Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медицина эпохи Древнего мира.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕДИЦИНА ЭПОХИ ДРЕВНЕГО МИРА.
Рекомендации к проведению семинарских занятий по истории медицины для студентов 1 курса высших медицинских учебных заведений всех факультетов
Гомель 2007 Составитель: Петрова, Н.П.
Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины. В рекомендациях раскрыты основные черты развития медицины Древнего мира. Рекомендации соответствуют учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Утверждено на заседании кафедры Протокол №____ От «___»____________2007 года для внутрикафедрального пользования
ТЕМА: МЕДИЦИНА ЭПОХИ ДРЕВНЕГО МИРА ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ. Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей. В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй ― обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). Третья часть предусматривает тестовый контроль знаний, подведение итогов занятия. 3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: знание истории медицины. Древнего мира позволяет понять суть процесса становления медицины. Знания и умения, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении развития медицинских знаний в последующие периоды. 4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомить студентов с состоянием медицины и гигиены Древнего мира. 5. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: 1. Рассмотреть основные черты медицины и гигиены Древнего Египта, Древней Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая. 2. Изучить особенности медицины и гигиены Древней Греции и Древнего Рима. 3. Проанализировать и обобщить процесс развития медицины и гигиены в эпоху Древнего мира. ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ. Студент должен знать: ― источники изучения медицины Древнего мира; ― методы познания анатомических знаний в эпоху Древнего мира; ― первые медицинские учреждения Древнего мира; ― особенности медицины и гигиены древних цивилизаций (Древнего Египта, Древней Месопотамия, Древней Индии, Древнего Китая); ― развитие медицины периода эллинизма. Студент должен уметь: ― находить исторический источник; ― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности; ― определять основные черты медицины и гигиены Древнего Египта, Древней Месопотамия, Древней Индии, Древнего Китая; ― анализировать особенности медицины и гигиены периода эллинизма; ― характеризовать историческое значение деятельности Гиппократа, К. Галена, Герофила, Эразистрата; ― анализировать развитие медицины и гигиены в эпоху Древнего мира. Студент должен иметь навыки: ― ведения первичного поиска тематических исторических источников. Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН. 1. Значение философии в эпоху Древнего мира для развития медицины (труды Демокрита, Платона, Аристотеля). Мифология в государствах Древнего мира. Санитарно-технические сооружения в государствах Древнего мира. 4. Архитектурные памятники Древних цивилизаций. 5. Древние законодательные акты. 6. Этические документы государств Древнего мира. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ 1. Характеристика эпохи. 2. Источники изучения медицины эпохи Древнего мира. 3. Особенности медицины Древних цивилизаций: Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древняя Индия, Древний Китай. 4. Медицина эпохи эллинизма — Древняя Греция, Древний Рим. 5. Уровень гигиенических представлений в эпоху античности. 6. Основные черты медицины Древнего мира. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ. Характеристика эпохи. Древний Восток — колыбель человеческой культуры. Здесь ранее, чем где-либо на земном шаре совершился переход от первобытнообщинного строя к раннему рабовладению. Народы и племена Древнего Востока ранее других за 4000-5000 лет до новой эры вышли на арену истории и оставили наиболее древние исторические памятники. Здесь же возникло право и религия как первая форма идеологии, освещавшая имущественное и социальное неравенство и эксплуатацию человека. Власть монарха не ограничивалась никакими правовыми нормами. Источники изучения медицины эпохи Древнего мира. Древняя Месопотамия: тексты выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле (клинописная табличка из г. Ниппур, тексты асуту и ашипуту на глиняных табличках; памятники материальной культуры (оттиск цилиндрической печати врачевателя, Законы Хаммурапи, амулеты с изображением демонов болезней, канал Синанхериба). Древний Египет: медицинские тексты папирусных свитков (папирус из Кахуна, папирус Эдвина Смита, папирус Георга Эберса), описания историков (Манефон, Геродот) и писателей древности (Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и др.); археологические исследования (включая изучение египетских мумий и медицинских инструментов); скульптура; настенная живопись, рельефные изображения и иероглифические надписи на стенах пирамид, гробниц, саркофагах и заупокойных стелах. Древняя Индия: древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения — веды (вощеные тексты ведийской религии) — «Ригведа» (веда гимнов), «Самаведа» (веда песнопении); эпические поэмы: — «Махабхарата», «Рамаяна»; трактаты Чараки и Сушруты; данные археологии (Законы Ману, санитарно-технические сооружения). Древняя Греция: Письменные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «История в девяти книгах» Геродота, «Гиппократов сборник», труды философов и историков), данные археологии, этнографии и др. Древний Рим: литературные памятники (труды врачей, философов, поэтов), данные археологии (раскопки городов Помпеи и Геркуланум). Особенности медицины Древней Месопотамии. Термин «Месопотамия» (греч. Mesopotamia — Междуречье или Двуречье введен греческим историком Геродотом). Плодородная долина нижнего Евфрата в Передней Азии была родиной древнейших человеческих цивилизаций. Сейчас это в основном территория Ирака. Периодизация и хронология истории Древней Месопотамии. 1. Первые крупные поселки в Древней Передней Азии (7—6-е тыс. до н.э.). 2. Первые древнейшие города-государства шумеров конец 4-го—3-е тысячелетие до н. э.). 3. Вавилонское царство (начало 2-го тысячелетия до н.э.—539 г. до н.э.). 4. Ассирийское царство (конец 3-го тысячелетия до VII в. до н.э.). Идеология Древней Месопотамии была религиозной. Она освящала существовавшее тогда устройство семьи, общины, государства, собственности и содействовала укреплению царской власти. Ее влияние на развитие эмпирических знаний (и врачевания в том числе) было ощутимым. ВРАЧЕВАНИЕ В ШУМЕРИИ. Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи, разрабатывали основы государственности и права. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и к началу 3-го тысячелетия до н. э. создали первую в истории человечества письменность — клинопись. Школы в Шумере были светскими (э-дубба). Сведений о преподавании медицинских знаний в шумерских школах не имеется. Шумеры верили, что человек был создан из глины с одной лишь целью — служить богам и обеспечивать их всем необходимым. Отсюда постоянные жертвоприношения и ритуалы в храмах. Врачеватели поклонялись богам. Врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства растительного происхождения: травы, горчицу, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, инжир, иву, пихту, сосну и т.д. В состав лекарств включались: сырая нефть, речной битум, природная смола, поваренная соль (средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т.п. Готовили лекарства на пиве, вине и растительном масле. Это был период накопления эмпирических знаний в области врачевания. Шумерский врачеватель, был образованным и культурным человеком. Шумеры заложили основы права и создали первые своды законов (законы Шульги (конец 3-го тысячелетия до н.э.)), правовой кодекс Ур-Наммы). У шумеров издавна выработались строгие гигиенические правила, основанные на коллективном опыте и народной традиции. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ. Темы рефератов (УИРС). 1. Китайская традиционная система чжень-цзю. Ее прошлое и настоящее. 2. Историческое значение трудов Гиппократа и Галена. САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ Тестовый контроль. ЛИТЕРАТУРА. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1. История медицины [Текст] / П.Е. Заблудовский [и др.]. — М.: Медицина, 1981. — 325 с. 2. Лисицын, Ю.П. История медицины: учебник [Текст] / Ю.П. Лисиным. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 400 с. 3. Мультановский, И.П. История медицины. [Текст]: Изд. 2-е, перераб. и доп. / М.П. Мультановский. — М.: Медицина, 1967. — 272 с. 4. Сорокина, Т.С. История медицины. [Текст]: Изд. 4-е, перераб. и доп. / Т.С.Сорокина. — М., 2005. — 584 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 5. Грибанов, Э.Д. Медицина в символах и эмблемах. [Текст] / Э.Д. Грибанов. — М.: Медицина, 1990. — 208 с.
МЕДИЦИНА ЭПОХИ ДРЕВНЕГО МИРА.
Рекомендации к проведению семинарских занятий по истории медицины для студентов 1 курса высших медицинских учебных заведений всех факультетов
Гомель 2007 Составитель: Петрова, Н.П.
Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины. В рекомендациях раскрыты основные черты развития медицины Древнего мира. Рекомендации соответствуют учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Утверждено на заседании кафедры Протокол №____ От «___»____________2007 года для внутрикафедрального пользования
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.233 (0.008 с.) |