Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая система и политические режимы в Древнем РимеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Римская ранняя республиканская политическая система весьма напоминала греческую систему полисной демократии. После царского периода, в который, впрочем, имел место и совет старейшин, и народное собрание, составлявшие монархическую политическую систему, в период республики (IV—I вв. до н. э.) по римской традиции вместо двух царей ежегодно избирались два консула. Народное собрание в это время стало действительно решающим законодательным институтом. Сенат, продолжая оставаться сословным органом, как и другие государственные институты, тем не менее функционировал на демократическом принципе коллегиальности. Народное собрание в республиканском Риме собиралось по комициям. Существовало три типа комиций: куриатные (собрание членов всех трехсот римских родов по своим куриям), центуриатные (по признаку службы в армии) и трибутные (по территориальным округам — трибам). Всего в республиканском Риме было 35 триб (4 городские и 31 сельская). По центуриатному признаку все население раннереспубликанского Рима состояло из пяти классов. По закону Сервия Туллия I класс выставлял 80 центурий (сотен воинов в полном вооружении), II, III, IV—по 20, V класс — 30 центурий. Кроме того, римское войско включало 18 центурий всадников, 4 центурии ремесленников и музыкантов и одну центурию пролетариев, не принадлежавших ни к какому классу, обладавших имуществом ниже ценза в 12,5 тыс. сестерциев. Основными считались трибутные комиции, где обсуждались базовые, главные законы и избирались низшие магистраты: квесторы, эдилы и др. Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира и выбирали высших магистратов: консулов, преторов, цензоров. Куриатные комиции в процессе борьбы плебеев с патрициями за равные политические права утратили свое значение. Трибутные и центуриатные комиции не имели права законодательной инициативы и могли только дать ответ на запрос должностного лица. Подчеркнем, что Римская республика не знала деления власти на законодательную, исполнительную и судебную. Законы принимались на комициях, но у них не было законодательной инициативы. Всей текущей политикой, государственным управлением заправляли выборные должностные лица — магистраты. Высшие магистраты имели империй (права, включающие управление войском, юридическую власть, созыв сената и народного собрания, издание указов). Полный империй имели два консула, избираемые на один год. Преторы тоже получали империй на год, но в основном руководили судопроизводством. Два цензора избирались на пять лет, но их империй длился 18 месяцев и заключался в ревизии ценза (имущества) высших сословий — сенатского и всаднического. Низшие магистраты — квесторы, исполняли функции казначеев, и эдилы, надзирали за состоянием города и устройством зрелищ и праздников. Народные трибуны, избиравшиеся в количестве 10 человек, империя не получали, но имели право вносить законопроекты и налагать вето (лат. запрещаю) на решения всех магистратов и Сената. Кроме всех перечисленных ординарных магистратов (избираемых обычным путем на обычный срок), в чрезвычайных обстоятельствах назначались экстраординарные во главе с диктатором. Он назначался на строго ограниченный срок в шесть месяцев из числа консулов по решению Сената и обладал всей полнотой власти, как монарх. Против власти диктатора не действовало вето народных трибунов. Римский сенат формировался из высших магистратов, отслуживших свой срок, и формально считался консультативным органом действующих магистратур, но фактически (учитывая ежегодную смену магистратов) превратился в правительство. Сенаторы преимущественно занимались распределением финансов, внешней политикой, военным строительством и делами религии. Сенат выступал также арбитром в спорах между магистратами, решал некоторые судебные дела. Он состоял примерно из 300 сенаторов. В период развитой республики с точки зрения полноты прав население Рима делилось на три категории: сенаторы, всадники, плебеи. Сословная принадлежность, за исключением положения раба, не наследовалась. Общественный статус определялся цензовым (имущественным) положением и, что более существенно, занимаемой государственной должностью. Каждый полноправный римский гражданин имел право: — владения имуществом (лат. jus commersii); — аренды общественной земли (aqer publieus); — вступления в брак с представителем любого сословия (jus connubii); — активное и пассивное избирательное право (jus suffragii) и (jus honorum). Такая политическая система, весьма напоминавшая греческую полисную демократию, получила название «республика» (лат. res publica— дело народа). С расширением границ, ростом населения, увеличением коммуникаций, Римская республика вступила в период политической нестабильности, который достиг своего апогея в I в. до н. э. и завершился гражданской войной (49—45 гг. до н. э.) между армиями Помпея и Цезаря. Победивший Цезарь изменил республиканскую политическую систему на систему принципата. Но гражданские войны продолжались: Последнее сражение у мыса Акций между Антонием и Октавианом (31 г. до н. э.), завершившееся победой последнего, ознаменовало собой не только окончание гражданских войн и политических потрясений, но и окончательный отход от республиканской формы правления и переход на новую политическую систему — систему принципата. Действительное изменение республиканской политической системы, состоявшей из власти консулов (монархическая власть), сената (аристократическая власть) и народного собрания (демократическая власть), на императорскую, при которой власть интегрировалась путем сложения консульского империя (военная власть, управление провинциями, дипломатия) и трибунских прерогатив (вето решения любой власти, право инициативы в гражданских делах) проходило в два этапа. На первом этапе (реформы Юлия Цезаря и Октавиана Августа, I в. до н. э.) республиканская политическая система была трансформирована, как уже упоминалось, в систему принципата, в которой республиканские институты (сенат, консулы, комиции) еще не разрушены, но ведущая роль принадлежит принцепсу (первому сенатору) узурпировавшему право определять повестку дня и выступать в сенате последним. Принцепс мог быть избран консулом или нет, но его власть, державшаяся сначала на авторитете Цезаря и Августа, стала политической нормой. Эту систему Теодор Момзен назвал еще «диархия (т. е. двоевластие) принцепса и сената». Таким образом, политическая система принципата означала равновесие между единоличной властью принцепса и коллегиальной властью сената и просуществовала почти 200 лет (середина I в. до н.э. — начало III в. н.э.) вплоть до реформы Диоклетиана. В конце III в. римское общество переживало очередной период политической нестабильности. Внешние войны и давление варваров отнимали значительные ресурсы, восстания рабов, расходы на зрелища и бесплатные раздачи подтачивали государственную казну. Выборы императора войском давали ему только империум на управление легионами и завоеванными территориями — провинциями, но не означали еще единоличной власти в государстве. Вот, например, как пришел к власти Диоклетиан. Сын сенаторского раба, получившего свободу и ставшего писцом, Диоклетиан использовал армию как фактически единственную возможность карьеры. Он дослужился до должности губернатора провинции Мезия, был возведен (в то время уже не избирали) в звание консула и наконец стал начальником дворцовой стражи, т. е. гвардии императора. Во время победоносного персидского похода умер император Нумериан, и Диоклетиана на военном совете преторов и трибунов избрали императором. Для утверждения своего положения Диоклетиан привлек к управлению империей своего боевого товарища, недалекого и жестокого Максимилиана, который железной рукой наводил порядок в провинциях, подавлял любое недовольство граждан и рабов. Задача спасения империи «от тиранов и варварства» была выполнена, и в 303 г. Диоклетиан решился на политическую реформу. Максимилиану было поручено привлечь к суду и уничтожить наиболее авторитетных сенаторов. Сенат вообще был лишен властных функций и имиджа хранителя республиканских ценностей. Статус сенатора стал чисто номинальным, фактически почетным званием, даваемым императором. А титул «император» стал означать не генерала армии, а владыку империи. К титулу «император» теперь стали прилагаться титул «доминус» (лат. - господин), который означал власть государя над своими подданными, а не власть, как ранее, командира над солдатами. Кроме того, Диоклетиан перенес столицу империи на восток в г. Никодимию, которую отстроил с восточной пышностью и в которой возобладали восточное почитание и даже обожествление монарха. Такая политическая система получила название «домината» или «империи». Интересно, что Диоклетиан добивался беспрекословного единовластия императора не для собственного тщеславия, а ради укрепления государства и процветания общества. После завершения политической реформы он отрекся от власти (303 г.) и еще девять лет жил как частное лицо в роскошном дворце, занимаясь садоводством и огородничеством. Именно он ответил отказом на предложение Максимилиана вернуться к власти словами: «Если бы ты знал, какая у меня в огороде капуста».
3.1а. Особенности политических воззрений Древнего Рима Развитие политических воззрений Древнего Рима находилось под заметным влиянием древнегреческой философско-политической мысли. Фундаментально отправные политические концепции (особенно платоновские и аристотелевские идеи о смене форм государственного правления, о единстве закона и справедливости, морали и политики, идеи о государственном управлении на основе учета обычаев и традиций) получили свое конкретное воплощение в зачаточных формах в теориях «естественного» и «договорного» права. Творческое использование этих теорий сочеталось с развитием оригинальных новых положений с учетом собственно римских традиций. Так, у известного греческого историка Полибия (210-112 гг. до н.э.) в его монументальном труде «Всеобщей истории в сорока книгах» мы находим первое представление о совершеннейшей государственной форме правления - смешанной, образованной из соединения элементов форм монархии, аристократии, демократии, которая, по его мнению, могла стать прообразом государственного устройства римской республики. У Тита Лукреция Кара (99 - 55 гг. до н.э.) мы находим мысли о социальной роли политической деятельности как главного условия сохранения "договорного" права и укрепления этических норм человеческого сообщества. Как сторонники «естественного» и «договорного» права, Полибий и Лукреций связывали их возникновение с определенной стадией развития государственности. «Естественное» право (неписанный закон), основанное на общей для всех природе разума, формирует сообщество людей - государство. Конструктивным материалом его устойчивости и зрелости все более становятся совершенствующие нравы (мужество, долг, способность выстоять во всесокрушающих превратностях судьбы и т.п.), добрые обычаи и законы общества. Именно они и составили суть справедливости как синонима общепризнанного "естественного" права - высшего мерила урегулирования сложившихся политических отношений между гражданами государства. Это, в конечном итоге, определяло и достоинство государственного образования. Развитие Полибием и Лукрецием на римской почве отправных древнегреческих идей о «естественном» и «договорном» путях общественного устройства (правда, в зачаточной форме) получили свое конкретное воплощение в философско-правовом учении Цицирона, в теории римского права, ставшей к тому времени специфической наукой-юриспруденцией. В условиях римской действительности юриспруденция приобретает не только научное достоинство, но и значение политической практики. Особенно в эпоху эллинизации Рима (I в. до н.э.), в эпоху интенсивной интеграции римской и греческой культур (греческой духовности и римской гражданственности), она все глубже проникает в зарождающее политикое сознание римского общества, становится главным руководством государственно строительства римской империи, инструментом создания ее институциональных политических структур. Учитывая обусловленность политических воззрений римских мыслителей, с одной стороны, развитием социально-политических отношений различных слоев римского населения (патрициями и плебеями, нобилитетом и неимущими, оптиматами и популярами, свободными и рабами), с другой перестройкой политического механизма в имперскую эпоху, связанной с заменой республиканской формы правления (VI - I до н.э.) режимом неограниченной императорской власти и государственным культом правящего императора (I в. до н.э.), попытаемся разобраться с вопросом о том, какое влияние оказали ведущие политические силы (в том числе и оппозиция - в лице раннего христианства) на формирование структур власти в политической системе римского общества. В этой связи проанализируем политические идеи одного из крупных идеологов римской аристократии – Марка Тулия Цицерона. В отличие от Аристотеля, философия политики у Цицерона, больше направлена на выполнение гражданских функций, на воспитание патриотических мотивов поведения конкретных граждан общества (особенно молодежи). Философско-политические размышления великого оратора и политического деятеля несут в себе элементы рационалистического, прагматического начала. Рассматривая конкретного человека в связи и зависимости от общественных, политических отношений, а государство как «достояние народа», опираясь на римскую героическую традицию с ее нормами долга, он с большей силой подчиняет философию политике, видя в ней средство «возделывания души» — формирования у граждан чувства долга, обязанностей перед державой (трактат «Об обязанностях»). В начале первого тысячелетия нашей эры Луций Сенека с позиции чистой нравственности и нравственного долга обосновал идеал свободного человека. Его знаменитые «Нравственные письма к Луцилию», «О блаженной жизни» оказали нравственно-политическое влияние на формирование христианской теологии. М. Цицерон (106—43 гг. до н. э.)
Марк Тулий Цицерон, как известно, был не только выдающимся оратором, государственным деятелем, но и видным политическим мыслителем. Он происходит из богатого римского сословия «всадников». Получив отличное по тем временам образование, он в совершенстве овладел греческим, латинским языками, создав классический язык, «язык Цицерона». Начало ораторской, политической и судейской деятельности приходится на годы тирании Суллы (82-79 гг. до н. э.). В 80 г. до н. э., Когда Цицерону было 26 лет, ему пришлось выступить против одного из любимцев римского тирана, что было достаточно, чтобы на молодого адвоката пала грозная тень Суллы. Цицерон оставляет Рим и отправляется в Грецию и Малую Азию. После смерти Суллы он вновь возвращается в Рим (76 г. до н. э.). Его избирают квестором (помощником консулов в финансовых и судейских делах) и отправляют на Сицилию. Вершина политической деятельности Цицерона - его консульство в 64—63 гг. до н. э., когда он смело и красноречиво выступает против Катилины - нового претендента в тираны. Четыре речи Цицерона против Катилины - лучшие из его дошедших до нас пятидесяти восьми речей. Разоблачив заговор Катилины против республики, Цицерон приобретает большое политическое влияние. Активная политическая деятельность неоднократно сменялась вынужденной бездеятельностью вследствие игры враждебных Цицерону политических сил. Однако это создавало условия для писательской работы. Как политика, общественного деятеля его волнуют главным образом государственные вопросы. Результатом его писательской деятельности являются политические трактаты «О государстве», «О законах», «Об ораторе» (50-51 гг. до н. э.). Позднее, в 44 г. до н. э., Цицерон пишет популярный политический трактат «Об обязанностях». В этой связи попытаемся уяснить себе суть основных аспектов анализа Цицероном политических институтов власти, эволюции и образования их модифицированных форм. В диалоге "О Государстве" большое внимание он уделяет анализу теории кругооборота государственных форм власти, логически породившей идею смешанного типа государственного правления, подобно той, которая в зачаточном виде в свое время возникла у Полибия. В первой, второй книгах трактата дано юридическое обоснование государства и его наилучшего устройства, в третьей и четвертой - философско-политическое толкование идеи справедливости как правовой основы государственности, в пятой и шестой анализируется идеальный вид государственного деятеля. В диалоге "О законах" Цицерон делает попытку согласовать природные законы, естественного права с одобряемым им государственным строем и указывает на ряд принципов, в соответствие с которыми осуществляется государственное управление. В трактате раскрываются сущность «естественного» права (I кн.), божественного права (2 кн.) и значение магистратов в системе государственного управления (3 кн.). Реализация правовых гражданских норм в обществе рассмотрена в трактате «Об обязанностях». Философско-политические идеи Цицерона, во многом заимствованные от предшественников, в его творческой интерпретации имели четко практическую направленность и применялись исключительно в целях поиска и создания юридического механизма закрепления в общественной жизни наилучших сторон римской республиканской государственности.. Вместе с тем эти идеи Цицерона не лишены оригинальности и представляют собой своеобразное претворение на римской социально-культурной основе наиболее гуманистических и реалистических идей греков. Обосновывая государство как выражение общего интереса всех его свободных членов, как согласованное правовое общение, Цицерон стоял у истоков понимания идеи «правового государства». Интерес к идеям Цицерона проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в нем своего великого предтечу и гуманиста. Имя и идеи Цицерона как великого республиканца, борца за свободу и справедливость пользовались большим авторитетом у деятелей Французской революции. Наибольшего внимания у многочисленных авторов в истории философской и политической и правовой мысли привлекали идеи Цицерона о формах государства, о смешанном правлении, о государстве как правовом сообществе, о естественном праве, о гражданине как субъекте права и др. Суждения Цицерона по этому кругу проблем находятся в поле внимания и многочисленных современных его исследователей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.241.235 (0.016 с.) |