фракасторо (см. с. 288) и многие другие. Поиски новых земель и широкое развитие мореплавания сделали конец XV — начало XVI столетия временем Великих географических открытий. В 1492 г. Христофор Колумб (1451 —1506 гг.) открыл для европейцев Американский континент. В 1498 г. Васко да Гама (1460—1524 гг.), обогнув Африку, впервые прошел морским путем из Европы в Индию. В 1519— 1521 гг. Фернан Магеллан (1480—1521 гг.) организовал первое кругосветное путешествие. С открытием новых земель мир сделался в несколько раз больше, нарушились рамки национальной обособленности, а вместе с ними и средневековая замкнутость в экономике, культуре, мышлении. Как антитеза древним цивилизациям, возникали общие понятия «Европа» и «европеец», формировалась общеевропейская культура и общеевропейская христианская цивилизация. Культура Возрождения, изначально локальная по своим масштабам (охватившая лишь Западную Европу), явилась глобальным явлением мировой культуры по силе своего воздействия на все последующее социальное и экономическое развитие человечества2. Ренессансная культура обогатила образование и гуманитарные дисциплины новой проблематикой и новыми методами познания, а в XVI в. оказала мощное влияние на натурфилософию и естествознание. Основные черты естествознания эпохи Возрождения следующие: 1) гуманистическое мировоззрение, 2) утверждение опытного метода в науке, 3) развитие математики и механики, 4) метафизическое мышление (которое явилось шагом вперед по сравнению со схоластическим методом классического Средневековья). Наряду с динамично развивавшейся культурой Ренессанса, существовали и старые укоренившиеся направления: схоластика оставалась официальной фи- 1 Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. — 2-е изд. — М.: Госпо- 2 История мировой культуры: Наследие Запада: Античность, Средневековье. Возрождение: лософией, господствовавшей в католических университетах, а в народе сохранялись традиции сельской и городской культуры1.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.71.213 (0.008 с.) |