Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Врачебная, научно-педагогическая и общественная деятельность Н.В. Склифосовского.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Николай Васильевич Склифосовский – один из самых известных, искусных и деятельных врачей и ученых России. Вся его жизнь была посвящена медицине, открытия, сделанные Николаем Васильевичем, двигали ее вперед, а операции, проведенные Склифосовским с удивительным мастерством, спасали большое количество жизней. Его считают образцом истинного врача – человека, преданного своему делу, бесстрашного, смелого в поисках новых путей лечения, чуткого в отношениях с больными и учениками. Н.В. Склифосовский родился 25 марта 1836 года в бедной дворянской семье. Среднее образование получил во 2 Одесской гимназии, окончил ее с серебряной медалью. После окончания курса медицинского факультета Московского университета и приступил к клинической практике. Как хирург Н. В. Склифосовский пользовался заслуженной мировой славой. Можно сказать, что во второй половине XIX в. среди хирургов он был наиболее крупной фигурой. Как истинный ученик и последователь Пирогова, Н. В. Склифосовский тщательно изучал анатомию, уделяя много времени вскрытию трупов. Благодаря постоянному практическому изучению основ хирургии Н. В. Склифосовский блестяще владел оперативной техникой. Уже в доантисептическое время он проводил с успехом такие крупные операции, как удаление яичника, когда эти операции не производились ещё во многих крупных клиниках Европы. Он один из первых ввёл у нас лапаротомию (чревосечение) - вскрытие брюшной полости. Он шёл не только в ногу с веком, но как учёный и хирург часто опережал его. Он один из первых сделал операцию гастростомии (иссечение желудка), применил пуговку Мерфи. Склифосовскому принадлежит большая заслуга в разработке техники операций на мочевом пузыре, первый в России ввёл глухой шов мочевого пузыря, операцию зоба, иссечение рака языка с предварительной лигатурой (перевязкой) язычной артерии, удаление гортани, операцию мозговой грыжи и др.– эти операции положили начало развитию «полостной» хирургии. Разработал и предложил аппарат специальной конструкции, позволяющий поддерживать наркоз в течение всей операции – резекции верхних челюстей при раке. Оперируя на верхней челюсти при врожденном расщеплении твердого неба, Склифосовский впервые применил местное обезболивание раствором кокаина. Наконец, сложные операции по пластической хирургии также нашли в Н. В. Склифосовском не только мастера хирургической техники, но и автора новых методов операций. Одна из таких операций при ложных суставах под названием "замка Склифосовского" или "русского замка", с успехом произведённая им, описывается в русских и заграничных учебниках. Н. В. Склифосовский оперировал во всех областях хирургии; он был одинаково блестящим хирургом как в мирной, так и в военно-полевой хирургии. В военных кампаниях он приобрел практический опыт, работая в перевязочных пунктах, военно-полевым хирургом, хирургом-консультантом, ведущим хирургом русской армии. Это явилось следствием исключительной одарённости Н. В. Склифосовского и его неустанных занятий в секционной, операционной, на поле боя, в библиотеке, в заграничных и отечественных клиниках. Это явилось следствием широкого внедрения в практику всех достижений науки. Неудивительно, что даже крупнейшие хирурги называли Н. В. Склифосовского "золотыми руками". Имя Н. В. Склифосовского как крупнейшего учёного было известно всему миру. Развивая и расширяя рамки хирургии, дав ряд новых методов оперативной техники, он выступил в хирургии как новатор, тесно связавший теорию с практикой. Оценив по существу все преимущества антисептического метода, Н. В. Склифосовский не ограничился применением карболовой кислоты, а сменял антисептические средства соответственно аппробации их наукой. Нужен был очень сильный авторитет, какой имел Н. В. Склифосовский среди учёных Европы, среди профессоров, врачей и широкой публики, чтобы внедрить новые методы антисептики в России. Н. В. Склифосовскому принадлежит более 110 научных работ, посвящённых самым разнообразным разделам хирургии: а) гинекологии (которая в то время была отделом хирургии и лишь начинала практически отмежёвываться от неё); Н. В. Склифосовский посвятил диссертацию и ряд работ этому разделу; б) новым методам операций, впервые применявшимся в России (операции зоба, гастростомия, холецистостомия, шов мочевого пузыря, резекция мозговой грыжи и др.); в) костной и костно-пластической хирургии: резекции суставов, челюсти, операциям по поводу ложных суставов и др.; г) вопросам военно-полевой хирургии, которую Н. В. Склифосовский, как участник четырёх войн, знал очень хорошо. Николай Васильевич преподавал в Киевском университете, Медико-хирургической академии в Петербурге. Н. В. Склифосовский охотно обучал студентов различным техническим приемам исследования и правилам ухода за хирургическими больными. При этом он всегда подчеркивал необходимость строго оберегать психику больного от излишних волнений, особенно в момент обследования, но не в ущерб выяснению характера самого заболевания. Склифосовский советовал своим ученикам: «Режь только то, что видишь». В одном из отчетов встречаются такие слова: «В основу оперативной техники профессор Склифосовский кладет главным образом 2 положения – рассекать только то, что видишь или можешь осязать вполне ясно, и затем всякое сечение делать на основании знания анатомии». Н. В. Склифосовский не был кабинетным учёным. Он стремился нести свет науки в широкие массы врачей-практиков, организовывать научную работу в клиниках. Его клиника стояла высоко как в практическом и лечебном, так и научном отношениях. Он первый ввёл клинические опыты с историями болезни по образцу отчётов заграничных клиник. Такая же отчётность была у Н. В. Склифосовского и после войны (Плевна и др.), где им были обработаны наблюдения на большом количестве случаев: через руки Склифосовского прошло 10 000 раненых. Развивая взгляды Н. И. Пирогова, внёс значительный вклад в развитие военно-полевой хирургии (приближение медицинской помощи к месту боя, принцип «сберегательного лечения» огнестрельных ранений, применение гипсовых повязок как средства иммобилизации при ранениях конечностей и т. д.). Занимаясь всю жизнь научной хирургией, Н. В. Склифосовский сделал много для организации науки в России. Он был образцом служения родине: он - член-учредитель Общества русских врачей, член Московского хирургического общества, в котором принимал активное участие; он был членом-учредителем и председателем 1-го и 6-го съездов хирургов. Большое значение до Великой Октябрьской социалистической революции имели Пироговские съезды. Н. В. Склифосовский был организатором, почётным председателем и активным участником этих съездов. Особенно ярко организационная деятельность Н. В. Склифосовского выразилась в блестящем проведении в Москве 12-го Международного съезда хирургов в 1897 г., а также в организации медицинского образования как в Московском университете, где он был 8 лет деканом медицинского факультета, так и в Петербурге - в должности директора Института усовершенствования врачей. Н. В. Склифосовский принял большое участие в создании клинического городка на Девичьем поле в Москве, где в дальнейшем и расцвели клиники Московского университета (ныне 1-го Московского ордена Ленина медицинского института). Как истинный учёный Н. В. Склифосовский придавал большое значение медицинской печати, обмену опытом и наблюдениями хирургов. Н. В. Склифосовский был редактором первых в Москве специальных научных хирургических журналов того времени: "Хирургическая летопись" и "Летопись русских хирургов". Соредактор журнала «Летопись хирургического общества» в Москве (с 1891), учредитель и председатель 1-го съезда российских хирургов (1900). Съезды, заседания научных обществ и журналы много способствовали развитию хирургической мысли и образованию хирургов. Придавая большое значение усовершенствованию врачей, Н. В. Склифосовский с жаром взялся за дело организации Института усовершенствования врачей в Петербурге. Как из Одессы не хотели отпустить ещё молодого хирурга Склифосовского и предлагали ему профессорское содержание "не в пример прочим", так неохотно отпускала Н. В. Склифосовского и Москва. За 7 лет заведывания Институтом усовершенствования врачей Н. В. Склифосовский построил новые здания, перестроил операционные, увеличил штаты, оклады и т. д. За это время Институт вырос в учреждение, каким могла гордиться Европа. Ларгье де Венсель писал: "Вы стоите во главе учреждения, которому другие народы Европы завидуют". НИИ скорой помощи в Москве(1923) не случайно носит его имя – спасение жизней и здоровья, открытие новых методов проведения операций, осуществляемые этим научно-исследовательским институтом, были целью и для Николая Васильевича, чья жизнь служит доказательством существования лучших человеческих качеств – самоотверженности, преданности и сострадания. 5.8. Дифференциация клинических дисциплин. Развитие акушерства, гинекологии и педиатрии. Во второй половине XVIII столетия Москва и Петербург становятся центрами российской акушерской науки. В 1797 г. в Петербурге был основан родильный госпиталь на 20 коек, а при нем - Повивальная школа на 22 учащихся (ныне Институт акушерства и гинекологии РАМН). С 1798 г. после учреждения в Петербурге и Москве Медико-хирургических академий преподавание акушерства стало вестись на самостоятельных кафедрах повивальной науки. Первым профессором акушерства в Московской медико-хирургической академии был Г.Фрезе. Первым профессором акушерства в Петербургской медико-хирургической академии стал И.Конради. В 1790 г. кафедру повивального искусства в Московском университете возглавил Вильгельм Михайлович Рихтер (1783- 1822). После окончания медицинского факультета в Москве, он получил степень доктора медицины в Эрлангенском университете. Возвратясь в Alma Mater, В.М.Рихтер открыл при Клиническом институте Московского университета Повивальный институт на 3 койки (в 1820 г. число коек увеличилось до 6). Так на практике осуществлялась идея клинического преподавания акушерства в России. Введение эфирного (1846) и хлороформного (1847) наркоза, начало профилактики родильной горячки (1847), а также развитие учения об антисептике и асептике открыли широкие возможности для акушерской и гинекологической практики. Все это вместе с достижениями в области морфологии и физиологии женскогоорганизма способствовало успешному развитию гинекологии и выделению ее в середине XIX в. в самостоятельную медицинскую дисциплину. В России первые гинекологические отделения были открыты в Петербурге (1842) и Москве (1875). Начало хирургическому направлению в российской гинекологии положил Александр Александрович Китер (1813-1879) - талантливый ученик Н.И.Пирогова. В течение 10 лет (1848-1858) А.А.Китер руководил кафедрой акушерства с учением о женских и детских болезнях в Петербургской медико-хирургической академии; он написал первый в России учебник по гинекологии "Руководство к изучению женских болезней" (1858) и произвел первую в стране успешную чрезвлагалищную операцию удаления матки, пораженной раком (1842). Большой вклад в развитие оперативной гинекологии и оперативного акушерства внес ученик А.А. Китера Антон Яковлевич Крассовский (1821-1898). Он первым в России произвел успешные операции овариотомии (овариэктомия) и удаления матки и постоянно совершенствовал технику этих оперативных вмешательств, предложил оригинальную классификацию форм узкого таза, четко разделив понятия "анатомически узкий таз" и "клинически узкий таз", и разработал показания для наложения акушерских щипцов, ограничив их неоправданное применение при узком тазе. На базе Петербургской медико-хирургической академии он впервые в России организовал широкую клиническую подготовку акушеров-гинекологов, ввел систему постдипломного усовершенствования в этой области. Его "Курс практического акушерства" долгое время служил основным руководством для отечественных акушеров-гинекологов. А.Я.Крассовский организовал первое в России Петербургское акушерско-гинекологическое научное общество (1887) и первый в этой области "Журнал акушерства и женских болезней" (1887). Преподавание гинекологии как самостоятельной дисциплины было введено в России по инициативе Владимира Федоровича Снегирева (1847-1916) - одного из основоположников отечественной гинекологии. В 1889 г. он создал в Московском университете первую в нашей стране гинекологическую клинику, которой руководил до 1900 г. Большой вклад в развитие акушерства и гинекологии в России также внесли Г.Фрезе, И.Конради, С.А.Громов, С.Ф.Хотовицкий, Г.П.Попов, Д.И.Левитский, И.П.Лазаревич, В.В.Строганов и другие. Как отмечалось, в XIX в. особенно четко проявилась дифференциация медицинских дисциплин. Эта тенденция была прослежена нами на примере развития хирургии, где благодаря Н.И. Пирогову образовалась топографическая анатомия и оперативная хирургия, на примере возникновения и развития патологической физиологии, неврологии и психиатрии, создания физиологии нервной системы, возникновения микробиологии - бактериологии, гигиены и ее отраслей. Направления сложившиеся в терапевтических школах во второй половине 19 века оказали большое влияние и на другие дисциплины. Отпочковались от терапевтической клиники инфекционные болезни, неврология, бальнеология, э ндокринология, акушерство, гинекология, отоларингология, офтальмология. Названные дисциплины, особенно в своих клинических аспектах, буквально впитывали достижения фундаментальных медико-биологических наук, не избежав и ряда ошибок и заблуждений, имевших место в медицине ранее. Во второй половине XVIII столетия Москва и Петербург становятся центрами российской акушерской науки. В 1797 г. в Петербурге был основан родильный госпиталь на 20 коек, а при нем - Повивальная школа на 22 учащихся (ныне Институт акушерства и гинекологии РАМН). Становление акушерского образования в России связано с именем П.З.Кондоиди (1710-1760). По предложению П.З.Кондоиди Сенат в 1754 г. издал указ "О порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества". Всвязи с чем, в Москве и Петербурге были созданы "бабичьи школы", которые готовили "присяжных бабок" (образованных повивальных бабок, или акушерок). В 1784 г. в Петербургской бабичьей школе начал преподавать Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744-1812) - первый российский профессор повивального искусства, один из основоположников научного акушерства, педиатрии и фармакогнозии в России. Н.М.Максимович-Амбодик впервые начал преподавание акушерства на русском языке. Одним из первых в России он применил акушерские щипцы. В 1781 г. он возглавил в Петербурге акушерскую школу, первым из русских врачей получил звание профессора акушерства (1782 г.). В отличие от своих коллег Амбодик положил начало бережного отношения к ведению родов, ввел не практиковавшееся ранее в России искусство демонстрации, упражнения на фантомах, внедрил в практику операцию наложения щипцов, предложил свою конструкцию родильной кровати и гинекологического кресла. Преподавание вел на русском языке, а не немецком, придавал большое значение терминологии (составил три словаря), подчеркивал необходимость знания анатомии и физиологии. Основной труд Амбодика - «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле», первое оригинальное на русском языке руководство по акушерству, педиатрии, уходу за новорожденными и детьми, их образе жизни. Развитие акушерства продолжалось особенно активно с избранием на кафедру в Петербурге С.А. Громова (1774-1865 гг.), зятем С.Ф. Хотовицкого (1794-1885 гг.); в 1856 г. кафедру возглавил крупнейший акушер А.Я. Крассовский (1821-1898 гг.), автор двух фундаментальных руководств. В 1887 г. Крассовским было основано в Петербурге первое в России Акушерско-гинекологическое общество. Он положил начало оперативному акушерству и гинекологии в России; в 1862 г. произвел первую в России успешную операцию по удалению яичника (овариотомия), одним из первых произвел удаление матки (1868 г.). Он был председателем правления Пироговского общества, создателем «Журнала акушерства и женских болезней». В России первые гинекологические отделения были открыты в Петербурге (1842) и Москве (1875). Начало хирургическому направлению в российской гинекологии положил Александр Александрович Китер (1813-1879) - талантливый ученик Н.И.Пирогова. В течение 10 лет (1848-1858) А.А.Китер руководил кафедрой акушерства с учением о женских и детских болезнях в Петербургской медико-хирургической академии; он написал первый в России учебник по гинекологии "Руководство к изучению женских болезней" (1858) и произвел первую в стране успешную чрезвлагалищную операцию удаления матки, пораженной раком (1842). Преподавание гинекологии как самостоятельной дисциплины было введено в России по инициативе Владимира Федоровича Снегирева (1847-1916) - одного из основоположников отечественной гинекологии. В 1889 г. он создал в Московском университете первую в нашей стране гинекологическую клинику, которой руководил до 1900 г. Большой вклад в развитие акушерства и гинекологии в России также внесли Г.фрезе, И.Конради, С.А.Громов, С.Ф.Хотовицкий, Г.П.Попов, Д.И.Левитский, И.П.Лазаревич, В.В.Строганов и другие. В Московской медико-хирургической академии акушерство преподавали такие известные врачи, как Г.П. Попов, О.И. Левицкий, Г.И. Кораблев. Все они работали над актуальными проблемами (хирургические вмешательства, узкий таз и др.), были составителями учебных пособий по акушерству. Из их числа наиболее известен Н.И. Побединский, автор «Краткого учебника по акушерству». В Харьковском университете работал И.П. Лазаревич, предложивший задолго до иностранных авторов свою конструкцию акушерских щипцов, составивший получившее широкое признание двухтомное руководство «Курс акушерства» (1877 г., 1892 г.). В конце XIX - начале XX в. большую известность получил В.В. Строганов, благодаря предложенному им профилактическому лечению эклампсии. Уже в XVIII в. в Англии, Франции, Германии акушерство становится самостоятельной отраслью медицины; открываются акушерские клиники и кафедры при университетах. В XVIII в. начало развиваться учение об узком тазе, которое успешно продолжалось в XIX в. Ф. Негелле детально изучил строение и размеры таза, описал неправильную форму таза - косо-суженный таз. Другой немецкий акушер X. Роберт в 1842 г. описал поперечно-суженный таз. Французским акушером А. Пинаром предложено наружное исследование беременной для распознания положения плода. В это же время стало распространяться выслушивание сердцебиения плода, расширилось применение хирургических операций, этому способствовало открытие английским акушером Симпсором обезболивания эфиром и хлороформом. Акушеры начали изучение болезней при беременности - токсикозов, эклампсии. Уже в XIX в. в разнообразных случаях патологического течения родов применялись поворот, щипцы, симфизиотомия и пубитомия, кесарево сечение и плодоразрушающие операции. С акушерством тесно связано и развитие педиатрии. Как известно, уже в конце XV-XVI вв. в Париже, Мюнхене и других городах Европы стали создаваться воспитательные дома. В это же время, и особенно в XVII-XVIII вв., выходят первые труды по детским болезням, воспитанию, отдельным болезням детей, например, работа Т. Сиденгама об оспе и кори, считающаяся классической; Ф. Глиссона - о происхождении рахита и его профилактике; чуть раньше Байю описал коклюш, английские врачи - дифтерию, туберкулез у детей, менингит. Тогда же наиболее известными были «Очерк о наиболее опасных детских болезнях» В. Гордона и руководство по детским болезням М. Андервуда. В профилактике оспы решающее значение имела вакцинация, предложенная Э. Дженером (конец XVIII в.). В XIX в. происходит дифференциация педиатрии в самостоятельную дисциплину. Этому способствует открытие первых детских больниц (в 1802 г. в Париже открыта больница для детей в возрасте 2-15 лет, которая в дальнейшем становится центром по подготовке детских врачей). Публикуются работы о болезнях новорожденных, патологической анатомии детских болезней; А. Труссо предложил произвести трахеотомию у детей. Особенно интенсивно развивается учение о детских болезнях и появляются соответствующие больницы с средины XIX в. В 1882 г. в Париже была основана детская консультация, которая пропагандировала грудное вскармливание и давала советы матерям по воспитанию детей. В 1844 г. во Франции впервые открыты ясли для детей, в 1892 г. - организовано научное общество детских врачей. В Англии во второй половине XIX в. открываются лечебницы для детей, которые становятся и центрами преподавания педиатрии. Известным английским ученым был Т. Барлоу, основавший клинику цинги у детей. В конце XIX - начале XX в. педиатрия становится обязательным предметом преподавания на медицинских факультетах большинства стран. В России заметную роль в развитии педиатрии сыграл и XVIII в. И.И. Бецкой, по проектам которого в Москве и Петербурге стали открываться воспитательные дома, содержащиеся на средства благотворительности. Одним из основоположников педиатрии в нашей стране следует считать Е.Ф. Хотовицкого, создавшего первое оригинальное руководство под названием «Педиатрика». Оно содержало лекции, которые Хотовицкий читал в Петербургской медико-хирургической академии. Хотовицкий заведовал единой кафедрой акушерства, женских и детских болезней. В противоположность большинству врачей, имеющих дело с детьми и считающих ребенка уменьшенной копией взрослого, Хотовицкий понимал, что ребенок развивается по присущим ему законам, т.е. он доказал специфический характер его организма и специфическое содержание науки о здоровье и болезнях детей. Большое влияние на развитие педиатрии оказал К.А. Раухфус, По его проектам в Петербурге (1869 г.) и Москве (1876 г.) построены детские больницы по правильной системе - для изоляции больных с разными заболеваниями, в первую очередь с инфекционными. Как клиницист Раухфус открыл симптомы врожденных пороков сердца, гнойных артритов и пр. В 1861 г. в России введено обязательное преподавание педиатрии на медицинских факультетах. В 1865 г. в Медико-хирургической академии была создана первая кафедра детских болезней, заведующими которой были известные педиатры В.М. Флоринский -с 1870 г., а с 1896 г. - Н.И. Быстров. В 1866 г. на медицинском факультете Московского университета была организована кафедра детских болезней, которой руководил врач П.А. Тольский, а в 1891 г. - один из основоположников отечественной педиатрии Н.Ф. Филатов. В это же время в Петербурге заведующим кафедрой был не менее известный педиатр Н.П. Гундобин, автор капитального труда «Особенности детского возраста», в котором он изложил анатомо-физиологические основы и клинику детских заболеваний. Нил Федорович Филатов (1847- 1902 г.) окончил медицинский факультет Московского университета, в 1876 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Об отношении бронхита к острой катаральной пневмонии». За 25 лет своей научной и педиатрической деятельности И.Ф. Филатов впервые описал скарлатинозную краснуху, железистую лихорадку, скрытую форму малярии, им изучены детские острые инфекционные заболевания - корь, скарлатина, ветряная оспа, дифтерия. Известен описанный Филатовом симптом при кори - отрубевидное шелушение слизистой в области рта (так называемые пятна Филатова-Коплика). Широкое признание получили учебники и руководства Филатова. Как верно отмечено в книге, посвященной двухсотлетию медицинского факультета МГУ (1955 г.), «Н.Ф. Филатов является самым крупным в России представителем учения о детских болезнях, создателем русской педиатрической школы, обогатившим педиатрию оригинальными руководствами и многочисленными научными трудами». Из учеников Филатова особенно известны В.М. Молчанов и Г.Н. Сперанский. 6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях). Основная литература 1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415030.html Дополнительная литература 1.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский – М., 2010. – 528 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html. ЗАНЯТИЕ 21 1. Тема и ее актуальность. Предупредительная медицина в России во второй половине Х1Х – начале XX вв. Изучение развитие предупредительной медицины в России во второй половине Х1Х – начале XX вв. имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, позволяет ознакомиться с достижениями выдающихся микробиологов и иммунологов в России во второй половине XIX и начале XX вв., оценить вклад гигиенических школ в профилактическую медицину. 2. Цель занятия. Раскрыть задачи истории медицины как науки и предмета преподавания. Показать основные аспекты развития медицины в предупредительной медицине в России во второй половине Х1Х – начале XX вв. знать: - предпосылки развития микробиологии и иммунологии в конце XIX - начале XX веков - достижения выдающихся микробиологов и иммунологов в России во второй пол. XIX и нач. XX вв.; - характерные черты предупредительной медицины, - вклад гигиенических школ в профилактическую медицину; - роль санитарной статистики в оценке состояния здоровья населения. уметь: – использовать литературу для подготовки реферативных сообщений, – работать с аудиторией. владеть: ОК-1,ОК-3,ОК-5. 3. Контрольные вопросы
Информационный блок.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.196 (0.011 с.) |