Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодизация истории и врачевания в ГрецииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История древней Греции представляет собой историю разложения родовых и формирования рабовладельческих отношений. Она делится на пять периодов: 1) крито-микенский, или эгейский (III—II тысячелетия до н. э.), 2) предполисный (XI—IX вв.до н. э.), 3) полисный (VIII—VI вв. до н. э.), 4) классический (V—IV вв. до н. э.), 5) эллинистический (вторая половина IV в. до н. э.— середина I в. н. э.). Крито-архейский период. Медицина Древней Греции (с III–II тыс. до н. э.) начинается с крито-архейского периода, который известен не столько данными о народной медицине на рубеже общинного и рабовладельческого этапов истории, сколько сведениями о высоком уровне санитарного благоустройства в городах (особенно на острове Крит: система труб из обожженной глины для стока загрязненных вод, водоотводные каналы, сточные ямы, великолепные банные помещения, вентиляция), влиянии на образ жизни и, естественно, врачевании с многочисленными теургическими ритуалами, осуществляемыми жрецами при лечении заболеваний. Предполисный период. Гораздо более полные сведения были получены в XI–IX вв. до н.э., главным образом из памятников культуры и литературы. Здесь прежде всего нужно назвать поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, слепого поэта, воспевшего, в частности, осаду греками г. Трои. В поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей (поверхностные и проникающие ранения, ушибленные раны и нагноения, возникающие в результате укусов ядо-витых змей, и т. д.). Лечение ран состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязки. Гомер также упоминает о целой семье врачей во главе с Асклепием (в латинской версии – Эскулапом), позже его обожествили и возвеличили как бога врачевания. От имени Асклепия произошли названия лечебниц при храмах – Асклепионы, в которых жрецы лечили пациентов, прибегая к внушениям, даже гипнотическим воздействиям, молитвам, заклинаниям, толкованию снов пациента, впавшего в гипнотический сон, подчас и используя лечебные травы и другие средства. Кроме этих религиозных учреждений, врачи-ремесленники, ученики семейных врачебных школ, все более становящиеся светскими медиками, избавляющиеся от влияния религиозных предписаний, обрядов, организовывали для приема больных своего рода амбулаторные учреждения. Врачей-жрецов, принимающих больных в асклепионах, называли асклепиадами. Полисный период истории древней Греции отмечен двумя важными для истории медицины явлениями: 1) формирование материалистической древнегреческой философии, которая сложилась в VII в. до н. э., главным образом в Ионии, и окончательно оформилась к IV в. до н. э. (см. с. 95), и 2) становление храмового врачевания, которое связано с укреплением рабовладельческого строя в древней Греции, усилением позиций религии и, как следствие, становлением храмов. Классический период. Становление двух систем античной филисофии: стихийного материализма и объективного материализма. Множество философов в этот период (Гераклид, Анаксимандр, Анаксимен) Расцвет врачебных школ: сицилийской, книдской, кротонской, косской и др. Учение о соках организма. Понимание болезни через единство материального мира и образа жизни каждого. Гиппократ. «Сборник Гиппократа». Эллинистический период. Обобщение и систематизация знаний. Расцвет Александрийской школы. Развитие описательной анатомии и хирургии. Гиппократ. «Сборник Гиппократа». Достоверные сведения о жизни Гиппократа (рис. 43) весьма ограничены. Самые первые биографии Гиппократа (или Иппократа) были написаны не ранее, чем несколько столетий спустя после его смерти. «Гиппократ — косский врач, сын Гераклида... стал звездой и светом полезнейшего для жизни врачебного искусства... Он был учеником прежде всего отца, затем Геродика из Селимбрии и Горгия из Леонтины, ритора и философа.» Гиппократ родился на о. Кос. По отцу он принадлежал к знатному роду аскле-пиадов и вел свою родословную от сына Асклепия — Подалирия. Будучи странствующим врачевателем, Гиппократ много путешествовал. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Последние годы жизни он провел в Лариссе (Фессалия), где и умер в один год с Демокритом, по одним источникам на 83-м, а по другим — на 104-м году жизни. Местные жители долгое время чтили его могилу и еще во II в. н. э. показывали ее путешественникам. Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячелетий существовала до него, но в свое великое время он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода. История сохранила несколько сочинений Гиппократа, которые вместе с произведениями других древнегреческих врачей объединены в сборник Гиппократа. Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов, и в том, что он, по словам И.П. Павлова, «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты». В произведениях Гиппократа имеются зарисовки душевных и телесных свойств сангвиников, холериков, флегматиков и «очень бледных» – меланхоликов, названных так соответственно гуморальным представлениям о преобладании в организмах людей этих типов крови, желтой и черной желчи, слизи. Выделение типов телосложения и душевного склада имело не только теоретическое, но и большое практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и лечением больных, так как каждый тип предрасположен к определенным болезням. Согласно взглядам на природу человека, Гиппократ рассматривал причины болезней, которые он делил на внешние (влияние времени года, климата, воздуха, воды, питания и др.) и внутренние (возраст, пол, темперамент, привычки, наследственность, образ жизни, недостаток или избыток физических упражнений и др.). Его заслуга – разработка учения об этиологии, из которого он выбросил представление о сверхъестественном, божественном происхождении болезней. Для Гиппократа было характерно динамическое представление болезней, он развивал учение о стадиях болезни, сущность которых сводилась к нарушению равновесия влаг тела, к сырости, сварению, извержению влаг. Соединив свой врачебный опыт с обобщенным им опытом предшествующих поколений медиков, Гиппократ разработал учение о диагностике и семиостике болезней. Он положил начало строго последовательному, систематическому обследованию больного, пользуясь осмотром, ощупыванием, выстукиванием и выслушиванием груди и живота, встряхиванием больного, обращая внимание на вид отделений, осадок в моче и пр. Он, как и представители Косской школы, описал многие симптомы и синдромы (шум плеска, шумы, напоминающие кипение уксуса, и трения кожи при заболеваниях легких и др.). Гиппократ положил начало систематическому описанию течения болезней – историям болезней. Его крупнейшее достижение – создание учения о прогностике, которая опиралась на все знания медицины, всесторонний анализ прошлого и настоящего состояния больного, имея критерии сравнения здоровья со здоровым человеком. Ему принадлежит разработка способов применения повязок (простых, ромбовидных, «шапка Гиппократа» и пр.). Лечение переломов и вывихов с помощью вытяжения и противовытяжения, шин, желобов, использование специальных аппаратов (скамья Гиппократа и др.), лечение ран, фистул, геморроя, эмпием. Заслуживают, внимание правила положения хирурга, его рук, размещение инструментов, освещение при операции и пр. Вопросы зубоврачевания в работе Гиппократа. В «Гиппократовом сборнике» приведены описания заболеваний зубов и десен (от пульпита до альвеолярного абсцесса и некроза кости) и полости рта (гингивит, стоматит, скорбут, болезни языка). При зубных болях применяли как общие (кровопускания, слабительные и рвотные, строгую диету), так и местные средства (наркотики, полоскания настоями трав, припарки из чечевичного отвара, вяжущие средства и т. д.). К удалению прибегали только тогда, когда зуб был расшатан (возможно, из-за несовершенства экстракционных щипцов; их образец хранится в храме Аполлона в Дель-фах). В то же время при лечении вывиха и перелома челюсти древние греки достигли большого совершенства: они устанавливали кость на место и увязывали зубы золотой проволокой. В «Гиппократовом сборнике» описаны также состояния, связанные с прорезыванием зубов (лихорадка, поносы, судороги, кашель), приведены рекомендации по устранению дурного запаха изо рта. Врачебная этика. «Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта в древней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления». Вместе с другими работами Сборника они дают цельное представление об обучении и моральном воспитании врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялись к ним в обществе. В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скромность... решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство... Ведь врач-философ равен богу» («О благоприличном поведении»). Врачеватель должен научиться держать в памяти лекарства, способы их составления и правильного применения, не теряться у постели больного, часто посещать его и тщательно наблюдать обманчивые признаки перемен. «Все это должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то, что следует делать, и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью» («О благоприличном поведении»). Однако, врачуя больного, необходимо помнить о первейшей заповеди: «прежде всего не вредить». Позднее этот тезис появится в латинской литературе: «Primum поп посе-ге». Беспокоясь' о здоровье больного, врачеватель не должен начинать с заботы о своем гонораре (вознаграждении), так как «обращать на это внимание вредно для больного». Более того, иногда подобает лечить «даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить» («Наставления»). Наряду с высокими профессиональными требованиями большое значение придавалось внешнему виду врачевателя и его поведению в обществе, «ибо те, кто сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других». Поэтому врачевателю подобает «держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных... Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости» («О враче»). Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен». Коротко: Периодизация и светская медицина Древней Греции. Гиппократа. «Сборник Гиппократа». Врачебная этика. Вопросы зубоврачевания в работе Гиппократа. Периодизация.
1.Кристо-Микенский период (3-2 тыс. до н.э.) Центр - о.Крит (Родина Зевса) 2. Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI—IX вв. до н. э. 3.полисный период (8-6 тыс. до н.э.) Развитие Греч. городов, культуры, философских школ, светской мед. 4.Классический период (5-4 тыс. до н.э.) Влияние философии на мед. Гиппократ. Работы Гиппократа. «О Др.Медицине», «О воздухе, о воде и свойствах почвы», «О прочности», «Об эпидемических болезнях», «О вывихах и переломах». Учение «О физике» психофизиологический склад организма. Основные положения в мед. Гиппократа: 1)Медицина-это искусство, с рядом морально-этических позиций(клятва Гиппократа) 2)Врачебное искусство основано на опыте 3) I Теория Гуморально-патологическая Организм состоит из 4 видов соков(кровь, слизь, желтая желчь, черная желчь). Преобладание одного из них определяет темперамент человека. Здоровье-нормальное смешение соков в организме. Причины болезней: 1)Внешние условия(плохое питание, неподходящая профессия) 2)Наследственное предрасположение 3)Нарушение фазиса Общие врачебные назначения, связь с диэстетикой (образ жизни, пища, одежда). Очищение организма (рвотные слабительные) Лекарственная терапия, Хирургические болезни (удаление зубов), Акушерство и гинекология (не было женщин-врачей, мужчины лечили женщин философией) «Расшатывание зубов»,»Прорезывание зубов»-болезнь десен, диарея, лихорадка. 1ые зубы формируются в плоде матки «О зубах»-работа Гиппократа (когда выпадают зубы, когда лучше растут), «О болезнях»-если болит зуб, то его удаляют. Куль тела-знание анатомии В сборнике нет горизонтального положения Уринарий-сбор мочи «Кровать Гиппократа» для вытяжки переломов
9)Врачебные школы
При храмах существовали «Дома жизни», в которых составлялись религиозные, медицинские тексты, записывались литературные произведения, летописи, формировались библиотеки, архивы. Там же обучали иероглифическому письму, математике, архитектуре, астрономии, медицине, магии, ораторскому искусству. Учениками были юноши, родившиеся в аристократических семьях. В «Домах жизни» царила строгая дисциплина, применялись даже телесные наказания. Эти заведения сыграли важную роль в сохранении и передаче письменной культуры Древнего Египта. «Дома жизни» по праву считаются прообразом современных университетов. Человек, получивший образование в «Доме жизни», мог стать врачом. Ценились не только знания, но и моральные качества лекаря, соблюдение определенных норм и правил
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.60.62 (0.014 с.) |