Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОПРОС 23. Страхование в условиях смешанной экономики.

Поиск

ВОПРОС 31. Конкурентоспособность отечественного страхового рынка при условии вступления Российской Федерации в ВТО.

В целях повышения конкурентоспособности российских страховых организаций и в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию необходимо принять законодательные меры, направленные на увеличение базового минимального размера уставного (складочного) капитала российских страховщиков, формируемого в денежной форме, к 1 июля 2007 г. до 30 - 40 млн. рублей, в том числе к 1 июля 2004 г. до 10 - 13 млн. рублей и к 1 июля 2006 г. до 20 - 26 млн. рублей.
В целях повышения емкости рынка страховых услуг необходимо разработать меры по стимулированию сострахования и перестрахования.

Большинство страховщиков не располагают значительными финансовыми средствами и не могут осуществлять страхование крупных рисков, однако, передав часть рисков перестраховщику, страховая компания может гарантировать выполнение своих обязательств перед клиентами.

Для обеспечения таких гарантий необходимо выработать законодательные нормы, устанавливающие лимиты обязательств страховщика, стандартные положения договоров перестрахования, а также определить правила делового оборота российского рынка перестрахования.

Следует стимулировать развитие страхования и перестрахования путем создания специализированных страховых объединений, расширения участия российских страховщиков в международных системах перестрахования и договорах сострахования, формирования гарантийных фондов и применения иных экономически оправданных мер, направленных на повышение потенциала национальных инвесторов рынка страховых услуг.

Указанные меры позволят также упорядочить трансграничное перестрахование и предотвратить необоснованный отток валютных средств за границу.

Развитие рынка страховых услуг должно основываться на принятии решений, предусматривающих, прежде всего, повышение качества функционирования национальной страховой системы при конкуренции со страховщиками, капитал которых сформирован с участием иностранных инвесторов. Процесс либерализации рынка страховых услуг в среднесрочной перспективе должен основываться на том, что страхование является важнейшим инструментом формирования долгосрочных, наиболее важных для развития российской экономики внутренних инвестиционных ресурсов.

Главной задачей либерализации рынка страховых услуг должно стать нахождение оптимального соотношения интеграции российской страховой системы с мировой страховой системой и механизмов, препятствующих оттоку национальных капиталов.

Основополагающим принципом интеграции России с международными финансовыми и торговыми организациями является поэтапная либерализация рынка страховых услуг в соответствии с приоритетами и уровнем развития отдельных секторов этого рынка.

В этих целях, прежде всего, необходимо обеспечить:

· формирование адекватной международным требованиям нормативной правовой базы;

· приведение положений бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с международными стандартами;

финансовую устойчивость компаний, работающих на национальном рынке страховых услуг;

· создание инфраструктуры рынка страховых услуг по обслуживанию страхователей, застрахованных и иных заинтересованных лиц, включая защиту их прав;

· создание благоприятных макроэкономических условий, характеризующихся невысоким и относительно стабильным уровнем инфляции, снижением уровня экономической преступности и т.д.

По мере формирования условий для развития рынка страховых услуг, использования рыночных механизмов страхования в пенсионной реформе и внедрения системы гарантий при осуществлении пенсионного страхования и страхования жизни будут приниматься решения о целесообразности допуска страховых компаний с участием иностранного капитала к осуществлению страхования жизни и добровольного пенсионного страхования.

В среднесрочной перспективе допуск к участию на рынке страховых услуг должны иметь страховые организации - резиденты Российской Федерации, подчиняющиеся требованиям законодательства о страховании. Кроме того, в целях повышения капитализации рынка страховых услуг сферой деятельности российских страховых компаний должен оставаться рынок обязательного страхования (включая государственное), являющийся частью системы страховой защиты, рынок страхования имущества, связанного с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также имущества государственных и муниципальных организаций. По истечении этого периода будет приниматься решение о порядке и сроках допуска иностранных организаций к осуществлению отдельных видов обязательного страхования.

ВОПРОС 33. Пути повышения надежности использования страховых резервов.

Страховая организация функционирует в определенном экономическом пространстве, которое для нее является объективным и диктует те или иные характеристики и параметры в финансовой деятельности, в том числе и в формировании страховых резервов.

В качестве основных факторов, влияющих на формирование страховых резервов, отметим следующее:

1. Формирование страхового фонда путем предварительной раскладки ущерба.

2. Устойчивость страхового портфеля.

3. Рисковая структура страхового портфеля.

4. Структура страховой организации.

5. Степень вовлеченности страховой организации в инвестиционную деятельность.

6. Уровень развития перестрахования.

7. Уровень инфляции.

Страховые резервы страховой компании

Страховые резервы – специальные денежные ресурсы, предназначенные для осуществления выплат при наступлении страховых случаев. Формирование и использование страховых резервов составляет основную сторону деятельности страховых организаций.

Основополагающей принцип страховой деятельности – эквивалентность взаимных обязательств страховщика и страхователей, т.е. достижение равенства между страховыми выплатами и поступающими страховыми премиями в части нетто-ставки.

На практике величина страховых резервов показывает объем обязательств страховой организации на отчетную дату.

Резервы страховых организаций, предназначенные для исполнения обязательств по договорам страхования, в соответствии с требованиями страхового законодательства России рассматриваются отдельно по страхованию жизни и по иным видам страхования.

Состав страховых резервов:

а) резерв предупредительных мероприятий;

б) резервы по страхованию жизни;

в) технические резервы;

Технические резервы

Технические страховые резервы включают:

резерв незаработанной премии (далее - РНП);

резервы убытков;

резерв заявленных, но неурегулированных убытков (далее - РЗУ);

резерв произошедших, но незаявленных убытков (далее - РПНУ);

стабилизационный резерв (далее - СР);

резерв выравнивания убытков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - резерв выравнивания убытков);

резерв для компенсации расходов на осуществление страховых выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в последующие годы (далее - стабилизационный резерв по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств);

иные страховые резервы.

Резерв незаработанной премии - это часть начисленной страховой премии (взносов) по договору, относящаяся к периоду действия договора, выходящему за пределы отчетного периода, (незаработанная премия), предназначенная для исполнения обязательств по обеспечению предстоящих выплат, которые могут возникнуть в следующих отчетных периодах.

Резерв заявленных, но неурегулированных убытков является оценкой не исполненных или исполненных не полностью на отчетную дату (конец отчетного периода) обязательств страховщика по осуществлению страховых выплат, включая сумму денежных средств, необходимых страховщику для оплаты экспертных, консультационных или иных услуг, связанных с оценкой размера и снижением ущерба (вреда), нанесенного имущественным интересам страхователя, (расходы по урегулированию убытков), возникших в связи со страховыми случаями, о факте наступления которых в установленном законом или договором порядке заявлено страховщику в отчетном или предшествующих ему периодах.

Резерв произошедших, но незаявленных убытков, является оценкой обязательств страховщика по осуществлению страховых выплат, включая расходы по урегулированию убытков, возникших в связи со страховыми случаями, происшедшими в отчетном или предшествующих ему периодах, о факте наступления которых в установленном законом или договором порядке не заявлено страховщику в отчетном или предшествующих ему периодах.

Стабилизационный резерв является оценкой обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих страховых выплат в случае образования отрицательного финансового результата от проведения страховых операций в результате действия факторов, не зависящих от воли страховщика, или в случае превышения коэффициента состоявшихся убытков над его средним значением.

Коэффициент состоявшихся убытков рассчитывается как отношение суммы произведенных в отчетном периоде страховых выплат по страховым случаям, произошедшим в этом периоде, резерва заявленных, но неурегулированных убытков и резерва произошедших, но незаявленных убытков, рассчитанных по убыткам, произошедшим в этом отчетном периоде, к величине заработанной страховой премии за этот же период.

Резерв выравнивания убытков формируется в течение первых трех лет с момента введения в действие обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (т.е. с 1 июля 2003 года) и является, оценкой обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих страховых выплат в случае превышения коэффициента состоявшихся убытков над его расчетной величиной.

Стабилизационный резерв по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств формируется для компенсации расходов страховщика на осуществление страховых выплат в последующие годы при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и является оценкой обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих страховых выплат в случае образования отрицательного финансового результата от проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в результате действия факторов, не зависящих от воли страховщика.

 

Страховщик рассчитывает страховые резервы на отчетную дату (конец отчетного периода) при составлении бухгалтерской отчетности.

Расчет страховых резервов производится на основании данных учета и отчетности страховщика.

Для расчета страховых резервов рекомендуется использовать таблицы, приведенные в приложении правилам.

Расчет страховых резервов производится в рублях.

Страховые резервы, за исключением стабилизационного резерва, по договорам, которые в соответствии с действующим валютным законодательством заключаются в иностранной валюте (страховые премии (взносы) уплачиваются в иностранной валюте и страховые выплаты осуществляются в иностранной валюте), рассчитываются в соответствующей иностранной валюте и пересчитываются в рубли по курсу Центрального Банка Российской Федерации на отчетную дату.

 

Страховщик рассчитывает долю участия перестраховщиков в страховых резервах по страхованию иному, чем страхование жизни, одновременно с расчетом страховых резервов.

Доля перестраховщика (перестраховщиков) в страховых резервах по страхованию иному, чем страхование жизни, определяется по каждому договору (группе договоров) в соответствии с условиями договора (договоров) перестрахования.

 

Для расчета страховых резервов договоры распределяются по следующим учетным группам:

- учетная группа 1. страхование (сострахование) от несчастных случаев и

болезней;

- учетная группа 2. добровольное медицинское страхование

(сострахование);

- учетная группа 3. страхование (сострахование) пассажиров (туристов,

экскурсантов);

- учетная группа 4. страхование (сострахование) граждан, выезжающих за

рубеж;

- учетная группа 5. страхование (сострахование) средств наземного

транспорта;

- учетная группа 6. страхование (сострахование) средств воздушного

транспорта;

- учетная группа 7. страхование (сострахование) средств водного

транспорта;

- учетная группа 8. страхование (сострахование) грузов;

- учетная группа 9. страхование (сострахование) товаров на складе;

- учетная группа 10. страхование (сострахование) урожая

сельскохозяйственных культур;

- учетная группа 11. страхование (сострахование) имущества, кроме

перечисленного в учетных группах 5-10, 12;

- учетная группа 12. страхование (сострахование) предпринимательских

(финансовых) рисков;

- учетная группа 13. добровольное страхование (сострахование) гражданской

ответственности владельцев автотранспортных

средств;

- учетная группа 13.1. обязательное страхование (сострахование)

гражданской ответственности владельцев транспортных

средств;

- учетная группа 14. страхование (сострахование) гражданской

ответственности перевозчика;

- учетная группа 15. страхование (сострахование) гражданской

ответственности владельцев источников повышенной

опасности, кроме указанного в учетной группе 13;

- учетная группа 16. страхование (сострахование) профессиональной

ответственности;

- учетная группа 17. страхование (сострахование) ответственности за

неисполнение обязательств;

- учетная группа 18. страхование (сострахование) ответственности, кроме

перечисленного в учетных группах 13-17;

- учетная группа 19. договоры, принятые в перестрахование, кроме

договоров перестрахования, в соответствии с

условиями которых у перестраховщика возникает

обязанность по возмещению заранее установленной

доли в каждой страховой выплате, производимой

страховщиком по каждому принятому в перестрахование

договору (договорам), по которому произошел убыток,

подпадающий под действие договора перестрахования,

(договоры непропорционального перестрахования).

 

Договоры, принятые в перестрахование, в соответствии с условиями которых у перестраховщика возникает обязанность по возмещению заранее установленной доли в каждой страховой выплате, производимой страховщиком по каждому принятому в перестрахование договору (договорам), по которому произошел убыток, подпадающий под действие договора перестрахования (договоры пропорционального перестрахования), относятся к тем же учетным группам, что и соответствующие договоры страхования (сострахования).

Для расчета страховых резервов страховщик может внутри каждой учетной группы, вводить дополнительные учетные группы договоров в зависимости от условий договоров, объектов страхования, местонахождения объектов страхования и перечня страховых рисков.

 

Подготовка системы данных для применения актуарной модели

Входными данными для актуарной модели системы обяза­тельного пенсионного страхования РФ являются долгосрочные демографический и макроэкономический прогнозы, которые, ввиду возможности их представления в различных формах, нуж­даются в предварительной подготовке для дальнейшего использования в расчетах.

Долгосрочный демографический прогноз, разрабатываемый с использованием специальной демографической модели, вклю­чает в себя прогнозы трех видов, каждый из которых содержит соответствующие категории населения в разрезе одногодичных возрастных групп отдельно по мужчинам и женщинам;

- прогноз численности населения;

- прогноз рынка труда;

- прогноз численности пенсионеров.

Ситуация на рынке труда характеризуется долгосрочным прогнозом численности экономически активного населения, состоящим из прогнозов численности занятого населения и без­работных. В свою очередь, численность занятого населения представляет собой совокупность прогнозов численности наемных работников (с разбивкой на занятых в сельскохозяйственном производстве и занятых в других отраслях экономики), численности индивидуальных предпринимателей (включающего прог­нозы численности лиц, занятых индивидуальной предпринима­тельской деятельностью, адвокатов и остальных самозанятых категорий населения).

Долгосрочный прогноз численности пенсионеров разрабаты­вался в соответствии с положениями Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и включает в себя: общую числен­ность получателей трудовой пенсии, численность получателей трудовой пенсии по старости, численность получателей трудовой пенсии по инвалидности, численность получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Каждая из категорий пенсионеров содержит сведения по чис­ленности пенсионеров всего данного года, численности дожив­ших до данного года, численности новых назначений данного го­да, численности доживших из числа новых назначений каждого из предыдущих лет с момента старта реформы и численности до­живших до данного года из числа лиц, вышедших на пенсию до 2002 г., до данного года.

Модель позволяет в случае необходимости осуществить более детальную разбивку численности получателей пенсий по старос­ти, выделив среди них получателей пенсий по спискам № 1 и 2 и в связи с работой на Крайнем Севере. Следует отметить, что все сценарии долгосрочного прогноза численности населения разра­батываются с учетом прогноза макроэкономической ситуации в стране и в зависимости от принятых гипотез о тенденциях раз­вития экономики, так называемых «верхний»» «средний» и «низкий».

Пенсионной системы РФ

Разработка модели оценивания финансового состояния пен­сионной системы является лишь начальным этапом работы в направлении внедрения актуарных методов в практику осяза­тельного пенсионного страхования в России. Следующим этапом работы станет решение комплекса проблем, связанных с разработкой методологии актуарного оценивания и формирова­нием необходимого информационного поля для актуарных расчетов.

Выделим несколько основных проблем развития актуарных методов оценивания финансового состояния пенсионной систе­мы в Российской Федерации:

- теоретическая (связанная с внедрением накопительной составляющей пенсионной системы);

- проблема разработки методики оценки финансового состо­яния ПФР с учетом внедрения профессиональных пенсионных систем;

- информационная, вызванная недостатками имеющейся статистической отчетности.

Коротко поясним каждую из упомянутых проблем.

В условиях набирающей темп пенсионной реформы стано­вится актуальным вопрос профессионального управления сред­ствами накопительной составляющей. И несмотря на то, что сам ПФР не будет принимать непосредственного участия в инвести­ровании средств, для адекватного оценивания финансового сос­тояния пенсионной системы необходимо решить проблемы раз­работки специальной модели оптимизации инвестиционного портфеля накопительной составляющей системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, предполага­ющей необходимость:

• создания базы данных разрешенных объектов инвестирования;

• оценки инвестиционного качества ценных бумаг;

• определения оптимальной долевой пропорции между разре­шенными классами активов в структуре инвестиционного порт­феля;

• определения состава бумаг по каждому классу активов;

• выработки стратегии и тактики переформирования портфе­ля с учетом меняющейся ситуации на рынке, новых поступлений, выплат и т. д.

В современных российских условиях невозможно в полной мере применить актуарные методы для формирования и оптими­зации инвестиционного портфеля из-за малой продолжительности, существенной неоднородности и неструктурированности российского рынки ценных бумаг.

Учитывая неразвитость российского рынка ценных бумаг, ин­дексы большинства разрешенных классов активов еще нужно создавать, причем основываясь на минимальной статистической информации. По этой же причине для российских условий ста­новятся неприемлемыми существующие методики оптимизации инвестиционных портфелей. Таким образом, необходима разра­ботка не имеющей аналогов методики применительно к россий­ским условиям.

Следующая проблема - выделение обязательных профес­сиональных пенсионных систем как самостоятельного элемента взаимодействия с застрахованными лицами. В этой связи потре­буется с высокой степенью достоверности оценить численность лиц, которым до достижения общеустановленного пенсионного возраста пенсия будет выплачиваться из средств ПФР, и тех кате­горий застрахованных, которые перейдут в профессиональные пенсионные системы.

Наконец, третья на сегодняшний день проблема — недоста­точность Имеющейся в наличии статистической информации, вызванная как отсутствием необходимых статистических дан­ных, так и разобщенностью имеющейся информации, которая собирается различными министерствами, структурирована для решения иных задач и не может применяться для актуарного оце­нивания.

 

ВОПРОС 23. Страхование в условиях смешанной экономики.

Страхование является одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса. Объемы операций на рынке страховых услуг неуклонно растут.

В 2003 г. страховая отрасль вышла на траекторию динамичного развития. Объем со­вокупной премии составил 454,4 млрд. руб. (151,3% к 2002 г.), в том числе по добровольному страхованию — 345 млрд. руб. (рост на 45%). Медленнее всего развива­лось страхование ответственности (рост к 2002 г. — 5%).

На начало 2004 года департаментом зарегистрировано 1397 страховых компаний. Активно развивается рынок посреднических и дополнительных услуг в области страхования (услуги агентов, брокеров, страховых консультантов, аудиторов и др.).

Серьезные изменения происходят в сфере капита­лизации страховщиков. Хотя еще работают компании с УК менее 5 млн. руб., но резко возросло число страховщиков с УК, превышающим 30 млн. руб., а число ком­паний с капиталом в 120 млн. руб. выросло на 8-10%. Совокупный уставный капитал составил 76 млрд. руб. Рост за 5 лет — почти в 8 раз.

В капитале совместных с иностранцами компаний участвуют страховщики 28 стран (из них 11 — из стран СНГ и Балтии, остальные — из Европы, США, Кана­ды. Великобритания участвует в 5 компаниях, Герма­ния — в 8, Кипр — в 4, США — в 12). Размер «свобод­ной квоты» — 6,5 млрд. руб., и занята она на 30%.

С 2002 г. отмечается рост числа договоров. Общая стра­ховая сумма российского рынка — 29 трлн. руб. (дву­кратный рост к 2002 г.). На страховом рынке 67 объеди­нений страховщиков и 12 страховых пулов.

Состояние конкуренции на рынке страховых услуг оценивается как неудовлетворительное: за 2003 г. зафиксировано 216 наруше­ний антимонопольного законодательства, причем 99 из них допущены органами власти и управления. Проис­ходит, так сказать, бюрократизация нарушений (ст.6). Нередки нарушения, связанные с проведением кон­курсов среди страховщиков за доступ к бюджетным сред­ствам. Проводятся конкурсы, не предусмотренные за­конодательством.

Страховой рынок России — высококонцентрирован­ный: 60% совокупной премии по всем видам — у 10% компаний. Концентрационная активность выросла за 2003 г. почти в 1,5 раза. В 2002 г. Министерством антимонопольной политики рассмотрено 265 сделок, в 2003 г. — 377.

В 2002 г. не было дел по слияниям — поглощениям, а в 2003 г. их рассмотрено 47. Наиболее монополизирован рынок страхования жизни.

В системе страхования, по различным оценкам, занято от 250 до 300 тыс. человек.

Вместе с тем за годы рыночных преобразований не удалось в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг. Дальнейшее развитие страхования в России требует уточнения его роли в решении социально – экономических задач государства.

На развитие страхования негативно повлияли:

· существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;

· использование не в полной мере рыночного механизма в области страхования, и в частности неразвитость обязательного страхования, без чего не может активно развиваться рынок добровольного страхования;

· отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;

· ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка страховых услуг и на территориях, в частности, путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций;

· отсутствие системы мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в сфере рынка страховых услуг;

· низкий уровень капитализации страховых организаций, а также неразвитость национального перестраховочного рынка, приводящие к невозможности страхования крупных рисков без значительного участия иностранных перестраховочных компаний и необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за границу;

· информационная закрытость рынка страховых услуг, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;

· несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора.

На состояние экономики влияют значительные расходы, которые связаны с ликвидацией последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф и покрываются за счет бюджетных средств и средств граждан и юридических лиц. Из-за недостатка средств компенсация убытков зачастую происходит избирательно, в результате чего имущественные интересы граждан и юридических лиц в большей части ущемляются. Возрастают также потери от предпринимательских рисков. Не в полной мере отвечают потребностям граждан накопительные виды долгосрочного личного страхования.

В связи с этим основными целями развития страхового дела остаются разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций и государства, которые являются стимулом расширения предпринимательской деятельности и аккумулирования долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики государства.

Основными задачами по развитию страхового дела являются:

· формирование законодательной базы рынка страховых услуг;

· развитие обязательного и добровольного видов страхования;

· создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;

· стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;

· поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.

При существующем уровне платежеспособного спроса на услуги добровольного страхования приоритетным является обязательное страхование, которое позволит создать страховую защиту для потенциально рисковых групп населения, юридических лиц, а также значительно снизить затраты государства на возмещение ущерба пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Система обязательного страхования должна предусматривать эффективную защиту имущественных интересов государства от стихийных бедствий, аварий и катастроф при минимальных затратах бюджетных средств. Для этого необходимо провести инвентаризацию соответствующих объектов, определить их стоимость, риски, от которых будет предоставляться страховая защита, и формы страхования, а также изыскать источники осуществления страховой защиты.

Обязательное страхование должно основываться на принципе формирования страховых резервов для компенсации ущерба и возмещения убытков застрахованным лицам и иным выгодоприобретателям и исключать финансирование мероприятий, направленных на сокрытие фактов бесхозяйственности организаций, за счет средств страхователей.

Основными направлениями развития обязательного страхования являются:

· усиление контроля за проведением обязательного государственного страхования, в том числе обязательного страхования;

· введение видов обязательного страхования объектов, подверженных значительным рискам и убыткам, граждан и юридических лиц, которым причинен существенный ущерб в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф (страхование ответственности владельцев транспортных средств, страхование производственных объектов от аварий техногенного характера, страхование имущества от пожаров и стихийных бедствий, страхование на случай причинения вреда в результате крупных аварий при перемещении опасных грузов).

В целях обеспечения страховых выплат по обязательному страхованию могут создаваться централизованные гарантийные фонды (страховые резервы).

Развитие предпринимательства предполагает осуществление страхования ответственности при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, в результате которых может быть причинен вред третьим лицам, а также осуществление страхования профессиональной ответственности врачей, риэлтеров, аудиторов, арбитражных управляющих и др.

Введение страхования ответственности отдельных категорий производителей товаров и исполнителей работ (услуг) позволит осуществлять эффективный контроль за их деятельностью, обеспечить защиту прав потребителей услуг, особенно в тех сферах народного хозяйства, где отсутствуют четкие и эффективные механизмы государственного контроля и надзора (например, при ипотечном жилищном кредитовании, приобретении недвижимости, передаче ее в лизинг и залоге). Развитие страхования благоприятно повлияет на предпринимательскую активность граждан.

В то же время привлечение инвестиционных ресурсов в экономику потребует дальнейшего развития страхования финансовых и предпринимательских рисков, развития страховых технологий в сфере промышленных, транспортных, строительных и сельскохозяйственных рисков.

Основой рынка страховых услуг и резервом его развития является добровольное страхование.

Приоритетными направлениями в развитии добровольного личного страхования должны стать страхование жизни и пенсионное страхование.

Страхование жизни является важной сферой страхового дела, традиционным и постоянным источником значительных инвестиционных ресурсов, способствующих успешному росту экономики.

Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением доли населения старших возрастных групп, и переход на накопительную систему в пенсионном страховании, включающую самостоятельное формирование гражданами своего пенсионного фонда, предполагают расширение участия страховых компаний в осуществлении пенсионного страхования.

Стимулом для развития долгосрочного страхования жизни должно стать создание системы гарантий страхователям и застрахованным гражданам в получении накопленных сумм по договорам страхования.

Помимо ужесточения нормативных требований к финансовой устойчивости страховщиков должна быть введена специализация страховых организаций, исключающая осуществление одним страховщиком личного страхования (страхования жизни и пенсий) и имущественного страхования. В этих целях должна быть разработана классификация видов страховой деятельности, должны быть определены особенности организации и осуществления страхования жизни и пенсий.

Развитие страхования жизни ведет не только к специализации страховщиков, но и к созданию института актуариев и необходимости законодательного установления основ актуарной деятельности, связанной с расчетами страховых тарифов, страховых резервов, анализом и прогнозированием инвестиционных программ.

Необходимо выработать меры по расширению сферы и объемов добровольного медицинского страхования и добровольного страхования от несчастных случаев. Указанные виды страхования должны стать важным элементом "социального пакета", предоставляемого работодателями своим сотрудникам. В связи с этим потребуется совершенствование законодательства, регулирующего отношения при осуществлении этих видов страхования, а также законодательства о налогах и сборах.

Дальнейшее развитие добровольного медицинского страхования требует формирования правовых основ с учетом специфики данного вида страхования и совершенствования норм, регулирующих взаимодействие субъектов медицинского страхования, особенности налогообложения операций по медицинскому страхованию.

Важным направлением развития страхования является совершенствование системы обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации. В первую очередь необходимо перейти к страховому принципу в осуществлении данного вида страхования и иных видов страхования, имеющих социальную направленность и дополняющих системы обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Страхование будет играть существенную роль в пенсионной реформе.

В перспективе предстоит сформировать законодательную основу деятельности страховых организаций, являющихся элементом системы обязательного пенсионного страхования.

Участие страховщиков наряду с негосударственными пенсионными фондами в обязательном пенсионном страховании с учетом специфики правового регулирования страхования предполагает соблюдение установленных законодательством единых принципов деятельности субъектов данной системы страхования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.50 (0.018 с.)