В. Политические идеи в учении индуизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Политические идеи в учении индуизма



 

Основным политическим содержанием эпохи Древнего мира на территории Индийского субконтинента была борьба царств, каждое из которых стремилось расширить свою территорию за счет соседей, добиться геополитического преобладания. Для укрепления своей власти древнеиндийские цари обращались к индуистским жрецам - брахманам. С появлением на территоии Индии в VI до н.э. новой религии – буддизма развернулась жестокая борьба индуизма и буддизма. Брахманы вступили в схватку со священниками-буддистами за привлечение на свою сторону населения и правителей.

Специфика религий этой эпохи состояла в том, что культ стал более демократичным, приспособленным к потребностям народа. Были разработаны методы привлечение широких масс для участия в общественных публичных церемониях, в общественных молитвах, обрядах в святилищах и храмах, местах паломничества; а также методы воздействия, в том числе и воздействия политических идей на души и умы людей.

В результате, представление о богах становится более доступным народу. Вместо образов небесных богов, недоступных для людей создавались образы народных земных богов, спасителей народа. Возникают первые храмы, как обиталища богов и как постоянно действующие места для молитв и поклонений. Древ­нейшие из храмов Индии - храмы буддистов первоначаль­но представляли собой своеобразные надгробия - ступы и подземные хра­мы - чайтъя.

В подражание буддистским храмам появляются и первые брахманистские храмы, которые своими огромными размерами, причудливостью архитектурного стиля должны были произво­дить впечатление на религиозное воображение масс. В храмах и вне их сооружаются огромные статуи 6огов (древнеиндийская религия совершенно не зна­ла изображений богов). Некоторые из них возятся по ули­цам во время торжественных процессий.

С другой стороны, и сам характер представлений о богах становился более демократичным. Вместо образов небесных богов, недоступных для людей создавались образы близких к людям земных богов, спасителей народа. Возник­ает своеобразное учение об аватарах (нисхождениях, вопло­щениях), согласно которому каждое небесное божество может иметь свою аватару. Некоторые из аватар становятся популярными народными божествами. Часть из них нарочито созда­на в подражание буддистскому пантеону для более сильного воздействия на массы.

Индуистские боги-спасители теперь воспринимаются как земные боги. Наиболее популярными из них стали боги-спасители Кришна (одна из аватар Вишну) и Рама (легендарный предводитель арийцев при завоевании ими Цейлона, герой древнеиндийского эпоса Рамаяна). Складываются мифы о их рождении на земле, наподобие буддийского мифа и отчасти под влиянием христианского мифа. Рассказываются об их подвигах, о милосердии к людям, об их гибели на земле. Теперь брахманы стараются связать религию с со­временной экономической и политической жизнью. На­пример, популярная богиня плодородия и красоты Лакшми считается также покровительницей промыш­ленности, индустриализации страны; богиня Сарасвати - покровительницей просвещения, наук и искусств.

Терпимость индуизма к инонациональным культам позволяла индийцам включать религию любого народа или пле­мени в свою весьма пеструю систему культов. Однако переход отдельных лиц в индуист­скую религию (индивидуальный прозелитизм), теоретически не допускается: этому препят­ствует учение о кастах.

Для того чтобы быть индуистом надо принадлежать по рождению к одной из каст. Соблюдение различных обрядов и всевозможных запретов, вечная забота о ритуальной чистоте, постоянные очищения, жертвоприношения - все это поглощает массу времени и сил верующего индуиста.

Особенно стра­дают от кастовой системы индуизма в наше время «низшие», или «неприкасаемые», наиболее угнетенные касты Индии. Каждый человек из брахманской касты по возможности старается пригласить для своего сына в индивидуальном порядке воспитателя-гуру из сведущих брахманов для обучения его религии.

К индуистским кастам при­надлежит сейчас шестая часть населения страны. Эти люди еще недавно были лишены простых человеческих прав: свободно выбирать занятия, пользоваться водой из общих колодцев и источ­ников, пользоваться общественными средствами транспорта и пр. Считалось, что простое прикоснове­ние к ним «оскверняет» индуиста из высшей касты. «Не­прикасаемые» были подчинены множеству унизительных огра­ничений и запретов. Однако индуизм до сих пор рассматривает эти порядки, оскорбительные для человеческого достоин­ства, как божественное установление.

Правительство Индийской республики поддерживают религию, но в то же время ста­рается модернизировать ее, освободить от наиболее гру­бых обычаев и верований от связи с кастовым строем. Кастовая дискриминация сейчас запрещена законом, хотя и сохраняется в быту.

 

С ростом противоречий внутри господствующих классов возникали оппозиционные брахманизму течения, которые находили себе отклик в среде широких масс, отражали бессознательный протест против кастового гнета. В числе таких течений были джайнизм и буддизм, воз­никшие, по-видимому, почти одновременно в VI-V вв. до н.э. Эти два учения были очень близки между собой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.004 с.)