Политические учения Ж. Мелье, Морелли, Г. Мабли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические учения Ж. Мелье, Морелли, Г. Мабли



Ж. Мелье

(1664—1729)

 

 

Жан Мелье — французский философ-материалист, атеист, утопический коммунист, автор известного сочинения «Завещание», опубликованного в трех томах в 1864 г. в Амстердаме. Родился в зажиточной семье сельского ткача. В 23 года Жан Мелье получил сан священника и в течение 40 лет, до самой смерти в качестве духовного наставника обслуживал приход в деревне Этрепинье. Очень хорошо осведомленный о жизни крестьян, он полностью разделял все то, чем жили, о чем думали, к чему стремились его прихожане.

Считая непримиримыми противоречия между народом и «сильными мира сего», Мелье отвергал мысль о «просвещенном государе», служащем обществу. Обличая тиранические порядка абсолютистской Франции, и видя безысходность положения крестьян, угнетаемых дворянами и духовенством, Мелье призывал народ к революции.

В «Завещании» он набросал контуры идеального коммунистического общества, в котором все люди одной местности объединяются в единую семью-общину с общим владением всеми благами, где все трудятся и любят друг друга, как братья. Тиранические порядки результат того, что у народа нет ясности сознания тяжести своего положения, его причин и своей силы. Народ обманут и подавлен предрассудками, главную роль среди которых играет религия, которую Мелье подверг разносторонней критике. Он учил, что народ, для которого правители должны быть слугами, установит новый строй с помощью просвещения, объединения, путем освободительной борьбы (эта революционность отличала воззрения Мелье от идей других утопистов XVIII в.).

Рукопись «Завещание» Мелье предпослал надписью: «Я видел и познал ошибки, заблуждения, бредни, безумства и злодеяния людские. Я почувствовал к ним ненависть и отвращение. Я не осмелился сказать об этомпри жизни, но я скажу об этом по крайней мере умирая и после смерти. Пусть знают, что я составляю и пишу настоящий труд, чтобы он мог служить свидетельством истины для всех тех, кто его увидит и прочтет, если им будет угодно» (Мелье Ж. Завещание. М., 1954. Т. I. С. 54).

Сочинение Ж. Мелье полностью не публиковалось целых два столетия. В XVIII в. Вольтер составил краткое «Извлечение» из труда Мелье и бесплатно разослал по многим адресам. В 1882 г. А. Гольбах опубликовал книгу «Здравый смысл кюре Мелье», которая по приговору парижского парламента была сожжена.

 

Морелли

(XVIIIв. Точные данные отсутствуют)

 

Морелли — французский писатель, философ, политический мыслитель, один из ранних провозвестников утопического коммунизма. Достоверных биографических данных о Морелли не сохранилось. Взгляды Морелли наиболее обстоятельно развиты в поэме «Базилиада» и трактате «Кодекс природы, или истинный дух ее законов» (1755).

В первом из названных трудов описывается коммунистическое общество, якобы существующее в одной из дальних стран. А во втором в довольно развернутом виде излагаются философские и социальные идеи автора, раскрывается структура коммунистического общества так, как представлял ее себе Морелли.

В отличие от Т. Мора и Т. Кампанеллы, чьи взгляды оказали большое влияние на Морелли, он излагал свои идеи о будущем коммунистическом обществе не в виде описания некоей фантастической страны, а в форме законодательных проектов.

Морелли сформулировал три «основных и священных» закона, с издания которых начнется переустройство общества на коммунистических началах. Первый из них отменяет частную собственность, второй обеспечивает всем гражданам право на труд и гарантирует получение содержания от общества, третий обязывает каждого гражданина заниматься общественно-полезным трудом, «сообразно своим силам, дарованию и возрасту». Морелли предполагает, что коммунизм будет осуществлен не в отдельных небольших общинах, а в масштабе целой страны, с централизованным учетом и распределением труда и его продуктов.

Почти неизвестный современникам, Морелли оказал влияние на формирование взглядов Г. Бабефа, а также на французских утопических социалистов первой половины XIX в. — Э. Кабе, Ш. Фурье и других.

Г. Мабли

(1709—1785)

Габриэль Мабли — французский политический мыслитель, утопический коммунист, историк. Выходец из дворянской семьи. Учился в иезуитском учебном заведении и в семинарии; затем отказался от духовной карьеры. Находился на дипломатической службе. Перед ним открывался путь к быстрому продвижению по служебной лестнице. Но через несколько лет Мабли покидает министерство иностранных дел, чтобы никогда больше не возвращаться на службу. Он отказывается даже от такой почетной должности, как воспитатель наследника престола (ведь ему пришлось бы преподавать дофину, что «короли созданы для народов, а не народы для королей»). Отказывается Мабли и вступить в Академию: это требовало бы произнесения речи в честь кардинала Ришелье. Мабли посвящает дальнейшую жизнь научным и литературным занятиям.

В основе взглядов Мабли на общество лежали теории общественного договора и естественного права. Первоначально, утверждал Мабли, общественная жизнь была основана на коллективном владении землей. Этот строй был разрушен в результате возникновения частной собственности. Она появилась по воле людей, не сумевших предусмотреть последствий ее установления; она — основной источник всех несчастий человечества. И хотя «система общности» имуществ отвечает принципам разума, восстановить ее невозможно. Проповедь коммунистического строя не может иметь успеха. В обществе, разделенном на богатых и бедных, нет силы, способной его осуществить.

Мабли считал, что народ является носителем верховной власти и признавал за ним право изменять существующее правление. Он оправдывал революции и гражданские войны, когда они направлены против насилия и деспотизма.

Как политический деятель Мабли приобрел не только европейскую, но и всемирную известность. Его произведения были известны и в России; одно из них переведено А. Н. Радищевым.

8.9. Итальянское Просвещение

Д. Вико

(1668—1744)

 

Джамбаттиста Вико - итальянский философ, историк, юрист, политический мыслитель — родился в Неаполе в семье мелкого книготорговца. Девять лет он проводит в качестве учителя, проявляя большие усилия, чтобы прокормить много­численную семью. В 1697 г. получает должность профессора риторики в неаполитанском университете.

Главный труд, благодаря которому имя Вико вошло в историю политической мысли - «Основания новой науки об общей природе наций». Он был один из первых мыслителей Нового вре­мени, который понял историю как циклический процесс и показал развитие и историю нации в условиях, когда человечество стало жить без божественных законов. Согласно его концепции, «социальный мир, несомненно, дело рук человека», круговорот истории всех наций совершается во времени и есть бесконечная вереница человеческих поступ­ков, направляемых божественным Провидением.

Применяя историко-сравнительный метод к объяснению государственных институтов, он делает вывод о том, что пройден­ный историей цикл включает три фазы: 1) «божественная эпоха» (в рамках этой фазы нет государственных, юридиче­ских норм, господствует сверхъестественный авторитет, дово­димый до людей через жрецов); 2)«героическая эпоха» (государство существует как власть аристократии, диктующаянароду свои правовые нормы, как право грубой силы); 3) «эnoxa людей», человеческая эпоха (фаза республиканско-дсмократического устройства или представительной монар­хии, обеспечивающей юридическое равенство людей). Каж­дый цикл заканчивается кризисом и распадом данного об­щества, смена эпох осуществляется в силу общественных пе­реворотов при решающем значении деятельности людей, управляемой на основе провиденциальных законов.

Вико видел прогресс наций в установлении как республиканско-демократических устройств, так и представитель­ных монархий с достойными человека правами и свободами, обеспечивающими народный суверенитет, где «законы мудро и гибко сочетают частные интересы со всеобщими, устанавливают равенство между людьми». Он научно доказал неизбежность появления свободных народных го­сударств, «где все люди, или небольшая их часть, пред­ставляют собой законную силу государства; вследствие этой законной силы они и оказываются основами народной сво­боды».

Своеоб­разие политического анализа, по Вико, заключается в том, что она переходит в критику современной ему «научной критики», обращается не только против архаического прошлого, но и против крайностей (спеси) развитого индивидуального рас­судка, рассуждая с позиции массового сознания людей, недостаточно развитого, но озабоченного делом реальной необходимости.

Он остро и метко критикует концепцию договорного проис­хождения государства и тому подобные абстракции. Вико не связывает возникновение государства с договором. Каждой форме государственности он указывает свое особое основание, свои причины появления. Такой подход позволил подойти к целостному ис­толкованию социально-экономических, политических, культурных аспектов общественной жизни в их единстве и взаи­модействии.

Хотя Вико не принадлежит идея поступательного движения наций (теория круговорота), но его заслуга в том, что он первым ее обстоятельно разобрал и изложил в новое время. Он был одним из первых мыслителей, кто в целом ряде пунктов предвосхитил научную социологию, смог, задолго до возможной реализации предвосхитить будущий прогресс нации. Он понимал историю как объективный закономер­ный процесс, протекающий циклически и попытался применить историко-сравнительный методологический подход также и к объяснению государственных институтов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.007 с.)