Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные медицинские общества.

Поиск

 

Вторая половина XIX века – время утверждения в России буржуазных отношений. На европейском континенте обостряются межклассовые отношения, формируются политические партии, идет борьба идеологий социально - экономическом обустройстве мира в будущем.

Клиническая медицина укрепляет свои позиции, а научно – практический опыт Европы воспринимается на иных континентах Земли. Аппарат Рива- Роччи для измерения артериального давления и аскультивный метод сфигмоманометрии Н.С. Короткова

При изучении первого вопроса обратите внимание на процессы в клинической медицине в соответствии с хронологией событий:

1.1. формирование функционального и клинико - эксперементальных направлений. Становление кардиологии, классификаций сахарного диабета; злокачественных новообразований, желчнокаменной болезни и других;

1.2. повышение уровня диагностических возможностей в связи с открытием электромагнитных лучей (В.Рентген, И.П. Пюль), радиобиологических методов (А. Беккерель, П.Кюри, М.О. Склодовская – Кюри, Э.Резерфорд), основных законов популяционной генетики, электрофизиологических методов, создание антибактериальных средств; открытие групп крови; аппарат Рива-Роччи для измерения артериального давления и аускультивный метод сфигмоманометрии Н.С. Короткова;

1.3.развитие терапии в России : М.Я. Мудров – основоположник Отечественной клинической медицины. Учение о единстве и целостности организма (И.Е.Дядьковский, Г.А. Захарьин и др.). Терапевтическая школа С.П. Боткина, утверждение клинико – эксперементального метода;

1.4. научные медицинские школы России, их приоритетные места в мировой медицине: терапевтическая, хирургическая, ортопедическая, офтальмологическая, оториноларингологическая, стоматологическая, акушерско – гинекологическая, педиатрическая, психиатрическая и неврологическая, бактериологическая и другие. Персоналии;

1.5.достижения российской теоретической медицины: общая и экспериментальная патология, гистология, анатомия, физиология, экспериментальная фармакология, гигиена. Создание профильных кафедр, научно-исследовательские институты. Персоналии.

1.6. XII Международный съезд врачей (Москва, август 1897г.). Признание достижений российской медицины и науки. Нобелевские лауреаты И.П. Павлов, И.И. Мечников.

1.7. высшее и среднее медицинское образование в Сибири во второй половине XIX в. – октябрь 1917г.

 

Вторая половина XIX в. стала временем широкомасштабных преобразований в организации медицинского дела и образования.

Общее руководство здравоохранением в России осуществляло с 1802г. Министерство внутренних дел (МВД). В его структуре – Медицинский департамент и Медицинский совет.

Управление медицинским образованием было передано во введение Министерства просвещения.

Изучение содержания второго вопроса рекомендуем выделить следующие стороны процесса:

2.1. общая структура управлением медицинским делом в России в XIX: веке; общегосударственное, ведомственное, земское, городское, фабрично – заводское, частно – благотворительное здравоохранение. Их функции и особенности;

2.2. медицинское образование в России: медицинские факультеты университетов и высшие женские медицинские курсы, медицинские училища, зубоврачебные фельдшерские школы. Становление системы усовершенствования врачей (Санкт-Петербург, Москва, Харьков).

К 60 – м годам XIX в. Россия по числу врачей (13.475) уступала только Англии (22.105), Германии и Франции (14.380), но в расчете на миллион жителей занимала последнее место в Европе. Отсюда реформа земского самоуправления является историческим явлением в организации врачебно – санитарного дела. Она была направлена на обслуживание, прежде всего, сельского населения России. В стране начало складываться еще одно направление в здравоохранении – общественная медицина (земская ).

В третьем вопросе темы обратить внимание студентов на наиболее важные аспекты:

3.1. общая характеристика земской реформы; основные функции земских учреждений;

3.2. объективная необходимость земской администрации заботиться о «народном здравии». Создание новой системы оказания помощи: участковые врачебные пункты, разъездной характер деятельности. Переход к созданию участковых стационаров, амбулаторного приема, уездных и губернских больниц. Рост числа врачей, земских врачебных участков. Звенья земской медицины конца XIX в.;

3.3. видные деятели земской медицины : В.П. Образцов, Е.М. Бакунина, Н.И. Пирогов, Е.А. Осипов, Ф.Ф. Эрисман, С.П. Боткин и другие. Их вклад в развитие земского врачевания;

3.4. губернские съезды земских врачей, секции земской (общественной) медицины на съездах общества русских врачей в память Н.И. Пирогова (Пироговские съезды с 1887г.);

3.5. развитие санитарного направления в земской медицине: Московская медико – санитарная организация, санитарно – статистические исследования здоровья людей. Терминологическое понятие «О б щ е с т в е н н а я м е д и ц и н а» (А.В. Петров, 70-е гг. XIX в., г. Казань).

Четвертый вопрос посвящен не менее значимым преобразованиям в российском здравоохранении. Благодаря работе врачей медицинское обеспечение крестьян в земских губерниях стало лучше, чем простых горожан. Городовые положения 1870 и 1892 годов возложили на городские Думы заботу о медобслуживании горожан и санитарном благоустройстве городов. Однако решение объективных потребностей в охране здоровья городов и декларации властей осуществлялись в довольно сложных противоречиях: рекомендуем студентам сделать самостоятельные выводы:

4.1. верховенство экономических интересов зажиточной части горожан (лавочники, домовладельцы, купцы, промышленники) над нравственными, в том числе и в сфере оказания медпомощи неимущим гражданам;

4.2. Пироговские съезды о неудовлетворительном состоянии городской медицины. Фиктивный характер санитарного надзора и его последствия;

4.3. развитие в стране фабрично-заводского производства и состояние медицинской помощи рабочим;

4.4. проблемы и причины неудовлетворительного исполнения решения Комитета министров о врачебной помощи рабочим на фабриках и заводах (26 августа 1866г.). Блокирование фабрикантами деятельности комиссии при Медицинском совете «для выработки нормальных правил о врачебной помощи рабочим и санитарных норм для фабрик и заводов». Деятельность государственной фабричной инспекции. Эрисман Ф.Ф. об объединении фабричной и земской медицины. Отсутствие до 1917 г. в России санитарных требований и норм для фабрик и заводов. Социально-политический взрыв 1905-1907 и 1917 годов;

4.5. приоритетное внимание к военной медицине в России. Воинский устав – высший уровень организации охраны здоровья в армии и на флоте. Главное – военно – медицинское управление. Военно – морская медицина (К.О.Розенбергер) и ее успехи в организации помощи личному составу флота. Общества морских врачей в военно – морских базах страны. Медицинское дело в русско – турецкой войне 1877 – 1878гг., русско – японской войне 1904 – 1905 гг., Первой мировой войне (1914 – 1918 гг.).

К замечательным явлениям эпохи реформ во второй половине XIX века относится высшееженское образование. Борьба за него была частью борьбы за социальное равноправие женщин. Видными сторонниками решения проблемы были профессора В.А. Грубер, И.М. Сеченов, С.П. Боткин. Однако Университетский устав (1863г.) запрещал женщинам поступать в университеты. Одним из выходов было получение высшего медицинского образования за границей (Н.П. Суслова в 1867г. защитила диплом и диссертацию в г. Цюрих). В.А. Кашеварова – Руднева добилась оставления в медико - хирургической академии на полный срок обучения.

Борьба общественности привела к тому, что Комитет министров делает первые шаги к высшему образованию женщин.

Далее рекомендуем студентам изучить самостоятельно содержание пятого вопроса:

5.1. значение открытия в 1872г. при ИМХА в Санкт – Петербурге «Особо женского курса для образования ученых акушерок» (с 1876г. – высшие женские врачебные курсы – первое в Европе подобное учебное заведение.

5.2.обучение женщин на 9 медицинских факультетах университетов к началу XX в.; Высшие женские курсы в Москве, Киеве, Одессе. Петербургский и Харьковский женские медицинские институты;

5.3 курсы усовершенствования повивальных бабок; училища для акушерок при крупных больницах; фельдшерско – акушерские школы при общинах сестер милосердия.

В рамках шестого вопроса изучается история создания и функционирования научных медицинских обществ. Обратить внимание студентов на следующее:

6.1.объективная необходимость объединения медиков в общества (рост числа врачей, развитие медицинской науки и т.д.);

6.2. назовите названия обществ из указанных литературных источников, их географию и назначение;

6.3.медицинские газеты и журналы;

6.4.медицина в произведениях литературы и искусства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.55 (0.01 с.)