Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учение индийского кастового строяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Первыми попытками философского осмысления культовых текстов стало создание Вед в начале первого тысячелетия до н.э. В это же время складываются школы жрецов-брахманов по следующим философским проблемам: природа бытия (которое мыслилась как единая духовная сущность, пронизывающее Вселенную); природа истины и возможность познания; истинность как отожествление индивидуального сознающего начала со всеобщей духовной сущностью; этическое поведение (организация последовательности действий по поддержанию мирового, социального и духовного порядка, соответствующего религиозному рангу, социальному статусу, полу и возрасту индивида); сущность свободы и возможность освобождения (с помощью особых усилий: йоги, отшельничества, аскетизма, культивирования сокровенного знания, философии языка и т.д.). Эта проблематика образовала основу идеологии брахманизма, которая в дальнейшем передавалась в виде устных текстов - Упанишад. Упанишады создавались в течение веков различными жрецами, поэтами и философами разнообразных направлений. В них можно найти советы о познании реальности, афоризмы, возбуждающие жажду к знаниям и твердую уверенность в возможности познания мира, остроумную критику взглядов своих противников, теоретическое обоснование религии и отрицание ее устоев. Создание Упантшад происходило в острой борьбе нового со старым, в рамках различных религиозных систем и в борьбе между ними. В борьбе завоевателей-арийцев с покоренным населением сложились основы кастового строя Индии, который, как известно, был закреплен в памятнике законодательства и религии Индии - в Законах Ману (около V в. до н. э., но записан гораздо позже), который почти до наших дней являлся специфической чертой общественно-политической жизни этой страны. Известны четыре классические касты или варны (по-санскритски варна дословно - цвет). Согласно мифу, касты произошли из разных частей тела Брахмы: из уст — брахманы, из рук — кшатрии, из бедер - вайшьи и из ног — шудры. Первой, господствующей кастой стала каста брахманов. Вследствие превосходства рождения, согласно кодексу Ману, брахманы (брамины) становятся жрецами. Главная их функция - просветительская, охранительно-ритуальная; почетное занятие брахмана - изучать Веды и обучать им других. Законы Ману, определяют четыре периода жизни брахмана: 1.изучение Вед под руководством учителя; 2. женитьба, хозяйственная деятельность, воспитание детей; 3. жизнь отшельника в лесу; 4. жизнь аскета, отказавшегося от всякой собственности, питающегося подаянием. Как просветитель, проповедник Вед, брахман обязан вести особый образ жизни. Он «ест только свое, носит свое и дает свое; все другие люди существуют по милости брахмана». «Брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы (священного закона), занимает высшее место на земле как владыка всех существ». Только брахманы могли обращаться с молитвами к богу брахманов, руководить жертвоприношениями, произносить гимны. Вторая каста – кшатрии. Это каста правителей, воинов. Так как считалось, что власть царя имеет божественное происхождение, то главная функция кшатриев заключалась в обеспечении безопасности царя и брахманов, охране кастового строя иподдержании порядка средиподданных. Облеченные столь важными полномочиями кшатрии должны были избегать развлечений и воспитываться в обстановке строгости, неприверженности к мирским утехам. Вершиной карьеры кшатрия могла быть должность придворного, охранника царя. Очень редко кшатрии сами становились царями. Но кем бы ни был кшатрий, даже царем, он обязан был относиться к брахманам с почтением. «Царь, встав утром, пусть почтит брахманов... мудрых в управлении, и поступает по их советам. Пусть всегда чтит брахманов, пожилых, знающих Веду… Храбрость в битвах, защита народа…— лучшее средство для царей достичь блаженства» («Законы Ману». М., 1960, с. 29). Третья каста – вайшьи былакастой земледельцев, скотоводов и торговцев. Она составляла свободное население, принадлежавшее в основном к этносу арийцев-завоевателей. Социальная функция вайшьев – деловая, обеспечение всем необходимым первых двух каст: земледелие, скотоводство, торговля, ростовщичество. Четвертая каста - шудры (слуги). Это совершенно бесправная каста рабов, включавшая потомков покоренных аборигенов Индии, выполняющая функцию смиренного обслуживания трех арийских варн. Только три касты или варны проходили обязательные обряды посвящения. Посвещение не касалось только шудр. В основу упорядочения общественно-политической и религиозной жизни индийского кастового строя легла философско-политическая идея кармы, брахманского учения о перерождении. Внушаемая брахманами идея во вторичное воплощение души (идея реинкарнации), связана с догматом о загробном воздаянии, согласно которому душа человека после его смерти не погибает, а переселяется в другое материальное тело. Во что именно она воплотится, это зависит от поведения человека в теперешней жизни и, прежде всего, от соблюдения им кастовых правил. Главное и основное правило -соблюдать законы касты. Нарушающий законы своей касты, в зависимости от категории грехов, в следующем воплощении может быть понижен в касте или воплотится в низшее животное. За мысленный грех человек должен будет воплотиться в представителя низшей касты, за словесный грех - в животное, а за греховный поступок - в неодушевленный предмет. Закон кармы неумолим, только смерть и перерождение может улучшить твое место в системе каст и вообще в земной жизни. Полное исключение личностного начала, иррациональная вера в карму, освобождает индийца от осознания отношений «личность-государство». Эта идея, закрепленная в «Законах Ману», служила и служит идеологическим и политическим освящением кастового строя, способствуя возвышению социально-политической роли профессионального кастового жречества. Для прояснения сущностно-содержательной стороны политического правления особый интерес в брахманском учении представляет освещение в трактате «Артхашастра» роли личности правителя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.153 (0.01 с.) |