Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая мысль Древнего КитаяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
А. Особенности древнекитайской политической мысли Специфика китайской политической мысли непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, имевшей место в многочисленных государственных образованиях Древнего Китая. Это обусловило прямую непосредственную подчиненность политической и философской мысли политической практике. Вопросы управления обществом, выработка планов идеальных общественных устройств на основе древних традиций, регуляция отношений между различными слоями («верхами» и «низами») и внутриправящим политическим слоем, вопросы межгосударственных отношений — вот главный интерес философов и политических мыслителей Древнего Китая, которые к тому же нередко и сами являлись правителями, министрами, сановниками. Другая особенность развития китайского философско-политического знания — крайнее пренебрежение философов и политиков к естественным наукам. Принизив общественный статус естественнонаучных наблюдений и прикладных знаний, представив их как удел и занятие низших людей, лишенных возвышенных идей, они создали идеологический заслон для привлечения данных естественных наук в философские и политические рассуждения, отгородив себя от источника формирования целостного мировоззрения. Об этом свидетельствуют политические учения трех весьма влиятельных философско-политических направлений Древнего Китая — конфуцианства, легизма и даосизма. Для всех этих политических направлений характерна связь с мифологией. Опору государственной и общественной жизни они видели в верховной власти Неба. Конфуций, например, почитал Небо, как сверхъестественного всеединого повелителя и как производное от него — аристократическое управление, наделенное особым свойством обладания политической властью. Лао-цзы исходную идею политической власти видел в сверхъестественном дао, направляющим жизнь людей согласно естественным законам, избавляющим их от тиранического господства аристократии. Некоторые философские системы, возникшие во вторую половину эпохи Чжоу, послужили основанием для развития религиозных учений, ставших в дальнейшем государственными религиями Китая. Мы имеем в виду конфуцианство и даосизм. Рассматривая отношение древнекитайских мыслителей к вопросам государственного правления, нельзя не заметить превалирования нормативно-поведенческой, морально-этической направленности в создании модели хорошего правителя. Следует особо подчеркнуть, что в построении концепции политической власти, правителя, иными словами политического лидера, китайские мыслители исходят из одних и тех же структурных и функциональных интерпретаций предфилософского и философского мировоззрения. В зависимости от мировоззренческой ориентации на идеалы правителя и избранной структурно-функциональной парадигмы они наделяют правителей различным набором содержательных свойств и различными качествами. Образ совершенномудрого человека в роли идеального государственного деятеля, как исторической личности проходит по всей китайской теофилософии даосизма, конфуцианства, легизма. В каждой из них совершенномудрый определяется по-своему, в зависимости от содержания учения. В то же время их социально-генетический базис субъектов носителей политической власти как бы един, традиционен и, скорее всего, продолжает действовать вплоть до наших дней. Первоочередными являются для них дела общественные, а не личные. В исполнении властных функций политические учения древнего Китая указывают на множество вариантов, ориентируя на искусное их исполнение через постоянство к постоянству, и делается это посредством добра (особенно это заметно у конфуцианства и даосизма). Китайская политическая мысль социальна и проникнута этикой. Она пыталась увязать социальные и политические проблемы в одно целое, много внимания уделяя организации системы политической власти, в частности, чиновничье-бюрократическому аппарату. Практически все ведущие китайские доктрины, так или иначе, отражали интересы государства. Они всегда были прагматичны и мало проникнуты мистикой, метафизическими, иррациональными мотивами, мифологическими конструкциями. В центре их стояло стремление понять и объяснить не мир вообще, а мир человека, общества, основы социальной организации и государства. И не только понять и объяснить, но и преобразовать, найти оптимальный вариант социального порядка и мудрого правления. Б. Даосизм (Лао-цзы)
Даосизм (кит. дао пая - школа дао), наряду с конфуцианством, - одно из двух основных течений китайской политической философии, которое возникло во 2-й половине I-го тысячелетия до н. э.. После проникновения в Китай буддизма вместе с ним даосизм и конфуцианство составили философско-религиозную триаду сосуществовавших и соперничавших течений, определявших идеологическую и политическую жизнь Китая вплоть до XX в. Лао-Цзы (VI - V вв. до н.э)
Имя Лао-Цзы означает буквально «старый философ». Его учение было изложено с его слов и позднее отредактировано в виде небольшого, но интересного философского трактата «Дао-дэ-цзин» или «Книга о путии добродетели» («Книга о Дао и Де»), представляющего собой концентрацию взглядов разных групп даосов. Это сборник афоризмов, мудрых, но порой странных и загадочных изречений, проникнутых духом чистого квиетизма. Поскольку существующий «Дао дэ цзин» носит отпечаток более позднего времени, некоторые современные китайские ученые утверждают, что данное произведение представляет собой изложение устно передаваемого в то время учения Лао-цзы его последователями. В Дао-дэ-цзине Дао принимает объективное и абсолютное значение независимого источникого начала, понимается как бытие реальное. Оно властвует над законами неба и животворит мир. «Дао есть нить пустоты и несуществования, корень творения, основание духовного, начало неба и земли; нет ничего вне его; нет ничего такого сокровенного, которое бы не заключалось в нем». Дао - неперсонифицированная сущность, вечная, безымянная первооснова. Дао туманно, неопределенно, бестелесно и неисчерпаемо, оно «есть начало неба и земли обладающее именем – мать всех вещей». Дао, по определению философа, есть бытие, рождающееся в небытии (хаосе). Любопытно, учение о хаосе станет основой ряда будущих концепций (например, Я. Беме, Н. Бердяева и др.) «Сверхъестественное дао», по Лао-Цзы, стало исходной идеей политической власти направляющей жизнь людей, согласно всеобщего закона, спонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной, избавляющего их от тиранического господства аристократии. Отсюда вытекает принцип следования дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосмосе с дао (природой) человека, а в макрокосмосе — с дао Вселенной. В его представлении, дао - всеобъемлющее мировоззренческое понятие. Наряду с понятием дао Лао-Цзы употребляет понятие «де». Де у Лао-Цзы определяется как постоянное свойство, качество, атрибут вещей, нравственный принцип, через него обнаруживается незримое дао. Это означало следовать природе и древнему началу – дао. Основатель даосизма построил своеобразную картину мира с определенной субординацией великих начал: дао - небо – земля - государь. «Человек следует (законам) земли, земля следует (законам) неба. Небо следует (законам) дао, а дао следует самому себе» (там же. С. 122). Таким образом, по Лао-Цзы, во Вселенной имеются четыре великих и среди них государь («велико дао, велико небо, велика земля, велик также государь»). Казалось, с этого должно строиться политическое воззрение философа, однако по существу он полностью отверг всякое вмешательство государства, правителя в естественный, природный порядок. Государство воспринималось им как искусственно созданная организация, как очевидное зло, которое в идеале необходимо преодолеть. Одним из основных принципов в управлении государством, согласно учению Лао-Цзы, является принцип воздержания, недеяния (у вей). В этой идеологии квиетизма и застоя отразилось умонастроение одного определенного общественного слоя китайского общества Чжоуской эпохи: старого патриархального жречества (бу, ши, у, чжу), стремившегося к сохранению существующего порядка (Древнекитайская философия. С. 30). Принцип бездействия - основа свободы счастья и процветания. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Лао-Цзы подчеркивал зависимость прогресса и процветания государства от качества управления обществом и обращал внимание на те свойства и качества, которые отличают хорошего правителя от дурного. Поэтому мудрый правитель, управляя государством, следует дао, не делая ничего, что могло бы нарушить спокойствие и естественный ход социальной жизни. Согласно его взглядам, вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом, как и порядок в человеческом обществе. Для воцарения его нужно дать свободу ее прирожденным качествам человека. Как и Лао-Цзы, даосские философы хорошо понимали, что земной порядок нельзя установить искусственным образом, нарушая природный порядок, в соответствии с которым определено действие каждого человека. Свобода прирожденных качеств людей от космического дао не требует приобретения каких-то особых искусственных знаний, все дано человеку природой и всякое вмешательство в работу духовных сил человеческой природы и человеческого бытия ведет к нарушению естественного порядка вещей, жизненного равновесия. Лао-Цзы осуждал правителей, деятельность которых была связана с ужесточением налогового бремени, созданием запретительных законов, что неизбежно приводило к обнищанию народа и росту преступности. Народ всегда голодает, когда «власти берут слишком много налогов». Большое значение Лао-Цзы придавал вопросам предотвращения в стране беспорядков и смуты. Он учил: «Действие надо начать с того, чего еще нет. Наведение порядка надо начать тогда, когда еще нет смуты» (там же. С. 134). Своеобразное отношение даосов к войнам, к политике завоеваний других народов. Если государство, учил Лао-Цзы, управляется справедливостью, то война ведется хитростью и не всегда на стороне того, кто ее затевает. Ибо тот, кто покоряет другие страны при помощи войск, должен понимать, что это может обратиться против него и его народа. Главное, по мнению даосов, состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие, а прославлять же себя победой – значит радоваться убийству людей. Даосы по существу были первыми анархистами, боровшиеся против усиления роли государства, жестких законов, против несправедливых порядков. Даосские жрецы всегда стремились к власти с той целью, чтобы устранить власть несправедливых порядков «синего неба» и установить «желтое небо»- новую жизнь, которое должно стать выражением пути великого благоденствия («тайпин дао»). Об этом свидетельствует поднятое под их руководством восстание, вошедшее в историю под названием «восстание желтых повязок» (II - III в.) В развитии даосизма в научной литературе выделяют три периода: 1. метафизический, связанный с выработкой собственной философской системы; 2. мистический, период увлечения мистикой и погони за сверхъестественным; 3. жреческий (сношения с духами и выполнение жреческих обязанностей).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.178.166 (0.009 с.) |