В. Легизм (шан ян, хань Фэй) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Легизм (шан ян, хань Фэй)



Шан Ян

(400-388гг.)

 

«Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан») — философско-политический трактат школы фацзя — «законников». Памятник создан в IV—III вв. до н. э. последователями известного теоретика легизма и государственного деятеля Гунсунь Яна, известного в истории под именем Шан Яна — правителя области Шан, пожалованной ему циньским правителем Сяо-гуном (361—338 гг. до н. э.).

Доктрина легизма в варианте, предложенная Шан Яном, стала одним из крупных направлений в политической мысли Китая. По существу она явилась в свет в качестве обоснования тоталитарной концепции государства как гигантской всеохватывающей машины принуждения.

По мнению ее автора, государство есть высший смысл деятельности общества, мера всех вещей, самоценный и абсолютный в своем совершенстве институт, ради которого должен обуздывать себя и сам правитель, отбросив все личное. Государство возникает поэтапно, по мере того как люди стали разделяться на своих и чужих (любить только своих и ненавидеть чужих), различаться по социальному положению (между мужчинами и женщинами, знатными и простолюдинами), по именам и рангам, регламентам

Преследуя цель насильственного объединения Китая и создания сильного централизованного государства, Шан Ян вел активную борьбу с конфуцианством, приведшим, по его мнению. страну к беспорядкам и ослаблению государственной власти.

Основные причины ослабления власти, ведущей к гибели государства, Шан Ян видел: - в распущенности нравов народа (стремление беспечно жить на склоне лет, безумная трата зерна, пристрастие к красивой одежде и вкусной еде, стремление к роскоши, к удовольствию); - в упадке основного занятия – земледелия и господстве второстепенных занятий (ремесло, торговля, политическое интриганство); - в подражании древности, особенно связанного с соблюдением ритуалов, не приносящих пользу.

Шан Ян считал, недостаточным накопление сил, чтобы сделать лю­дей сильными и богатыми, необходимо уметь «использовать их», т. е. направить усилия людей на обработку земли и участия в войне, дабы таким путем они могли осуществить свои желания - получить ранги знатности по должности. В противном случае люди вновь начнут изыскивать обходные пути для осуществления своих желаний — вернутся к торговле, ремеслу, ораторскому искусству, и тогда вновь наступит слабость государства.

Большое внимание в его теории уделено искусству управления. Чтобы достичь хорошего управления, чтобы принести пользу государству, Шан Ян считал «не обязательно подражать древности, ведь мудрый творит закон, а глупый ограничен им, одаренный изменяет ритуал, а никчемный связан ритуалом».

Он указывает на обязательное выполнение основных принципов государственного управления и наведения порядка: - управление страной посредством законов (фа), а не ритуалов (ли); - осуществление реформ, на основе концепции «равных возможностей» направленной на подрыв патриархально-общинных отношений власти; - переход от методов убеждения и нравственного побуждения (опоры на совесть) к правовому принуждению и наказанию (внушение страха перед законом); - замена понимания государства как большая семья на государство бездушно охраняющего закон.

Чтобы навести порядок до того как вспыхнет беспорядок, Шан Ян считает необходимым: вместо добродетельных мудрецов введение института бюрократии, чиновников, несущих личную ответственность; вместо старой системы наследования административных должностей и рангов знатности – учреждение нового принципа назначений за личные заслуги; вместо правителя («отца своего народа») – гегемон, жестоко карающий и внушающий страх и трепет даже за малые преступления; высшая цель - внешняя цель – покорение других народов. Только так, по мнению Шан Яна, может сложиться страна, где земледелие и война - главные опоры государства. Ради этого она существует, где народ боится государственных законов, послушан в войне и пойдет на смерть за правителя.

Цель системы законодательства Шан Яна - введение жестких стандартов, унификации (всеобщее упрощение, устранение излишества). «Государство, в котором осуществлялась унификация год, будет сильным 10 лет; если унификация осуществлялась 10 лет, будет сильным столетие».

Для достижения унификации следует применить следующие методы:

- устранение второстепенных занятий, позволяющих извлекать частную выгоду и ослаблять казну;

- пресечение разномыслия, уничтожение философии и искусства;

- осуществление цензорского надзора и введение системы всеобщего шпионажа;

- обеспечение материального стимулирования, с точным расчетом снижения налогов и повышения льгот, с целью сделать выгодным основное занятие – земледелие;

- введение системы круговой поруки;

- использование системы пожалования рангов, титулов, должностей, наград с целью уравнения имуществ.

Государственный аппарат, то есть чиновники, комплектуются за счет выдвиженцев, при условии их достаточной подготовки. Но надо создать условия, которые бы препятствовали усилению самодовлеющей силы аппарата, развитию в нем коррупции и злоупотреблений. Никакие прежние заслуги не должны освобождать чиновников от суровых наказаний за провинности. Родственные связи также не должны иметь значения. Во времена Шан Яна для контроля за деятельностью аппарата администрации были введены штатные контролеры-инспектора.

Таки образом, в трактате Шан Яна впервые в истории Китая сформулирован целый ряд концепций и институтов, вошедших в императорско-бюрократическую систему. К их числу можно отнести следующие: государственное регулирование экономических процессов в стране; институт бюрократии; систему круговой поруки; институт рангов знатности; законодательную систему; равные возможности при выдвижении на административные посты; личную ответственность чиновника; унификацию мышления чиновничества; институт цензорского надзора.

 

Хань Фэй

(280—233 до н. э.)

 

Хань Фэй - один из крупнейших теоретиков легистской школы, автор многогранного и объемного произведения «Хань Фэй-цзы» (20 глав, 55 параграфов). Оно включает основные элементы учений дао­сизма и конфуцианства, обоснование вопросов гуманности и справедливости. Но главное трактат посвящен анализу государственного строительства и организации его управления. Хань Фэй был ярым поборником создания централизованного государства и укрепления власти правителя.

Большое значение в трактате он придавал централизованному контролю системы эконо­мического регулирования, уделяя первостепен­ное внимание земледелию и воен­ной силе государства. Вместе со своими сторонниками он выступал против конфуцианских правил этикета и моральных догм, которые защищали при­вилегии старой знати. Им Хань Фэй противопоставлял но­вую мораль, которая выше всего ценила интересы государ­ства, игравшего в то время прогрессивную роль.

Согласно его концепции, государство — это система созданных институтов, высшая цель которых обеспечить поря­док и процветание общества, силу государства и преданность населения. Для этого на первый план вы­двигается закон как важнейшее средство достижения указанных целей, как и теснейшим образом связанная с ним система наказаний и роль государя.

В центре - проблема сохранения власти на самом высшем уровне, т.е. как вести себя государю, обеспокоенного положением не стать игpyшкой в руках умного придворного сановника? Хань Фэй рисует образ идеального сановника, первого помощника и друга правителя. Согласно его представления, он должен быть преданным государю, следующему его повелениям, умным и сведущим в законах, в искусстве управления, способным разбираться ясно в делах, распознать своекорыстие других, обладать качествами дальновидного, решительного непреклонного борца с коварным противником.

Однако очень часто рядом с государем оказывается советник совсем иного типа, который не обращает внимания на повеления государя и своевольничает, вредит государству, помышляя лишь о личной выгоде. Такого типа сановников Хань Фэй называет «самовласт­ными».

Одним из критериев отбора он считал профессионализм. Как правило, сановники пер­вого типа обладают более высокими профессиональными навы­ками, нежели «самовластные», ибо у тех все силы уходят на инт­риги. «Человек умный и сведущий в искусстве управления ясно разбирается в делах, и если прислушиваться [к нему] и исполь­зовать [его на службе], то можно распознать затаенные чувства самовластного... если использовать людей умных и сведущих в искусстве управления, способных и сведущих в законах, то чинов­ники знатные и самовластные непременно окажутся вне рамок [закона]».

Хан Фей указывает на психологическую несовме­стимость «профессионалов» и «самовластных»: умные и сведу­щие в законах чиновники, распоряжающиеся властью, очень опасны и пра­витель, сам, не овладевший искусством управления, чаще всего становится их жертвой. Распознать истинные намерения «сановника-узурпатора» весьма трудно — внешне он угодлив и послушен, никогда не спорит и всегда поддакивает, исполняет любые прихоти правителя, а поэтому пользуется его доверием и любовью. Сановник такого типа может оказать пагубное воздействие на всю систему управления, и, прежде всего на бюрократию, которая выходит из повиновения и ориентируется уже на нового хозяина, а в самом обществе деформируются моральные устои.

Шан Ян разрабатывал идею наделения государства экономическими функциями, в соответствии с которой царская администрация должна была регулировать частнопредпринимательскую деятельность, дабы все доходы стекались в одно место.

Хань Фэй, подобно Шан Яну, вычленяет из «народа» те кате­гории населения, которые не заняты в едином государстве, и объявляет их «паразитами». Он называет пять типов таких «паразитов», потенциально опасных как правителю, так и государству: во-первых, это ученые-конфуцианцы, которые расхваливают путь прежних правителей и в своих изысканных речах, вызывают сом­нения в существующих законах, порождая раздвоенность в душе правителя; во-вторых, болтуны, демогоги несущие всякий вздор, главная цель которых - устроить свои личные дела и отбросить дела, полезные для государства; в-третьих, меченосцы, выставляющие напоказ свои качества, чтобы прославить свое имя и нарушить запреты правительства; в-четвертых, земледельцы-общинники, уклоняющиеся за взятки от несения трудовых и воинских повин­ностей и перешедшие под покровительство крупных землевла­дельцев, избегающих повинностей; в-пятых, торговый и ремесленный люд (спекулянты, перекупщики), посягающие на выгоды земледельцев, мастера грубых поделок. Поэтому он выступал против чрезмерного обогащения торговцев, ремесленников, чтобы не выпускать из рук рычаги экономической власти.

Хан Фей был убежден, там, где правители окажутся не способными заняться воспитанием порядочных людей, с целью искоренения этих пяти паразитов, в мире еще будут разрушающиеся государ­ства и гибнущие династии

Трактат «Хань Фэй-цзы» являет собой своего рода итог древнекитайского легизма, его кульминацию. Правда, ему не сужде­но было сыграть заметную роль в истории Китая: крушение гигант­ского эксперимента правителя первой империи — Цинь Ши-хуанди подорвало позиции легизма как практики. Он был дискредитирован и как самостоятельное на­правление мысли. Все, что было им сделано разумного, полезного и нужного стране, было инкорпорировано пришедшим ему на смену официальным ханьским кон­фуцианством, рамки которого оказались достаточно гибки и широки для этого. Однако в истории политической мысли Китая легизм сохранился, и в этом смысле трактат «Хань Фэй-цзы» — явление зна­чительное, заслуживающее пристального внимания и изучения.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.009 с.)