Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Врачевание в классическую эпоху.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В VI в. до н. э. Древняя Индия вступила в период интенсивного духовного и интеллектуального развития. К началу нашей эры в Древней Индии сложилась высокоразвитая система традиционного врачевания — аюрведа (учение о долгой жизни). Аюрведа, или аюрведическая медицина, использует природные лекарственные средства региона, исходя из национальной философской традиции. В древности выдающимися деятелями традиционной индийской медицины были легендарные врачеватели Чарака (I—II вв. н.э.) и Сушрута (около IV в. н.э.) — авторы двух классических аюрведических трактатов: «Чарака самхита» (датируется I—II вв. н.э.), в котором описано лечение внутренних болезней, и «Сушрута самхита» (датируется IV в. н.э.), который в значительной степени посвящен оперативному врачеванию. Представления о строении тела человека в Древней Индии были самыми полными в древней истории. Исследование трупов в Древней Индии не воспрещалось религией и легко искупалось очистительными ваннами, дотра-гиванием до священной коровы или взглядом на солнце. В то же время древние индийцы не имели ясного представления о назначении головного мозга и полагали, что вместилище разума является сердце. Познания индийских врачевателей в области строения тела человека сыграли существенную роль в становлении древнеиндийской хирургии. Представления о причинах болезней в классический период истории Древней Индии несколько изменились. Врачеватели стали отходить от господствовавшего в ведийский период сверхъестественного понимания болезни. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды, носителями которых в организме считались три первичных жидкости: ветер, желчь и слизь. Из пяти стихий и трех жидкостей образуются семь органических продуктов, входящих в состав человеческого организма: кровь — первый источник жизни, мышцы, жировая прослойка, кости, мозг и мужское семя. Исходя из этих воззрений, здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального взаимодействия органов чувств и ясности ума, а болезнь — как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (а также влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды, неопрятности и т.п.). Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, мочи. Лечение болезней: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность. Лечение направлялось на восстановление нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых — лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т.п.) и, в-третьих — хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства. Искусство оперативного лечения (хирургия) в Древней Индии по своему мастерству и результативности было самым высоким в Древнем мире. Врачеватели Древней Индии выполняли ампутации конечностей, лапаротомии, камне–, грыжесечения, пластические операции, накладывали швы на paны головы, лица и даже дыхательного горла. Соблюдалась чистота во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали. В древних индийских текстах впервые описана и операция удаления помутневшего хрусталика — катаракты. Давались советы беременным о соблюдении чистоты и правильном образе жизни; описывались отклонения от нормального течения родов, уродства плода, кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца), поворот плода на ножку и эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку). Предпринимались первые попытки предупреждения заразных болезней, в том числе оспы. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте, опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье. Гигиенические навыки, выработанные эмпирическим путем, закреплены и в «Законах Ману». О занятии врачеванием в древних текстах говорится с большим уважением. Важную роль в развитии врачевания в Древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Врачевание в Древней Индии тесно соединялось с религиозно-философскими учениями, среди которых особое место занимает йога. Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни. Среди центров медицинского образования Древней Индии особое место занимал г. Таксила. Согласно буддийской традиции в нем в течение семи лет учили медицине. Право лечебной практики давал раджа. Он же контролировал деятельность врачевателей и соблюдение врачебной этики. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного. Плата взималась также в зависимости от социального положения. В Средние века индийские врачи славились во всем мире, а индийская медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных Регионах земного шара. Особенности медицины в Древнем Китае (середина 2-го тысячелетия до н.э.―III в. н.э.). Древнейшее в истории Китая государство Шан (впоследствии оно называлось Шан-Инь) сформировалось в середине 2-го тысячелетия до н.э. в долине Желтой реки — Хуанхэ. К этому времени относится и создание китайской иероглифической письменности. Древний Китай дал миру шелк и фарфор, бумагу и тушь для письма, компас и дымный порох. В III—IV вв. на территории Китая сложились феодальные отношения, которые сохранялись до XX в. В истории врачевания Древнего Китая четко определяются два больших периода: 1) период становления традиционного китайского искусства врачевания (XVII—III вв. до н.э.), когда формировались философские концепции, шло становление традиционной китайской медицины и преобладала устная традиция; 2) период Империи Хань (III в. до н.э.—III в. н.э.), когда записывались дошедшие до нас медицинские сочинения и составлялись хроники Ханьской династии. Философские основы китайской медицины: 1. Конфуцианство — философско-этическое учение, созданное в Древнем Китае на рубеже VI и V вв. до н.э. Конфуцием (551—479 гг. до н.э.). Основным содержанием конфуцианства являются доктрины о «благородном человеке» (цзюнь-цзы), благородном правителе, иерархической упорядоченности общества и почитании предков (сяо). Во II в. до н.э. конфуцианство стало государственной идеологией Китая. 2. Даосизм — религиозно-философское учение, основоположником которого считается цзы. В даосизме развито учение о достижении бессмертия. В поисках «эликсира жизни» даосские монахи изучали строение тела человека, составляли лекарственные средства и снадобья, занимались врачеванием и гаданием, создали оздоровительную гимнастику и боевые искусства. Даосизм распространился в Китае во II в. до н.э. Анатомические представления начали формироваться в Китае в глубокой древности. Однако после утверждения конфуцианства в качестве официальной идеологии (около II в. до н.э.) рассечение тел умерших было прекращено. Представления о здоровье и болезнях в Древнем Китае также базировались на традиционной китайской философии. Здоровье понималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий у шин, а болезнь — как нарушение их правильного взаимодействия. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействий организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь и страх) и другими естественными причинами. Понятие «традиционная китайская медицина» включает традиционный метод чжэнъ-цзю терапии прижигание, систему дыхательных упражнений (ци-гун), точечный массаж (ань-мо), лекарственное врачевание, диететику, традиционную китайскую гимнастику. При постановке диагноза применялись четыре основных метода обследования: 1. осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного; 2. прослушивание звуков, возникающих в теле человека и определение его запахов; 3. подробный опрос больного; 4. ощупывание, которое включает исследование пульса и давление на активные точки. Учение о пульсе стало вершиной искусства диагностики в Древнем Китае. Пульсовая диагностика тесно связана с представлением о круговом движении крови, которое является одним из величайших достижений философской мысли Древнего Китая. В Древнем Китае уже существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками. Первые специальные медицинские школы появились в Китае лишь в Средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных. Развитие оперативного лечения в Древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами. Крупнейшим хирургом Древнего Китая считается Хуа То, который прославился как искусный диагност, знаток чжэнь-цзю и изобретатель обезболивания (при помощи игл и лекарственных настоев). Предупреждение болезней было сильной стороной древней китайской медицины. Для китайцев «настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь». Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. В китайских хрониках сообщается о благоустройстве древних городов с середины 1-го тысячелетия до н.э. (мостовые, канализация, водоснабжение). Многие достижения традиционного китайского искусства врачевания — исследование пульса за две тысячи лет до открытия У. Гарвея, обезболивание за два столетия до нашей эры, вариоляция почти за два тысячелетия до Э. Дженнера — показывают, что по ряду позиций древняя китайская медицина имеет важные приоритеты в истории науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.135.226 (0.008 с.) |