Политические учения голландии и Англии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические учения голландии и Англии



 

Г. Гроций

(1583—1645)

 

Гуго Де Гроот Гроций — голландский политический мыслитель, государственный деятель и дипломат. Родился в семье бургомистра из Дельфта. Получил блестящее образование и воспитание. Обладал редким дарованием с детства, очень рано становится доктором права и принимает активное участие в дипломатической деятельности и политической жизни своего отечества. В 1598 г. становится членом голландского посольства к французскому королю Генриху IV. В 1601 г. назначен официальным историографом Голландских Соединенных Штатов. В 1604 г. участвует в урегулировании спора между Голландской Ост-Индской компанией и Португалией. В ходе политико-религиозной борьбы в Голландии (в 1618 г.) был арестован и в 1619 г. приговорен к пожизненному заключению. В 1621 г. бежал во Францию, где основательно начал заниматься разработкой теории международного права.

Гроций стремился свести в единую периодическую систе­му нормы и ценности, признанные европейскими странами. Этому посвящены его главные труды — трактаты «О праве войны и мира», «О свободе морали» и др. Гроций считается одним из виднейших представителей теории естественного нрава, которая лежит в основе права и морали. По его мнению, среди принципов, распространенных в естественном состоянии человечества, одним из важнейших является стремление к объединению. В силу этого путем общественного договора возникает гражданское общество. Развивая эту мысль, Гроций считает, что если одно государство возникает путем договора, так же может возникнуть и международное сообщество народов, управляемое на основе международного права.

Вопросам теории международного права Гроций уделял особое внимание. Широкое распространение получили его идеи о справедливых и несправедливых войнах, о правомерности нейтралитета, необходимости мирного разрешения международных споров. Гроций был противник войн, но, будучи реалистом, воспринимал их как печальную данность. В своем главном труде «О праве войны и мира» он рассматривал вопросы обращения с военнопленными, положение гражданского населения в зоне военных действий и т. д.

Гроций был сторонником полной веротерпимости, резко выступал против религиозного фанатизма и религиозных войн, считая религию частным делом любого, человека. Именно за эти взгляды ему пришлось поплатиться тюремным заключением на своей протестантской родине, а затем многолетней эмиграцией и смертью на чужбине. В католических же странах его книги были запрещены и торжественно сжигались на кострах.

Гроций во многом предвосхитил свое время. В XX веке идеи великого голландца легли в основу Женевских и Гаагских конвенций о военных преступниках, многих документов и решений ООН.

7. 3.Б. Спиноза

(1632—1677)

 

 

Бенедикт (Барух) Спиноза — нидерландский философ, пантеист и политический мыслитель родился в семье зажиточного купца еврейской общины. Образование получил в религиозном училище. Даровитый ум Спинозы успешно впитал в себя семена демократии, вольнодумства, отвергнув веру и обычаи еврейской общины. 27 июля 1656 г. еретика Спинозу отлучают от религиозной общины, после чего он вынужден был уехать из Амстердама в деревню. Формирующееся философско-политическое мировоззрение он излагает в «Кратком трактате о Боге, человеке и его счастье».

Политическая активность Спинозы усиливается в 60-е годы, когда по косвенному заданию главы антиклерикального буржуазно-республиканского правительства Яна де Витта он пишет одно из самых критических произведений 17 столетия — «Богословско-политический трактат». В обстановке спада политической активности Спиноза в 1675 г. заканчивает «Этику» — главный труд своей жизни и работает над «Политическим трактатом» (продолжением «Этики»), который не успел закончить. После смерти друзья Спинозы опубликовали его посмертные произведения, но они вскоре были запрещены и лишь в XIX в. вновь были опубликованы.

Политические идеи Спинозы тесно связаны с его этическим учением о свободе и необходимости, обосновывающем мотивы поведения людей в обществе и в системе политической власти их природным, естественным состоянием, движи­мым частными эгоистическими интересами граждан. Вместе с тем он не отрицал возможного гармоничного сочетания последних с общественными.

Свобода и демократия (упорядоченная свобода) — главная исследовательская тема Спинозы. Основание свободы — разум, как источник личной автономии и правоспособности, своеправия. Им обеспечива­ется универсальная способность естественно­го - из природы — познания вечных божественных законов и по­виновение им как основу добродетели. Согласно Спинозе, общество, выходит из естественного права в гражданское состояние в результате наличия любой верховной власти как организации публичного правления (res publico). Совокупное тело этой верховной власти – государство. Целью государственного устройства должна быть свобода — прежде всего свобода полити­ческая и религиозная. У государства прав столько, сколько мощи. Своеправие отдельного гражданина «обратно пропорционально степени могущества государства: каждый гражданин, когда действует по праву и по праву обладает чем-либо и защищает это с общего решения государства.В противном случае, все вернется в естественное состояние» (Спиноза Б. Политический трактат // Трактаты.М.,1998. С. 275-276).

Поскольку «ни одно общество не может существовать без власти и силы, а, следовательно, и без законов, умиряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей», общественная связь людей, конституируемая договором (который должен быть основана на идеях естественного права), предполагает, что каждый, перенеся на общество всю мощь, какую он имеет, обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказания, что и составляет стержень государственного права. Такое право Спиноза называет демократией. Демократия объединяет два начала, об­разующих правопорядок: принцип повиновения верховной власти (государству) и свободу.

Каковы все же основные признаки демократического устройства?

Спиноза выделяет четыре основных признака: 1. Это, прежде всего, наличие у граждан («всеобщего собрания людей») верховного права на все;

2. Общество, где фактически каждый гражданин выступает попеременно как суверен (в рамках собрания) и как подданный(в качестве частного лица); 3. Общество, где сам институт демократии, базируется на принципе равенства; 4. Общество, предполагающее определенное соотношение прину­ждения и свободы.

Спиноза утверждает, что государственная власть делает необходимым подчинение общему для всех правопорядку. Это означает, что в основе правомочности действий каждого гражданина санкция (общее решение) государства. Поэтому он конструирует зависимость человека от государства не как что-то чуждое природе самого человека, носящее характер тотального принуждения. Речь идет о правопорядке, исключающего произвол отдельного лица.

В «Политическом трактате» Спиноза жестко увязывает суверенитет и мощь государства со свободой че­ловека: общим условием, основанием и для первого и для второго является главенство разума. Спиноза понимает свободу как необходимое условие благочестия и спокойствия государственной и общественной жизни. В разуме свободного человека он видел средство истинного познания необходимости всеобщих законов (определяемых божеством), способным многое сделать для укрощения аффектов (страстей) людей и упрочения общественной жизни. Отсюда главный вывод относительно определения понятия свободы: «свобода есть осознанная необходимость».

В гражданском (правоподчиненном) со­стоянии, как уже можно было понять, нет ничего, что бы противо­речило естественному разуму и его императивам. По мысли Спинозы,чем более человек руководится разумом, т. е. чем более он свобо­ден, и своеправен, «тем неуклоннее будет он блюсти право государства и испол­нять приказы верховной власти». Однако он полагал, что естественные основы государства все же необходимо выводить не только из указаний разума, а «из общей природы и строя людей», ибо люди в массе своей «скорее следуют руководству слепого желания, чем разума». Поэтому человеческие аффекты: любовь, ненависть, гнев, зависть, честолюбие, сострадание и прочие движения души он рассматривал не как пороки человеческой природы, а как природные свойства, присущие людям. В отличие от Гоббса, теория естественного права у Спинозы более натуралистична, как и теория общественного договора, естественно примиряющая всех людей в государстве с людьми, в чьих руках находится верховная власть, независимо от форм правления.

Политическое учение Спинозы враждебно всякому суеверию, всему тому, что лишено естественного, здравого смысла. Его антиклерикализм выражался в критике догматизма и суеверия церкви, хотя истинную религию философ связывал с мудростью. «Между религией и суеверием,— писал философ в одном из своих писем, — я признаю главным образом, то различие, что суеверие имеет своей основой невежество, а религия мудрость» (Б.Спиноза. Избр. произв.: В 2 т. М., 1957. Т. II. С. 630). В системе отношений между светской и духовной властями, считал он, - недопустимо наделение священнослужителей политической властью. Спиноза фактически выступает сторонником принципа отделения церкви от государства и форму­лирует требование предоставления одной только верховной вла­сти права решать, что законно или незаконно,

Политические идеи Спинозы оказали влияние на формирование свободомыслия в Западной Европе, особенно во Франции XVII—XVIII вв., и Германии XVIII—XIX вв. (Шеллинг, Гегель и др.).

Т. Гоббс

(1588—1679)

Томас Гоббс — английский философ-материалист и политический мыслитель. Родился в семье сельского священника. После окончания Оксфордского университета (1608 г.) знакомство и общение с философом-материалистом Ф. Бэконом, дружественное отношение с Галилеем, Гассенди, Декартом, а также сама обстановка революционной Англии 17 в. определили его мировоззрение и формирование собственной философской системы.

В 1651 г., разорвав отношения с роялистами, Гоббс, делает попытку идеологически обосновать диктатуру Кромвеля. Апология сильной абсолютной власти изложена им в самом крупном и важнейшем произведении «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

В первой части трактовались общефилософские вопросы, включая вопросы толкования человеческой природы. Задача политики, считает Гоббс, заключается в познании государства и подобно устройству часов, необходимо начать его с изучения его отдельных колес и пружин, его составных частей. Вначале он рассматривает государство в состоянии разложения, исследуя природу отдельного человека с целью узнать, способны или неспособны люди к образованию государства и как они должны слаживаться, удовлетворяя желание соединиться в общество.

Чтобы водворить порядок и удовлетворить основным требованиям человека, необходимо с помощью человеческого изобретения создать всемогущее искусственное животное, великий Левиафан, именуемый государством. Государство это механическое соединение отдельных людей, сумма которых представляет гигантскую силу.

Государство - неизвечная категория ему предшествует естественное состояние людей, жизнь которых подчинена естественным законам, вытекающих из природы самих людей. Первым основанием естественного права, согласующимся со здравым смыслом, является необходимость, чтобы каждый сохранил свою жизнь насколько может. Согласно закону природы, в борьбе за самосохранение человек предусматривает необходимость искать мира, а для сохранения мира сталкивается с необходимостью ограничить свои притязания.

Из охранения мира, на основе общественного договора, Гоббс выводит всю систему юридических и нравственных законов. Чтобы законы получили силу в обществе, должна утвердиться власть устанавливающая порядок, сдерживающая необузданные страсти отдельных людей, покушающихся на мир и общественную безопасность. В результате общественного договора возникает государство.По определению Гоббса, «государство - есть единое лицо, которого воля вследствие договора многих людей, является волей всех и может употреблять силы и способности каждого для общего мира и защиты». Это лицо - верховная власть, остальные - подданные.

Верховная власть, которой подданные передали полностью свои права, должна быть безусловной и неограниченной, независимо от формы правления. Глава государства по отношению к народу не связан ничем, он не может быть не правым. Однако подданные, получая от верховной власти все свои права, по отношению к ней лишены всяких прав. Например, гражданам не принадлежит право собственности, поскольку право собственности установлено не естественным законом, по которому у людей все общее, а законом гражданским, поэтому подданные получают свое право от государства и сохраняют его пока государство этого хочет. «Кто имеет господина, то не имеет собственности, все здесь принадлежит государству».

Государственная власть суверенна, нераздельна, не подлежит контролю, стоит выше всех законов ей установленной. Установленная волей граждан, она не может быть устранена по их произволу. Обязанности граждан по отношению к абсолютной власти сохраняются до тех пор, пока она в состоянии защитить граждан. Свергнутой власти они не обязаны подчиняться, а должны починяться той, которая в действительности управляет страной, устанавливая государственный порядок.

Гоббс как выразитель авторитарного политического строя, наделил суверена неограниченными полномочиями: в нем он видел сосредоточие всех видов власти (законодательной, исполнительной и судебной). По этой причине он был противником разделения властей между королем, палатой лордов, палатой общин, считая одной из причин гибели, распада государства. Суверен обладал правом объявления войны и заключения мира, правом выбора советников, министров, правом запрещать вредные учения, в том числе проповеди против ограничения верховной власти.

Во имя единства и неограниченности верховной власти Гоббс отвергает смешанные формы правления, не подозревая, что суверенитет может принадлежать не одному лицу, а совокупности нескольких. Верховная власть может быть троякой: монархической, аристократической и демократической. У Гоббса при его симпатиях к монархическому абсолютизму важнее был государственный абсолютизм вообще. Он защищает верховную власть, прежде всего, как средство защиты гражданского порядка, указывая на плюсы и минусы той или иной формы правления, в которых та или иная власть себя проявляет. По сравнению с аристократией и демократией, монархия лучший образ правления, а аристократия считается лучшей, чем более приближается к монархии.

Стоя за монархию, он не отвергал правомерности демократии, считая народное правление наименее достигающим истинной цели - охранения спокойствия в государстве. В демократии Гоббс усматривает одни слабости: во-первых, в ней столько правителей, сколько демагогов и все они добиваются власти и богатства, здесь властное большинство малосведущее в делах - решения их в большей частью неправильно; во-вторых, исключается ведение государственных тайных дел; в-третьих, бесконечная борьба партий, как источник смуты (предлагал распустить их); в-четвертых, в условиях демократии «законы перемещаются из одной стороны в другую, как бы плавая по волнам».

Проповедь государственного абсолютизма и абсолютизма верховной власти была направлена против клерикализма. Он понимал, что все беды, причины гражданских войн исходили из борьбы между духовной и светской властью. Выход из этого состояния он видел в подчинении духовной власти авторитету светской. Тезис о подчинении существующей духовной власти светской был выгоден Кромвелю, который использовал его в своих требованиях безусловного господства светской власти.

В годы Реставрации Стюартов (1660—1685 гг.) Гоббс пережил весьма трудные времена. Он обвинялся в распространении ереси и вы­нужден был защищаться в небольших специальных работах. В 1688 г., т. е. через три с половиной года после его смерти, Оксфордский университет внес труды Гоббса «О гражданине» и «Левиафан» в число злонамеренных сочи­нений, нацеленных против «священных особ монархов, их правительств и государств и подрывающих устои всякого че­ловеческого общества». Эти сочинения вместе с другими кра­мольными сочинениями были сожжены.

 

Дж. Мильтон

(1608–1674)

 

Джон Мильтон – знаменитый английскийпоэт и писатель, публицист и политический деятель. Получил широкую известность в годы Английской революции, когда английский парламент во имя народного полновластия вел войну с Карлом I, свершая суд и казнь над побежденным монархом. По политическому убеждению - республиканец – демократ, защитник народных прав. С религиозной точки зрения, пуританин, противник папизма, чьи идеи основаны на суеверии и предрассудках. Среди лучших его политических сочинений: «О державе королей и сановников», «Защита английского народа против Салмазия», «О свободе печати», «Трактат о гражданской власти в духовных делах».

Происхождение государства и политической власти Мильтон, также как и Гоббс, выводит из свободного соглашения людей. Согласно его концепции, все люди по природе родились свободными. Они вверили власть одному или нескольким лицам, не как господам, а как поверенным, исполняющим волю народа в соответствии установленными им законами.

Выступая против надуманных привилегий королей, в трактате «О державе королей и сановников» Мильтон исключает прирожденность их титулов, наследственное право на престол и отчетность единственно перед Богом. Кому принадлежит право устанавливать, тому принадлежит право отменять. Поэтому народ всегда имеет право сменять королей, злоупотребляющих своею властью.

Существующие доводы беззакония казни королей, в частности Карла I, были опровергнуты в написанном им трактате «Защита английского народа против Салмазия». В нем выступал он как антимонархист и убежденный республиканец. Основные аргументы: ссылка Салмазия, на текст Свещенного Писания повествующего, что всякая власть от Бога, и что верховная власть не имеет над собой высшего судьи кроме бога, не имеет естественной почвы. В таком случае, замечает Мильтон, от бога же происходит свобода и власть народа, посредством которой «князь устанавливается для народа, а потому народ всегда выше его, и может сменить его, когда считает его недостойным». Монархи также подчинены закону, как и все остальные граждане, хотя законы с самого начала введены для обуздания произвола князей. Если князь - тиран, нарушает законы, правление которого ведет к произволу и рабству, он может быть справедливо судим и наказан.

Отстаивая духовную свободу человека, свободу совести и мысли, Мильтон отрицал всякий духовный авторитет, откуда бы он не исходил. Для него «общественная власть корень и источник всякой свободы, она не только первоначально принадлежит народу, но и всегда остается за ним». Верховная власть, формируемая народом, создается в лоне демократического республиканского политического устройства, адекватного человеческой природе, где человек в праве распоряжаться государственным управлением. Этим он ограждает себя от насилия и тирании.

Опираясь на творческое наследие античных публицистов, прежде всего Исократа, Мильтон в своей речи к английскому парламенту (Ареопагитика) «О свободе печати» доказал вредность и бессилие цензуры помешать развитию свободной мысли. Основная его мысль сводится к следующему. Цензура не только не приносит добра, она производит величайшее зло. «Цензура была изобретена врагами истины, которые хотели преградить ее развитие, а истине нужен один простор: «Дайте мне свободу знать, свободу говорить и доказывать сообразно со своею совестью; это выше всякой другой свободы». Только таким способом можно вернее и безопаснее проникнуть в область греха и лжи, а без познания зла невозможно и сама добродетель, которая состоит в воздержании от дурного и в выборе лучшего». Таким образом, устраняя зло, заключает Мильтон, мы вместе уничтожаем и добро.

Идеи Мильтона легли в основу английской концепции свободы печати, разработанной в Билле о правах в 1689 г. Эта концепция также называется мильтоновской.

7. 6. Дж. Локк

(1632—1704)

Джон Локк — английский философ-просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания, стоял у истоков создания политической доктрины либерализма. Локк рoдился в г. Рингтон (юго-западная Англии) в пуританской семье мелкого судейского чиновника. Еще в детстве проявил большие способности к учебе. После окончания Вестминстерской школы поступил в Оксфордский университет, по окончании которого преподавал там более 25 лет.

Локк вступал в самостоятельную жизнь и формировался как философ и политический мыслитель в период угасания революции и реставрации монархии, когда общество уже испытало на практике идеи революционного переустройства и стали востребованы идеи социально-политического равновесия, политической и общественной стабильности.

Продолжая политическую деятельность, Локк активно занимается политической наукой. После революции он публикует главное свое произведение «Два трактата о правлении» (1790), в котором сформулировал свое понимание места и роли государства в управлении общественными делами. Локк критически отнесся как к абсолютистскому пониманию неразделенной государственной власти, так и к утопическим представлениям радикальных уравнителей-левеллеров и анархистских отрицателей собственности диггеров.

Локк исходил, как и многие мыслители того времени, из концепций естественного права, общественного договора, неотчуждаемых прав личности, предполагавших, в том числе, сопротивление всякой тирании и узурпации власти.

Согласно Локку до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии, и в своем взаимодействии с природой не зависели ни от чьей воли, то есть пользовались свободой и всеми естественными правами, включая право на собственность. Но в естественном состоянии, продолжал Локк, люди не имели гарантий в обеспечении своих прав и свобод, в том числе справедливом решении споров за собственность. Для того, чтобы обеспечить такие гарантии, люди согласились заключить общественный договор о создании политического сообщества или государства. Таким образом, государство, по Локку, - это объединившиеся люди, создавшие путем договора орган власти и права для обеспечения прав и свобод, урегулирования социальных конфликтов и наказания преступников, для защиты общества от посягательств извне.

Подчеркнем, что люди у Локка выступают достаточно рационально мыслящими субъектами и весьма взвешенно отмеряют государству круг его полномочий. По крайней мере, право на жизнь, свободу и равенство перед законом, право на владение имуществом они государству не передали.

Добровольно передав некоторые (еще раз подчеркнем, не все) свои права и свободы, люди полагают, что они должны иметь возможность контролировать деятельность государства, давая ему возможность осуществлять свои и только свои функции по обеспечению прав и свобод граждан и не давая ему возможности узурпировать всю власть над людьми.

Средствам для четкого обеспечения выполнения государством своих функций, но без превышения полномочий, Локк считал: - выбор оптимальной для общества формы правления; - принятие разумных законов и соблюдения законности; - сохранение прав и свобод каждого гражданина, включая право на восстание против тирании; - разделение властей, как гарантию против узурпации власти каким-либо одним политическим институтом.

Если говорить об Англии, форма правления, согласно Локку, ею была выбрана во время Славной революции 1688 г. – это конституционная монархия. Обеспечение принятия разумных законов – это задача парламента. Сохранением законности, обеспечением прав личности должны заниматься суды и органы правопорядка. Для гарантии против узурпации власть в государстве следует разделить.

Теория разделения властей – наиболее известное достижение Локка-политического мыслителя. В своей теории он исходил из сложившегося в английском обществе исторического компромисса между королем, его камарильей и всей аристократией с одной стороны и парламентом, символизировавшим власть общин, власть тех, кто платит налоги – с другой. В основе теории разделения властей лежат политические идеи античности. Вспомним, что Платон в соответствии с частями души: разумной, воинственной и вожделеющей разделял все идеальной государство на сословия философов, воинов, земледельцев и ремесленников. Вспомним, как Полибий объяснял могущество Рима смешанной системой правления, в которой консулы олицетворяли монархическую власть, сенат – аристократическую и народное собрание – демократическую. Безусловно, все эти и другие идеи античности прекрасно знал Локк и использовал их в своей теории разделения властей.

Власть в государстве, рассуждал Локк, если оно подобно разумному человеку должна подразделяться на: 1) власть разума (ведь каждый разумный человек сначала думает, потом действует. Следовательно, государство сначала должно создать разумные законы); 2) власть разумного собственного поведения; 3) власть разумных взаимоотношений с другими людьми. Отсюда вытекает, что власть, чтобы она не могла быть узурпирована ни одним из субъектов, по Локку, должна быть разделена на три независимых, но взаимосвязанных ветви: - законодательная власть, которая должна принадлежать парламенту; - исполнительная власть – суду и армии (вообще-то полиции, но этот орган государства в то время еще не был достаточно развит); - федеративная власть (или власть внешних отношений) – королю и его министрам.

Как сторонник политического и правового равенства, независимости и свободы личности, действующей в системе естественных законов и общественного договора, Локк стал одним из основоположников либерализма, оказавшего существенное влияние на просветительное движение Англии, Европы и Америки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.192 с.)