Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Революционное и либеральное народничествоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(П. Лавров, К. Михайловский) П. Лавров (1823-1900)
Определяющим принципом познания и творчества Петра Лавровича Лаврова была научность, научный критицизм. В отличие от марксистов, которые исходили из объективных критериев оценки общественных явлений и их перестройки, Лавров большее внимание уделял сознательно-целесообразной деятельности личности, направленной на преобразование существующих общественных отношений, общественного строя. Пытаясь абстрагироваться от случайного субъективизма и волюнтаризма, искажающих реальность, он обосновывал теорию этического субъективизма, тесно увязывая ее с теорией прогресса. Сущность политического прогресса Лавров связывал с «устранением всякой принудительности политического договора для личностей с ним согласных, т.е. с доведением государственного элемента в обществе до минимума» (Лавров П.Л. Исторические письма // Избр. произв. на соц-полит. темы: В 4 т. М., 1934. Т 1. С. 227). Это означает, во-первых, уничтожение сепаратистских стремлений в самом зародыше; во-вторых, решение вопроса о естественных границах государств, входящих в единый союз; в-третьих, сближение людей на основе культурных и научных интересов. Размышляя о политическом прогрессе, Лавров доказывал, что стремление ассимилировать воссоединить чужие национальности, уничтожая их особенности, есть факт антипрогрессивный. Лавров признавал право угнетенных народов Российской империи на самоопределение, вплоть до отделения из состава империи. В то же время политический государственный союз, по мысли Лаврова, есть могущественный фактор в борьбе за прогресс. С возрастающем влиянием в обществе буржуазного аморализма на базе «частного капитала, властствующего над пролетариатом и обостряющего классовую борьбу». современное буржуазное государство становится самым неодолимым врагом социализма и пролетария. Поэтому в отличие от лассальянцев, считавших достаточным захватить буржуазное государство и использовать его в своих целях, Лавров призывал разрушить его, поскольку оно «по своей сущности - господство, оно есть неравенство, оно есть стеснение свободы». «Правое государство уже не мыслимо вне победы труда в его борьбе с капиталом» Обосновывая свой идеал социализма, Лавров находился под сильным влиянием Маркса, но в отличие от него, основу всемирного социалистического движения видел не в развитии экономических отношений, а в идеологии, в сходстве идеологии различных стран. Согласно его концепции, «социализм выступил на сцену истории как требование солидарности всего человечества», поэтому рабочий социализм есть учение о солидарности пролетариата всех стран. Специфика применения этой теории к русским условиям заключается в том, что рабочий класс имеет широкую опору, социальную базу для солидарности трудящихся в деревенской общине, осуществляющей в своих рамках совместное возделывание земли и общее пользование продуктами труда. В зависимости от социально-экономических, правовых и духовных российских традиций Лавров определяет и цели социализма. Главные из них, - общественная собственность, общественный труд, федерация трудящихся, которые осуществляются рабочим народом под руководством небольшой группы хорошо организованной интеллигенции. Социальная справедливость может быть достигнута только посредством социалистической революции, которая создает народную федерацию русских общин. В работе «Государственный элемент в будущем обществе» (1876) Лавров объясняет причину обращения пролетариата к этому единственному средству тем, что «владыки мира и руководители современного государства не уступят добровольно рабочему пролетариату своего выгодного положения… Между современным государством и рабочим социализмом ни примирения, ни соглашения нет и быть не может» (Лавров Л.Л. Государственный элемент в будущем обществе // Собр. соч.: В 8 вып. Пг. 1920. Вып. 7. С. 60, 6). Лавров был уверен в том, что у социализма больше шансов в борьбе между современным государством и рабочим, победа пролетариата предопределена фатально. Степень убывания государственного элемента в социалистическом обществе будет постепенным. Это обусловлено следующими субъективными факторами: во-первых, общество должно проникнутся идеей рабочего социализма, оно не сразу расстается с сознанием старого мира, мира конкуренции, монополии и паразитизма; во-вторых, немедленный переворот еще не создает солидарности, «она развивается постепенно, в ряде поколений, пока не охватит сознание всего общества»; в-третьих, необходим длительный процесс «очеловечивания власти», прежде чем она утратит свою сущность. При социализме Лавров полностью исключает всяческую диктатуру, считая, что «всякая диктатура портит самых лучших людей». Он не допускает и мысли, чтобы один человек мог обладать властью во всех сферах общественной жизни. Самая крупная личность будет участвовать лишь в некоторых формах власти и в столь же значительной доле отраслей общественной жизни будет занимать подчиненные должности. Для каждого специального дела будет существовать своя выборная власть. Предложенная Лавровым новая модель «русского социализма» и план ее реализации на этико-научной основе оказали огромное идейное влияние на энтузиастов 70-х годов на Западе и в России, готовых жить и умереть для благородных целей.
Н. Михайловский (1842-1904)
Николай Константинович Михайловский – один из основоположников либерального народничества и создателей субъективной социологии, политолог, литературный критик, публицист. Происходил из небогатой дворянской семьи г. Мещовска (ныне Калужская область). Получил хорошее домашнее образование и естественнонаучные знания в Петербургском институте корпуса горных инженеров. Очень рано начал публицистическую деятельность. За период его литературной деятельности им был написан ряд работ на политические темы: «Вольтер — человек и Вольтер — мыслитель» (1870), «Теория Дарвина и общественная наука» (цикл статей 1870—1873 гг.), «Философия истории Луи Блана» (1871), «Граф Бисмарк» (1881), «Герои и толпа» (1884). После 1884 г. Михайловский занимается пропагандой своей своих политических идей, вступая в борьбу с марксизмом. Большую славу Михайловскому принесла статья «Что такое прогресс?» (1869). Она является ключевой для понимания его политических взглядов. В соответствии с субъективно-идеалистическим методом социальных исследований Михайловский выясняет роль выдающейся личности в истории, а также социально-психологический механизм отношения героя и толпы. Большую роль в переходе к новой ступени развития общества играют выдающиеся личности, люди будущего. По мысли Михайловского, они выступают всегда «на границе двух фазисов исторического развития, на точке перелома... и являются в такие моменты истории, когда в обществе есть элементы, способные к развитию…» (Михайловский Н. К. Что такое прогресс? С. 418). Чтобы распознать последние, он советует обратить внимание на три взаимосвязанных фактора: во-первых, какие элементы окружающей среды дали точку опоры для влияния личности на ход событий; во-вторых, что может обеспечить влияние на наиболее существенные стороны общественной жизни; в-третьих, каковы цели и средства личности (см. там же. С. 419). Он не выпускает из виду экономические, политические, нравственные факторы среды (свойственные его второй ступени исторического развития), обусловливающие рождение героев и толпы. Получается, что среда, «концентрируя и воплощая разрозненно бродящие в толпе силы, чувства, инстинкты, мысли, желания», предоставляет толпу герою в качестве пассивного средства исполнения его замыслов. В будущем, с ликвидацией разделения труда, когда непрекращающаяся «борьба за индивидуальность» приведет к появлению цельных личностей, свободных от односторонней, деление общества на героев и толпу исчезнет. Наличие русской сельской общины, возможность осуществления в ее рамках совместного возделывания земли и общего пользования продуктами труда, расширение сети производственных артелей, кустарных промыслов вселяли в него надежду, что именно русский народ может достигнуть развитого типа организации, подобно западноевропейской, но только не'на пути капиталистического развития, а на пути «сознательной, практической пригонки национальной физиономии к интересам народа». Немалую роль в организации народного труда Михайловский отводил государству. Оно, по его мнению, не может быть безучастным в оказании помощи. Выступая против крайностей ультранародников и сторонников Спенсера, отвергавших любые формы вмешательства государства в общественные интересы, в том числе экономические и организационные, он писал: «Когда у нас заходит речь об организации народного труда,...раздаются обыкновенно голоса, громко и с азартом отрицающие государственную помощь. Трудно представить себе что-нибудь страннее и даже, можно сказать, наглее этих голосов» (Михайловский Н. К. Соч. Т. 1. С. 660). Как политический публицист, Михайловский был талантливым выразителем интересов русского народа, приверженцем народного социализма, но в отличие от славянофилов, выступал за самостоятельное приложение западных социальных формул к российской действительности. Он не отрицал, что путь к социализму лежит через политическую борьбу, через революцию, поскольку никакой конституционный режим, за который ратуют либеральные демократы, «не решит тяжбы труда с капиталом», не сможет устранить «ненавистное иго буржуазии» («это иго уже лежит над Россией» как временная болезнь российского общества), и «в далеком или менее близком будущем» революция неизбежна. Однако Михайловский считал, что Россия не готова к ней, поскольку нет «никакой радикально-социалистической оппозиции», и в положении ожидания ничего не остается делать, как сидеть смирно и готовиться (см.: Михайловский Н. К. Поли. собр. соч. Т. 10. С. 67). Позиция Михайловского, отличалась от крайностей ультранародничества, западноевропейского либерализма, не понимающего специфики русской жизни, и от марксизма, с которым он вел непримиримую борьбу в защиту своих воззрений на социализм, революцию, государство и политику. Итак, вместе с представителями лучшей интеллигенции Михайловский проделал путь от теории социализма к политической борьбе, никогда не разрывая единство этих двух политических факторов. Эрудиция, оригинальность мысли, живость изложения позволили ему стать властелином: дум молодого поколения, главой целого направления русской социально-философской и политической мысли.
13. 10. Анархизм (М. Бакунин, П. Кропоткин) М. Бакунин (1814 – 1876)
Михаил Александрович Бакунин - идеолог и практик русского анархизма, политический мыслитель, философ, социал-революционер. Уже в ранней статье “Реакция в Германии”(1842) Бакунин выявил стремление разрешить противоречие между свободой личности и "разумной" действительностью путем революционного разрушения последней.., выразив в словах: «Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть" (Бакунин М.А. Собр. соч. и писем: В 4 т. М., 1934-1935. Т. 3. С. 148). В 1843 году в статье "Коммунизм" Бакунин, критикуя коммунистические идеи В. Вейтлинга, высказал мысль о том, что "свобода не может существовать в рамках государственной организации" (религиозных, юридических, политических, экономических, социальных учреждений), любое государство и всякая политическая власть есть зло. “Власть всегда аморальна. Государственная мораль совершенно противоположна человеческой. Во-первых, любое государство есть отрицание личности свободного общества. Во-вторых, любое государство, в сущности своей, строго централизовано и потому неизбежно приводит к абсолютизму, деспотизму и рабству. В-третьих, всякое государство (политическая власть) деморализует личность (даже самую лучшую, просвещенную и великодушную), которая не в силах устоять "против вытекающей из него порчи». Идеалом анархизма, по мысли Бакунина, является "достижение" такого состояния общества, в котором «каждый человек свободен, где нет насилия, нет отношения господства и принуждения». Однако способность человека к свободомыслию и защите ее оказалась всесторонне скованной властью государства, стремившейся к ее полному поглощению. Поэтому только всеобщий бунт против государства является, по мнению Бакунина, единственным средством избавления человечества от его рабского состояния. В 70-ые годы Бакунин создает самые значительные из своих произведений “Кнуто-германская империя и социальная революция” (1871), "Государственность и анархия" (1872, изд. В 1874). В их содержании нашли свое отражение все узловые элементы бакунинского мировоззрения. В них Бакунин раскрывает свои взгляды и отношение анархии к государству, государственной власти, уделяя большое внимание анализу русской государственности, цивилизации, революции и социалистического идеала. Так, в “Государственности и анархии” он анализирует истоки социалистического идеала, пытаясь найти их в глубинах народной жизни, общественном укладе, социальной психологии. Основы идеала русского народа он видел: - во всенародном убеждении, что вся земля принадлежность народа, “орошающему ее своим потом и оплодотворяющему ее собственноручным трудом”; - в праве на общинное пользование землей, “разделяющему ее временно между лицами”; - в вольно-экономической общине, с ее общинным самоуправлением, основанном на выборном начале, которая, “случись революция в России, провались государство со всеми своими чиновниками, русская деревня организуется без малейшего труда сама собою в тот же день”. Итак, в вольно-экономической общине Бакунин видел зародыш будущей неполитической организации в масштабе всего общества, заменяющей после народной революции чиновничье-бюрократическую систему и государство. В годы, когда создавались главные произведения Бакунина, революционной анархизм выступал в наиболее крайних формах. Свои надежды о наличии идеала свободы и “социалистического инстинкта” в русском народе, связанные с ожиданием стихийного бунта (народно-социалистической революции), Бакунин подкреплял активной деятельностью по созданию тайной революционной организации в стихийной народной революции. Идею о создании такой организации он развил еще в “Письме … к С.Г. Нечаеву 2-го июня 1870”.. Основной целью такой организации –“морализовать мир, создать новую религию”, сознательно возбуждающей “всепоглощающую страсть всенародного общечеловеческого освобождения”. Единственным содержанием пропаганды - с помощью этой религии “шевелить души и создавать спасительную коллективную силу”. Очень важный вопрос, который вызывает большего нарекания со стороны критиков Бакунина, это вопрос, связанный со смыслом и функциональным назначением тайной коллективной диктатуры. По замыслу мыслителя, тайная диктатура действует на народ только “натуральным личным влиянием своих членов, не облеченных ни малейшею властью”. Разбросанная сетью во всех областях, уездах и общинах, она используется в качестве средства реализации поставленных целей и задач, направляющего стихийно-революционное движение по твердо определенному плану. По существу план будущего социалистического общества Бакунина, предполагавшего построить на основе безгосударственного самоуправления, законе правды, честности, полном доверии между всеми братьями и в отношении к каждому человеку, принципиально расходился с макиавеллистским и иезуитским планом Нечаева, согласно которому все человечество обращается в рабство с помощью создания могущественного полицейски-иезуитского государства. Одновременно такое расхождение означало полный разрыв Бакунина с нечаевщиной. Ничто не могло поколебать приверженности Бакунина к революционной борьбе против власти, господства государства над человеком за подлинное царство свободы, которой он посвятил всю свою жизнь. Даже в период неудач, он верил, что будущее все же принадлежит безгосударственному социалистическому обществу как обществу равных и свободных людей, как высшей ступени исторического развития человечества. “Будет время, - писал он в книге “Государственность и анархия”, - когда не будет более государств… будет время, когда на развалинах политических государств оснуется совершенно свободно и организуясь снизу вверх в единый братский союз вольных производительных ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих безразлично, потому что свободно, людей всех языков и народностей” (Бакунин М. Государственность и анархия.М., 1990. С. 387) - такова политическая позиция анархиста Бакунина. Вместе с тем при всей утопичности, противоречивости программы пути создания безгосударственного общественного порядка, игнорирования личностного начала, при всех проявлениях его неистового бунтарства против властей, шатаниях, бросаниях из крайности в крайность, вряд ли можно подвергнуть сомнению гуманность его идеала, основанного на ненависти ко всякому гнету и эксплуатации, подавлению и унижению человека, и движимая неугомонной, пламенной страстью борца за освобождение трудящихся, за справедливое устройство общества, притом всего человечества.
П. Кропоткин (1842—1921)
Петр Алексеевич Кропоткин — русский ученый-орограф (орография — наука, изучающая рельефы земной поверхности), затем профессиональный революционер, теоретик анархизма. После смерти М. А. Бакунина (1876) Кропоткин становится наиболее авторитетным теоретиком анархизма, участником многих международных социалистических и анархистских конгрессов, автором фундаментальных работ по теории развития общества, революционной деятельности, теории будущей анархии, этическим вопросам капитализма и коммунизма. Занимался публицистической деятельностью, Сотрудничал во многих европейских изданиях, сам издавал газету «Le Revolte» («Бунтовщик»), выходившую в 1879—1881 гг. в Женеве, а затем в Париже. Основные труды: «Анархия, ее философия и идеал»; «Взаимная помощь как фактор эволюции»; «Речи бунтовщика»; «Этика»; «Записки революционера»; «Великая французская революция 1789—1793 гг.»; «Хлеб и воля»; «Современная наука и анархия». В 1904 г. Кропоткин создал Лондонскую группу русских рабочих. Она стала школой, постоянным действующим теоретическим семинаром идей анархизма. Пройдя эту школу, русские анархисты вели пропагандистскую работу в России. Основным законом природы вообще и человеческого общества в частности, он считал закон взаимной помощи, который может рассматриваться как ведущий фактор социальной эволюции, которая не совершается постепенно и монотонно; она постоянно прерывается революциями — периодами ускоренного развития. Революционные ускорения, вызванные накопившейся социальной энергией, такая же закономерность общественного движения, как и замедления и застои. Общество не однородно. Оно всегда подразделялось, с одной стороны, на народные массы, с другой стороны, на представителкй науки и религии, хранители законов и обычаев, а также начальники боевых дружин, которые, несмотря на борьбу между собой, всегда приходили к согласию, чтобы господствовать над народом, заставить его работать на них. Анархизм представляет собой творческую созидательную силу самого народа...» (там же. С. 246). Творчество народных масс, опираясь на развитие науки и техники, создает, по его мнению, учреждения, необходимые для свободного развития общества, в отличие от правительстве ных учреждений, созданных для господства над народом сковывания его свободного волеизъявления. «Анархизм ро дился, — подчеркивает Кропоткин, — из того же протест критического и революционного, из которого родился вообще весь социализм». Анархизм, как наиболее радикальное течение социализма идет до конца в разрушении власти господствующей элиты, «он поднимает свою святотатственную руку не только против капитала, но также против его оплотов: государства, централизации и установленных государством законов и суда» (там же. С. 248—249). Анархизм существовал в индивидуалистической и коллективистской форме. В современном обществе (то есть обществе XIX в.) анархистский идеал может быть только идеалом общественным. Именно этому, то есть объединению народных масс разных стран в борьбе с угнетающими их капиталом и государствами, служит Интернационал, являющийся одновременно зачатком новых отношений между «федерациями производителей и потребителей» будущей анархии, отношений обмена, основанных на требованиях социальной справедливости. Анархическая федерация будет состоять из трех родов союзов людей: производственных (сельскохозяйственных и промышленных), союзов для обмена и потребления и обществ для реализации различных научных, религиозных, художественных, досуговых и других интересов и потребностей. Все эти союзы, общества и общины будут развиваться по естественным законам без всякого насилия извне, насилия, вызванного социальным неравенством, стремлением к личному обогащению и к власти. Признавая наличие религиозных интересов и потребностей у народных масс, Кропоткин, тем не менее, выступает против церкви как организации, не служащей освобождению и нравственному совершенствованию народа. Отрицательно относится он и к законам, и вообще к законодательному процессу, как части государственной деятельности. «Социальную революцию нельзя произвести законами». Отсюда, наиболее эффективным способом сокрушения буржуазного общества является «прямая борьба труда против капитала», то есть деятельность рабочих организаций вне и помимо государственных органов. Анархия или Федерация, то есть будущее безгосударственное, «безначальное» общество должно состоять из свободного объединения (точнее сосуществования) союзов и общин, которые сами будут решать все вопросы производства, обмена, потребления, удовлетворения других потребностей людей. Стремление коммунистов к полному равенству и установлению общественной собственности объединяет их с анархистами, но любая государственность, даже в форме диктатуры пролетариата, ведет к несвободе, новому закабалению личности. «Имея анархию как цель и как средство, коммунизм станет возможен, тогда как без этой цели и средства он должен обратиться в закрепощение личности и, следовательно, привести к неудаче» (там же. С. 395). Октябрьскую революцию Кропоткин принял, хотя критиковал диктатуру большевиков, фактически отстранивших представителей других социалистических партий от управления обществом, запрещавших неугодные им политические организации. Он предупреждал в целой серии писем Ленину о неизбежной бюрократизации жестко централизованного, огосударственного общества с единственной политической партией, неэффективности только крупных и сверхкрупных государственных промышленных предприятий без развития средней и мелкой «гибкой» кооперации и инициативы снизу. ЛИТЕРАТУРА К ТРЕТЬЕМУ РАЗДЕЛУ «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.199 (0.012 с.) |