Состояние милосердного сестринского движения в России



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние милосердного сестринского движения в России



на современном этапе (конец XX -- начало XXI века)

После Октябрьской революции 1917 г. задачи под­готовки среднего медицинского персонала решались в соответствии с потребностями здравоохранения России, ее экономическим состоянием. Последствия первой ми­ровой войны, двух революций 1917 г. и гражданской войны -- голод, инфекции, высокая детская и материн­ская смертность, беспризорность детей, состояние здоровья населения - требовали срочного принятия мер по организации и обеспечению каждого гражданина страны квалифицированной и доступной лечебно-про­филактической помощью. Необходимо было не только больше готовить медицинских сестер, фельдшеров и акушерок, но и внести изменения в учебные планы и программы для решения имевшихся проблем по охране здоровья и оказанию медицинской помощи населению. Поэтому не случайно в феврале 1919 г. приказом На­родного комиссариата здравоохранения и Российским обществом Красного Креста (школы сестер милосердия, как и до 1917г., находились в его ведении) было утвер­ждено положение о школах медицинских сестер, а так­же учебные планы и программы, рассчитанные на 3 года обучения. Учитывая большую потребность в этих спе­циалистах, на обучение принимались и лица, имеющие начальное (2 класса) образование.

К началу 1925 г. в стране сформировались следую­щие типы средних медицинских учебных заведений.

1. Фельдшерско-акушерские школы со сроком обуче­ния 4 года. В них принимали лиц, закончивших 4 клас­са. На территории России таких школ было 10.

2. Фельдшерско-акушерские школы, в которых спе­циалистов готовили 2,5 года. Для поступления в эти учебные заведения необходимо было закончить семи­летнюю школу.

3. Школы по подготовке медицинских сестер по ухо­ду за больными (переименованные затем в курсы меди­цинских сестер) со сроком обучения 2 года. В школу при­нимались лица с 4-классным образованием.

4. Техникумы, школы и курсы с различными срока­ми обучения для сестер-воспитательниц, сестер по охране материнства и младенчества.

5. Профилактические техникумы, срок обучения в ко­торых составлял 4 года.

6. Вечерние школы медицинских сестер со сроком обучения 3 года.

7. Двухгодичные курсы санитарных помощников.

8. Курсы переобучения военных (ротных) фельдше­ров для работы в школах; срок обучения -- 3 года.

9. Курсы дезинфекторов со сроком обучения 6 меся­цев.

10. Курсы по подготовке массажистов. Срок обуче­ния -- 1 год.

В 1926 г. в Москве на II Всероссийской конференции по среднему медицинскому образованию были обсуж­дены успехи и недостатки в системе среднего медицин­ского образования, определены пути его развития. Уча­стники конференции отметили, что существующая сис­тема среднего медицинского образования не обеспечи­вает должного уровня подготовки медицинских работ­ников.

Необходимо отметить, что в новых учебных планах, как ив измененных в 1919 г., предусматривалась подго­товка медицинских сестер, владеющих четко отработан­ными техническими навыками и являющихся помощ­никами врача. Предлагалось заменить термин "медицин­ская сестра" на термины "помврача" или "замврача", которые казались более соответствующими ее назначе­нию. Сторонники этой идеи считали определения "се­стра" и "сестра милосердия" монашескими и ограни­ченными, не соответствующими новому типу медицин­ского работника советского здравоохранения.

Единая система среднего медицинского образования была создана в 1936 г. и подчинялась Наркомздраву СССР. Задачи ее были определены постановлением Правительства "О подготовке средних медицинских, зубоврачебных и фармацевтических кадров" (1936 г.). Постановление предусматривало увеличение числа средних медицинских учебных заведений. Медицинс­кие техникумы были вновь реорганизованы в медицин­ские школы по подготовке фельдшеров, медицинских сестер, фармацевтов, зубных врачей, а также в акушерс­кие школы и курсы медицинских лаборантов и зубных техников.

Причиной реорганизации системы среднего меди­цинского образования было интенсивное строительство новых больниц и поликлиник, развитие сети лечебно-профилактических и санитарно-профилактических уч­реждений в городе и на селе, дальнейшая специализа­ция медицинской помощи. Так, к 1940 г. число больнич­ных коек в стране превысило 790 тыс. против 208 тыс. в предреволюционные годы. В то же время повыси­лась обеспеченность населения специалистами со сред­ним медицинским образованием и достигла показате­ля 24 на 10 тыс. жителей, что в 8 раз превышало дореволюционный уровень и почти в три раза анало­гичные показатели 1928 г.

После Великой Отечественной войны в стране были проведены важные мероприятия по улучшению меди­цинского обслуживания населения. В первую очередь были восстановлены учреждения по охране материн­ства и детства; развернуто строительство родильных домов, женских консультаций и детских поликлиник; восстановлена сеть домов отдыха и санаториев; орга­низована медико-социальная помощь инвалидам и детям-сиротам. В связи с этим увеличилась потребность практического здравоохранения страны в квалифици­рованных средних медицинских работниках.

В 1946 г. Министерство здравоохранения СССР утвердило новые учебные планы, которые предусмат­ривали более глубокое преподавание теоретических дис­циплин и улучшение практической подготовки выпуск­ников медицинских школ.

В 1953 г. в соответствии с решением Министерства здравоохранения СССР была проведена реорганизация медицинских школ в медицинские училища и ликвиди­рована их многопрофильность. Были определены сро­ки обучения в зависимости от общеобразовательной под­готовки поступающих (8 или 10 классов образования).

В 1963 г. был окончательно решен вопрос о целесо­образности открытия медицинских училищ при круп­ных многопрофильных больницах, являющихся одно­временно клиническими базами высших медицинских учебных заведений и научно-исследовательских инсти­тутов страны. Это позволило приблизить обучение ме­дицинских сестер к месту их будущей работы. В этом же году стали создаваться курсы повышения квалификации для средних медицинских работников при крупных ле­чебно-профилактических учреждениях.

Социально-экономические реформы, начавшиеся в стране в конце 80-х годов, потребовали реорганизации системы оказания медицинской помощи населению.

Система обучения, определение функциональных обязанностей медицинской сестры, разработка стандар­тов качества ее работы должны определяться поло­жением ВОЗ о том, что сестринское дело является самостоятельной дисциплиной. Сестринский уход за больными рассматривается как организованный мно­гоплановый процесс, направленный на личность, с ее физическими и психосоциальными проблемами. Такой подход к сестринскому делу, принятый в разви­тых странах мира, требует и подготовки специалистов особого уровня -- медицинских сестер с высшим обра­зованием.

Несмотря на разное экономическое положение, раз­ные политические системы, культуру и язык, имеются универсальные факторы, оказывающие влияние на раз­витие сестринского дела в каждой стране. Среди них выделяют три основных: преобладание женщин среди специалистов сестринского дела; превалирование роли лечебной медицины над профилактической; отсутствие представительства медицинских сестер в органах зако­нодательной и исполнительной власти.

5 ноября 1997 г. постановлением Правительства была одобрена "Концепция развития здравоохранения и ме­дицинской науки в Российской Федерации", в соответ­ствии с которой развитие первичной медико-санитар­ной помощи (ПМСП) является одним из основных на­правлений в совершенствовании организации оказания медицинской помощи.

Сегодня здравоохранению нужна медицинская сес­тра, которая является не только хорошим исполнителем профессиональных обязанностей, но и творческой лич­ностью, которая бы учитывала психологические особен­ности больного и даже домашнюю обстановку и отно­шения в семье.

И сегодня население очень нуждается в медицинских знаниях и не хочет ограничи­ваться только вызовом скорой помощи.

К сожалению, на протяжении нескольких десятилетий в России воп­росам сестринского дела не уделялось должного внима­ния. Развитие сестринских технологий с учетом современ­ной науки в развитых странах привело к резкому отстава­нию сестринского дела в России.

Предпосылками реформы сестринского дела, его разви­тия, являются: негативные медико-демографические про­цессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения, ухудшение состояния здоровья населения, хронизация патологических процессов в организме, распрост­ранение новых заболеваний, таких как ВИЧ, увеличение стоимости медицинских услуг. Постепенно снижается обес­печенность лечебно-профилактических учреждений сест­ринским персоналом. Двухступенчатый метод обслужива­ния больных (врач, медицинская сестра) привел к сниже­нию профессиональной компетенции медицинских сестер, выполнению не свойственных им функций. Снижается обес­печенность Л1ГУ лекарственными средствами, предметами ухода, инструментарием. Увеличивается дисбаланс в соот­ношении между врачами и медицинскими сестрами, как следствие, ухудшилось качество оказываемой помощи и ухода.

Реформа сестринского дела в нашей стране началась в 1993 году. На международной конференции "Новые сест­ры для новой России" была принята философия сестринс­кого дела, положившая начало этому процессу.

К 1994 году в России сформировалась многоуровневая система сестринского образования (училище, колледж, ВСО). Первый выпуск специалистов с высшим сестринским образованием состоялся в 1995 году. К 2002 году число российских вузов, в которых открыты факультеты высше­го сестринского образования составило 34, а общее количе­ство выпускников - свыше 2,5 тысяч менеджеров в облас­ти сестринского дела.

Лидером сестринского дела, инициатором создания фа­культета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова является Г.М. Перфильева, профессор, декан факультета высшего сестринского образования.

В настоящее время в Российской Федерации выходят совершенно новые периодические издания для преподава­телей учебных медицинских заведений, практических вра­чей, медицинских сестер, фельдшеров, акушерок, органи­заторов и других работников здравоохранения. Основны­ми из них являются:

научно-практический журнал "Медицинская по­мощь", который выходит с 1993 г.;

в 1995 г. вышел журнал "Сестринское дело";

журнал "Медицинская сестра" издается с 1999 г., глав­ный редактор журнала - профессор Перфильева Г.М.;

"Сестра милосердия", издается с 2001г.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.034 с.)