Проблемы развития медицинского страхования в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы развития медицинского страхования в РФ



Медицинское страхование является одной из важнейших отраслей социального страхо­вания. Однако приходится констатиро­вать, что существующая в настоящее время в России система обязательно­го медицинского страхования (ОМС) представляет собой скорее систему государственного медицинского обес­печения и не удовлетворяет потреб­ности граждан в качественных меди­цинских услугах.

Так, по уровню медицинских расходов на душу населения по паритету поку­пательной способности(698 долл. на человека) Россия находится на одном уровне, к примеру, с Бразилией (674 долл.). При этом наблюдается отстава­ние не только от развитых стран, но и от стран Прибалтики и бывших социалис­тических государств.[40]

По данным «Левада-центра», две трети россиян считают, что не могут получить качественного лечения. И это вполне объяснимо, если обратить вни­мание на уровень финансирования системы здравоохранения в России в сравнении с экономически развитыми странами.

О неудовлетворительном состоянии системы здравоохранения в России свидетельствуют и другие важные про­блемы:

• крайне низкая продолжительность жизни (особенно мужчин) в стране;

• высокий уровень алкоголизма;

• высокий уровень смертности и рас­пространения тяжелых заболеваний, включая СПИД.

Стоит отметить, что в развитых странах системы добровольного медицинс­кого страхования получили широкое распространение. В этой связи пред­ставляется важным использование зарубежного опыта и его адаптация в России, с обязательным учетом, в том числе экономических особенностей.

С учетом этого, целесообразным пред­ставляется решение в виде комбини­рования систем ОМС и ДМС. Данная комбинация позволит воспользоваться, наряду с медицинскими учреждениями в рамках действующей системы ОМС, также услугами частных медицинских учреждений, с которыми заключаются договоры на оказание медицинской помощи застрахованным лицам.[41]

В рамках предлагаемой системы предусматривается создание второ­го дополнительного вида страхового полиса обязательно-добровольного медицинского страхования. Участники этой системы получают полис ОДМС, не участвующие только действующий полис ОМС. Для создания данной системы необ­ходимо на законодательном уровне закрепить доплату на добровольных началах коллективами организаций страховых взносов для добровольной части медицинского страхования в фонды ОМС в конкретной установ­ленной величине в пределах принятых границ. Вступление в систему произво­дится гражданами на основании доб­ровольного письменного заявления. При этом нами предлагается совмес­тная уплата страховых взносов.

Отметим, что в экономически развитых странах страховая нагрузка по соци­альному страхованию, в том числе медицинскому, распределяется на всех субъектов: граждан, выступающих как в качестве застрахованных лиц, так и в качестве страхователей; организации, осуществляющие стра­хование своих работников; государство, выступающее страхова­телем через уполномоченные им орга­ны определенных категорий граждан. Распределение страховой нагруз­ки между всеми субъектами является наиболее оптимальным вариантом, так как способствует повышению мотива­ции граждан (в частности, работников) к заработку собственных страхо­вых прав.

В России же страховую нагрузку несут только работодатели и государс­тво, что искажает роль страхования. Предложенный вариант финанси­рования системы видится наиболее оптимальным и целесообразным. Во-первых, это позволит обеспечить население более качественными медицинскими услугами и более высо­ким уровнем сервиса. Во-вторых, это поможет осознанию гражданами роли и предмета страхования, его важности и необходимости в решении социаль­ных задач на уровне общества и отде­льных граждан.

Таким образом, опираясь на опыт раз­витых стран, возможно применение комбинированного варианта, учиты­вающего невысокий уровень доходов большинства населения, но позволя­ющий в той или иной степени повысить качество предоставляемых медицинс­ких услуг.

Одним из вариантов решения сущест­вующих проблем и совершенствования системы медицинского страхования предлагается комбинация систем обя­зательного и добровольного медицин­ского страхования, важнейшей состав­ляющей которой является условие совместной уплаты субъектами стра­хования страховых взносов. Это будет способствовать решению важнейших социальных задач, развитию страхово­го рынка в целом, расширению сферы деятельности частных медицинских организаций.[42]

4.3 Анализ страховой деятельности на примере г. Санкт-Петербурга

Особенности формирования системы ОМС в 2014 году в г. Санкт-Петербурге, характеризуются следующими показателями:

· Переход на одноканальное финансирование медицинских организаций за счет средств ОМС

· Прекращение финансирования программы модернизации здравоохранения в регионах Российской Федерации

· Особенности формирования бюджета Территориального фонда ОМС в 2013 году Финансирование скорой медицинской помощи за счет средств ОМС

· Прекращение финансирования за счет федеральных средств «Национального проекта здоровье» в части дополнительных выплат врачам и дополнительной диспансеризации

Главные причины обращений за консультацией: вопросы обеспечения полисами ОМС, выбора места обследования и лечения, организации работы медицинских учреждений.

 

Сумма возмещения по удовлетворенным искам в интересах застрахованных лиц - 1 017 216 рублей. Спорных случаев (жалоб), разрешенных в досудебном порядке 3752, из них с материальным возмещением пациентам 63, на сумму 242 134 рублей. Сумма возврата денежных средств в ОМС причинителями вреда (преимущественно ДТП) на основании регрессных исков 1 072 253 рублей

.

В октябре 2014 года единые документы ОМС получили 164 тысячи застрахованных, из них 15,5% граждан обратились в МФЦ.[43]

По итогам 2014 года на рынке Санкт-Петербурга насчитывалось шесть лидирующих компаний (Таблица 1).

Таблица 1

Страховые медицинские организации, входящие в систему ОМС

г. Санкт-Петербурга в 2014 году

СМО Численность застрахованных (чел.)
РОСНО-МС 1 166 483
РГС-СПб-Медицина 899 755
ГСМК 890 793
АСК-Мед 830 143
МАКС-М 562 331
РЕСО-Мед 358 923
Капитал-полис-Мед 283 568
СОГАЗ-Мед 122 391
АВЕСТА-Мед 2 652
Итого 5 117 039

 

Все компании работают в Северо-Западном регио­не. Крупные компании, такие как Росно, Ресо-Гарантия, Ренессанс страхо­вание имеют широкую региональную сеть представительств. Программы медицинского обеспечения всех участников тождественны по наполнению услугами, разница состоит в тарифах, перечне медицинских учреждений и нестраховых событий. Среди распространенных каналов сбыта использу­ются преимущественно либо агентская сеть (Медэкспересс, Ресо-Гарантия, АСК), либо менеджерская (Капитал-Полис, Росгосстрах (Русский мир)), также имеют место быть смешанные каналы сбыта.

Большинство компаний предлагают программы без ограничения по страховым суммам, либо ограничение является условным. Это позволяет застрахованному пройти полный комплекс лечения, а страховая деятель­ность получает рисковый характер.

Компании, имеющие выход на общероссийский рынок, стремятся оставаться лидерами и в Санкт-Петербурге, как в одном из фи­нансовых центров. Для компаний, выступающих на уровне региона, доста­точно удержание позиций внутри региона.

В настоящее время существует потенциал роста отрасли, что связано с развитием малого и среднего бизнеса, открытием представительств ино­странных компаний. В тоже время привлекательность добровольного ме­дицинского страхования по сравнению с государственным страхованием и платной медициной увеличивает спрос на этот продукт со стороны част­ных лиц. Количество участников на рынке является стабильным.

Поскольку не каждый гражданин РФ может позволить себе добровольное медицинское страховое обеспечение, многие компании ищут дополнительные пути выхода на рынок востребования среднего класса. К примеру, крупные страховые группы, например, СОГАЗ, РГС, РЕСО и пр. подписывают контракт с юридическими лицами, управляющими фабриками, заводами или любыми другими крупными предприятиями, где есть риск жизни и здоровья. Таким образом, получая крупное число застрахованных, а соответственно и крупную страховую премию. Поскольку компания-страховщик получает сразу крупную сумму средств в виде взноса, то и для выгоды бизнеса, такая компания, как правило, делает скидку, тем самым стоимость страхового взноса от одного застрахованного существенно уменьшается.

Нередко крупные страховые компании, создают свои полу-подчиненные дочерние юридические лица, тем самым замещая оба рынка страхования. На пример Страховая группа «СОГАЗ», предоставляющая спектр услуг дополнительного страхования, в системе ОМС, представлена как «СОГАЗ-Мед», Росгосстрах (РГС-Мед), РЕСО (РЕСО-Мед), АЛЬЯНС (РОСНО-МС). Таким образом, крупные компании, могут насколько это возможно монополизировать рынок, например, давая предприятию дополнительную скидку, за привлечение сотрудников к получению полиса ОМС, именно через СМО.

Каждая СМО, получает «расчёт на ведение дела», в перерасчёте, это те деньги, которые выделяются ФФОМС, на обеспечение работы СК по линии ОМС, рассчитывается он в виде фиксированной суммы (5-10 рублей) за каждого застрахованного в компании, соответственно, чем больше получивших полис ОМС, конкретно от одной СМО, тем больше денег ей выделится. Тем самым, СМО ОМС есть возможность участвовать на рынке страхования, как полноценный партнер.

Положительная динамика сегмента ДМС обусловлена следующими факторами:

• рост спроса на медицинские услуги, обусловленный как объектив­ными (рост заболеваемости среди населения Санкт-Петербурга, экологические проблемы) так и субъективными факторами (стрем­лением получить более качественную медицинскую помощь);

• ухудшения в государственной, формально бесплатной, медицине, финансирование которой осуществляется через систему обяза­тельного медицинского страхования (ОМС);

• невозможность практической реализации реформирования системы ОМС, недостаточность ее финансового обеспечения, приводящая к необходимости доплат, обуславливает восприятие потребителем системы ДМС как альтернативы платным услугам.

Развитие ДМС в Санкт-Петербурге, несмотря на боль­шой потенциал, имеет определенные барьеры роста. К ним следует отно­сить [7, 8, 11]:

• низкие доходы значительной части населения, приводящие к де­фициту спроса на коммерческое медицинское страхование;

• страховые компании превращаются в мощный инструмент финан­сирования лечебных учреждений, что приводит к созданию собст­венной медицинской инфраструктуры;

• низкая конкуренция на рынке лечебных учреждений приводит к росту цен на медицинские услуги, при этом прослеживается дефи­цит медицинских учреждений среднего класса;

• важной проблемой остается и распространенность «теневой» ме­дицины, препятствующей повышению культуры населения в об­ласти страхования и росту доходов по платным услугам;

• существующая ситуация на рынке страховой медицины в Петер­бурге демонстрирует наличие противоречий в системе взаимоот­ношений между страховыми компаниями и медицинскими учреж­дениями и др.[44]

Таким образом, Санкт-Петербург является городом, не оторванным от общей социально-экономической ситуации в стране. На сегодняшний день медицинское страхование в г. Санкт-Петербурге представлено двумя основными направлениями – это обязательное медицинское страхование, которое гарантирует предоставление базовых медицинских услуг от государства, и добровольное, которое позволяет расширить страховое покрытие в зависимости от потребностей страхователя. ОМС играет важнейшую роль в получении гражданами, имеющих полис ОМС, бесплатных медицинских услуг. Фонд медицинского страхования гарантирует обеспечение интересов граждан в базовой бесплатной медицине. Добровольное страхование граждан как дополнительный вид медицинского страхования расширяет возможности по защите интересов россиян.

Итак, современная ситуация в российской системе охраны здоровья до сих пор характеризуется отсутствием согласия в обществе на оптимальные модели здравоохранения и возможные пути реформирования и функционирования в системе медицинского страхования.[45]

Заключение

Таким образом, сегодня медицинское страхование пред­ставляет собой форму социальной защиты населения, выра­женную совокупностью видов страхования на случай потери здоровья по любой причине за счет предварительно сфор­мированных особых страховых фондов для частичной или полной оплаты медицинских услуг, вызванных обращением застрахованного в медицинское учреждение и включенных в программу медицинского страхования.

Медицинское страхование в РФ осуществляется в двух формах государственное обязательное медицинское стра­хование и коммерческое добровольное медицинское страхо­вание. Соответственно медицинская помощь населению оказывается как за счет государственного бюджета, так и за счет специально сформированных страховых фондов Фе­дерального фонда ОМС и частных фондов страховых ком­паний. В настоящее время государством осуществляется пе­реход на преимущественно одноканальную форму финанси­рования здравоохранения систему ОМС.

ОМС это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направ­ленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу ме­дицинской помощи за счет средств ОМС в пределах терри­ториальной и в установленных законом случаях базовой программы ОМС.

Поскольку система ОМС в РФ является всеобщей для населения, государство в лице своих законодательных и ис­полнительных органов определяет основные принципы ее организации, устанавливает тарифы взносов, круг страхова­телей и создает специальные страховые фонды.

ДМС представляет собой совокупность видов страхова­ния, предусматривающих обязанности страховщика по осу­ществлению страховых выплат в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахо­ванного, вызванных его обращением в медицинское учреж­дение за медицинскими услугами, включенными в програм­му страхования.

В ходе проведения исследовательской работы мы установили, что ОМС и ДМС – принципиально различные институты медицинского страхования в РФ. ОМС является обязательной частью государственного социального страхования, обеспечивает минимальный гарантированный объем бесплатной медицинской и лекарственной помощи, безвозмездной, оплачивается за счет средств налогоплательщиков, тарифы устанавливаются по единой утвержденной методике. ДМС – это форма медицинского страхования, которая производится по желанию гражданина или его работодателя, оплата производится по договору, тарифы устанавливаются договором страховщика и страхователя. Общим между двумя этими институтами является то, что оба они направлены на улучшение социальной жизни граждан, выполняют одинаковые по сути функции – защита прав и законных интересов человека и гражданина в области здравоохранения. Деятельность ОМС и ДМС является законно регламентированной. Немаловажным общим сходством, между этими двумя системами, является тот факт, что СМО по линии ОМС и СК существуют в режиме здоровой конкуренции, но только с принципиально разными целями.

СМО ОМС, стремятся получить максимальный охват, наибольшее число застрахованных для своей компании, т.к. от этого напрямую будет зависеть доход, данного страховщика.

СК ДМС, противоположно стараются, привлечь наиболее обеспеченных граждан, с малой вероятностью, обращения со страховым случаем, т.к. деньги выделяются самой СК, а не третьим лицом, в связи с чем, систему нельзя назвать повсеместной.

Учитывая сложившуюся систему финанси­рования здравоохранения в РФ и сформированную государ­ственными органами нормативную базу, добровольное ме­дицинское страхование является дополнением к государст­венным гарантиям оказания бесплатной медицинской по­мощи, выраженным программами ОМС. В рамках ДМС оп­лачиваются медицинские услуги, не вошедшие в БП ОМС или ТП ОМС, либо финансируемые ими не в полной мере. Также ДМС используется для оплаты расходов на профилактику заболеваний, а в случаях предусмотренных про­граммой и на реабилитацию. Программы ДМС составля­ются исходя из правил страхования каждой конкретной страховой компании, ее возможностей и потребностей насе­ления.[46]

В ходе данной работы можно окончательно выявить основные и факультативные проблемы развития медицинского страхования в РФ. В первую очередь, это недостаток опыта на рынке. Поскольку единственный способ развития страховой деятельности – капитализация экономики, в виду политических особенностей страны, данному социальному институту необходимо приспосабливать к нестандартной системе развития.

Наличие излишних служб и контролирующих органов формирует длительный бюрократический путь, в связи, с чем стабильность работы системы в большей мере зависит от человеческого фактора.

В ходе анализа двух систем страхования, можно выделить одну закономерную проблему – отсутствие контроля качества услуг. Сформированные рычаги управления и контроля с той или иной стороны в первую очередь следят за схемой проведения денежных средств, а не оказанных услуг. В системе ОМС, обязательный перечень медицинского сервиса, подаваемый ЛПУ в СК, в случае с ДМС, локальное взаимодействие застрахованного со своим страховщиком.

Таким образом, для развития перспективной модели формирования страховой деятельности, нужно предпринять ряд мер.

Во-первых, система ОМС должна быть полностью государственной, без участия посреднических сервисов, в виде СМО. Так, как конкуренции среди страховщиков быть не может, то компании просто занимаются переманиванием застрахованных, количеством. Путем мошеннических действий могут рождаться так называемые «мертвые души», несуществующие застрахованные, тем самым увеличивая стоимость страховой компании, при решении о её продаже.

Во-вторых, по системе ДМС, нужно внести законодательные меры, регулирующие выплаты по страховым случаям. Нечто похожее сейчас реализуется в рамках ОСАГО. Таким образом, можно будет избежать неправомерных отказов в выплате страховой суммы (оплаты услуг оказанного медицинского сервиса).

Третий пункт больше касается модернизации медицинского обслуживания в государственных медицинских учреждениях. К сожалению, практически в каждой государственной клинике, есть «платный сервис», закономерно, что при таких условиях существования, ЛПУ будет предпочтительно обслуживать пострадавшего за реальные средства, нежели за выплату от страховой. Стоит упомянуть о длительной бюрократической схеме перевода средств. Отсюда следует низкое качество оказываемых услуг, а зачастую и просто отказ от оказания услуг. Всё это снижает рейтинг обращений по полису ОМС, увеличивая социальную стратификацию.

Необходимо отметить, что это лишь основные тезисы возможного прогрессивного развития, т.к. на обслуживание системы ОМС выделяются достаточные суммы для качественного оказания услуг. Однако ввиду длительной бюрократии, многочисленных посредников и раздробленной структуры реализации, данная система находится в процессе стагнации.

Таким образом, медицинское страхование в РФ, несмотря на двадцатилетний период развития, еще находится на ста­дии формирования: перенимается международный опыт развития систем финансирования здравоохранения, вводятся новые схемы оплаты медицинских услуг.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. - N 31. - ст. 4398

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. от 13.07.2015 //Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32.Ст.3301.

3. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 01.01.2015) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2010. - № 49. Ст. 6422.

4. Федеральный Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 29.06.2015) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // «Российская газета». - N 6. - 12.01.1993.

5. Банин СА. Внедрение одноканальной системы финансирования медицинских организаций в РФ: оценка и перспективы. Вестник Томского государственного университета 2011;(1):. – с. 132-141.

6. Всероссийское социологическое исследование «Изучение мнения насе­ления Российской Федерации о доступ­ности и качестве медицинской помощи». / Росздравнадзор. - 2009. – с. 218

7. Гареева М.А. Обязательное медицинское страхование и здоровье населения // Пространственная экономика. 2006. № 2. С. 155-166.

8. Демин А. К.Политически проблемы социальной защиты населения в странах большойсемерки.М.,2010.- с. 18

9. Дмитрюк А.А. Институт обязательного медицинского страхования как фактор формирования здорового поколения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 7-2 (45). С. 71-73.

10. Ковалев А.А. Пути совершенствования системы медицинского страхования // Российское предпринимательство. 2010. № 5-1. С. 114-117.

11. Колосницына М.Г., под науч. ред.: Экономика здравоохранения [Текст]: учеб. пособие; / Колоницына М.Г., Шейман И.М., Шишкин С.В. Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – с. 234

12. Кравченко Н.А., Рагозин А.В., Розанов В.Б., Иванов А.В. Система обязательного медицинского страхования российской федерации - баланс интересов субъектов и участников // Социальные аспекты здоровья населения. 2013. № 3 (31). С. 5.

13. Мусаева З.И. Добровольное медицинское страхование - преимущества и недостатки // Актуальные вопросы современной экономики. 2014. № 4. С. 589-591.

14. Назарова В.В. Определение факторов конкурентоспособности программ добровольного медицинского страхования // Актуальные вопросы современной науки. 2011. № 17-2. С. 163-171.

15. Нечаев С. В. Право на выбор врача и медицинской организации // Социальное и пенсионное право. 2012. № 3

16. Нечаев С.В. Актуальные проблемы добровольного медицинского страхования // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 68-71.

17. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации // Научно-практический жур­нал. -2011. - №1. – с. 65

18. Скобелин О.И. Анализ системы обязательного медицинского страхования в российской федерации // Региональные исследования. 2012. № 2. С. 99-102.

19. Финансы здравоохранения: пла­тить за здоровье или за лечение? // Аналитический вестник Совета Федерации. - 2014. - № 14 (381).

20. Флек В. О. и др. Состояние и перспективы планирования и финансового обеспечения медицинской помощи населению / под ред. В. И. Стародубова. М.: Менеджер здравоохранения, 2012. – 320 с.

21. Шатонов А.Б. Медицинское страхование в рф: виды и особенности // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2013. № 1 (5). С. 76-84.

22. Яковлев М. В. Российская демократия: особенности концепта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 1 (27). Ч. II.

23. Добровольное медицинское страхование в РФ. Интернет-ресурс [http://bigmun.ru]

24. Отличия ДМС от ОМС. Интернет-ресурс [http://www.iicon.ru]

25. О работе системы ОМС Санкт-Петербурга в условиях реформирования. Интернет-ресурс [http://www.myshared.ru]

26. Полис обязательного медицинского страхования. Интернет-ресурс [http://www.rosno-ms.ru]

27. Правила добровольного медицинского страхования // Приложение 1 к приказу Генерального директора ОАО «РОСНО-МС» от 21.01.2014 №МС-06.

28. Страховой надзор. Интернет-ресурс [http://www.kormed.ru]


[1] Кравченко Н.А., Рагозин А.В., Розанов В.Б., Иванов А.В. Система обязательного медицинского страхования российской федерации - баланс интересов субъектов и участников // Социальные аспекты здоровья населения. 2013. № 3 (31). С. 5.

[2] Демин А. К.Политически проблемы социальной защиты населения в странах большойсемерки.М.,2010.- с. 18

[3] Гареева М.А. Обязательное медицинское страхование и здоровье населения // Пространственная экономика. 2006. № 2. С. 155-166.

[4] Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I
"Об организации страхового дела в Российской Федерации" Раздел IV-II, п.1.1

[5]Воробьев Д.А. Проблемы и перспективы развития медицинского страхования в Российской Федерации/ В сборнике: Актуальные проблемы финансовой безопасности России сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. Тамбов, 2015. С. 187-194.

[6]Мелянченко Н. Российская система обязательного медицинского страхования: иллюзии и реальность // Деловая жизнь. - 2013. - № 3-4. - С.25-36.

[7] Римашевская Н.И. Реформирование социальной сферы Роcсии: проблемы, поиск решения // Менеджмент в образовании. – 2012. -№ 12. – С.12-24.

[8] Таранушич Д.М. Этапы развития медицинского страхования в России и за рубежом// Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 10. С. 146-153.

[9] Фурман Е.В. Модели страхования в зарубежных странах// Страховое дело. 2015. № 4 (265). С. 53-62.

[10]Дирочка Н.Ю. Финансирование здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования// В сборнике: Экономика и управление: проблемы и перспективы развития Материалы Всероссийской научно-практической конференции.. 2015. С. 53-54.

[11]Воробьев Д.А. Проблемы и перспективы развития медицинского страхования в Российской Федерации/ В сборнике: Актуальные проблемы финансовой безопасности России сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. Тамбов, 2015. С. 187-194.

[12] Рощепко Н.В., Эртель Л.А.К вопросу о совершенствовании контроля предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию// Социальное и пенсионное право. 2015. № 1. С. 35-40.

[13] Таранушич Д.М. Этапы развития медицинского страхования в России и за рубежом// Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 10. С. 146-153.

[14]Косаренко Н.Н. К вопросу формирования медицинского страхования в условиях развития рыночной экономики Российской Федерации// Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015. № 1 (36). С. 83-88.

[15] Колосницына М.Г., под науч. ред.: Экономика здравоохранения [Текст]: учеб. пособие; / Колосницына М.Г., Шейман И.М., Шишкин С.В. Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – с. 234

[16] Колосницына М.Г., под науч. ред.: Экономика здравоохранения [Текст]: учеб. пособие; / Колос- ницына М.Г., Шейман И.М., Шишкин С.В. Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – с. 435

[17] Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации // Научно-практический жур­нал. -2011. - №1. – с. 65

[18] Скобелин О.И. Анализ системы обязательного медицинского страхования в российской федерации // Региональные исследования. 2012. № 2. С. 99-102.

[19] Страховой надзор. Интернет-ресурс [http://www.kormed.ru]

[20] Яковлев М. В. Российская демократия: особенности концепта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 1 (27). Ч. II. С. 216.

[21] Дмитрюк А.А. Институт обязательного медицинского страхования как фактор формирования здорового поколения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 7-2 (45). С. 71-73.

[22] Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 01.01.2015) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2010. - № 49. Ст. 6422.

[23] Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 01.01.2015) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2010. - № 49. Ст. 6422.

[24] Банин СА. Внедрение одноканальной системы финансирования медицинских организаций в РФ: оценка и перспективы. Вестник Томского государственного университета 2011;(1):. – с. 132-141.

[25] Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 01.01.2015) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2010. - № 49. Ст. 6422.

[26] Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 01.01.2015) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2010. - № 49. Ст. 6422.

[27] Кравченко Н.А., Рагозин А.В., Розанов В.Б., Иванов А.В. Система обязательного медицинского страхования российской федерации - баланс интересов субъектов и участников // Социальные аспекты здоровья населения. 2013. № 3 (31). С. 8

[28] Полис обязательного медицинского страхования. Интернет-ресурс [http://www.rosno-ms.ru]

[29] Мусаева З.И. Добровольное медицинское страхование - преимущества и недостатки // Актуальные вопросы современной экономики. 2014. № 4. С. 589-591.

[30] Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 29.06.2015) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // «Российская газета». - N 6. - 12.01.1993.

 

 

[31]Добровольное медицинское страхование в РФ. Интернет-ресурс [http://bigmun.ru]

[32] Назарова В.В. Определение факторов конкурентоспособности программ добровольного медицинского страхования // Актуальные вопросы современной науки. 2011. № 17-2. С. 163-171.

[33] Правила добровольного медицинского страхования // Приложение 1 к приказу Генерального директора ОАО «РОСНО-МС» от 21.01.2014 №МС-06.

[34] Добровольное медицинское страхование. Интернет-ресурс [http://legalmap.ru]

[35] Правила добровольного медицинского страхования // Приложение 1 к приказу Генерального директора ОАО «РОСНО-МС» от 21.01.2014 №МС-06.

[36] Нечаев С. В. Право на выбор врача и медицинской организации // Социальное и пенсионное право. 2012. № 3. – с. 20

[37] Флек В. О. и др. Состояние и перспективы планирования и финансового обеспечения медицинской помощи населению / под ред. В. И. Стародубова. М.: Менеджер здравоохранения, 2012. – с. 177

[38] Нечаев С.В. Актуальные проблемы добровольного медицинского страхования // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 68-71.

[39] Отличия ДМС от ОМС. Интернет-ресурс [http://www.iicon.ru]

[40] Финансы здравоохранения: пла­тить за здоровье или за лечение? // Аналитический вестник Совета Федерации. - 2014. - № 14 (381). – с. 29

[41] Всероссийское социологическое исследование «Изучение мнения насе­ления Российской Федерации о доступ­ности и качестве медицинской помощи». / Росздравнадзор. - 2009. – с. 218

[42] Ковалев А.А. Пути совершенствования системы медицинского страхования // Российское предпринимательство. 2010. № 5-1. С. 114-117.

[43] О работе системы ОМС Санкт-Петербурга в условиях реформировани. Интернет-ресурс [http://www.myshared.ru]

[44] Назарова В.В. Определение факторов конкурентоспособности программ добровольного медицинского страхования // Актуальные вопросы современной науки. 2011. № 17-2. С. 171.

[45] Гареева М.А. Обязательное медицинское страхование и здоровье населения // Пространственная экономика. 2006. № 2. С. 155

[46] Шатонов А.Б. Медицинское страхование в рф: виды и особенности // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2013. № 1 (5). С. 76-84.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.076 с.)