Д. Историческая школа (Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Полибий) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Д. Историческая школа (Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Полибий)



Геродот

(ок. 484 – между 431-425гг. до н.э.)

Сведений о жизни и научной деятельности одного из самых известных древнегреческих историков и политиков Геродота сохранилось немного. Даже даты рождения и смерти установлены приблизительно. Доподлинно известно, что родился он в г. Галикарнасе (область Кария на юго-западе Малой Азии) в состоятельной аристократической семье. Наверное, получил хорошее образование.

В то время власть в Галикарнасе принадлежала тирану Лигдамиду, против которого выступила группа заговорщиков, в том числе и молодой Геродот. Заговор не удался, и Геродоту пришлось бежать из родного полиса на о. Самос, бывший тогда одним из сильнейших государств ионического побережья Малой Азии.

Следующий период жизни политического изгнанника связан с путешествиями. В течение десяти лет он посетил Египет, Ливию, Вавилон, Ассирию, Персию, исходил всю Малую Азию, Геллеспонт (Черноморские проливы и все Причерноморье, как южное, так и северное вплоть до г. Ольвии); побывал в западном Средиземноморье, в том числе - на Сицилии, на Балканах (Македония, Фракия), на многих островах Эгейского моря. Везде он активно изучал и записывал историю племен и государств, этнографические и географические подробности.

Примерно в середине 40-х гг. V в. до н.э. уже зрелым человеком, достигшим акмэ (сорокалетия), он поселяется в Афинах, которые переживали эпоху расцвета (450 - 430 гг. до н.э.). Геродот знакомится с Периклом и входит в его кружок (широкообразованная жена Перикла – Аспазия, философ Анаксагор, скульптор Фидий, драматург Софокл и др.). Он полюбил Афины как свою вторую родину и на всю жизнь остался афинофилом и демократом. Он принимает предложение Перикла – руководить новой колонией Афин – г. Фуриями (на юге Италии) и достаточно долгое время занимается политической деятельностью в Фуриях. Отсюда и разные имена, которыми называли его древние греки: по месту рождения – Галикарнасский, по месту правления – Фурийский. Неизвестно, сколько пробыл Геродот в Фуриях и где умер (в Фуриях или в Афинах).

Кроме политической деятельности, и даже в первую очередь, Геродот прославился как историк. Для современного читателя древнегреческая история начинается с Геродота. Не меньше ценили его и античные ученые. Цицерон назвал Геродота «отцом истории». Фукидид называл его логографом наряду с Гекатеем Милетским, Хароном Лампсакским, Геллаником Митиленским, которые писали свои сочинения, основываясь на преданиях, рассказах местных служителей культа, очевидцев событий, переплетая реальные события и деяния богов, трактуя мифы и легенды с точки зрения здравого смысла. Современные историки считают Геродотову «Историю» переходной с точки зрения метода изложения: от логографического к научно-историческому. Большинство современных политологов считают, что, именно с сочинений Геродота, в античной традиции явственно просматривается геополитический подход.

Свое главное произведение, включившее собранный исторический, политический, военно-стратегический, мифологический, этнографический и географический материал, он назвал «Histories Apodeixis» («Изложение событий»). Оно было написано на ионическом диалекте, родном для Геродота, хотя Геликарнас был дорийской колонией. С тех пор термин «история», означающий также «исследования», «описания» заменил для данной науки термин «логос», означающий «проза», «речь», «рассказ», «учение».

«История» Геродота, разделенная потом (во II в н.э.) александрийскими учеными на 9 книг, названных по именам муз, охватывает весь известный автору исторический процесс от мифологического «умыкания жен» разными народами, становившегося поводом для войн, до «золотого века» Афин. Кульминационным моментом развития древнегреческой цивилизации Геродот считал греко-персидские войны, а главным содержанием человеческой истории и международных отношений – противостояние Запада и Востока, моря и суши, Греческой федерации и Персидской державы, эллинов и варваров, демократии и деспотии, свободы и принуждения.

В то же время Геродот, несмотря на свою явную проэллинскую позицию, старается объективно описывать факты истории. Он бесстрастно повествует о странных варварских обычаях, признает в некоторых случаях превосходство варваров над эллинами, указывает на преемственность греческой культуры от египетской.

По содержанию девять книг геродотовой истории можно поделить на 2 части: первая (I-IV книги и начало V) посвящена завоеванию гегемонии Персии в Азии. С приходом к власти Кира Древнего (559 г. до н.э.), Персия последовательно покоряет государства Малой Азии, Вавилон, Египет и становится крупнейшей, как сказали бы сегодня, геополитической державой. Геродот подробно рассказывает о странах и народах, завоеванных персами, их географическом положении и обычаях, рисует общую картину возвышения Персии.

Во второй части «Истории» (книги V-IX) Геродот обращает свой взор на положение дел в Элладе и ход греко-персидских войн. Что «самые выдающиеся из эллинов – это лакедемоняне и афиняне» мы узнаем еще из книги I, а теперь Геродот показывает роль армии и особенно флота в ходе и исходе войны, в осуществлении политики.

Вторая часть для Геродота несомненно главная, а задача первой – ввести читателя в курс политических событий, выявить причины и цели походов персов против Эллады, которая под действием персидской угрозы прекращает междоусобную борьбу, объединяется и превращается в морскую военную федерацию, давшую отпор и одержавшую окончательную победу над агрессорами

 

Фукидид

(460-396 гг. до н.э)

Фукидид родился в Афинах в богатой аристократической семье. Его отец Олор был прямым потомком фракийского царя Олора. Его родственник Фукидид из Алопеки был предводителем олигархической партии и главным противником Перикла. Мать Фукидида Афинского также принадлежала к знатному фракийскому роду. Очевидно, Фукидид учился у лучших педагогов своего времени: философа Анаксагора, софистов Протагора и Горгия, слушал речи оратора Антифонта. Но самое большое впечатление на молодого Фукидида произвел Перикл. Именно поэтому, несмотря на традиции семьи и родственные связи с аристократическими, олигархическими группировками, он раз и навсегда становится сторонником демократической партии.

Во время Пелопонесской войны (431- 404 гг. до н.э.) между Афинским морским союзом и Пелопонесским союзом во главе со Спартой тридцатишестилетний Фукидид был избран (424 г. до н.э.) членом коллегии десяти стратегов (фактически правительство Афин), а затем как стратег получил командование над всеми войсками, дислоцированными во Фракии.

Во время похода спартанской армии Брасида во Фракию Фукидид оказался в главе эскадры кораблей и не смог вовремя оказать помощь фракийскому полису Амфиполю, который был взят Брасидом. За это Фукидид был приговорен к пожизненному изгнанию из Афин (423 г. до н.э.). Лишь после 20-ти летнего отсутствия он смог вернуться на родину (404 г.).

Точных сведений о том, где и чем занимался Фукидид в изгнании, нет. Скорее всего, он жил на родине предков во Фракии и посвятил свой досуг написанию знаменитой «Истории». Возможно, в это время он совершил путешествие по Средиземному морю (Македония, Сицилия, Италия, Спарта). Обстоятельства и место смерти его неизвестны. Известно лишь, что останки Фукидида были перевезены и захоронены в Афинах.

В своей «Истории» Фукидид поставил задачу описать «войну пелопонесцев с афинянами, как они воевали между собой». Как видим, он решает не глобальную, а региональную проблему, но проблема эта носила геополитический характер, ибо война между Афинами и Спартой носила характер соперничества за гегемонию в Элладе. Кроме того, учитывая противоположности общественных укладов и форм правления, эта война решала вопрос о направлении дальнейшего развития всех греческих полисов. Речь идет об альтернативе между демократией и олигархией, торгово-промышленными и традиционно-сельскохозяйственными путями развития, широком космополитическом или спартанско-патриотическом этосе (образе мышления).

Фукидид первым из древнегреческих историков рассматривал исторический (а, следовательно, и политический) процесс прагматически (а не эпически, как Геродот), как цепь политических, военно-политических событий и военных столкновений. Для него как история, так и политика - это, в первую очередь, внешняя политика, в том числе и военная.

Война показала возросшую роль армии. Ведь, несмотря на неоспоримое преимущество афинян в культуре, искусстве, торговле и промышленности, победа оказалась на стороне Спарты. Фукидид подчеркнул и роль флота, особенно для укрепления мощи прибрежных и островных государств, таких как полис Коринф, остров Крит. Коринф, например, благодаря развитию флота и торговли стал одним из самых мощных в военном отношении и богатых государств Эллады. Критское островное государство, используя свое исключительно выгодное географическое положение (защищенность от врагов, удобное побережье для развития судоходства и контроля за другими государствами), сумело добиться во конце II тысячелетия до н.э. гегемонии в Средиземноморье). Геродот отметил возросшее значение военно-морского флота в войне с преимущественно сухопутными державами. Именно благодаря мощному флоту и господству на море получили преимущество ионяне в их войне с персами. Фукидид первым заметил и описал разный характер могущества государства: у Афин – это морское, а у Спарты – сухопутное.

 

Ксенофонт

(ок. 430 – 370 гг. до н.э)

Ксенофонт появился на свет в Афинах в богатой, аристократической семье и получил прекрасное воспитание и образование (или по-древнегречески - каллокагатию), которое совершенствовал в общении с Сократом.

К этому времени миновал золотой век расцвета Афин, век Перикла и афинской гегемонии в Элладе (450-430 гг. до н.э.) и началась Пелопонесская война (431-404 гг. до н.э.) между сильнейшими военно-политическими объединениями древнегреческих полисов: Афинским морским союзом и Пелопонесским союзом, между промышленными и торговыми культурно развитыми, демократическими Афинами и консервативно-традиционной, но мощной военной, олигархической Спартой. Опять, уже в который раз в человеческой истории Суша встала против Моря, две непримиримые стихии сошлись в борьбе за власть над миром… Хотя причины войны были значительно глубже, чем только противостояние Афин и Спарты (например, торговая конкуренция Афин и Коринфа, союзника Спарты в первую очередь в западной части Средиземного моря, торговой «вотчины» Коринфа; вмешательство Афин в ссору между Коринфом и Керкирой; противоречия между демократической и олигархической партиями, которые существовали во всех полисах Эллады; да и вообще борьба за ресурсы: территориальные, людские, природные).

Несмотря на то, что Ксенофонт был уроженцем Афин, он принадлежал к олигархической партии и считал Спарту не только образцом государственного устройства, но и центром, вокруг которого должна объединиться вся Эллада. Ксенофонт вырос в военной среде и военной обстановке, фактически в условиях гражданской войны. В Пелопонесскую войну резко изменился социальный состав греческих армий. Если раньше основу греческой фаланги составляли гоплиты – ополченцы, жители полисов, то теперь ведущая роль переходит к наемникам – профессиональным воинам, для которых победа не вела к миру, а была лишь возможностью заработать. Такие люди готовы воевать всю жизнь.

Неизвестна роль Ксенофонта в политическом процессе в Афинах при правлении 30 тиранов, поставленных Спартой, но после поражения Пелопонесского союза (404 г. до н.э.), он вместе с наемниками – спартанцами отправляется в качестве командира одного из подразделений в Малую Азию на службу к Киру Младшему (401 г. до н.э.). Познакомившись с Киром, Ксенофонт принял его предложение стать его советником. В этом качестве он и следовал за Киром последующие десять лет. Кир ставил себе задачей сокрушить своего соперника в борьбе за трон – Артаксеркса, но это ему не удалось.

В 394 г. до н.э. вместе с армией спартанцев под командованием Агесилая Ксенофонт возвращается в Элладу, но не в Афины, а в Спарту, и принимает участие в битве при Коронее, в которой Спарта разгромила войска антиспартанской коалиции, состоящие в основном из фиванцев и афинян. За участие в сражении против родного полиса Ксенофонт был приговорен к изгнанию из Афин. Покинув военную службу, он поселился в поместьи близ Олимпии.

В 370 г. до н.э. Олимпия и ее окрестности были заняты противниками спартанцев элейцами. Ксенофонт бежал в Коринф, где вскоре умер.

В своих главных трудах, «Анабасис» (переводится как «Восхождение», повествует о походе Кира Младшего вглубь Азии) и «Греческая история» Ксенофонт кроме описания сражений и деяний правителей дает интересные этнографические сведения, старается связывать военно-политические события с географией. Кроме того, богатый жизненный опыт, знания и навыки, приобретенные им в географии и военной стратегии, общая широта кругозора позволяют оценить его работы (особенно «Греческую историю») как представляющие несомненный интерес с точки зрения геополитики и содержащие геополитические идеи о противостоянии Суши и Моря, о значении армии и флота для мощи государства, о гегемонии на море и ее предопределении природой.

Именно с опыта Ксенофонта и ему подобных, служивших военными наемниками у персов, в древнегреческих полисах появляется идея о Великом восточном походе для разгрома дряхлевшей Персидской державы и завоевания Ойкумены, идея, осуществлению которой посвятил свою жизнь Александр Македоский.

 

Полибий

(210 - 128 гг. до н.э.)

 

Полибий, известный древнегреческий историк и политический деятель, родился в полисе Мегаполь (Южная Аркадия) в семье известного политика и военачальника. Его отец Ликорт четырежды избирался на должность стратега Ахейского союза – федерации пелопонесских полисов, которая вместе с Этолийским союзом противостояла македонскому доминированию в Греции.

В юношеский период Полибий, как и все дети, появлявшиеся на свет в знатных и богатых греческих родах, получил прекрасное образование и, как и его отец, рано занялся политическими и военными делами. В то время считалось, что молодой человек прежде, чем заниматься политикой должен послужить в войске.

Уже в 30 лет (180 г. до н.э.) Полибий назначается помощником посла в Египет (послом был назначен Ликорт). Правда, в связи со смертью правителя Египта Птолемея V, назначение было отменено. Политическая деятельность Полибия проходила в условиях, когда гегемония Македонии в Греции сменялась господством Рима. Поворотным пунктом этого процесса стал 198 г. до н.э., когда ахейцы приняли предложение Рима о совместной борьбе против Македонии. Но как между греческими полисами, так и внутри них не было единства мнений по этой проблеме.

Ликорт и Полибий принадлежали к партии независимости (от Рима). Проримскую партию возглавлял Калликрат, несколько раз избиравшийся архонтом. В источниках отсутствуют все даты военно-политической карьеры Полибия. Доподлинно известно, что в 170 г. до н.э. Полибий был избран гиппархом (начальником конницы), а стратегом – Архонт, тоже сторонник партии независимости.

В 169 г. Полибий исполнял миссию посла к римскому консулу Квинту Марцию, который воевал на севере Греции с македонянами и требовал поддержки от Ахейского союза.

В 168 г. до н.э., одержав победу над македонским войском под Пидной, римляне лишили независимости всю Грецию. Полибий в числе тысячи наиболее известных греческих политических деятелей был пленен и перемещен в Италию. Но ему повезло. Благодаря заступничеству Сципиона Эмилиана, будущего победителя Карфагена, Полибий был оставлен в Риме и стал его другом и советчиком.

Полибий получил возможность изучать историю, политический процесс и политические институты Рима, знакомиться и общаться с самыми известными римскими деятелями, приезжими послами, политиками и царями, улаживающими дела своих полисов и царств в римском сенате. На глазах Полибия Рим превратился в мировую геополитическую державу. В римский период своей жизни (167 – 150 гг. до н.э.) Полибий много путешествовал. Он изъездил Италию, Малую Азию, Северную Африку, переходил Альпы.

Лишь в 150 г. до н.э. Полибию в числе трехсот оставшихся в живых из тысячи интернированных греков было разрешено выехать на родину. Но уже в следующем 149 г. римляне приглашают его в качестве военного эксперта (шел заключительный этап войны с Карфагеном). В 146 г. до н.э. он присутствовал при штурме города и пленении знаменитого полководца Гасдрубала.

А в это время в Ахейском союзе пришла к власти радикальная антиримская партия во главе с Диэем и Критолаем. Войска союза были разбиты римлянами. Полибий, вернувшись в Грецию из Северной Африки, застал лишь последний акт этой драмы – разрушение крупнейшего города Ахейского союза – Коринфа. Полибий остался на некоторое время в Греции, выполняя поручения римского сената по составлению законов, урегулированию споров в городах бывшего Ахейского союза.

Как ученый, Полибий прославился своей «Всеобщей историей в 40 книгах», историей описавшей события, автор которых был свидетелем и непосредственным участником. Но история Полибия – это не только описание последовательности политических и военных фактов. В ней он ставит и разрешает важную политическую проблему: «Как Рим в короткое время стал самым могучим государством ойкумены - известного тогда обитаемого мира?» В ней он также ставит вопросы, находит закономерности, которые много позже назовут геополитическими, например: «В чем причины могущества государства и Римской республики в частности?» Но прежде, чем оценить эту силу и характер боевых действий, которые ведет государство «прежде всего, следует говорить о земле, каковы её свойства, и каково положение её … Мы лучше поймем отдельные события, если заранее описаны будут страны и самые места событий» (Полибий. Всеобщая история. СПб., 1994, с.219).

При разработке своего политического учения Полибий опирался на идеи Платона и Аристотеля, а также на учение стоиков о циклическом развитии мира и естественном развитии общества с периодами роста, расцвета и упадка. В своем учении он не только дал ответы на поставленные вопросы о причинах могущества Рима, но и создал круговую схему смен государственных форм (см. схему 1).

Первой государственной формой возникает монархия, но, разлагаясь из-за личной корысти, теряя опору в народе, монарх становится тираном или уступает последнему место. Недовольство тираном приводит к его свержению, и власть переходит к благородным мужам, возглавившим переворот. Аристократия сначала выражает интерес общего блага, но затем вырождается вследствие стремления аристократов к личному обогащению. Власть захватывают немногие богачи (олигархи). Олигархов свергает народ, устанавливая демократию. Демократия постепенно вырождается в охлократию (охлос - чернь, толпа), сопровождаемую беззаконием и безначалием. Недовольство беспорядком приводит к власти нового монарха. Чтобы преодолеть постоянный круговорот власти, установить стабильное правительство, необходима, как считал Полибий, смешанная форма государства, сочетающая в себе принципы монархии, аристократии и демократии. Идеал такого государства Полибий видел в Риме, где монархическое начало представляет власть консулов, аристократическое — сенат и демократическое — народное собрание. Правильным сочетанием и равновесием этих властей он объяснял могущество римской державы.[1]

 

Схема 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.022 с.)