Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление клиники внутренних болезней. Роль внедрения клинического преподавания. М. Я. Мудров–основоположник клинической медицины в России.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обогатила медицинскую науку деятельность профессора, декана медицинского факультета Московского университета М.Я.Мудрова (1772-1831). Он впервые в России внедряет во врачебную практику перкуссию и аускультацию, подробное ведение истории болезни, разрабатывает этические нормы врача. Особенностью подхода М. Я. Мудрова к работе с пациентом было то, что он рассматривал больного в неразрывной связи с окружающей средой, а именно с теми факторами, которые являются источниками и пособниками заболеваний. Для выявления таких факторов он тщательно опрашивал своих пациентов, выясняя все детали их жизни. Сбор анамнеза путем расспроса - это метод врачебного исследования, введенный в практику именно М. Я. Мудровым. Позднее в клинике факультетской терапии медицинского факультета Московского университета Г. А. Захарьин довел до совершенства схему сбора анамнеза, поэтому не случайно в Западной Европе стали говорить о русском методе расспроса больного. Другое нововведение М. Я. Мудрова - план написания истории болезни. Истории болезней велись и до М. Я. Мудрова, однако им придавалось крайне малое значение, и там отсутствовал важнейший раздел - анамнез. Матвей Яковлевич к историям болезней относился очень серьезно, заводил их на каждого больного, хранил, за свою практику собрал более 20 тыс. историй и считал этот фонд бесценной частью своей библиотеки. Он советовал вести историю болезни так: "...писать все, писать в порядке, писать ежедневно и ежедневно проверять ход болезни с лечением... История болезни должна иметь вид точного повествования, в ней подлежат описанию лишь достоверные факты". Схемой М. Я. Мудрова вот уже 200 лет пользуются многие поколения врачей. Все, что предложено им, осталось, усовершенствовано его учениками, добавились лишь как следствие научно-технического прогресса разделы "план обследования" и "результаты лабораторных и инструментальных исследований". Матвей Яковлевич являлся сторонником индивидуального подхода к лечению, Весьма охотно он применял физиотерапию: водолечение, физические упражнения. Важное место отводил искусству психотерапии, и взгляды его соответствуют современным представлениям. По мнению Матвея Яковлевича, внешний облик врача, умелое поведение у постели больного, умное слово способны исцелять. Помимо лечебного дела, М. Я. Мудров развивал профилактическое направление в медицине. Идея предупреждения болезней путем уменьшения вредных воздействий внешней среды получила наиболее полное развитие в трудах по военной гигиене. Его первый труд по военной медицине "Принципы военной патологии, касающиеся огнестрельных ранений и ампутаций конечностей на поле сражения, или о последствиях лечения, развертываемого у постелей раненых". М. Я. Мудров по праву считается основоположником самобытной русской медицины, которая получила дальнейшее свое развитие в работах таких ученых, как А. Г. Захарьин, С. П. Боткин, А. А. Остроумов. Своими лекциями он заложил основы военно-медицинской подготовки в России. М. Я. Мудров рассказывал о медицинском обеспечении армии, об управлении госпиталями, принципах эвакуации раненых, о наиболее часто совершаемых в военное время операциях и наиболее частых болезнях, учил студентов накладывать простые удобные повязки. "Слово о пользе и предметах военной гигиены" переиздавалось трижды и длительное время служило руководством и для студентов, и для врачей. М. Я. Мудров представляет собой целую эпоху усовершенствования медицинских наук в России и особливо в Московском университете. Смело можно сказать, что ученики М. Я. Мудрова составляют особое поколение врачей в России, врачей и образованных и просвещенных. 5.9. Вклад выдающихся врачей России в медицинскую науку (Ф.П. Гааз. Ф.И. Иноземцев). Федор Иванович Иноземцев (1802—1869) был фигурой исключительно самобытной и популярной, можно сказать, легендарной. Он был хирургом консервативного направления и старался оперировать как можно реже, а не как можно чаще. Он был прежде всего врач, а не хирург или ученый, выше всего ставил не интересы науки, а интересы больного. И все-таки у хирурга-консерватора Ф.И. Иноземцева есть серьезнейшая заслуга - в отечественной хирургии он стал пионером применения наркоза. Он пропагандировал использование обезболивания при операциях и изучение действия эфирного наркоза на организм. 1 февраля 1847 г. Ф.И. Иноземцев первым в России применил эфирный наркоз при операции удаления раковой опухоли грудной железы и в течение четырех ближайших месяцев провел под эфирным наркозом 42 операции. Понятен поэтому и его особый интерес к более безопасным для больного терапевтическим методам лечения. Среди его научных публикаций, а также докладов в Обществе русских врачей в Москве преобладает не хирургическая, а терапевтическая и инфекционная (бешенство, холера) тематика. В числе его основных заслуг фигурирует введенное им — впервые в Московском университете — преподавание хирургической анатомии. Все его современники сходятся в том, что Иноземцев был блестящим педагогом — лектором, воспитателем, реформатором образования. Он покорял эрудицией, страстным и постоянным стремлением воспитать не только врача с развитым клиническим мышлением, но и врача — гражданина, нравственную личность Исключительно важна роль Иноземцева как одного из инициаторов и активного участника реформы клинического преподавания на медицинских факультетах российских университетов, проведенной в 1840—1860 гг. «Сердцевина» этой реформы — введение этапности клинического преподавания, то есть такой системы обучения, когда студенты последовательно проходят три этапа клинического обучения: изучение семиотики и диагностики в «приуготовительных» (пропедевтических) клиниках. Иноземцев одним из первых (если не самым первым) в России начал в соответствии со своей программой читать студентам прикладную, или так называемую, хирургическую анатомию (в современной терминологии - топографическую анатомию). Он немало сделал для совершенствования преподавания хирургии. Важным было его мнение об организации факультетских и госпитальных клиник (хирургических и терапевтических), причем госпитальные клиники следовало, по его мнению, располагать в городских больницах. Федор Петрович Гааз (1780-1853), выдающийся врач-гуманист первой половины XIX столетия, получил известность своей многолетней филантропической деятельностью в Москве. С именем доктора Ф.П. Гааза неразрывно связано развитие в XIX столетии деонтологии — науки, изучающей этические нормы и принципы поведения врача, а также определенные обязанности по отношению к больному. Жизнь и деятельность этого выдающегося врача-гуманиста представляют замечательный пример высокой нравственности в выполнении своих профессиональных обязанностей и подлинного благородства в служении больным и страждущим людям. Он внес свой вклад и в медицинскую науку, был оригинальным ученым, вошедшим в число основоположников ряда новых научных направлений. Гааз сыграл также важную роль в организации медицинской помощи населению Москвы. Актуальным является всестороннее исследование практической и научной деятельности Ф.П.Гааза, сформировавших его как видного ученого -медика и опытного врача-практика. Изучение жизни и деятельности доктора Гааза, его вклада в развитие отечественной медицинской науки и практики, в особенности - медицинской деонтологии, важно в связи с необходимостью в настоящее время совершенствовать профессиональную деятельность врачей и среднего медицинского персонала, повышать качество медицинской помощи населению. Обращение к наследию Ф.П.Гааза приобретает особое значение сегодня - время прогресса медицинской науки и практики, технизации медицины и внедрения новых технологий, а также изменений в высшем и среднем медицинском образовании. Систематическое преподавание акушерства в Московском университете было начато в 1790 г. Вильгельмом Михайловичем Рихтером. С 1801 по 1807 г. В.М.Рихтер был директором созданного им Повивального института при Московском императорском воспитательном доме. Открытие факультетских клиник Московского университета на Рождественке в 1846 г. знаменовало собой важный этап в жизни медицинского факультета. Отныне клинический метод преподавания стал основой всего учебного процесса. В результате этого медицинский факультет Московского университета встал в один ряд с лучшими медицинскими учебными заведениями Европы и появилась возможность подготовки большого числа хорошо обученных врачей, столь необходимых России. 6. Литература для преподавателей (в т.ч. на электронных носителях). Основная литература 1.Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. – М, 2010. – 304 с. – Режим доcтупа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415030.html Дополнительная литература 1.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учеб. пособие для студентов / М.Б. Мирский – М., 2010. – 528 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414293.html. ЗАНЯТИЕ 19 1. Тема и ее актуальность. Развитие научной медицины и медицинского образования России во второй половине Х1Х – начале XX вв. Изучение развитие медицины России во второй половине Х1Х – начале XX вв. имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, помогает выяснить основные направления развития теоретической медицины в России. 2. Цель занятия. Раскрыть задачи истории медицины как науки и предмета преподавания. Показать основные аспекты развития научной медицины и медицинского образования России во второй половине Х1Х – начале XX вв. знать: -основные направления развития теоретической медицины в России; - становление отечественной физиологии, генетики, биохимии, патологической анатомии; - организацию и деятельность Института экспериментальной медицины; -медицинское образование во второй половине Х1Х – начале XX вв. уметь: – использовать литературу для подготовки реферативных сообщений, – работать с аудиторией. владеть: ОК-1,ОК-3,ОК-5. 3. Контрольные вопросы
Информационный блок.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 944; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.26.221 (0.009 с.) |