Становление системы ухода за больными и сестринского дела. XVIII - XIX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление системы ухода за больными и сестринского дела. XVIII - XIX вв.



С конца XVI в. центр медицинского образования и науки перемещается в Нидерланды, Англию, германские земли, Францию. Френсис Бэкон, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Джон Локк и многие другие мыслители создали философские предпосылки для развития естествознания и медицины. Материалистические идеи, направленные на совершенствование рационального, познания все активнее противостояли религиозно-догматическому воззрению и схоластике.

XVIII - XIX века являются временем утверждения опытно – экспериментальных методов исследования природы, строения тела и жизнедеятельности организма человека.

Великие открытия в сфере естествознания обусловили пересмотр многих научных представлений и формирование отраслей медико-биологических знаний, клинической медицины.

Тема предусматривает изучение очень большого объема информации, что требует определенных усилий в ее систематизации.

В первом вопросе рекомендуем студентам вернуться к школьным знаниям по биологии, химии, физике, математике. Обращаем внимание на таблицу № 14 в учебнике Т.С. Сорокиной. «Выдающиеся естественно - научные открытия XVIII – XIX вв., связанные с развитием медицины», с. 328-329.

По существу второго вопроса важно выделяем главное:

2.1. новое в развитии общей биологии и генетики. Значение теории эволюции органического мира. Персоналии;

2.2. развитие анатомии человека в новое время. Вклад российских ученых в совершенствование анатомических знаний;

2.3. гистология и эмбриология в новое время. Эмпирический и микроскопический периоды. Видные гистологи Западной Европы и России;

2.4. развитие общей патологии: макроскопический и микроскопический периоды.

2.5. Патологическая анатомия. Авторы значимых открытий;

2.6. микробиология. Эмпирический и экспериментальный варианты. Инокуляция (вариоляция). Учение о механизме иммунитета. Бактериология. Видные микробиологи;

2.7. сущность эмпирического и экспериментального периодов в развитии физиологии. Основные направления экспериментальных открытий.

Рефлекторная теория. Российская школа физиологов.

Развитие клинической медицины XVIII – XIX вв. связано с преодолением метафизического и механистического течений в философии естествознании, виталистических концепций.Они являлись тормозом внедрения новых знаний в клиническую практику, но благодаря ученым – практикам, докторам медицины Европы и России наметились качественные прорывы в лечении внутренних болезней (терапии). Увеличивается количество врачей с университетским образованием. Эти проблемы являются предметом третьего вопроса:

3.1. передовые медицинские центры Западной Европы. Утверждение клинического метода, его преемственность с искусством врачевания античной и древневосточной медицины, с опытом средневекового Востока. Методики

Г. Бурхааве;

3.2. первые методы инструментальной медицины: термометры Д. Фаренгейта, Р. Реомюра, А. Цельсия и введение их в клиническую практику;

3.3. открытие перкуссии, посредственной аускультации, эндоскопии;

3.4. хирургия. Проблемы: отсутствие обезболивания, раневая инфекция и сепсис, кровопотеря, несовершенство оперативной техники и пути их разрешения. Наркоз,антисептика и асептика. Создание топографической (хирургической) анатомии, военно-полевой хирургии. Н.И. Пирогов;

3.5. сестринское дело: общины сестер милосердия. Сеть общин диаконисс в Европе. Историческая миссия Флоренс Найтингейл (1820-1910).

Изучение истории формирования в условиях нового времени инфекционных болезней и эпидемиологии, педиатрии, психиатрии, акушерства и гинекологии, зубоврачевания осуществляется самостоятельно с учетом профессиональных интересов факультетов. Учебные пособия предоставляют достаточно полную информацию.

Развитие медицины и здравоохранения в России XVIII века представляет особый интерес в связи с тем, что отечественное врачевание осуществило значимый прорыв и стало на уровень западноевропейской науки и практики, российские медики занимали приоритетные позиции в Европе.

В четвертом вопросе выделяем главное:

4.1. реформы Петра I и преобразования в медицинском деле: реформа управления; создание госпитальной школы, медико-хирургических училищ, открытие в стратегических центрах страны госпиталей (в основном для военных) и при них школ. Учреждение Академии наук в Санкт-Петербурге (1724г.), М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.);

4.2. историческая миссия медицинского факультета Императорского университета в г. Москва (начало занятий в 1758г.);

4.3. медицинская коллегия Екатерины II и ее главные задачи: 1) «сохранение врачеванием народа в империи»; 2) «заведение» российских докторов, операторов, лекарей и аптекарей. 3) «час от часа просвещать науку саму по себе»; развитие оспопрививания в стране; прием экзамена и присвоение степени доктора медицины;

4.4. учреждение приказа общественного презрения и его функции. Генерал – штаб- доктор гражданской части. Введение должностей уездных врачей, врачебных управ в губернских городах;

4.5. система сухопутных и морских госпиталей в 80-е годы XVIII в.;

4.6. первое врачебное общество для «выражения умственной жизни» российских врачей (Петербург, 1762г.). «Санкт-Петербургские врачебные ведомости» (1792г.)

4.7.Калинкинский Медико-хирургический институт. Высшие медицинские учебные заведения. Колывано-Воскресенский горно-заводской госпиталь и хирургическая школа (Барнаул, с 1758г.). Главное Врачебное училище в Петербурге, Медико – Хирургическая Академия (1786 – 1881 гг.), Военно-медицинская академия (1881 – 1917 гг.);

4.8. итоги XVIII века. Павел I о создании во всех губерниях врачебных управ, учреждение Повивального института. Введение должностей старших и младших повивальных бабок.

4.9. восстание декабристов и медицинское дело в Сибири.

Изучение эволюции гигиены и общественного здоровья (предмет пятого вопроса). Целесообразно начать с восстановления знаний о санитарном деле в Древнем мире и Средневековье. Это позволит глубже осознать значение этого раздела медицины в условиях нового времени, когда увеличивается численность населения, усиливаются интернациональные связи во всех проявлениях:

5.1. мануфактурное производство и потребность в количественной и качественной характеристике рабочих, состояние их здоровья. 1527 г. – начало демографической статистики. Джон Граунт (1620-1674 гг.) и его таблицы смертности.

5.2. изучение профессиональных болезней. Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Парацельс) (1493 – 1541 гг.);

5.3. начало научной профессиональной патологии и гигиены труда;

5.4. М.В. Ломоносов «О размножении и сохранении российского народа»;

5.5. развитие санитарного и санитарно-промышленного надзора. Закон об общественном здоровье (1848г., Англия). Теория и практика государственного участия в организации медицинского дела (В России – «Стоглав» и деятельность Аптекарского приказа, Медицинской канцелярии, Медицинской коллегии, Приказа общественного призрения, Медицинского департамента при МВД).

Начало системного сестринского делав России связано с процессами преобразований в начале XVIII века. Создаются лазареты, госпиталя. В середине века начали открываться гражданские больницы. Расширение сети лечебных учреждений (вернитесь к четвертому вопросу настоящей темы) вело к увеличению числа лиц, привлеченных к медицинской деятельности и уходу за больными.

Шестой вопрос предусматривает изучение исторического опыта сестринского дела:

6.1. начало использования труда женщин в госпиталях, больницах. Отход от ортодоксальной христианской морали и установок «Домостроя»

6.2. подготовка кадров: «присяжные акушерки», акушерские школы. Вклад в развитие акушерства и педиатрии Н.М. Максимович – Амбодика (1744 – 1812 гг.);

6.3. два направления развития сестринского дела в России в XIX веке: 1) специализированная подготовка акушерок, фельдшериц и фельдшеров. 2) преимущественно благотворительное движение сердобольных вдов, позже – сестер милосердия. Характеристика направлениям.

6.4. 40-е годы XIX в. Складывание института общин сестер милосердия: Свято-Троицкая – первая из них (1844 – 1917 гг.). Покровительство аристократических семей;

6.5. сестринское дело в период Крымской войны 1853 – 1856 гг. Крестовоздвиженская община в Петербурге. Дарья Михайлова (Севастопольская). Поддержка движения Н.И. Пироговым;

6.6. значение опыта российских и английских медсестер в войне для создания самого масштабного международного общественного движения в области медицины – Красного Креста. (1863). Анри Дюнан (1828 – 1910 гг.);

6.7. 1867 г. – создание Русского Красного Креста ведущей организации для общин сестер милосердия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.015 с.)