Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. Этико-политическое учение конфуцианства (Кун-Фу, Мэн-цзы)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конфуций (551-479 до н. э.) Кун Фу-цзы (Конфуций) –выдающийся мыслитель, политический деятель, «учитель десяти тысяч поколений» Китая родился в средней части нанешней провинции Шаньдун в знатной аристократической семье. При правителе царства Лу был советником. После добровольного ухода в отставку основал собственную школу. Свой жизненный путь Учитель Кун емко выразил в немногих словах: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учению. В тридцать лет я имел прочную опору. В сорок лет у меня не осталось сомнений. В пятьдесят лет я знал веленье Небес. В шестьдесят лет я настроил свой слух. А теперь в свои семьдесят лет я следую зову сердца, не нарушая правил». Конфуций жил в «эпоху борьбы царств», то есть в период напряженной политической борьбы между китайскими царствами и беспорядков внутри самих этих царств. Поэтому вопросы о политической стабильности, о методах управления государством и достижения последним богатства и могущества были одними из самых острых вопросов того времени. На эти вопросы, так или иначе, пыталось ответить большинство древних мыслителей Китая. Одним из первых свой ответ на них дал Конфуций. Рассматривая государство как большую семью, а политическую власть государя как аналог власти отца, Конфуций создал свою этико-политическую систему взглядов и по существу заложил основы патриархально-патерналистской теории государства в Китае. Этико-политическое учение Конфуция получило свое отражение в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), которая является важнейшим источником наших знаний о древнем конфуцианстве. В «Лунь-юй» мифология и религия были оттеснены ритуализированной этикой и возникшими проблемами социальной политики. Моральные основы, в отличие от Платона, Конфуций строил не с законами, а с системой традиционных правил (ли), как функции права в установлении порядка и контроля над поведением людей. Он не выступал против законов вообще, но был противником доминирования их над традиционными правилами. Согласно его концепции, политическое правление должно осуществляется на основе принципов эффективности, традиционных правил ли, справедливости и меритократии. 1. Принцип эффективности означает управление с помощью ритуала. В содержании власти, по Конфуцию, на первом месте стоит не силовая, политико-законодательная, а духовно-нравственная характеристика. Он совершенно отчетливо разделяет и отграничивает моральную власть от чисто политической власти, которая реализуется путем насилия и придает особое значение ее ритуализации, усматривая в этом необходимую добродетель. Моральное принуждение правителя может быть подлинно эффективным только тогда, когда оно проводится в духе подлинной беспристрастности и направлено на выполнение главных задач обществ в системе правильного управления - обеспечения достаточной пищи, достаточного оружия (в целях сохранения безопасности страны) и поддержки, доверия народа, «без чего государство не сможет устоять». Как только забота правителя ограничивается группами специальных интересов, его эффективность утрачивает силу воздействия. Ключ к эффективности управления народом Конфуций видел: а) в разумности управления, управления в соответствии со здравым смыслом; б) в силе нравственного примера вышестоящих для нижестоящих; в) в недопущении ослабления наследной аристократии и отстранения от власти своих родственников и привлечения чужих; г) в воспитании повиновения и покорности с помощью религиозного освещения основных идей этики конфуцианства,(например, почитание родителей (сяо), подчинение младших старшим, правителю, формируя понимание любым китайцем, что «правитель-отец, народ – дети»). Конфуцианские символы царственного сочувствия к народу, как правило, взяты из образов родительской заботы и тесного личного внимания и на деле они должны передавать гуманистическую беспристрастность правителя персонально опекающего сообщество в целях его гармонизации в целостность. 2. Принцип управления с помощью системы традиционных правил – ли. Он означает: а) веру в сверхъестественную силу неба как верховного божества и вечное неизменное господство правителя – «благородного мужа»; б) следование концепции «исправления имен», суть которой забота о четком разделении обязанностей в обществе, приведение вещей в соответствии с их истинным названием и былым значением, то есть с нормами, установленными в прошлом: «государь должен быть государем, сановник - сановником, отец – отцом, сын - сыном не по имени, а на самом деле, реально»; в) осуществление управления обществом на основе церемониалов, когда каждый соблюдает требования и обычаи по рангам; г) руководство аристократической верхушки общества человечностью, гуманностью (жень), которое со временем утратилось, подорвав авторитет аристократии. Человеколюбие, по Кун-цзы означает проявление пяти качеств в человеке: почтительность, обходительность, правдивость, сметливость и доброта. Вследствие отсутствия у простолюдинов воспитания и образования, они не могут обладать таким качеством. Одним из важнейших правил поведения конфуцианцев – «не делай людям того, чего не желаешь себе» (ставшим главным требованием нравственного поведения, записанного и в Священном писании, для христиан). В соответствии с этим правилом, с точки зрения политической иерархии, вытекало требование «не делать по отношению к нижестоящим того, чего вы не одобряете в поступках, выше вас стоящих людей», или «не делать по отношению к вашим начальникам того, что вы не одобряете в ваших подчиненных». 3.Принцип меритократии (власть способных, заслуженных) означает управление государством на основе признания «аристократии способностей» при полном отстранении «темных людей», «простолюдинов» от участия в делах государства. Идеал политического лидера это правление аристократов ума, добродетели и знания, а не родовой знати и богатых. Принцип меритократии предполагал также отбор, подготовку (помощь обрести дао) наиболее способных для государственной службы людей, обладающих де. Одним из существенных факторов, поддерживавших в действии этот государственный культ, служила система конкурсных государственных экзаменов в несколько туров, которая в императорском Китае была единственным средством получения государственных должностей. «Учение о середине» является первичным писанием потому, что содержит классическое выражение конфуцианской модели «я» как полярной структуры, простирающейся от внутреннего сердца, обладающего сосредоточенной готовностью отвечать всем вещам в соответствии с их ценностью. Каждая личность идентична любой другой по заложенной в ее природе строить отношение с другой, себе подобной личности. Привычная структура Я, состоящей из души, знаний, чувств - эгоистична, «она искажает видение и дезориентирует действия», тогда как конфуцианский путь дает лекарство от этого эгоизма. В этом смысле конфуцианский урок состоит в том, что они (элементы структуры) должны стать чистосердечными и утонченно-прозрачными, чтобы «сердце могло видеть действительность без искажений и должным образом и без отклонений действовать по отношению к ней». В «Учении о середине» присутствует вера конфуцианцев в создание таких отношений в сообществе, которые были бы основаны не просто на отношении силы, хотя последние также присутствуют, а на подлинном сочувствии правителя ко всем людям, охватывая тех, кто находится на нижних ступенях социальной лестницы. «Великое учение» выступает в качестве первичного писания, поскольку показывает, что задача образования не ограничивается уединенностью души или даже личной жизни, но пролегает с определенными сдвигами в природе через личные общественные роли, через семейные структуры и жизнь сообщества к самым всеобщим и отдаленным структурам политики. Такое сопоставление «Я» и общества, опосредованное космическим добром, такая непрерывность обязательств, существующих между личной и общественной жизнью, близки по своему содержанию платоновскому социальному учению, хотя и выражены уникальным образом конфуцианскими классиками. Политическая роль конфуцианского учения сугубо консервативна, весь смысл которого состоял в соблюдении религиозных традиций в отношении к государственным обязанностям. Конфуцианская идеология - это идеология патриархальной монархии, стратегической целью которой являлось сохранение незыблемости китайского феодально-деспотического государственного строя. Она более двух с половиной тысячелетий оказывала и ныне оказывает существенное влияние на политическую жизнь Китая.
Мэн-цзы (372—289 до н. э.)
Мэн-цзы (372-289 до н. э.) — китайский философ и политический мыслитель, представитель конфуцианской традиции. Выходец из аристократического рода. В своем главном сочинении "Мэн-цзы" разработал 12 принципов успешного ненасильственного правления на основе добродетели, обобщив четыре конфуцианских моральных нормы, то есть «жень» (гуманность), «и» (справедливость), «ли» (ритуал). Согласно его учения, «если правитель государства человеколюбив, у него нет противников в Поднебесной… Подчинение людей силой не приводит к подчинению сердец, люди подчиняются из-за недостатка в силах; подчинение людей добродетелью вызывает радость в сердцах, и люди изъявляют настоящую покорность» Поэтму ценить народные массы, приобретать их сердца, а управляя ими, не допускать утраты ими доброй природы, используя их, не отрывая от дел, по Мэн-цзы, есть в высщей степени проявление справедливости. «Народ – самое важное (в государстве); духи земли и зерна – второе, а правитель – последнее». Если правитель лишён необходимых нравственных качеств он утрачивает моральное право быть правителем и в этом случае не будет считаться преступлением его свергнуть. Такое древнее «право на восстание» и наказание правителя импонировало широчайшим массам. Мэн-цзы почитался и почитается в Китае наравне с Конфуцием. Его книга «Мэн-цзы», наряду с «Лунь юй», «учением о середине», «великим учением» стала четвертым священным источником конфуцианства..
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.15 (0.009 с.) |