Русские политические мыслители и практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русские политические мыслители и практики



15. 5а. Г.В.Плеханов

(1856 – 1918)

 

 

Георгий Валентинович Плеханов– первый теоретик русского марксизма, основатель первой российской марксистской организации. За двадцатилетие своей наиболее плодотворной деятель­ности (1883-1903) Плеханов создал множество произведений. В этих работах значительное место уделяется политической тематике. Плеханов, использовал марксистскую методологию в решении таких конкретных социально-философских и политических проблем, как роль идей в жизни общества, взаимо­действие форм общественного сознания и их специфические зако­номерности, роль личности в истории, диалектика свободы и необ­ходимости, преемственность в истории философии и общественной мысли, революционный характер переворота, совер­шенного Марксом и Энгельсом в философии, отношение марк­сизма к наследию в области философии и всей общественной мысли и др.

В своих работах «Социализм и политическая борьба»(1883) и «Наши разногласия» (1885) Плеханов подверг критике учения, на которых основывали свою деятельность революционеры-народ­ники, развил основные принципы социал-демократизма, сформулировал главные задачи распространения марксизма в России.

В начале XX века Плеханов, выступая против несвоевременного свершения социалистической революции, захвата власти, считал, что Россия должна прежде пройти через длительный этап культурно-организационных форм в условиях буржуазно - демократического устройства, с его конституционной демократией. Эта позиция впоследствии вступила в противоречие с позицией Ленина, считавшего возможным при использовании пролетарской власти (т.е. в условиях диктатуры пролетариата) провести культурно-организационные преобразования путем сравнительно кратким.

В центре внимания Плеханова была также и аксиологическая проблема обусловленности политики, политических действий этикой. Политика без морали, считает он, - это преступление. Исходя из таких моральных принципов, вполне объясним факт принятия им Февральской буржуазно-демократической революции (поддержка Временного правительства) и не признание Октябрьской социалистической революции как несвоевременной, не готовой породить на базе общечеловеческих моральных принципов цивилизованную форму государственной власти.

В своем письме к петроградским рабочим, по поводу несвоевременного захвата власти большевиками, Плеханов писал: «Для рабочего класса не может быть большего исторического несчастья, как захват политической власти в такое время, когда он к этому еще не готов. Несвоевременно захватив политическую власть, русский пролетариат не совершит социальной революции, а только вызовет гражданскую войну, которая, в конце концов, заставит его отступить далеко от позиций, завоеванных в феврале и марте нынешнего года» (Вопросы истории. 1989. № 12. С. 104-105). Следует однако заметить, что внутренне Плеханов понимал позицию большевиков о неизбежности применения мер по разгону Учредительного собрания, утвердившую власть большевиков в октябре 1917 г. Еще в 1903 г. на втором съезде РСДРП он высказал мысль, что «пролетариат в революции отнимет при надобности избирательное право у капиталистов, разгонит какой угодно парламент, если он окажется контрреволюционным». В 1918 г. В.М. Чернов, ведущий теоретик партии эсеров, обвинил Плеханова в том, что большевики претворили в жизнь его высказывание. На что Плеханов ответил: «Очень наивно думать, будто влияние речи, произнесенной мною на нашем съезде 1903 г. побудило большевиков запереть двери Таврического дворца после первого же заседания собравшихся в нем депутатов. Разгон нашего Учредительного собрания подсказан был им не внутренней логикой тактики, освобожденной от безусловных принципов. Он подсказан был им внутренней логикой политического действия, свершенного ими в конце октября» (Цит.: Рубинштейн Н.К. К истории Учредительного собрания в России // Историк-марксист. 1928. №10. С. 69).

Плеханов, безусловно, не мог многого предсказать в развитии будущего социализма и его государственности. Однако в памяти поколений он останется великим русским мыслителем, сторонником научного социализма, гуманистом-социалистом. Высокую оценку деятельности Плеханову дает даже такой далекий от марксизма философ как В.В. Зеньковский. По его мнению, Плеханов, будучи правоверным после­дователем марксизма, «всегда оставался все же внут­ренне свободным. Большой литературный талант, тон­кое критическое чутье делали Плеханова живым и интерес­ным писателем, в котором верность марксизму никогда не заглушала ни подлинного морального благородства, ни интереса к истине и к ее прогрессу» (Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Т. 2. Ч. 2. С. 40-41).

 

15. 5б. В.И.Ленин

(1870-1924)

 

 

Владимир Ильич Ульянов-Ленин – теоретик и лидер большевизма, юрист, политолог, вождь социалистической революции в России и международного коммунистического движения, основатель государства диктатуры пролетариата и новой государственности – СССР. Деятельность Ленина, как и всякой крупной исторической личности, вызывает спорные и противоречивые и порой самые противоположные оценки.

Как человек своего времени и как историческая личность Ленин появился на политической арене, когда Россия, выражаясь словами К.Маркса, «была беременна революцией». Ленин, по словам его современников, соответствовал образцу революционера нового типа, соединяющего теорию с практикой. Вера в идею борьбы против классового неравенства, против всякого угнетения и эксплуатации трансформировались в нем в конкретные волевые мотивации к активному действию, заряжая революционной энергией окружающих, производя на них сильное впечатление. Это было одним из важных проявлений его лидерских качеств.

В работе «Истоки и смысл русского коммунизма»(1937) Бердяев писал: «В 1918 году, когда России грозил хаос и анархия, в речах своих Ленин делает нечеловеческие усилия дисциплиниро­вать русский народ и самих коммунистов…. И он остановил хаотический распад России, остановил деспотическим, тираническим путем, коммунистиче­ской диктатурой, которая нашла лозунги, которым народ согласился подчиниться. В этом есть черта сходства с Петром» (Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1997. С.345-346, 361-362).

В споре с народником Михайловским по вопросу о роли личности в истории Ленин исходил из учения марксизма о взаимодействии субъективных и объективных факторов. Согласно этому учению, историю делают люди, народ, классы. В основе всех взаимодействий людей, а главное - классовой борьбы, в основе исторического и политического процесса согласно марксизму, в конечном счете, лежат объективные экономические отношения.

Большую теоретическую работу Ленин проделал по проблемам государства. В августе - сентябре 1917 г. он написал книгу «Государство и революция». В ней он наиболее полно изложил марксистское учение о государстве, раскрыл эволюцию взглядов классиков марксизма на государство, проанализировал связь государства с классовым характером общества, обосновал «закономерность и неизбежность социалистической революции и диктатуры пролетариата». Раскрывая сущность, задачи и перспективы развития пролетарского государства и пролетарской демократии, развил марксистское учение о социализме и коммунизме.

Государство, в его понимании, - «есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий», есть «орган классового господства, орган угнетения од­ного класса другим», «орудие эксплуатации угнетенного класса» (Ленин В.И.Полн. собр. соч. Т. 33. С. 7). Выросшая из крепостного ук­лада, «политическая его форма есть классовое государство» и «единственный путь к прекращению эксплуатации трудящего­ся состоит в классовой борьбе пролетариата».

Из обобщенной характеристики будущего социалистического общества, данной Лениным в «Государстве и революции», следует, что социализм — это общество высокоорганизованной экономики, базирующейся на общественной собственности с соответствующей ей си­стемой распределения и политической надстройкой — социалистическим государством, широкой демократией для трудящихся. Социализм, учил Ленин, неизбежно перера­стет в высшую фазу - коммунизм, предполагающую гигант­ское развитие производительных сил и формирование нового человека, достижение полного социального равен­ства. Ленин выдвинул и развил ряд новых идей о социалистическом общественном строе, социалистиче­ской общественной организации труда, сознательной дисципли­не, развитой мате­риально-технической базе, созданной с учетом наивысших достижений науки и техники. Началом научной разработки систе­мы социалистического планирования был план ГОЭЛРО — это, как выразился Ленин, был «план экономического и социального строительства» при неукоснительном соблюдении государственных плановых заданий.

Как мыслилось Лениным устройство представительных политических институтов? Незадолго до Октябрьской революции, в «Апрельских те­зисах» (1917), Ленин выдвигает новый «высший тип демократического го­сударства» как политическую форму диктатуры пролетариата - республику Советов: «не парламентарная республика, - воз­вращение к ней от С.Р.Д. (советов рабочих депутатов – А.Г.) было бы шагом назад,- а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31. С. 115). Особое внимание Ленин уделяет разработке теории государства диктатуры пролетариата, его роли в создании нового об­щества. По его проекту, государство в переходный период решает функции, во-первых, экспроприации эксплуататорских классов, во-вторых, подавления их сопротивле­ния, в третьих, сплочения вокруг пролетариата всех трудящихся (крестьян­ство, мелкая буржуазия, полупролетарские слои населения), в-четвертых, осуществления руководства по налаживанию социалистического хозяй­ства. В этот переходный период диктатура означает «власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 245).

Как видим, демократию Ленин понимает с точки зрения марксистской диалектики и она у него вполне совмещается с диктатурой. Так же быстро он расправляется с партийной демократией. Действительно, партия большевиков называет себя социал- демократической, значит, отношения партийного руководства и партийных низов должны строиться на демократических принципах. Критика известным теоретиком элит Михельсом недемократических тенденций взаимоотношений в социал-демократических партиях Европы, (отрыв вождей от руководимых масс) не смутила Ленина. Согласно его схеме: «массы – классы – партии – вожди», партия осуществляет руководство организованным в Советы пролетариатом, а самой партией руководят ее вожди - центральный комитет, без которого не решается «ни один важный политический или организационный вопрос».

На вопрос будущего государственности и демократии Ленин отвечал: «Государство не отменяется, государство отмирает, поскольку капиталистов уже нет, классов уже нет, подавлять поэтому какой бы то ни было класс нельзя. Но государство еще не отмерло, ибо остается охрана «буржуазного права», освящающего фактическое неравенство. Для полного отмирания государства нужен полный коммунизм» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 95). О свободе и демократии Ленин говорит лишь в относительном смысле, соотнося их с «буржуазным» обществом. По его мысли, важно, чтобы социалистическое государство активно включилось в организаторско-хозяйственную (восстановление народного хозяйства) и культурно-воспитательную (сохранение высших форм национальной культуры и национального единства) деятельность.

 

15. 5в. Ю.О.Мартов

(1873-1923)

Мартов – псевдоним Юлия Осиповича Цедербаума, профессионального революционера, одного из основателей социал-демократического движения в России, лидера фракции меньшевиков в РСДРП. Ю.О.Мартов родился в г. Константинополе в семье российского купца. В восемнадцать лет поступил на естественный факультет Санкт-Петербургского университета и сразу окунулся в революционную деятельность, организуя социал-демократические кружки и группы, пропагандируя марксизм и подготавливая создание марксистской социал-демократической организации из представителей рабочих и интеллигенции. Участвовал в создании «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Один из авторов программы РСДРП, принятой на II съезде (1903). В вопросах организации и дисциплины занял позицию противоположную взглядам В.И.Ленина о единой, строго централизованной партии. Возглавил фракцию меньшевиков на II съезде РСДРП и в дальнейшем был одним из лидеров меньшевизма. Критиковал большевиков за стремление установить в партии режим диктатуры. После поражения революции 1905-1907 гг. выступал за легализацию партии, примирение всех фракций, участие в думских выборах и думской деятельности. Ю.О. Мартов, как истинный революционер, марксист, не отрицал необходимость социалистической революции, однако считал, что условия для нее в России еще не созрели. Поэтому рабочее движение и социал-демократическая партия на этапе буржуазно-демократической революции должны поддерживать буржуазно-демократические и национально-демократические партии, способствовать углублению и расширению демократических преобразований в государстве и обществе. Условия для социалистической революции в России созреют после того, как эти революции свершаться в передовых странах Европы и Америки.

С началом I Мировой войны, когда В.И.Ленин выдвинул лозунг поражения своего правительства и превращения империалистической войны в гражданскую, Ю.О.Мартов выступал за скорейшее ее окончание и демократический мир.

С началом февральской революции (1917) он не поддержал вхождение социал-демократов во Временное правительство, т.к. это, по его мнению, могло помешать пробуждающейся в рабочей и солдатской массе «политической самодеятельности», самосознанию, необходимому для последующих социалистических преобразований. В то же время он продолжал критиковать стратегию большевиков за привлечение в революционное движение солдатско-крестьянских масс, чуждых социализму и интересам рабочего класса. В это время Ю.О.Мартов возглавлял фракцию т.н. меньшевиков-интернационалистов, выступавших против «революционного оборончества», за международную солидарность рабочих всех стран и демократический мир.

Ю.О.Мартов избирался делегатом 1-го, 2-го, 3-го и 4-го съездов Советов. В речах на съездах осуждал наступление на фронте, требовал созыва международной конференции социалистов для прекращения войны.

Октябрьскую социалистическую революцию считал ошибкой большевиков, призывал рабочих и солдат отказаться от вооруженного захвата власти. Спасение революции, по мысли Ю.О. Мартова, в то время было возможно в случае заключения мира и решительных социальных реформ.

На 4-ом Чрезвычайном съезде Советов он выступал против заключения Брестского мира, за создание вместо Совета народных комиссаров «новой власти», однородного социалистического правительства. Однако в декабре 1918г. на Всероссийском партийном совещании большевиков поддержал политику советского правительства по борьбе с контрреволюцией и выступил за снятие требования Учредительного собрания. Как реальный политик, Мартов принял факт существования советского строя, но оставался сторонником демократической республики и продолжал критику советского правительства.

В октябре 1920г. Мартов по поручению ЦК партии меньшевиков (которая 30 ноября 1919г. была легализована) выехал за границу в качестве представителя партии во II Интернационале, сохранив советское гражданство. В 1921 г. он стал одним из создателей т.н. Венского 21/2 Интернационала. Умер от туберкулеза и похоронен в Берлине.

Итак, Ю.О.Мартов большую часть своей сознательной жизни посвятил изучению и пропаганде марксизма, созданию марксистской партии в России по образу германской социал-демократической организации (СДПГ). Как в теории социализма, так и в партийной практике он придерживался умеренных позиций, хотя не отвергал возможности революции и построения социализма в России. И в теории, и в партийной работе Мартов был принципиальным противником большевизма и его лидера В.И.Ленина, отвергая, в первую очередь, стремление большевиков немедленно ввести социалистический строй в России, их нетерпимость к другим партиям, в том числе социалистическим. Как теоретик партий Мартов известен в первую очередь классификацией российских партий, данной им в монографии «Политические партии в России» (1906), в которой все российские партии подразделены на: 1) правые, реакционно-консервативные (Русская монархическая партия, Союз русского народа, Русское собрание). Эти партии отстаивают монархический строй, самодержавие и традиционные русские ценности; 2) партии центра (Торгово-промышленная партия, Союз 17 октября). Эти партии выступают за конституционную монархию, за введение в России основных прав и свобод, в том числе политических и всеобщего избирательного права; 3) партии либерально-демократические (Конституционно-демократическая партия или Партия народной свободы, Партия демократических реформ, Партия свободомыслящих), которые выступают за введение конституционного порядка: равенства всех граждан перед законом, свободы совести и вероисповедания, свободы слова и печати, собраний и союзов, свободы подачи петиций, неприкосновенности личности и жилища, свободы передвижения; 4) революционные партии (Партия социалистов-революционеров, РСДРП), которые добиваются полного народовластия или демократической республики, предоставления отдельным народам самоуправления, выборности всех чиновников.

Таким образом, по Мартову, получается, что партийная система России (по крайней мере, в 1906 г.) имела своеобразный сдвоенный центр, партии которого разделялись по двум критериям. Во-первых, - отношение к самодержавию. Партии центра (очевидно правоцентристские) хотят ограничить самодержавие конституцией, но свести законодательную роль будущего парламента к законосовещательной. Во-вторых, – социальный состав парламента. Правоцентристские партии хотят и в будущем парламенте сохранить аристократический характер представительства. Либерально-демократические (т.е. левоцентристские) партии выступают за придание Думе законодательных функций, за ответственное перед Думой (а не перед монархом) правительство, за всеобщее избирательное право, которое в социальном плане сделает Думу демократической. Остальные партии занимали радикальные позиции: либо крайне правые, либо крайне левые.

И еще одна важная деталь классификации Мартовым российских партий. К левым политическим партиям он причисляет и либерально-демократические и революционные. Это соответствует его концепции о возможном союзе социал-демократических и либерал-демократических сил.

В другой своей монографии о российских партиях «Зарождение политических партий и их деятельность», подписанной псевдонимом А. Егоров и опубликованной в многотомном издании «Общественное движение в России в начале XIX века» (т. I), Ю.О.Мартов рисует картину российского партийного генезиса, возникновения в рамках трех социальных движений (народничество, социал-демократия, либеральная демократия) протопартийных, а затем и партийных организаций.

Истории революции в России, становления и борьбы российской социал-демократии, борьбы меньшевиков и большевиков посвящены такие работы О.Ю. Мартова, как: «История российской социал-демократии» (Петроград, 1918), «Мировой большевизм» (Берлин, 1923), «Итоги войны и революции» (Москва, 1918), «Записки социал-демократа» (Москва, 1924), его переписка с П.Б. Аксельродом («Письма П.Б. Аксельрода и Ю.О. Мартова», Берлин, 1924).

 

15. 5г В.М.Чернов

(1873-1952)

Виктор Михайлович Чернов – профессиональный революционер, ведущий теоретик и идеолог Партии социалистов-революционеров (ПСР), занимался вопросами партийной стратегии и тактики, партийного строительства, кроме того, специализировался на проблемах крестьянства.

В.М.Чернов родился в г. Новоузенске Самарской губернии в дворянской семье. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. Сразу стал одним из лидеров студенческого движения; был в числе организаторов 2-го Московского и всероссийского студенческого съездов. Отрицательно относился к классовому разделению студенчества, призывал студентов установить связи с народом, чтобы использовать их в революционных целях. Участвовал в деятельности народнических кружков, на базе которых в 1893г была создана протопартия «Народное право». Несмотря на то, что народоправцы были глубоко законспирированы и владели приемами нелегальной деятельности, уже в 1894г начались аресты. Был арестован в Петербурге и В.М. Чернов. В ноябре 1895г. его высылают на 3 года в Камышин, затем в Тамбов. Работал в тамбовском земстве, публиковался в тамбовских и саратовских газетах, вел занятия в рабочем кружке по политэкономии и изучению эрфуртской программы германской социал-демократической партии. Встречался и дискутировал со многими социалистами, социал-демократами, анархистами. Искал свой путь в революции. При активном участии Чернова в с. Павлодар Тамбовской губернии создается одна из первых крестьянских организаций «Братство для защиты народных прав». На съезде этой организации было принято «Письмо ко всему русскому крестьянству», написанное Черновым, призывавшее крестьян объединяться для защиты своих прав и отстаивания своих интересов.

По окончании срока ссылки в 1899г. Чернов выехал за границу. В Женеве в феврале 1900 г. по его инициативе была образована Аграрно-социалистическая лига. В программе «Очередной вопрос революции», написанной Черновым, целью лиги провозглашалось вовлечение крестьянства в революционное движение посредством издания и распространения революционной литературы. В том же году он вошел в только что созданный Х.О. Житловским в Берне Союз русских социалистов-революционеров. Он знакомится с П.Л. Лавровым, Г.А. Гершуни, Е.Ф. Азефом, Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, Ю.О. Мартовым, Л.Д. Троцким. В.М. Чернов окончательно определяется как эсер. В декабре 1901г. он вошел в создаваемую Гершуни и Азефом Партию социалистов-революционеров (ПСР). В начале 1902г. возглавил вместе с М.Р.Гоцем центральный орган партии газету «Революционная Россия». Сразу же опубликовал в ней серию статей («Террористический элемент в нашей программе», «Крестьянское движение», «Классовая борьба в деревне», «Характер современного крестьянского движения», «Социализация земли и кооперация в сельском хозяйстве» и др.), в которых выдвинул и обосновал программные принципы ПСР, набросал несколько вариантов партийной программы, в том числе и ту, которая была утверждена 1-м съездом ПСР. Объехал множество городов Европы, где выступал перед русскими эмигрантами с разъяснением программы эсеров. Если философскую позицию Чернова можно охарактеризовать как эмпириокритицизм, то экономическую (политэкономическую) как марксизм. Вкладом самого Чернова в экономическую теорию К.Маркса можно считать учение о соотношении положительных и отрицательных сторон капитализма. Это соотношение, по его мнению, было разным: в промышленных странах – благоприятным, в аграрных – менее благоприятным. На российское сельское хозяйство оно действовало разрушительно. Отсюда вывод: российское крестьянство по условиям своего существования также восприимчиво к идеям социализма, как и пролетариат. Для него нет иного выхода как переход к крупному хозяйству и социализация земли (т.е. не переход земли государству, а владение ею всем обществом, использование на уравнительных началах каждым). Направлять эту эволюцию должна была крестьянская община. Это должно пробить брешь в буржуазных отношениях и способствовать переходу общества к социализму. Таким образом, политическая позиция Чернова – социализм, но социализм по преимуществу, крестьянский, русский, учитывающий особенности российского общества.

С 1903г. В.М. Чернов неизменно избирается в ЦК ПСР. Вместе с Азефом представлял партию на Парижской конференции российских революционных и оппозиционных партий (конец 1904г.), входил в состав делегации ПСР на Амстердамском конгрессе II Интернационала (август 1904г.), участвовал в Женевской конференции российских революционных партий (апрель 1905г.).

Во имя революции он не брезговал террористическими методами борьбы, хотя после Манифеста 17 октября стал сторонником приостановки террора, но, в то же время, - сохранения Боевой организации ПСР. В октябре 1905г. вернулся в Россию и сразу окунулся в партийную работу.

В партии Чернов всегда занимал центристскую позицию. На 1-ом съезде выступал за примирение правой фракции либеральных народников и левых социалистов-анархистов, однако обе группировки откололись от ПСР и преобразовались затем в самостоятельные организации: Трудовую народно-социалистическую партию и Партию эсеров-максималистов. Вообще на первом съезде партии эсеров (декабрь 1905-январь 1906) Чернов проявил себя как настоящий лидер. Он был основным докладчиком, автором программы и почти всех резолюций, был избран в состав ЦК. После съезда активно занимался публицистической деятельностью, пропагандируя эсеровские идеи. Он был членом редакции и ведущим публицистом газет «Голос», «Дело народа», «Мысль», «Народный вестник», «Партийные известия», «Труд», «Знамя труда».

После выборов в I Думу, которые эсеры бойкотировали, Чернов участвовал в формировании трудовой группы (думской фракции). С началом восстания в Свеаборге был направлен ЦК для руководства им. В период революции 1905-1907гг. участвовал в организации летучих боевых отрядов.

После выборов во II Думу выступил с инициативой блока левых сил и совместных действий с кадетами против правительства. Руководил вместе с Н.И. Ракитниковым думской группой эсеров. Как член аграрной комиссии Думы разрабатывал проект земельного закона («проект 104-х»). После роспуска II Думы, выехал в Финляндию. Затем побывал на Урале с целью выяснения возможности ведения партизанской борьбы, т.к. правительство, по мнению ПСР, отказалось от всех уступок. Считал, что Боевая организация должна готовить покушение на Николая II.

Чернов хорошо знал и доверял Азефу. Поэтому, когда провокаторская деятельность последнего была доказана, лидер партии подал в отставку со всех постов.

В I Мировую войну он занимал интернационалистическую позицию, считая войну катастрофой для социализма и европейской цивилизации. Причинами войны, по его мнению, было вступление капитализма в «национально-империалистическую стадию». Ее национальная составляющая содействовала «грехопадению» пролетариата и социалистических партий. Выходом из этого кризиса должно стать очищение социализма и восстановление II Интернационала.

В ходе I Мировой войны Чернов участвовал в конференции социалистов стран Антанты (Лондон, февраль 1915г.), в Циммервальдской (1915г.) и Кинтальской (1916г.) международных конференциях социалистов-интернационалистов. Критиковал социал-шовинистов, но на разрыв с ними не шел во имя сохранения будущего единства.

После февральской революции выехал в Петроград. В речи на Финляндском вокзале призвал к объединению всех социалистических партий и воссозданию Интернационала. Был сразу кооптирован в Совет ПСР и редакцию ЦО ПСР газеты «Дело народа», а также - в Исполком Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Выступил в поддержку Временного правительства, а после майского политического кризиса вошел в его состав. В качестве министра земледелия руководил проведением земельной реформы, но не допускал самочинного захвата земли крестьянами. В области внешней политики выступал за демократический мир, но был против немедленного выхода России из войны. В области внутрироссийских отношений считал верной линию на расширение социальной базы революции и реформ, а не ее сужение, на чем настаивали большевики.

С началом наступления Корнилова на Петроград (26 августа) Чернов вышел из состава Временного правительства, но на заседании ВЦИК Советов РСД (2 сентября) выступил против предложения большевиков взять власть, хотя в дальнейшем считал это выступление ошибочным.

Октябрьскую революцию Чернов, как и вся ПСР, кроме левых эсеров, не принял. Он был одним из организаторов (26 октября) Комитета спасения Родины и Революции и вошел в его Военно-организационную комиссию. Поддержал поход Керенского-Краснова из Гатчины на Петроград и восстание юнкеров (29 октября).

На Учредительном собрании 5 января 1918г. был избран его председателем. После роспуска большевиками Учредительного собрания и расстрела демонстрации в его поддержку, Совет ПСР принял решение о ликвидации большевистской власти. Чернов выехал в Самару, где был создан Комитет Учредительного собрания (Правительство), но никаких постов в Комуче не занимал. В сентябре участвовал в Государственном совещании (Уфа) и возглавил образованный вместо Комуча Съезд членов Учредительного собрания. После колчаковского переворота (ноябрь 1918г.) организовал борьбу против А.В. Колчака. Был арестован, но освобожден по настоянию чехословаков.

На 9-ом Совете ПСР (июнь 1919г.) голосовал за прекращение борьбы против советской власти. В 1920г. выехал в Чехословакию. Будучи в Праге возглавил Заграничную делегацию эсеров, издавал журнал «Революционная Россия». К концу 20-х гг. Заграничная делегация эсеров постепенно распалась.

В 1931г. Чернов выехал в Париж. В годы II Мировой войны участвовал во французском Движении сопротивления. После освобождения Франции вместе с союзниками эмигрировал в США.

 

 

15. 5д. П.Н.Милюков

(1859-1943)

Павел Николаевич Милюков –теоретик либерал-демократизма и лидер Партии конституционных демократов, известный историк, политолог, политик – родился в Москве. Его отец, разночинец, получивший архитектурное образование, совмещал работу по специальности с педагогической деятельностью. Мать – дворянка из рода Султановых, была властной женщиной и играла в семье главную роль.

Павел Милюков рано созрел для сознательной самостоятельной жизни. Этому способствовал устойчивый интерес к литературе, музыке, живописи, истории. В гимназические годы он писал стихи, блестяще играл на скрипке, с упоением читал античных авторов. Тогда же в гимназии организовал кружок для политических дискуссий. В 1877 году умер отец, и Павел, как старший мужчина в семье начинает помогать матери и младшему брату, зарабатывая средства частными уроками.

В 18 лет Милюков поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Наиболее выдающимися его учителями были В.О.Ключевский и П.Г.Виноградов. Здесь тоже проявились лидерские качества будущего политика: за участие в движении студентов-конституционалистов Милюков был исключен из университета с правом продолжения учебы через год. По окончании курса он был оставлен на кафедре русской истории. В 1892 году, защитив диссертацию «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого», он получил степень магистра.

Идеи, сформулированные в этой работе, составили основу его научных взглядов. Это - детерминация экономическими отношениями государственного устройства страны. Но в отличие от стран Запада экономическое развитие России происходит под воздействием главным образом государства, т.е. не снизу вверх, а сверху вниз. Развитие цивилизации в России, по мнению Милюкова, пошло по европейскому пути, но было задержано условиями окружающей среды. Петровские реформы не были субъективными «деяниями царя»; они органично вписались в исторический процесс, были подготовлены внутренней эволюцией русского общества.

Кроме преподавания русской истории П.Н. Милюков занимается просветительской деятельностью. От московской комиссии по самообразованию он читал в Нижнем Новгороде лекции об общественных движениях в России. За осуждение самодержавия он был уволен из университета и сослан на три года в Рязань. Именно там он выполнил основную работу по написанию «Очерков по истории русской культуры».

В 1897г. Милюков принял приглашение из Болгарии и возглавил кафедру всеобщей истории Софийского высшего училища. Свою профессиональную деятельность он сочетал с изучением славянской культуры и политической ситуации на Балканах (опубликовал в «Русских ведомостях» в 1897-1899гг. «Письма с дороги»).

По возвращении в Россию, в Петербург (1899), он председательствует на собрании, посвященном памяти П.Н.Лаврова. На этот раз его осуждают на полгода тюрьмы с последующим запретом проживания в Петербурге. После отбывания наказания (1890) Милюков поселился за городом на станции Удельная.

В следующий период своей деятельности он готовит проект программного заявления либерального журнала «Освобождение» (1902), публикует монографию «Из истории русской интеллигенции» (1903), предпринимает зарубежную поездку (1903-1905), во время которой читает лекции «О России и славянах», в Чикагском и Гарвардском университетах, издает на английском и французском языках книгу «Россия и её кризис» (Чикаго, 1905), посещает (кроме США) Канаду, Австро-Венгрию, Англию, Францию, где встречается с известными политологами, политиками, общественными деятелями (А.Лоуэлл, Р.Макдональд), в том числе русскими эмигрантами (П.А.Кропоткин, А.В.Чайковский, Е.К.Брешко-Брешковская, В.И.Ленин и др).

По возвращении в Россию (1905) Милюков избирается председателем съезда Союза союзов – авторитетной общественной и профессиональной организации, принявшей воззвание с требованием Учредительного собрания. В августе 1905г. за публикацию «Политическое значение закона 6 августа» Милюков был вновь арестован, и просидел месяц в «Крестах». После этого он обосновался в Москве, где вошел в кружок законоведов (М.М. Ковалевский, С.А.Муромцев, Ф.Ф.Кокошкин, П.И.Новгородцев), занимавшихся обсуждением текста будущей российской конституции.

В условиях расширявшихся политических свобод он подключается к процессу партийного строительства. Он ставит цель создать не революционную, а конституционную партию. На учредительном съезде Конституционно-демократической партии (КДП) (октябрь 1905г.) Милюков делает вступительное обращение и доклад о тактике. На втором съезде КДП-ПНС (Партии народной свободы) он читает доклад (январь 1906г.), который стал основой решения по вопросам идеологии, тактики и организации.

Милюков являлся признанным лидером КДП-ПНС, соредактором (с Н.В. Гессеном) партийной газеты «Речь» и автором почти всех ее передовиц (изданы в книге «Год борьбы» П., 1907). На 3-ем съезде (сентябрь 1906г.) КДП-ПНС отмежевалась от революционных действий левых сил – социал-демократов, эсеров и анархистов («не штурм, а правильная осада»). В тоже время Милюков проводит разграничительную линию справа: он все более расходится с лидером октябристов А.И.Гучковым, не признававшим необходимости давления на царя с целью скорейшего установления конституционализма и парламентаризма. Он называет КДП-ПНС «внеклассовой» парламентской партией, партией «третьей возможности» (ни левой, ни правой).

Не имея возможности избираться в 1-ую и 2-ую Государственную Думу, Милюков фактически руководил самой многочисленной фракцией кадетов. После роспуска царем 1-ой Государственной Думы, именно он составил Выборгское воззвание депутатов, призвавшее население к гражданскому неповиновению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.23.133 (0.055 с.)