Методические указания для преподавателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания для преподавателей



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

К семинарским занятиям по истории медицины

 

Дисциплина: История медицины Специальность: Курс: 1,2 Семестр: 2,3      

 

Уфа

 

Методические указания для преподавателей к семинарским занятиям по истории медицины на основании рабочей программы ФГОС дисциплины «История медицины», утвержденной 04.05.2012 г.

 

Рецензенты:

1. М.Ю.Павлова – доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО.

2. Г.Р. Ахмадиева - ассистент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО.

 

 

Автор: Т.В. Лукманова – ст. преподаватель кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО, к.м.н.

 

Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО протокол № 6 от 6.12.2013 г.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов-медиков, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики.

2. Цель изучения истории медицины – показать общие закономерности развития медицины, преемственность её развития, ознакомить студентов с историческим методом исследования и мышления, как неотъемлемой составной частью диалектического метода, способствующего повседневной практической деятельности врача.

Задачи дисциплины история медицины:

-научить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;

- показать общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;

-раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;

- показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;

- ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;

-прививать этические принципы врачебной деятельности, показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;

-воспитывать в студентах высокие моральные качества, любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;

-расширять общий научный и культурный кругозор учащихся.

3. В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

– представление о целях и задачах истории медицины, о факторах, влияющих на развитие медицины, понять значение истории медицины;

– основные этапы и важнейшие узловые открытия в медицине, начиная с первобытного общества и до наших дней;

– хорошо представлять пути развития отечественной медицины.

уметь:

– работать с исторической литературой, посвященной медицине и здравоохранению;

– применять исторический метод;

– правильно оценивать достижения современной медицины;

– оформить реферативную работу.

владеть:

–навыками ведения научной дискуссии по важнейшим вопросам общей истории медицины;

–навыками использования в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения.

4. Вид занятий: семинарское занятие

5. Продолжительность занятия: 2 академических часа

6. Оснащение:

6.1. У чебно-методические указания,тестовые задания, стенды, портреты, мультимедийные слайды.

6.2. ТСО – мультимедийный проектор, экран.


Таблица 1. Структура занятия (технологическая карта занятия с хронограммой)

№ п\п Этапы занятий и их содержание Время в мин. Наглядные, методические пособия и др. Цель и характер деятельности
студента преподавателя
  Организационный этап   Стенды, портреты, мультимедийные слайды Мотивация к занятию. Вводное слово преподавателя Проверка присутствующих, готовности группы к занятию. Раскрыть цель и задачи занятия
2. Контроль исходного уровня знаний с применением тестов   Тестовые задания Ответы на тестовые задания Инструктаж по правилам заполнения тестов
3. Теоретический разбор темы: обсуждение темы занятия по контрольным вопросам путем устного опроса   Лекционный материал, методические указания, конспекты для самостоятельной подготовки Устные ответы на вопросы в соответствии с вопросами для самоподготовки Контроль уровня знаний студентов, опрос студентов.
4. Заслушивание докладов   Стенды, портреты, мультимедийные слайды Усвоение теоретического материала, вопросы, решение ситуационных задач Опрос, обсуждение, ответы на вопросы.
5. Контроль конечного уровня знаний по данной теме и разбор   Тестовые задания Выполнение тестовых заданий Контроль выполнения
6. Контроль усвоения студентами темы занятия   Учебно-методическое пособие, рабочие тетради. Устранение замечаний Подведение итогов занятия. Проверка тетрадей, мотивация оценок и их оглашение за все этапы работы

Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.

Место проведения самоподготовки: учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами (комната №116, 319, 107, 112)..

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, подготовка докладов.

ЗАНЯТИЕ 1

1. Тема и ее актуальность. История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе.

Изучение истории медицины имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, исторического мышления, расширения теоретических знаний будущего врача, воспитания у него чувств гуманизма, интернационализма, патриотизма. Вместе с тем, знание истории помогает проследить преемственность поколений в медицинской науке и практике.

2. Цель занятия. Раскрыть задачи истории медицины как науки и предмета преподавания. Показать основные аспекты развития медицины в первобытном обществе.

знать:

-введение в историю медицины.

-источники для изучения истории медицины.

-периодизацию всемирной истории медицины.

-возникновение зачатков медицины в первобытном обществе, религиозных представлений. Коллективное врачевание.

уметь:

-использовать литературу для подготовки реферативных сообщений,

- работать с аудиторией.

владеть: ОК-1,ОК-3,ОК-5.

3. Контрольные вопросы

1) История медицины как наука. Классификация современной медицины, источники изучения медицины.

2) Периодизация всемирной истории

3) Врачевание в первобытном обществе. Зарождение медицины. Возникновение врачевания

4) Возникновение религиозных представлений.

5) Возникновение зачатков народной медицины

6) Зарождение гигиенических навыков в первобытном обществе.

Информационный блок.

ЗАНЯТИЕ 2

1. Тема и ее актуальность. Врачевание в Месопотамии, Древнем Египте.

Изучение основных этапов развития медицины Древних цивилизаций Востока (Месопотамия, Египет) имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, позволяет ознакомиться с основными достижениями медицины древнего мира.

2. Цель занятия. Раскрыть задачи истории медицины как науки и предмета преподавания. Показать основные аспекты развития медицины в Месопотамии, Древнем Египте.

знать:

-основные этапы и важнейшие черты медицины Древних цивилизаций Востока (Мессопатамия, Египет).

-основные достижения медицины.

-особенности храмовой и светской медицины.

- вклад врачевателей древних цивилизаций в медицину Древнего Египта, Мессопатамии)

уметь: использовать литературу для подготовки реферативных сообщений, работать с аудиторией.

владеть ОК-1,ОК-3,ОК-5.

3. Контрольные вопросы

1. Общая характеристика медицины Древних цивилизаций.
2. Врачевание в Древней Месопотамии (Шумерском государстве, Вавилоне, Ассирии).
3. Вещественные первоисточники врачевания Древней Месопотамии (клинопись).
4. Древний Египет. Медицина и врачевание в древнеегипетском пантеоне.
5. Религиозные представления. Учение о бессмертии души и культ мертвых. Бальзамирование.
6. Медицинские папирусы: частная патология, лекарственное лечение, диететика (папирус Эберса), хирургические методы лечения (папирус Смита), акушерство (папирус из Кахуна), лечение детских болезней (папирус Бругша).

Темы реферативных сообщений

1. Медицина Месопотамии

2. Медицина Древнего Египта.

Информационный блок.

ЗАНЯТИЕ 3

Информационный блок

Врачевание в Древней Индии

Индия — один из древнейших очагов цивилизации. Народы, населявшие долину р. Инд, в начале 3 тысячелетия до н.э. создали оригинальную культуру, которая не уступала культуре Древнего Египта и государств Месопотамии. Археологические исследования показали, что города, построенные не позднее 3 тысячелетия до н.э. (Хараппа, Мохенджо-даро), отличались высоким уровнем строительства и санитарного благоустройства. Канализационная система Мохенджо-даро была наиболее совершенной на территории Древнего Востока, некоторые гидротехнические сооружения явились прототипом современных конструкций. В 3 тысячелетии до н.э. была создана иероглифическая письменность, которая до настоящего времени не расшифрована. Были известны плавка, ковка и литье металла. Многие орудия производства и оружие изготовлялись из бронзы и меди.

В развитии древней Индии различают периоды

1. 3-нач. 2 тыс. до н.э. – период Харраппской цивилизации.

2. Ведийский период – кон. 2- сер 1 тыс. до н.э.

3. Кдассический период – 2-я пол. 1 тыс. до н.э.

Длительное отсутствие единой идеологии обусловило возникновение различных религиозно-философских учений. Основные источники- древние литературные памятники. Ригведа – собрание гимнов и мифов. Махабхарата – энциклопедия народных преданий. Законы Ману – юридический памятник.

Для Хараппской цивилизации характерен высокий уровень санитарного дела.

Раздел на сословия – варны. Брахманы – жрецы, кштарии – военная знать, вайшьи –свободные общинники, шудры – бесправные бедняки, парии – неприкасаемые. Заниматься врачеванием могли представители первых 3 сословий. В основе многих учений - представление о первичной сущности, мировой душе. Тело человека рассматривается как внешняя оболочка души, являющейся частичкой мирового духа. Душа вечна и бессмертна, человек не совершенен. Достичь единения души и мирового духа можно лишь при условии полного воздержания от активного участия в земной жизни, освобождения души от связей с земным миром. Этому служит йога, являющаяся составной частью всех древнеиндийских религиозных систем.

Практика и техника йоги берут начало в первобытной магии с ее представлениями о таинственной жизненной энергии, которая подобно свернутой змее дремлет в одном из нервных центров в нижней части позвоночника. Но если делать определенные упражнения – асаны то энергия может быть разбужена. Наряду с мистикой йога содержит и рациональные начала. Она вобрала в себя знания о роли самовнушения, о благотворном воздействии физических упражнений, о зависимости духовного состояния от телесных факторов.

4-6 вв до н.э. – расцвет духовной культуры. Терапия была основана на учении о соках организма. Задача врача – привести их в гармонию. Индийская медицина исходила из того, что гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Возникновение болезни объяснялось неравномерным соединением пяти (по другим данным, трех) соков человеческого тела (в соответствии с пятью стихиями мира — землей, водой, огнем, воздухом и эфиром). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, а болезнь как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека стихий. Утверждалось, что на состояние здоровья влияют изменения климата, возраст, настроение больного. Наиболее уязвимы люди преклонного возраста, они заболевают даже легче грудных детей. Тоска, печаль, гнев, испуг — «первые ступени на лестнице любой болезни».

Диагностика проводилась подробным опросом. Применялась диета, лекарственные и хирургические методы. Оперативное лечение (хирургия) было самым высоким в древнем мире. Производили ампутацию конечностей, пластические операции.

Слава о целебных свойствах индийских растений распространялась широко за пределами страны. Посредством торговых путей их вывозили в страны средиземноморья

и Средней Азии, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были мускус, сандал, алоэ, благовония.

Медицинская подготовка существовала в школах при храмах и монастырях.

Имелись высшие школы – университеты. Наставник имел 3-4 ученика. Их учили быть первым другом больных. Одинаково относиться ко всем больным. За лечение брать не больше того, что необходимо на пропитание. Лечебная помощь оказывалась преимущественно на дому. Некоторые врачи имели собственные амбулатории и даже стационары. Стационарные учреждения типа больниц имелись в портовых городах, и внутри страны на центральных дорогах.

Врачеватели древней Индии проводили ампутации, лапаротомию, камнесечение, пластические операции. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до 18 в.

Античные авторы высоко ценили индийских врачей. Особенно их умение лечить от укусов змей. Применялось общее обезболивание: вином, опием. Лекарственных средств было больше тысячи.

5.2. Лечебницы при буддийских храмах. Арсенал средств древнеиндийской медицины. Диагностика и лечение болезней в Аюрведе. Искусство врачевания (аюрведа).

Источниками изучения древнеиндийской М. являются данные археологических исследований, а также памятники письменности, среди которых ведущее место занимают веды, особенно Аюрведы. Являясь сборниками гимнов, молитв, веды имеют значение и как свод конкретных знаний о природе. Из эпических произведений большой интерес представляет поэма «Махабхарата» — энциклопедия народных преданий. В «Панчатантре» — древнем сборнике рассказов и басен упоминаются лекарственные средства, болезни, говорится о врачах, различных способах лечения болезней. В юридическом памятнике — чаконах Ману (в редакции, датируемой 2 в. до н.э. — 2 в. н.э.) содержатся положения санитарного законодательства, высказываются суждения об оказании врачебной помощи населению, приводятся правила общественной и личной санитарии и гигиены. Особую группу источников составляют записи участников походов Александра Македонского (327—325 гг. до н.э.).

Господство культовых традиций (о греховности убоя животных, вскрытия человеческих трупов) неблагоприятно сказывалось на приобретении знаний о строении человеческого тела. В дальнейшем анатомирование трупов перестало преследоваться, но способ его был крайне несовершенным. Тем не менее в Аюрведе описаны многие анатомические образования: органы, системы с перечислением отдельных костей, связок, сосудов, различается головной и спинной мозг. Центром жизни считается пупок, от которого берут начало сосуды, несущие кровь, воду и слизь. В «классическом» периоде (1 тысячелетие н.э.) исследования по анатомии, считавшейся «преддверием медицинской науки», накапливались настолько интенсивно, что фонд анатомических сведений позволил врачу Бхаскаре Бхатте написать большой трактат по нормальной анатомии «Сариранадмини». Это сочинение, написанное раньше, чем «Канон врачебной науки» Ибн Сины, получили распространение и у арабов.

В ведах описаны симптомы малярии, сибирской язвы. Были известны болезни, идентифицируемые теперь как кала-азар, слоновость, гемоглобинурийная лихорадка. Было известно, что чума — результат эпизоотии среди крыс, что бешенство у человека возникает от укуса бешеным животным (собакой, шакалом), а проказа — итог длительного контакта здорового человека с больным. Частые укусы ядовитых змей нередко со смертельными последствиями рассматривались как неотвратимый бич судьбы. В Древней Индии умели различать некоторые виды паразитических червей. С большой тщательностью описаны кожные, мочеполовые болезни. Индийские врачи учили, что почти все кожные болезни, особенно хронические, свидетельствуют о патологических процессах внутренних органов.

В Аюрведе описаны признаки более 150 острых и хронических, общих и местных болезней мозга, сердца, живота, мочевых и половых органов, суставов и других частей тела. Наряду с диетическими советами, рекомендацией массажа и ванн описано 760 лекарственных растений. Применялись средства животного происхождения (молоко, сало, мозг, желчь). Из минеральных веществ наиболее часто использовалась ртуть. В индийской медицине лекарства распределялись по их действию. Были известны потогонные, рвотные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, которые применялись в различных формах и разными способами (порошки, пилюли, настои, настойки, отвары, мази, втирания, окуривание, вдыхание, обливание). При назначении лекарств учитывались времена года, погода, телосложение больного, его темперамент, пол, возраст, характер болезни.

Терапия была основана на учении о соках организма. Для приведения их в первоначальную гармонию обращались к средствам очистительным, раздражающим, рвотным, чихательным. Этой же цели служили кровопускания, прижигания, техника которых была высокой.

Индийская M. исходила из положения, что гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Больным рекомендовалась умеренность во всем: правильное применение лекарственных средств, соблюдение правил личной гигиены (чистота тела, волос, постели). Пища должна соответствовать вкусам и привычкам, позволительно иногда назначать и крепкие напитки, если к ним имеется длительная привычка. Надо чаще совершать с больным прогулки, предоставляя ему возможность созерцать ласкающие взор ландшафты. Чтение больному, находившемуся в постели, легких увлекательных рассказов, слушание им приятного пения птиц, пребывание в обществе поющих юношей и красивых молодых женщин — все это, примененное в меру, способствует «укорочению нити физических страданий», скорейшему излечению.

В системе медицинских знаний важное значение придавали диагностике. При исследовании больного принимались во внимание его возраст, местожительство, физическое сложение, выяснялось все, что имело отношение к привычкам, характеру, занятиям больного. Осмотр тела производили при солнечном свете. Частоту дыхания, сердцебиения подсчитывали как в спокойном состоянии, так и после физической нагрузки (бег). Каждый врач должен был уметь пальпировать брюшную полость, определять размеры селезенки, печени с помощью линейки. Органолептическое изучение мочи, исследование пульса были обязательными компонентами в комплексе диагностических приемов,

Лечебную помощь оказывали преимущественно на дому. Некоторые врачи имели собственные амбулатории и даже стационары с запасами лекарственных средств. Во время войн организовывались сети подвижных госпиталей. Общественные стационарные учреждения типа больниц имелись в портовых городах, внутри страны стояли на центральных дорогах, нередко объединяясь с караван-сараями. Храмовые стационары и стационары при высших школах, служившие своеобразной клинической базой для подготовки врачей, оснащались соответствующим инвентарем. При них имелись библиотеки.

Хирургия почиталась как первая из всех медицинских наук. Древнеиндийские врачи умели производить лапаротомию, трепанацию черепа, ампутации конечностей, мочепузырное камнедробление, очищать и сушить раны. Был известен метод остановки кровотечения наложением лигатур. Высоким было искусство пластических операций на лице и других частях тела (индийский способ пластики). В акушерстве прибегали к поворотам на ножку, кесареву сечению. Зубоврачевание рассматривалось как важная отрасль хирургии. Хирургический инструментарий насчитывал свыше 200 наименований. В качестве перевязочного материала использовали хлопок, камбий растений; раны сшивали джутовыми нитями, полосками апоневроза, кишечника животных. Применяли общее обезболивание с помощью опия, вина, растений из семейства пасленовых. При больших операциях хирургу помогали ассистенты. Индийские хирурги были широко известны в странах эллинистического мира.

Богатая культура, созданная индийским народом, была воспринята народами Востока, античного мира и европейских стран. Достижения индийской М. оказали влияние на медицину Цейлона, Малайского архипелага; составляют одну из основ тибетской М.

Об Индии знали и в древней Руси. О ней упоминает Нестор (11—12 вв.). Разрозненные переводные литературные произведения об Индии в период Киевского государства были собраны в обширный свод «Сказания об Индийском царстве», в котором приведено много интересных сведений об индийском народе. На рынки Киева из Индии привозили краски, пряности, лекарственные средства (алоэ, панты, амбру, мускус, рвотный орешек, камфору и др.).

ЗАНЯТИЕ 4

Гален и его учение.

Клавдий Гален (ок.130 - ок.200)- знаменитый римский врач и естествоиспытатель - был родом из Пергама. Кроме практической врачебной деятельности, Гален занимался философией и естествознанием, главным образом анатомией и физиологией.

Автор более 350 медицинских работ, главные из которых - «О назначении частей человеческого тела», «Об анатомии» и «Об анатомии мышц». Он расширил представления о процессах, происходящих в организме, описал мышцы шеи, установил наличие в мышцах соединительных волокон. Труд Галена «О назначении частей человеческого тела» содержит практические советы, основанные на собственном опыте, которые облегчают врачу как постановку диагноза, так и прогноз при осложнениях, когда появляется необходимость разреза органа или удаления части его при гнилостном поражении.

Основным источником познания, Гален считал природу. Он не раз писал: «Все, что создано природой, превосходно». Он, как и Гиппократ, был сторонником гуморальной теории (учение о соках и косм. взаимодействиях) и учения о пневме – составной части воздуха. Наряду с большим количеством морфологических наблюдений, исследований и открытий Галену принадлежит и одно из первых мест в применении экспериментального метода для изучения анатомии. Так, на основе анатомических изысканий, он разделил ткани тела на однородные простые (связки, кости, хрящи, нервы, мышцы, сосуды) и разнородные сложные – органы (печень, сердце, легкие и т.д.). Гален учил, что мозг, сердце и печень являются «жизненным треугольником». Гален довольно подробно описал аппарат дыхания, к которому относил гортань, жесткую артерию (трахею), бронхи, легкие и их сосудистый аппарат, сердце, его левый желудочек и систему сосудов, легочные артерии и вены.

В своем труде «О видах пульса» Гален показал соотношение между дыхательными движениями и частотой пульса, влияние на пульс перевязки сосудов. Создал систему строения и функций организма. Одним из первых применил экспериментальный метод изучения анатомии. Весомый вклад в развитие остеологии, миологии, ангиологии, артрологии, неврологии и др. Заслуги Галена особенно велики в области исследования нервной системы. Он утверждал, что центром мышления, чувствования, источником двигательной способности организма является мозг (до этого считалось сердце). Он детально описал все отделы мозга Гален дал описание семи пар черепно-мозговых нервов.

Разработал практические и теоретические советы врачам по постановке диагноза и лечению болезней. Дал классификацию и регламентацию лекарственных веществ, способ их приготовления - Галеновы препараты. Ориентирование развития биологической и медицинской науки на многие века вперед.

Цитаты

• Вставайте из-за стола слегка голодными, и вы будете всегда здоровы».

• «Кто хочет созерцать создания природы, не должен доверять сочинениям по анатомии, но должен полагаться на свои глаза, занимаясь анатомированием из любви к науке

• Мне часто приходилось водить рукой хирургов, мало изощрённых в анатомии, и тем спасти их от публичного позора».

• «Без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства».

• «Тысячи и тысячи раз я возвращал здоровье своим больным посредством физических упражнений.

По-мнению Галена, природа сама охраняет и бережет здоровье организма, роль врача сводится только к тому, чтобы помогать природе. Здоровье в представлении и толковании Галена - такое состояние организма, когда все отправления тела совершаются безболезненно и беспрепятственно. Поэтому большое внимание уделял физиотерапии (диете, гимнастике, ваннам, массажу), как и другие римские врачи. Труды Галена явились для его времени и последующих веков огромным стимулом развития биологической и медицинской науки, а также в течение 14 веков были единственным источником анатомических знаний

ЗАНЯТИЕ 5

Информационный блок

Истоки и особенности византийской медицины. Образование и медицина.

После падения Западной Римской империи основным наследником поздней античной культуры стала Византия, в состав которой входили страны традиционной культуры: Египет, Месопотамия, Греция, Малая Азия. К 7 в. сокращение территории. Этнический состав пестрый. Готы 5-6 вв., славяне 6-7 вв., арабы 7-9 вв. Преобладающую роль играло греческое население. Сначала до 7 в. государственный язык латинский, с 7 до 1453 - греческий. Император Константин перенес столицу из Рима в Византий. Константинополь. С 4 в.господствующая религия - христианская. Стали возникать монастыри, одной из функций которых было лечение больных и призрение стариков. Наибольщего могущества достигла страна при ЮстинианеI. 9-10 вв. Сильная централизованная феодальная монархия. Византийская церковь в 9 в. стала отстаивать идею равноправия духовной и светской власти. Обращение в христианство соседних народов при помощи церковных миссий Кирилл и Мефодий - Болгария в 865 г., а потом Русь. В 1204 г. в ходе IV крест.похода взят Константинополь и Византийская империя перестала существовать. Возникла латинская империя. В 1261 г. Михаил Палеолог отвоевал Константинополь и восстановил Византийскую империю. Натиск турок-османов. Византия вошла в состав Османской империи. В середине 7 в. византийская культура приобрела черты феодальной культуры. Утрата интереса к естественнонаучным знаниям. В определении прогноза болезней используются астрология, гадание. Компилятивность и традиционность провозглашены принципом познания. Но до 12в. культура Византии выше, чем в Зап.Европе. Поэтому византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний. Позднее стали использовать опыт арабской медицины. На высоком уровне просвещение. Существовали светские, общеобразовательные школы, включающие программу среднего образования (орфография, грамматика, стихосложение, орат.искусство, философия, богословие, этика, политика, экономика, физиология).Потом эти школы закрыты, а последняя якобы в 726 г. сожжена вместе с учителями и книгами.

Функционируют медицинские школы - допускались лица, прошедшие среднее образование. Разрешение на преподавание давалось патриархом. Учебный процесс под контролем. При обучении исходили из представлений Галена. В преподавании практической медицины пользовались трудами Гиппократа, античных и византийских энциклопедистов. Учащиеся школ участвовали в осмотрах больных и их лечении. Власти могли, на врачебную должность определяя, устраивать экзамен. Это практиковалось при замещении врачебной должности в больнице или городского архиатра. Властями решался вопрос прохождения практики.

В середине XI в. в Константинополе открылась высшая школа с юридическим и философским факультетами. В начале XII в. стала преподаваться медицина, а потом факультет. Допускались свободные дискуссии "о пульсе, лихорадках, артериях и венах" и т.д. Это шаг вперед, но осмотры и демонстрации больных не практиковались. Преподавание практической медицины было поставлено хуже, чем в школах при больницах. С усилением богословия византийское естествознание становится полностью книжным: использование эксперимента - крайняя редкость. Составление "Физиологов" и "Шестодневов", где обширные сведения по теоретической и практической медицине, но с большим морализаторством. Позже стали освобождаться от мистического содержания и дополняться практическими рекомендациями. Развитие алхимии, изобретение в 7 в."греческого огня", как следствие утверждение экспериментальной науки.

Эпидемии заставляли власти сохранить со времен Рима городских врачей для бедных. Хоть они и подрабатывали, закон обязывал их бесплатно лечить городскую бедноту. Сохранился со времен Рима и институт городских архиатров и медико-санитарная организация в армии. Большая роль в организации медпомощи, прежде всего сельскому населению, принадлежала церкви. При монастырях проводился прием больных. Строились стационары. Места для призрения. Сооружались и гражданские больницы. Даже по несколько сот коек. Отдельные помещения для заразных. Существовал больничный устав, позднее был принят в древнерусских монастырях. Аптеки, школы послужили примером для многих стран. Византийская медицина, как и другие отрасли византийской культуры, сыграла выдающуюся роль в передаче античного наследия в страны Востока и Европы, особое влияние она оказала на развитие медицины славянских народов.

ЗАНЯТИЕ 6

1. Тема и ее актуальность. Медицина Средневековья ХV-ХVI вв. Медицина Западной Европы и народов Американского континента.

Изучение основных этапов развития медицины Средневековья ХV-ХVI вв. имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, позволяет ознакомиться с основными достижениями медицины Западной Европы и народов Американского континента.

2. Цель занятия.

Показать основные аспекты развития медицины Западной Европы и народов Американского континента в ХV-ХVIвв.

знать:

-основные этапы и важнейшие черты медицины Средневековья;

- систему высшего медицинского образования в Западной Европе.

- негативное влияние теологического мировоззрения и схоластики на медицину.

- причины средневековых эпидемий (чумы, лепры, оспа).

- особенности медицины народов Американского континента

уметь:

-использовать литературу для подготовки реферативных сообщений,

- работать с аудиторией.

владеть ОК-1,ОК-3,ОК-5.

3. Контрольные вопросы

1. Общая характеристика состояния медицины Западной Европы в эпоху классического средневековья.
2. Характерные черты средневековой наукиЗападной Европы. Схоластика и медицина.
3. Развитие образования. Университеты. Научные центры: Салерно, Монпелье и др. Арнольд из Виллановы и его труд "Салернский кодекс здоровья".
4. Эпидемии и борьба с ними. Больничное дело в странах Западной Европы.
5. Особенности медицины народов Американского континента (майя, ацтеки, инки).
  4.Темы реферативных сообщений
1. Эпидемии и борьба с ними. Больничное дело в странах Западной Европы.
  Особенности медицины народов Американского континента (майя, ацтеков и инков).

Информационный блок.

5.1. Общая характеристика состояния медицины Западной Европы в эпоху классического средневековья.

Эпоху становления и развития феодализма в Западной Европе (5—13 вв.) обычно характеризовали как период упадка культуры, время господства мракобесия, невежества и суеверий. Деятели Возрождения (15—16 вв.) и Нового времени (17—18 вв.), борясь с феодализмом и сковывавшими развитие философской и естественнонаучной мысли религиозно-догматическим мировоззрением, схоластикой, противопоставляли уровень культуры своих непосредственных предшественников, с одной стороны, античности, с другой — создаваемой или новой культуре, оценивая период, разделяющий античность и Возрождение, как шаг назад в развитии человечества.

Наука и образование в Западной Европе носили схоластический характер. Здесь господствовало убеждение, что все знания, необхо­димые человеку, даны в трудах общепризнанных церковных "авторитетов". В эпоху раннего средневековья медицинская помощь оказывалась в монастырях, при которых чаще всего устраивали больницы. В монастырях постепенно накапливался опыт лечения болезней и изготовления лекарств, но, связывая медицину с церковью, с соблюдением обрядов, молитвами, покаяниями, а излечение с «чудесами святых» монахи тормозили развитие научной медицины.

В силу объективно сложившихся исторических обстоятельств варварские племена, завоевавшие всю территорию Западной Римской империи, не стали и не могли стать преемниками позднеантичной культуры. На Западе церковь взяла под контроль культурное развитие и духовную жизнь, просвещение и медицину. Церковники утверждали, что все возможные знания уже изложены прежде всего в Священном писании. Новые открытия отрицались.

Основой всякого знания объявлялось учение Аристотеля. 384-322 гг. Труды Аристотеля: "История животных", "О частях животных", "О движении животных" долгое время служили источником сведений по зоологии и в некоторой мере основой для описательной и сравнительной анатомии. Учение о биологической целесообразности, в т.ч. и о взаимодействии органов в организме, а также о жизни и развитии организмов как о процессе целеустремленного движения к форме, оказало большое влияние на медико- биологические взгляды Галена, на всю медицину средневековья. Всякое позитивное знание имело право на существование как средство для иллюстрации теологических истин. Отсюда процветание мистики Даже в XVII в. сохранилась вера в колдовство. Борьба с ним являлась одной из важных функций государственных судебных органов. В 8 в. народы Европы создали национальную письменность, приспособив латинский алфавит к своим диалектам. Возникают университеты, светская школа. Начало развиваться и опытное знание. Все исследования средневековые ученые проводили исключительно с теологическими целями

Однако в области медико-санитарного дела средневековая Европа не внесла ничего нового. Баня стала в средние века редкостью. Общественных бань не было, как и в частных жилищах. Только в монастырях помещения для мытья. Но в XII в. Баня становится модой. В Париже в 1292 г. 26 общественных бань. Мусор выбрасывали в реки или близлежащие рвы. Служба мусорных повозок была организована в Париже лишь в XIV в. Отхожие места были далеко не в каждом доме. Отходы, нечистоты в сп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.068 с.)