Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. Легизм (шан ян, хань Фэй)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Шан Ян (400-388гг.)
«Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан») — философско-политический трактат школы фацзя — «законников». Памятник создан в IV—III вв. до н. э. последователями известного теоретика легизма и государственного деятеля Гунсунь Яна, известного в истории под именем Шан Яна — правителя области Шан, пожалованной ему циньским правителем Сяо-гуном (361—338 гг. до н. э.). Доктрина легизма в варианте, предложенная Шан Яном, стала одним из крупных направлений в политической мысли Китая. По существу она явилась в свет в качестве обоснования тоталитарной концепции государства как гигантской всеохватывающей машины принуждения. По мнению ее автора, государство есть высший смысл деятельности общества, мера всех вещей, самоценный и абсолютный в своем совершенстве институт, ради которого должен обуздывать себя и сам правитель, отбросив все личное. Государство возникает поэтапно, по мере того как люди стали разделяться на своих и чужих (любить только своих и ненавидеть чужих), различаться по социальному положению (между мужчинами и женщинами, знатными и простолюдинами), по именам и рангам, регламентам Преследуя цель насильственного объединения Китая и создания сильного централизованного государства, Шан Ян вел активную борьбу с конфуцианством, приведшим, по его мнению. страну к беспорядкам и ослаблению государственной власти. Основные причины ослабления власти, ведущей к гибели государства, Шан Ян видел: - в распущенности нравов народа (стремление беспечно жить на склоне лет, безумная трата зерна, пристрастие к красивой одежде и вкусной еде, стремление к роскоши, к удовольствию); - в упадке основного занятия – земледелия и господстве второстепенных занятий (ремесло, торговля, политическое интриганство); - в подражании древности, особенно связанного с соблюдением ритуалов, не приносящих пользу. Шан Ян считал, недостаточным накопление сил, чтобы сделать людей сильными и богатыми, необходимо уметь «использовать их», т. е. направить усилия людей на обработку земли и участия в войне, дабы таким путем они могли осуществить свои желания - получить ранги знатности по должности. В противном случае люди вновь начнут изыскивать обходные пути для осуществления своих желаний — вернутся к торговле, ремеслу, ораторскому искусству, и тогда вновь наступит слабость государства. Большое внимание в его теории уделено искусству управления. Чтобы достичь хорошего управления, чтобы принести пользу государству, Шан Ян считал «не обязательно подражать древности, ведь мудрый творит закон, а глупый ограничен им, одаренный изменяет ритуал, а никчемный связан ритуалом». Он указывает на обязательное выполнение основных принципов государственного управления и наведения порядка: - управление страной посредством законов (фа), а не ритуалов (ли); - осуществление реформ, на основе концепции «равных возможностей» направленной на подрыв патриархально-общинных отношений власти; - переход от методов убеждения и нравственного побуждения (опоры на совесть) к правовому принуждению и наказанию (внушение страха перед законом); - замена понимания государства как большая семья на государство бездушно охраняющего закон. Чтобы навести порядок до того как вспыхнет беспорядок, Шан Ян считает необходимым: вместо добродетельных мудрецов введение института бюрократии, чиновников, несущих личную ответственность; вместо старой системы наследования административных должностей и рангов знатности – учреждение нового принципа назначений за личные заслуги; вместо правителя («отца своего народа») – гегемон, жестоко карающий и внушающий страх и трепет даже за малые преступления; высшая цель - внешняя цель – покорение других народов. Только так, по мнению Шан Яна, может сложиться страна, где земледелие и война - главные опоры государства. Ради этого она существует, где народ боится государственных законов, послушан в войне и пойдет на смерть за правителя. Цель системы законодательства Шан Яна - введение жестких стандартов, унификации (всеобщее упрощение, устранение излишества). «Государство, в котором осуществлялась унификация год, будет сильным 10 лет; если унификация осуществлялась 10 лет, будет сильным столетие». Для достижения унификации следует применить следующие методы: - устранение второстепенных занятий, позволяющих извлекать частную выгоду и ослаблять казну; - пресечение разномыслия, уничтожение философии и искусства; - осуществление цензорского надзора и введение системы всеобщего шпионажа; - обеспечение материального стимулирования, с точным расчетом снижения налогов и повышения льгот, с целью сделать выгодным основное занятие – земледелие; - введение системы круговой поруки; - использование системы пожалования рангов, титулов, должностей, наград с целью уравнения имуществ. Государственный аппарат, то есть чиновники, комплектуются за счет выдвиженцев, при условии их достаточной подготовки. Но надо создать условия, которые бы препятствовали усилению самодовлеющей силы аппарата, развитию в нем коррупции и злоупотреблений. Никакие прежние заслуги не должны освобождать чиновников от суровых наказаний за провинности. Родственные связи также не должны иметь значения. Во времена Шан Яна для контроля за деятельностью аппарата администрации были введены штатные контролеры-инспектора. Таки образом, в трактате Шан Яна впервые в истории Китая сформулирован целый ряд концепций и институтов, вошедших в императорско-бюрократическую систему. К их числу можно отнести следующие: государственное регулирование экономических процессов в стране; институт бюрократии; систему круговой поруки; институт рангов знатности; законодательную систему; равные возможности при выдвижении на административные посты; личную ответственность чиновника; унификацию мышления чиновничества; институт цензорского надзора.
Хань Фэй (280—233 до н. э.)
Хань Фэй - один из крупнейших теоретиков легистской школы, автор многогранного и объемного произведения «Хань Фэй-цзы» (20 глав, 55 параграфов). Оно включает основные элементы учений даосизма и конфуцианства, обоснование вопросов гуманности и справедливости. Но главное трактат посвящен анализу государственного строительства и организации его управления. Хань Фэй был ярым поборником создания централизованного государства и укрепления власти правителя. Большое значение в трактате он придавал централизованному контролю системы экономического регулирования, уделяя первостепенное внимание земледелию и военной силе государства. Вместе со своими сторонниками он выступал против конфуцианских правил этикета и моральных догм, которые защищали привилегии старой знати. Им Хань Фэй противопоставлял новую мораль, которая выше всего ценила интересы государства, игравшего в то время прогрессивную роль. Согласно его концепции, государство — это система созданных институтов, высшая цель которых обеспечить порядок и процветание общества, силу государства и преданность населения. Для этого на первый план выдвигается закон как важнейшее средство достижения указанных целей, как и теснейшим образом связанная с ним система наказаний и роль государя. В центре - проблема сохранения власти на самом высшем уровне, т.е. как вести себя государю, обеспокоенного положением не стать игpyшкой в руках умного придворного сановника? Хань Фэй рисует образ идеального сановника, первого помощника и друга правителя. Согласно его представления, он должен быть преданным государю, следующему его повелениям, умным и сведущим в законах, в искусстве управления, способным разбираться ясно в делах, распознать своекорыстие других, обладать качествами дальновидного, решительного непреклонного борца с коварным противником. Однако очень часто рядом с государем оказывается советник совсем иного типа, который не обращает внимания на повеления государя и своевольничает, вредит государству, помышляя лишь о личной выгоде. Такого типа сановников Хань Фэй называет «самовластными». Одним из критериев отбора он считал профессионализм. Как правило, сановники первого типа обладают более высокими профессиональными навыками, нежели «самовластные», ибо у тех все силы уходят на интриги. «Человек умный и сведущий в искусстве управления ясно разбирается в делах, и если прислушиваться [к нему] и использовать [его на службе], то можно распознать затаенные чувства самовластного... если использовать людей умных и сведущих в искусстве управления, способных и сведущих в законах, то чиновники знатные и самовластные непременно окажутся вне рамок [закона]». Хан Фей указывает на психологическую несовместимость «профессионалов» и «самовластных»: умные и сведущие в законах чиновники, распоряжающиеся властью, очень опасны и правитель, сам, не овладевший искусством управления, чаще всего становится их жертвой. Распознать истинные намерения «сановника-узурпатора» весьма трудно — внешне он угодлив и послушен, никогда не спорит и всегда поддакивает, исполняет любые прихоти правителя, а поэтому пользуется его доверием и любовью. Сановник такого типа может оказать пагубное воздействие на всю систему управления, и, прежде всего на бюрократию, которая выходит из повиновения и ориентируется уже на нового хозяина, а в самом обществе деформируются моральные устои. Шан Ян разрабатывал идею наделения государства экономическими функциями, в соответствии с которой царская администрация должна была регулировать частнопредпринимательскую деятельность, дабы все доходы стекались в одно место. Хань Фэй, подобно Шан Яну, вычленяет из «народа» те категории населения, которые не заняты в едином государстве, и объявляет их «паразитами». Он называет пять типов таких «паразитов», потенциально опасных как правителю, так и государству: во-первых, это ученые-конфуцианцы, которые расхваливают путь прежних правителей и в своих изысканных речах, вызывают сомнения в существующих законах, порождая раздвоенность в душе правителя; во-вторых, болтуны, демогоги несущие всякий вздор, главная цель которых - устроить свои личные дела и отбросить дела, полезные для государства; в-третьих, меченосцы, выставляющие напоказ свои качества, чтобы прославить свое имя и нарушить запреты правительства; в-четвертых, земледельцы-общинники, уклоняющиеся за взятки от несения трудовых и воинских повинностей и перешедшие под покровительство крупных землевладельцев, избегающих повинностей; в-пятых, торговый и ремесленный люд (спекулянты, перекупщики), посягающие на выгоды земледельцев, мастера грубых поделок. Поэтому он выступал против чрезмерного обогащения торговцев, ремесленников, чтобы не выпускать из рук рычаги экономической власти. Хан Фей был убежден, там, где правители окажутся не способными заняться воспитанием порядочных людей, с целью искоренения этих пяти паразитов, в мире еще будут разрушающиеся государства и гибнущие династии Трактат «Хань Фэй-цзы» являет собой своего рода итог древнекитайского легизма, его кульминацию. Правда, ему не суждено было сыграть заметную роль в истории Китая: крушение гигантского эксперимента правителя первой империи — Цинь Ши-хуанди подорвало позиции легизма как практики. Он был дискредитирован и как самостоятельное направление мысли. Все, что было им сделано разумного, полезного и нужного стране, было инкорпорировано пришедшим ему на смену официальным ханьским конфуцианством, рамки которого оказались достаточно гибки и широки для этого. Однако в истории политической мысли Китая легизм сохранился, и в этом смысле трактат «Хань Фэй-цзы» — явление значительное, заслуживающее пристального внимания и изучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.244 (0.008 с.) |