Протестанско-реформаторское направление (Лютер, Кальвин) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Протестанско-реформаторское направление (Лютер, Кальвин)



 

М. Лютер

(1483—1546)

Лютер Мартин — немецкий теолог и государственный деятель, положивший начало Протестантской реформации, основатель нового немецкого христианского вероисповедания (лютеранства). После окончания Эрфуртского университета (1505) был пострижен в монахи-августинцы, а в 1507 г посвящен в сан священника. В 1512 г назначен профессором библейской теологии в основанном в 1502 г университете Виттенберга.

Когда папа Лев X (1513—1521) 4 сентября 1517 г. разрешил проповедь Индульгенции (папская булла о Великом отпущении грехов за деньги), Лютер прибил к церковным воротам княжеского замка в Виттенберге свои, ставшие вскоре знаменитыми, 95 тезисов, направленных против папской буллы и против проповедника Индульгенций Иоганна Тецеля. С этого момента Лютер становится в центр Протестантского движения против принятого католической церковью кодекса этики, церковного ритуала и литургии.

В 1520 г он объявляется папой еретиком и отлучается от церкви. Лютер публично сжигает папскую буллу об отлучении, осуществляя тем самым акт полного нравственно-религиозного размежевания с папством. В 1521 г на диспуте в Вормском рейхстаге он отстаивает свободу совести, критикует все инстанции церковного авторитета и требует замены их высшим авторитетом – Библией.

Посвятив 15 лет ее переводу на немецкий язык, он сделал Библию доступной для каждого. Отныне не папа, ни епископ, никакой человек «не имеют права установить хотя бы единую букву над христианином, если не будет на это его собственного согласия; что делается иначе, делается в тираническом духе», всякий христианин на основе принципа «всеобщего священства» обладает правом ее собственного толкования и собственной защиты веры. Своей проповедью о необходимости личного и внутреннего отношения к Богу Лютер опирался на мистические идеи немецкого схоласта Мейстера Экгарта, приближавшего бога к человеку (отрицая миссию католической церкви, считал себя посредником в отношении душа-Бог), и самоучки, самородка из народа пантеиста Якова Беме, полагавшего, что истину надо искать внутри себя, в глубине собственного духа.

Итак, провозглашено учение о «всеобщем священстве», о равенстве всех верующих перед Богом. Согласно его центрального догмата, христианин спасается единственно верою, даруемой Богом без помощи католической церкви и ее религиозного закона. Каждый верующий оправдывается своей верой лично перед Богом. Провозглашается свобода вероисповедания. «Никто не может быть принужден к вере, но всякий призывается. Кто должен прийти, того Бог сам подвинет призывом».

Отвергнут авторитет папских декретов и посланий, решений соборов. Выдвинуто требование упразднения обособленного сословия священников. Устранены монашество, прелаты римской курии (вся дорогостоящая иерархия). Единственным авторитетом в вопросах веры является Священное Писание. Мирская деятельность рассматривается как служение Богу.

При разграничении функций светской и духовной власти Лютер допускал вмешательство светской власти в дела веры в случаях, когда кем-либо отрицались догматы Священного Писания, или свершалось богохульство. Защищая свободу совести, Лютер выражал свое отношение к инакомыслию и еретическому движению: «Еретиков надобно побуждать не огнем, а Писанием… Если бы все дело состояло в том, чтобы победить огнем, то палачи были бы ученейшими учителями в мире».

Провозглашенные Реформацией протестантские начала не отразилась на отношениях церкви к государству. Протестантизм уничтожил иерархию и духовенство, призвал всех верующих к участию в церковном управлении, одинаковую власть в слове Божьем и совершении церковных таинств. Церковь превращалась в демократическую общину с одинаковыми правами. Она не должна вмешиваться в мирские дела, давать указания светским властям, отменять гражданские законы. Протестантские эпископы не имеют ни какой власти и права свершать суд, кроме отпущения грехов. Вне юрисдикции государства и его законов находится духовный мир человека.

Взгляды Лютера поддержали не только бедные крестьяне южной части Германии, поддержку которых он отверг и восстание которых осудил (1524-1525 гг.). Их разделяли и немецкие коммерсанты, и князья - противники немецкого императора, чью помощь Лютер охотно принял. В различных кругах населения Реформация подняла надежды на близкое водворение евангельского братства и полной свободы, на изменение все социальных отношений. Недовольство старой церковью перешли в стремления реформировать всю общественную жизнь, включая и государство.

В работе «О светской власти» Лютер подкрепил значение светской власти своим признанием и сочувственным признанием ее авторитета как карательной и защитной организации. «Светская власть, - писал он,- имеет в руках меч и лозу, чтобы наказывать злых и защищать добрых».

На светскую власть как блюстительницу всех интересов общества возлагалось и попечение о делах веры, допуская в одном и том же лице, но в разных отношениях князя и эпископа. Он высказал теорию безусловного повиновения светской власти, утверждая, что Евангелие проповедует страдание и терпение и всякое восстание, несмотря на его справедливой характер, должно быть осуждено, как противное христианскому закону, а участников восстания призывал истреблять как бешеных собак. Это способствовало усилению светской власти и даже известное ее преобладание над церковью. Держась более закона, нежели свободы, Лютер и его последователи - лютеране не создали особой церковной власти, единой церкви. Их церковь, естественно подчиняясь светской власти, получила вследствие этого монархическое устройство.

Реформация, таким образом, была не только религиозным, но и политическим движением, связанным с коренным преобразованием церковной и светской организаций, признанием самостоятельного значения государственно-политических отношений, пониманием свободы совести как неотчуждаемого личного права.

Ж. Кальвин

(1509—1564)

 

Кальвин Жан - французский реформатор, основатель кальвинизма (пуританства). Юрист по профессии. Под влиянием идей Лютера отрекся от католицизма (1531) и примкнул к протестантскому движению. После 1536 г. Кальвин отходит от Лютера в вопросе о предопределении (доктрины, утверждавшей, что Бог предопределил все явления и все события в начале Творения мира и что только своим избранникам он сулит избавление), Церкви, Христе и таинствах. Главным в доктрине Кальвина становится не вера, как в лютеранстве, а Благодать Божья.

В «Вестминстерском исповедании» Кальвин изложил основные положения своего учения. Суть их в следующем: - есть Бог, Всевышний, который создал мир и который им правит, но который непостижим для конечного разума людей; - Бог создал мир во славу себе; - этот всемогущий и таинственный Бог заранее предопределил каждому из нас спасение или осуждение на погибель, мы же своими действиями бессильны изменить его предначертания; - человек, которого он предопределил к спасению или гибели, должен трудиться на умножение славы Божьей и на создание Царства Божьего на земле; - дела мирские, человеческая природа, его плоть относятся к категории греховности и гибели, спасение же даруется человеку свыше как благодать.

Преследуемый католической церковью, эмигрировал из Франции. Два года жил в Женеве, где возглавил реформаторское движение. Ввел строгую дисциплину в протестантских общинах. Позднее Кальвин был изгнан из Женевы, но в 1541 г. с почетом возвращен и наделен полномочиями церковного диктатора, признан учителем Протестантской религии, главой реформированной Церкви («Женевским папой»). Он создал своеобразную структуру политической организации, основными звеньями которой стали кальвинистские общества — главные распространители идеологии протестантства в странах Европы.

Кальвинизм, по сравнению с лютеранством, упростил христианский культ, приведя его в полное соответствие со Священным Писанием (не только с Новым, но и с Ветхим заветом). Соединяя государство и церковь в единое целое, в отличие от лютеранства, он сохранил по отношению к первому относительную независимость. Одной из главных обязанностей церкви Кальвин считал упрочение благополучия государства, а государства — обеспечение благополучия церкви.

Согласно его концепции, идеальное государство — это республика, в которой граждане избирают аристократов духа, способных управлять государством, и в которой власть распределена равномерно между членами городского магистрата, получившими свои полномочия от Бога и обязанными применять Закон Божий (заключенный во всех сердцах граждан) к делам гражданского общества. Борясь за чистоту вероучения, Кальвин использовал насильственные средства. С его содействия был приговорен к сожжению на костре теолог Михаил Сервет, якобы не признавший догмата троичности. Эта участь постигла и многих других инакомыслящих ученых-гуманистов. Однако идеи кальвинизма были хорошо восприняты буржуазными предпринимателями, которые стимулировали свою деятельность сознанием богоизбранности, рассматривая ее как непосредственный результат проявления необходимой божьей воли.

Общественно-политические взгляды Кальвина оказали огромное влияние на концепции церкви и государства Западного мира. Они определили идеи гугенотов во Франции, пуритан в Англии, а через них — раннюю политическую культуру Америки. В XX в., после некоторого ослабления в XVIII—XIX вв., кальвинизм снова возродился. Свои религиозные и политические идеи Кальвин изложил в книгах «Установление Христианства», «Научение и исповедание веры» и других произведениях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.01 с.)