Современные проблемы и пути их решения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные проблемы и пути их решения.



Сестринское дело, как профессия, зародилось внутри традиционной модели ухода за больными. В России институт сестер милосердия складывается с 40-х годов XIX в. в качестве общин сестер милосердия.

В 1859 г. Флоренс Найтингейл в «Записках об уходе» дает определение сестринского дела. Особое внимание уделялось санитарно-гигиеническим знаниям. Профессиональная подготовка медсестер стала отождествляться с научной подготовкой.

Опыт русских и английских медсестер в Крымской войне стал побуждающим фактором создания под эгидой Анри Дюнана в 1863г. Международного комитета Красного Креста (МККК) и в 1864г. – Женевской конвенции – международного соглашения об улучшении участи раненых и больных в период войн. Провозглашалась обязательность оказания помощи всем раненым, неприкосновенность госпиталей, лазаретов и санитарного персонала.

К концу XIX века мировая общественность, медицина и здравоохранение получили целостную теорию и практику, концептуальную модель сестринского дела.

В процессе изложения содержания знаний важно выделить наиболее главное. В первом вопросе обратите внимание студентов на следующее:

1.1. введение лицензирования сестринской практики (1907, США);

1.2. отличительные особенности сестринского дела в мирное и военное время; направления сестринского участия;

1.3. организация деятельности общин сестер милосердия в России в ведении РОКК;

1.4. сестринское дело и подготовка земских фельдшеров;

1.5. участие российских сестер милосердия в русской – японской и первой мировой войнах. Роль женщин дома Романовых. Подвиги Р.М. Ивановой и Г.В. Сорокиной.

Второй вопрос направлен на изучение системы подготовки сестринских кадров:

2.1. «Курсы ученых акушерок» (1872г.) в Санкт – Петербурге. Особенность обучения – ориентир на программы медфакультетов университетов; Женские медицинские курсы при военном Министерстве;

2.2. 1882г. – начало работы курсов для населения по оказанию первой помощи при несчастных случаях; 1897г. – институт братьев милосердия;

2.3. 1899г. создание «Комитета по подаче первой помощи пострадавшим от несчастных случаев и общественных бедствий» - первый опыт станции скорой помощи;

2.4. специальное фельдшерские школы при земских больницах, трех – четырех летний срок обучения и учебные программы;

2.5. оформление в 1910г. законодательством прав и обязанностей фельдшеров;

2.6. сеть фельдшерских школ в России накануне 1917г.: земские, школы Военного и Морского ведомств в неземских губерниях, частные при медицинских обществах (первая в г. Киеве, 1906г.; всего их – 65 гражданских, 10 военных).

Третий вопрос охватывает достаточно большой отрезок времени. Большая часть членов нашего общества являются свидетелями и участниками развития медицины в советское время. Из огромного числа решаемых проблем и вызовов времени считаем необходимым выделить следующие:

3.1. реорганизация системы школ медицинских сестер: структурное подчинение Наркомздраву и РОКК, 3-х летний срок обучения, учебные программы;

3.2. определение профессионального и социального среднего медицинского работника (1927г.), создание медицинских техникумов (1930г.)

3.3. положение о палатной медицинской, сестре (1959г.) – подчинение врачу и старшей медсестре. Определение составляющих ухода (в т.ч. перечень манипуляций);

3.4. 60 –е годы XX в. расширение перечня видов деятельности;

3.5. теоретическое обоснование сестринского дела. Комплексный подход в деятельности медсестер: лечебный, профилактический, гигиенический, санитарно-эпидемиологический, просветительский;

3.6. определение понятия «сестринское дело» (1998г.) как самостоятельной дисциплины;

3.7. - разработка статуса сестринского дела и критериев ухода за больными по методике Флекснера (1945г.) и Вирджинии Хендерсон (60 е годы). «Кодекс медсестер»(1950, 1976, 1985 гг.) Американской ассоциации медицинских сестер (ААМ). «Стандарты ухода за больными» (1973 и 1991 гг.)

3.8. - опыт сравнения сестринского дела в России и за рубежом. Становление многоуровневого сестринского образования в мире и в России. Научное обоснование деятельности и научные звания доктора наук. Институциональный характер сестринского дела в развитых странах.

На рубеже 80-90 – х годов XX в. в стране началась реформа сестринского дела. Активизировались контакты специалистов, руководителей, ассоциаций медсестер с зарубежными коллегами.

Реформа, в первую очередь, затронула систему сестринского образования. Студентам рекомендуется в четвертом вопросе: дать характеристику внедренных в 1997-1998 учебном году уровней среднего медицинского образования: базового – основного (сроки и специальности), повышенного – углубленного профессионального образования (особенности и цели подготовки), высшее сестринское образование (необходимость, учебные программы, профессиональные ориентиры и приложение знаний);

4.2. исходя из личного опыта, изучения литературных источников и материалов периодической печати, нормативных документов составить перечень основных проблем в современном сестринском деле. Обращаем внимание на некоторые из них:

4.2.1. рост потребности в оказании сестринской помощи в условиях ухудшения состояния здоровья населения, его старения, хронизации патологии, появления ранее неизвестных заболеваний;

4.2.2. - расширение функций медицинской сестры в условиях внедрения новых форм стационарной и внебольничной помощи, рыночных отношений в здравоохранении;

4.2.3. освоение новых знаний и видов деятельности: профилактика заболеваний, реабилитация, быть управленцем (на любом уровне), знать теорию и практику менеджмента, педагогики, психологии;

4.2.4. недооценка значимости научных принципов и подходов к организации и управлению сестринской деятельностью;

4.2.5 активнее изучать зарубежный опыт;

4.2.6ситуация с медицинской помощью в стране в значительной мере обусловлена тем, что в центре внимания является не человек с его потребностями и проблемами, а конкретная болезнь; у врачей и медицинских сестер, фельдшеров сформированы установки на лечение болезни без учета социально-психологической особенности человека;

4.2.7. обеспечение социальной защищенности сестринского персонала.

 

 

Вопросы для самопроверки знаний

1. Значение Международного комитета Красного Креста для интернационализации сестринского ухода и широкого вовлечения в него женщин.

2. Сестры милосердия, их общины в войнах конца XIX - в начале XX в.

3. Шаг к системному подходу в подготовке кадров средней медицинской квалификации.

4. Основные этапы организации сестринского дела и образования в СССР.

5. Современные проблемы и пути их преодоления в сестринском звене здравоохранения Российской Федерации.

 

Литературные источники

1. Иванюшкин А.Я., Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела. Учебное пособие. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. Глава 1.

2. Самойлов В.О. История российской медицины. – М.: Эпидавр, 1997. Глава II, III, IV.

3. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.

4. Романюк В.П., Лапотников В.А., Накатис Я.И. История сестринского дела в России. – СПб.: СпбГМА,1998.

 

Дополнительные

1. Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. Изменения в сестринском образовании в Европейском союзе. – Медицинская сестра, 2007, № 3, с. 34-38.

2. Блохина Н.Н. Российское общество Красного Креста и государственное здравоохранение дореволюционной России – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 200, № 3, с. 60-62.

3. Дружинина Т.В., Скоморина О.В., Чупрова Т.А. Состояние сестринского дела в Кузбассе. – Сестринское дело, 2004, № 2, с. 19-21.

4. Иванова С.С. Сестринское дело и концепция развития здравоохранения в России. - Медицинская помощь, 1998, № 2, с. 4-5.

5. Лаптева Е.С., Подопригора Г.М. Высшее сестринское образование и современный сестринский процесс. – Медицинская сестра, 2007, № 5, с. 37-41.

6. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. Учебное пособие. В 2-х. Часть 1. – М.: Минздрав, 1996. Главы 1-2.

7. Найтингейл Ф. Записки об уходе. – М.: Изд. Дом «Русский врач», 2002.

8. Островская И.В. Анализ составляющих сестринской деятельности в России в 1919 – 1994гг. – Медицинская сестра, 2006, № 8, с. 38-42.

9. Перфильева Г.М. Сестринское дело: эволюция понятия и развитие теории. – Медицинская помощь, 1996, № 4, с. 3-6.

10. Развитие сестринского дела в условиях реформирования отрасли. – Сестринское дело, 2002, № 4, с. 3-4.

11. Стойчева М. Современные тенденции в сестринском образовании. – Сестринское дело, 2002, № 4, с. 38-39.

12. Слепущенко И.О. Сестринское дело: проблемы и пути решения. – Сестринское дело, 2005, № 1, с.4-5.

13. Хетагурова А.К. Славные имена женщин России в истории сестринского дела. – М.: Медицинский проект, 2004.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.207.218.95 (0.035 с.)