Г. Джайнизм - антикастовская доктрина ненасилия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. Джайнизм - антикастовская доктрина ненасилия



 

Джайнизм (санскр. джина - победитель) - одна из древнейших религий Индии, возникшая в VI в. до н.э. на северо-востоке Индии (область Магадха, совр. штат Бихар) и сохранившаяся до наших дней. Как и буддизм, джайнизм явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Он отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Основателем джайнизма считается современник Будды Гаутамы Вардхамана Махавира или Джинна (из кшатриев). Ему же принадлежало установление практической доктрины в виде "философии действия", противостоявшей распространенному в его время фатализму, и разработка пути освобождения через невреждение-ненасилие (ахимса) и другие обеты. Кроме того, Джинна осуществил распределение организации своих последователей - как мужчин, так и женщин - на монашескую и мирскую общины, которые, в свою очередь, делились на группы, возглавляемые руководителями (ганадхарами), первым из которых был Гаутама Индрабхути. К общине вскоре примкнули многие аристократы и даже царь Магадхи Биндусара. Из Магадхи новое учение распространилось на запад и на юг Индостана.

Джайнизм, как и аналогичный с ним по направленности буддизм, в центр своей доктрины поставил проблему бытия личности. Отказавшись от культа брахманизма, приверженцы джайнизма постепенно развили свою пышную обрядность. Они не признавали кастового строя и той жесткости социальных отношений, которая вытекает из него. Однако у многих джайнов сохранилась кастовая практика и есть служители, выполняющие религиозные обряды в домах и храмах. Ответственность за религиозную обрядность в джайнских общинах несли знатоки авторитетных текстов и духовные наставники.

В противовес брахманизму джайнизм признает возможность спасения души каждого человека и осуществляет более тесные связи с низшими кастами. Джайнизм отличает от буддизма меньшая внутренняя цельность; он утверждает, что не всякая жизнь есть зло и страдание - таковой является лишь дурная жизнь. Отсюда нирвана в джайнизме - это достижение душой вечного блаженства.

В III в. до н.э. состоялся первый джайнский собор (в Паталипутре), посвященный хранению и передаче авторитетных текстов. Одновременно произошел и первый раскол: часть групп поддержала великого эрудита Бхадрабаху и отправилась за ним на юг. Среди джаинов нет крестьян, ибо даже повреждение земляного червя плугом считается у них грехом. Поэтому джайны селились в городах и занимались ремеслами или торговлей. Обладая немалым капиталом, джайны играли большую роль в политической жизни страны. Неудивительно, что цари Магадхи использовали их в своих интересах.

О политическом влиянии джайнизма свидетельствует уже то, что на протяжении более 100 лет, начиная с 325 г., династия Маурьев сохраняла контроль почти над всей Индией, кроме ее крайнего юга. По некоторым данным, Чандрагупта - основатель первой Индийской империи, в 293 до н.э. принял джайнизм и после блестящего царствования отрекся от трона, вступил на аскетический путь джайнов: ушел в монахи, совершил самоубийство, которое допускалось в этой религии при помощи отказа от пищи. Подобно Чандрагупте и царь Биндусара, продолжил политику создания и укрепления объединенного индийского государства. Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нем государство Магадхи стало одним из крупнейших на Востоке.

Основатель джайнизма Махавира требовал от своих учеников соблюдение трёх сокровищ или правил поведения (триратна): первое - вера в Вардхаману Махавиру, второй - проникновение в суть учения, третье - правильное поведение.

Согласно его учения, всё живое, каждая вещь обладает душой. Каждая душа священна и обладает врожденным бесконечным знанием, восприятием, силой и счастьем, скрытыми в её карме. Сознание души, а не сознание тела является основой совершенного воззрения, условием совершенного знания и основой совершенного поведения. Оно ведёт к состоянию отрешения от земных вещей, а значит, - к непредвзятости, ненасилию, что означает сострадание, прощение в мыслях, словах и действиях в отношении к другим существам, а также - к уважению взглядов других людей (неабсолютизму).

В джайнизме нет понятия высшего божественного создателя, спасителя или уничтожителя. Вселенная саморегулируется, и каждая душа потенциально может достичь божественного сознания (сиддха) собственными усилиями.

Поскольку весь материальный мир есть зло, и человек должен стремиться к освобождению от него путем собственных усилий, избавле­ние каждого отдельного человека от страданий лежит на пути строгого аскетизма.

В систему нравственных принципов джайнизм включает пять основных этических принципов-обетов, которые должны выполнять джайны.

Основополагающий принцип - не причинять вреда живому (Ахимса «ненасилие»). С этой целью джайнисты должны прикрывать рот тканью, чтобы не проглотить случайно живое су­щество. Несоблюдение этого принципа делает бессмысленным выполнение других принципов.

Быть искренним и благочестивым (Сатья). Джайнизм призывает к общению с компанией благочестивых и хороших людей, к милосердию, к терпению к окружающим. Нельзя произносить речей, способных обидеть кого-либо. Также следует уважать взгляды других (неабсолютизм и принятие различных мнений). Важно не тратить жизнь на злые умыслы. Лучше подниматься по лестнице духовной эволюции.

Не красть (Астейя). Следует ограничивать привязанность к собственности и вести чистую жизнь, полезную для себя и окружающих.

Не прелюбодействовать (Брахмачарья). Принцип предполагает отказ от ношения одежды, соблюдение требования целомудрия и безбрачия.

Не стяжать (Апариграха). Требование необогащения за счет других. Следует всегда справедливо вознаграждать людей за труд и за его результаты. Никогда не брать чужих вещей, вещей, которые обронены или забыты другими. Никогда не покупать более дешёвые вещи, если цена была уменьшена нечестным способом (применеие финансовой пирамиды, нелегальная торговля, украденные вещи и т.д.). Степень того, насколько строго должны выполняться эти обеты, зависит от того, кем является джайн – монахом или мирянином.

Джайнизм не стал религией масс, хотя и был принят многими представителями военной аристократии и слоя зажиточных торговцев, преимущественно среди куп­цов, и городского населения. Он сохранился в Индии до сих пор. Его сторонники активно участвуют в общественной жизни, являясь носителями политической, и особенно важной для общества нравственной и социальной функций. Джайны имеют свои учебные заведения и периодическую печать, создают дома для сирот и вдов, гостиницы для паломников и лечебницы для животных. За свою долгую историю джайнизм создал значительную литературу на пракрите, санскрите и новоиндийских языках.

Иной была судьба буддизма, оформившегося почти в то же время, который широко распространился среди населения Индии гораздо шире, чем джайнизм, потому что не до­водил своих требовании до крайности.

 

1. 2 д. Мировоззрение и политическая практика буддизма

 

 

Буддизм зародился в VI—V вв. до н. э. на севере Индии в эпоху династии Сейсунага. Ос­нователь буддистской религии был, следовательно, совре­менником Конфуция. Первоначальный буддизм - своего рода отрицание брахманизма и его идеологии. Сопер­ничество и борьба за власть и богатство между высшими кастами, брах­манами и кшатриями в условиях крайней бедности, нужды рабов, за­крепощенных крестьян-общинников и низших каст; порождали кризис кастового строя и традиционного мировоззрения.

Радикальный сдвиг в социально-политическом развитии страны - создание государств - получил и в сфере идеологии. Поэтому не случайно некоторые положения буддистского учения представляют особый интерес с философской и политической точки зрения.

Источником для изучения буддизма являются самые ранние произведения - так называе­мый Палийский канон - книги, написанные на языке па­ли состоит из трех частей: сборник древних канонических правил буддист­ских общин (Виная-питака); сборник бесед и изречений Будды (Сутта-питака); метафизические рассуждения (Абидарма-питака).

В древнейших буддистских легендах рассказывается об основателе этой религии - Будде как о реальном чело­веке, ставшего проповедником свого учения. По преданию, Будда, он же Сиддартха, больше известен под именем Гаутамы, а предания име­нуют его Шакьямуни (отшельник из рода Шакья), Татагата (Возвы­шенный), Блаженный, Совершенный.

Согласно легенде, отец Сиддартхи, князь (или царь), тщательно устранил из его жизни все, что могло бы его опечалить. Он даже не подозревал, что в жизни есть страдание, нужда, болезнь, дряхлость и смерть. Сиддартха проводил время в развлечениях, пирах и праздниках. Душевный переворот произошел тогда, когда Сиддартха впервые узнал, что болезнь, старость и смерть — удел всех людей. Отказавшись от богатства и власти, он становится аскетом-отшельником. По преданию, однажды ночью, сидя под деревом смоковницы (древо познания) и по­грузившись в глубокие мысли, Гаутама внезапно достигает истины: с этого момента Сиддартха (Гаутама) становится Буддой — Просвет­ленным.

Открыв «истинный путь» к пониманию, что вся жизнь человеческая есть страдания («жизнь низменная, неблагородная, противная ду­ху, недостойная, ничтожная») и удовольствие («жизнь мрачная, не­достойная, ничтожная»), он делает вывод: правильный путь лежит посредине - это путь самоуглубления в целях познания истины для ведущего к покою и к просветлению духа. Гаутама-Будда начал свою проповедническую деятельность.

Итак, раннебуддистское мировоз­зрение не столько ре­лигиозное, сколько философско-этическая система. Его основу составляют так называемые «четыре возвышенные истины»: 1) учение о страдании; 2) о причинах страдания; 3) о прекращении страдания; 4) о пути к прекращению страдания. Вся жизнь, согласно учению Будды, это страдание. «Рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание; соединение с немилым есть страдание, раз­лука с милым есть страдание; недостижение желаемого есть страдание...». Причина страдания — привязанность к жизни, жажда бытия. Эта жажда «ведет от возрождения к возрождению» прекращение страдания заключается в «устра­нении этой жажды через полное уничтожение желания». Достигнуть этого можно только усвоив «четыре возвышенные истины»: 1) несчастия всегда сопутствуют жизни; 2) источник всего бытия лежит в страстях или похоти; 3) избавиться от бытия можно, только уничтожив похоть; 4) устранить похоть можно пройдя четыре ступени погружения в Нирвану.

Понятие нирвана занимает центральное место во всей буддистской филосо­фии. Нет единого мнения по поводу определения понятия «нирвана», по мнению одних - это полное уничтожение, полное небытие. (т.е. «освобождение от собственного «Я», преодоление любых мирских связей и как результат - абсолютная свобода от уз двойственности). Для других, нирвана— это прекращение только доступного познанию бытия и переход в некое иное, непознаваемое бытие. Состояние совершенной удовлетво­рённости и самоуглублённости, абсолютной независимости внутреннего бытия — положительный эквивалент угашения же­ланий — есть освобождение, или нирвана, разумея блаженное состояние души после смерти.. Достижение нирваны, рассматривается единственно итогом процесса всеобщей изменяемости, состав­ляющим, согласно буддизму, основу жизни.

Как бы то ни было, нирвана означает превращение той цепи перерож­дений (живот­ного, растения, злого духа, божества). Но высшей фор­мой перерождения является рождение именно человеком, так как только из этого состояния возможен переход в иде­альное состояние нирваны, которая, согласно традиционным индийским воззре­ниям, усвоенным и буддистами, составляет удел всего живу­щего.

Единственным средством достигнуть нирваны ранний буддизм считал собственные сознательные усилия человека, прошедшего «восьмисоставной путь» совершенства, ведущего к прекра­щению страданий: это «праведная вера, праведная решимость, праведные слова, праведные дела, праведное созерцание». Человек, достигая совершенства, стано­вится архатом (святым, познавшим исти­ну) и погружается в нирвану.

Через размышление и созерцание человек может до­стигнуть истины, найти правильный путь спасения, соблюдая пять запретных заповедей святого учения: 1) не убивать ни одного живого су­щества; 2) не брать чужой собственности;3) не касаться чужой жены; 4) не говорить неправды; 5) не пить вина. Выполнение моральных предписаний буддизма означало требование монашеского образа жизни, ухода из мира, отшельничества. Таким образом, нравственный идеал буддизма предстаёт как абсолютное непричинение вреда окружающему (ахинса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетво­рённости.

В буддизме нет надобности в боге как творце, спасителе, промыслителе, т.е. вооб­ще, как в безусловно верховном существе, трансцендент­ном этой общности; из этого вытекает также отсутст­вие в буддизме дуализма божественного и небожественного, бога и мира и т. д. Будда, человек, достигший просветления, стоит выше богов, ибо боги подчинены тому же закону круговращения сансары.

В целом же буддизм звал не к борьбе с несправедливостью, а к ослаблению и угасанию «огня внутренних желаний», эмо­ций и внешних восприятий, к устранению любых реакций на окружаю­щий мир, поскольку всякое страдание уничтожается лишь с исчезновением сознания собственного «Я». Идеал абсолютной отрешённости от окружающего мира приводит последователей буддизма к устранению от совершенст­вования этого окружающего, хотя известные группы буддистов принимали и принимают участие в общественной, и политической жизни своих стран. И в этом смысле идеология буддизма есть требование покорности, примирения и по существу не казалась опас­ной для господствующего класса.

Поэтому не случайно в III в. до н. э. буддистское учение в государстве Магадха, объединившем большую часть Индии, буддистское учение становится господст­вующей религией. В особенности цари династии Маурья, вы­ходцы из низшей касты, правившие в этом государстве, оказались покровителями буддизма. Они не могли и не хотели опираться на брахманскую аристократию.

При династии Маурья-Ашоки основными причинами объявления буддизма государственной религией были следующие: 1) не признавая в отличие от брахманов кастовых различий, буддистские общины, пользуясь большим влиянием на народ, становятся удобной опорой правителей; 2) отсутствие связи в условиях централизованного государства с местными и племен­ными культами; 3) строгая дисциплина, на которой были построены буддистские общины, подчиняясь единому руководству; 4) своей проповедью непротивления злу буддизм по­могал правителям держать в узде народ. Вот причины, по которым третий царь династии Маурья — Ашока, после кратковременного преследования буддистов, переменил свое отношение к ним и объявил буддизм государственной рели­гией. Покровительствуя буддизму, используя его как средство преодоления племенной раздробленности, Ашоки способствовал сплочению империи. Он содействовал распространению буддизма в Индии и за её пределами, посылая буддийских миссионеров в Бирму, на Цейлон, в Непал). Эпоха правления Ашоки с опорой на буддизм ознаменована значительным развитием индийской культуры, архитектуры, распространением письменности.

К началу нашей эры буддизм разделился на две ветви: хинаяну (буквально - учение старейших), символизирующая малую колесницу, узкий путь и махаяну (большая колесница, широкий путь) - махаяна, называемая север­ным буддизмом. В Индии махаяна, оказавшая влияние на индуизм, сама испытала заметное влияние брахма­низма, а потом индуизма.

Для хинаяны характерны упрощенность религии, культов и организации, основанной на строгом со­блюдении устава и догматов первоначально­го буддизма, отрицание реальности Я и мира, существования материальной и духовной субстанции (в частности души как самостоятоятельной духовной сущности), проповедь личного совершенствования и независимого развития личности.

Махаянистское учение содержало в себе существенные новшества по сравнению с первоначальным буддизмом.

Во-первых, всё видимое бы­тие объявлялось «абсолютной пустотностью», не подлежа­щей ни пониманию, ни объяснению. Подверглась отрицанию буддистская идея личного освоения каждым вероучения (глубокое освоение учения удел избранных, ибо простым верующим нужен легкий, широкий путь к богу, богам).

Во-вторых, развито представление о 995 буддах-мироправителях, о 35 буддах, очищающих от грехов. Будда-Шакьямуни (Гаутама) из учителя мудрости, превращается махаянистами в культ бога.

В третьих, другим важным новшеством, введенным махаянистами в буддистское вероучение,— это допущение мирян в нирвану. Они учили, что не только одним мо­нахам, но и мирянам доступна нирвана. Однако идеал нир­ваны, привлекательный для утонченных философов-метафизиков, интеллигентов, был мало понятен широким мас­сам.

В четвертых, в целях привлечения в буддизм широчайших масс в махаянистском буддизме возникает учение о рае, совершенно отсутствовавшее в первоначальном буддизме. Для запуги­вания верующих наряду с раем появился и буддистский ад с картиной страш­ных мучений грешников, нарушающих законы Будды.

В махаянистском учении осталось уже очень мало от пер­воначального буддизма как философско-этической системы. Зато в этой, более гибкой своей форме буддизм оказался способен к гораздо более широкому проникновению в духовную и политическую жизнь раз­ных стран.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.159 (0.026 с.)