Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Диалог Платона «Государство»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В диалоге «Государство» отражен период, когда классические ценности в Греции (выраженные, к примеру, Периклом) были подорваны. Войны с Персией и контакты с египетской цивилизацией показали, что есть другие пути создания высокой культуры, отличные от греческого. Философский проект Платона должен прочитываться в свете этой ситуации. Всякие попытки вычленить политические аспекты из платоновской концепции или прямолинейно экстраполировать его теорию идеального государства на непосредственный современный объект (государственную форму организации) с целью придать ему глубинный смысл, вряд ли оправданы. Безусловно, Платон дает нам лишь образец идеального общества, не говоря, о том, что государство должно быть точно таким. Создается впечатление, что автор «Государства», «как бы останавливая время, пытается четче высветить свою особую конструкцию», позволяющую, по словам М.К.Мамардашвили, «лучше понять из чего составляется вообще государственная жизнь». Модель наилучшего устройства общества разработана в тесной связи с центральным учением платоновского идеализма - с теорией идей. Идеальное противопоставлено как образец и как норма должного эмпирической действительности. В этом диалоге Платон предполагает осуществления справедливого государства на основе идеального совпадения воспитательной и политической деятельности. Важнейшей частью системы Платона является учение о трех мирах, трех основных онтологических субстанциях: о едином, уме, душе и их идеальном и материальном пребывании в мире чистого бытия (эйдесов) и мира инобытия (материи). Именно на основе единства противополагающих начал мира идей – «чистого бытия», мира материи – «небытия» и мира чувственных вещей как диалектического порождения мира идей и мира материи, Платон конструирует земное устройство общественной жизни (полиса) далекого от идеального мира чистого бытия, но движимого к нему как к образцу в процессе своего совершенствования. Идеальное государство как бы выражает стремление воплотить идею блага. Само «благо» Платон представлял как абсолютное единство всего сущего, которое выше всяких отдельных видов и моментов этого сущего, даже выше вечных идей (Государство, VI, 509 в-с; VII, 510). В платоновом государстве гражданское единство основано на законе и справедливости, все устремлено к идее блага во имя целого, все унифицируется, лишается самобытности и своеобразия, растворяется во всеобщим движении к совершенству. В своем идеальном завершении - государственная система абсолютна, неподвижна, внеисторична, как и сам мир эйдесов (см. сх. №1)
схема №1 Идея блага – Абсолютное единство всего сущего, Причина знания и познаваемости истины
ММь Единство противоположностей
(Отношение «порожденности») Душа мира (перевоплощение единичных сущностей) Мир идей ( мир сущего ) -этообласть чистого бытия, трансцендентная сущность всех вещей, их образец: бестелесная, безобразная, бесформенная, чувственно не воспринимаемая, зримая только для разума вечность, самотождественность, неподвластность определению пространства и времени, воплощение единства, целостности. Характеристика области чистого бытия, исходящая из идеи вечности (не возникает и не гибнет), неподвижности и единства истинно сущего бытия, заимствована Платоном у Парменида. Мир материи (мир несущего), область небытия: беспредельная дробность, делимость и обособленность, «кормилица всех вещей», условие пространственного обособления и отделения единичных вещей. Мир чувственных вещей – область становления, генезис бывания: несовершенного, искаженного отображения им подобия. В ней нет ничего истинно существующего. Область «среднего», единство противоположностей (отношение «порожденности»), совмещающего противоположные определения мира идей и мира материи. Эта область аналог гераклитовской характеристики мира чувственных вещей, исходящей из идеи единства и борьбы противоположности, подвижности и изменяемости материального мира. Мировая душа, получая от бестелесного, бессмертного ума законы своего движения, душа как вечная подвижность (принцип самодвижения), объединяет мир чувственных вещей с прекрасным, пропорциональным, гармоничным миром чистого бытия. Индивидуальная душа, будучи сама бессмертной, а также причастной истине и вечным идеям, есть образ, частное воплощение мировой души (Федон, 78в-84в, 106d). Согласно учения Платона, приобщение к совершенству осуществляется через связь области чистого бытия (мира эйдосов) - государства и человеческой души (как проявления частицы мировой души), через обнаружение связи изменчивого человеческого мира ("тени чистого бытия") с неизменным миром божественных сущностей. Оно возможно только через интеллектуальное созерцание (анамнез) - умственное предвидение, доступное только разумным душам редких людей - философов. По Платону, душа и тело - две субстанции. Тело, в его понимании - материальное начало, «темница души», «зло, отягчающее душу». Чувственная, земная жизнь - это не подлинная жизнь, она есть не что иное, как «обучение смерти». Надежда человека, его наиболее убеждающий смысл - это потусторонний мир. Душа - это разум, обладающий способностью, отделившись от тела, мыслить, понимать, продолжает существовать и после смерти, удаляясь «в счастливые края блаженных» (Сократ). Итак, сущность идеального государства Платон раскрывает через классификацию человеческой души, проводя аналогию между строением души и устройством государства. В соответствии с его философско-психологическим учением о трех частях души (разумной, аффективной, вожделеющей), сословное деление граждан осуществляется по трем категориям: правящие классы философов-правителей и воинов-стражей и класс ремесленников и земледельцев. Разные классы выполняют различные функции в системе государственного управления: совещательную, защитную и деловую. Деятельность всех их направлена на достижение общего блага. В ее основе - три основных добродетели: мудрость, мужество, сдерживающая мера (умеренность). Тройное деление психологического, социально-политического и этического начал можно представить схемой № 2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.112.171 (0.006 с.) |