Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. «артхашастра» - наука политики (IV-III вв. До Н. Э. )

Поиск

 

«Артхашастра» — своеобразный литературный памятник, содержащий ценные сведения по вопросам государственного, экономического и политического устройства древней Индии. Время создания «Артхашастры» окончательно не установлено. Согласно установившейся индийской традиции создание «Артхашастры» относится к периоду между IV и III вв. до н. э., в других случаях, согласно европейской традиции — к первым векам нашей эры, примерно к III в. н. э.

Создание «Артхашастры» приписывается Каутилье — мудрому брахману, государственному деятелю, жившему при Чандрагупте I, историческом основателе династии Маурья. Он выделялся своей хитростью, тонким политическим умом и сравнивался историками с Макиавелли.

Название «Артхашастра» условно переводится как «Наука политики», что более соответствует ее содержанию. В этимологическом смысле «Артхашастра» означает «наука о выгоде», или «руководство к достижению полезного», т. е. «наука о накоплении ценностей». Поэтому произведение, приписываемое Каутилье, называется «Артхашастра» (санскр., букв. — «наука о пользе, о практической жизни»), а не «Нитишастра», что в переводе с санскр. означает «наука политики».

По мнению Каутильи, царь и те высокопоставленные лица, для которых составлялось руководство политики, должны были служить в равной мере трем главным целям в жизни человека, трем факторам, т. е. «тройке», состоящей из закона, или религии, пользы, или богатства и любви, или наслаждения. Предпочтение, отдаваемое тому или другому фактору, нарушает их единство. Однако предпочтение из этих трех факторов Каутилья отдает пользе, считая ее главной, ведущей: «Каутилья считает, что главное — польза, ибо закон и любовь основаны на пользе».

Артхашастра — большое произведение, «единое руководство политики, составленное на основании извлечений из большей части тех руководств по политики, которые были созданы древними учителями с целью овладения землею и для ее охраны» (Артхашастра, или наука политики. М, 1993. С.11).

Оно включает раз­делы и главы о классификации наук, общении с учеными, подавле­нии чувств, назначении министров и главного советника, об испы­тании честности и нечестности министров, о назначении тайных агентов и руководстве ими, о наблюдении в своих и чужих пределах за враждебными и дружескими партиями, о совещаниях и о направ­лении послов, о наблюдениях за царскими сыновьями, о царском жилище и о самоохранении царя.

В «Артхашастре», по мысли автора, наука о государственном управлении приводится в действие истинным поведением и правильным самосознанием личности царя, направленным на сущность вещей. Истинное же поведение государя приобретается либо от природы, либо научным воспитанием подходящего для такой роли человека (будущего царя). «Наука воспитывает того, чей ум направлен на сущность вещей при помощи желания слу­шать…От слушания ведь появляется понимание, от по­нимания приложение к практике, от приложения к практике правильное самосознание. В этом сила науки. Ведь царь, воспитанный наукам, заботящийся о воспитании своих поданных, владеет землею безраздельно, радуясь благу всех существ» (там же. С. 20-21).

Личность мудрого царя является побудительным импульсом и движущей силой власти, именно она приводит всю систему государственного управления в рабочее состояние. Власть царя божественного происхождения. В разделе 16 гл. 19 «Артхашастры» четко определены властные утилитарные функции деятельности царя. Главная обязанность царя — охранять кастовый строй брахманов. Проявляя свою деятельность, он принимает все необходимые меры по обеспечению безопасности государства, осуществляет контроль за ведением финансовых доходов и расходов; рассматривает дела горожан и поселян; совещается с собранием советников; рассматривает тайные извещения шпионов; проводит смотр боеготовности войска, вместе с военачальником обсуждает военные дела. По окончании дня занимается вечерними молитвами, принимает благопожелания домашнего жреца. В итоге «когда царь деятелен, то вслед за ним деятельны его слуги. Если царь бездеятелен, то вслед за ним бездеятельны и его слуги, кото­рые и уничтожают его дела, и он одолевается ненавидящими его». Счастье царя в счастии подданных, в пользе поддан­ных — его польза. Польза для царя — не то, что ему приятно, но что приятно подданным — в том польза царю.

Каутилья строит свою философию политики на научной основе. Принципиальным в трактате является указание на утилитарный характер закона, которым должен руководствоваться правитель. Наряду с признанием того, что «закон основан на истине», предпочтение, по его мнению, следует отдавать практической пользе (артхе) и обусловленным ею политическим мероприятиям и административно-властным установлениям. Хотя царю и рекомендуется руководить «не нарушая закона и пользы», однако именно полезность («руководство к достижению полезного») выступает в трактате в качестве определяющей основы и ведущего принципа политических действий. Выполнение такого рода предназначения возможно адекватными этой высокой и ответственной роли методами и соответствующим поведением.

Итак, в «Артхашастре» впервые в древнем мире были установлены утилитарные принципы политики, властных полномочий правителя, обращенных в пользу народа. Многообразие методов управленческого толка и многозначность предполагаемых по ним результатов, хотя и ставит в центре государственного действия царя, в то же время показывает необходимость привлечения к политико-государственному управлению аппарата чиновников. «Управление царством выполняется с помощниками, одно колесо не вертится, пусть, поэтому он создает себе советников и слушает их советы» (там же. С. 24).

Практическими и полезными видятся наставления царя после того, как им были назначены министры. Перед царем стоит задача - уяснить способности своих ответственных подданных, чтобы уметь направить их деятельность в нужное русло. В трактате автор дает точную характеристику человеку, который, по его мнению, должен представлять собой совершенного министра: «Местный житель, развитый, легко руководимый, искусный в ремеслах, прозорливый, умный, с хорошей памятью, ловкий, красноречивый, самоуверенный, искусный в ответах, одаренный предприимчивостью и храбростью, выносливый, честный, дружественно расположенный, устойчивый в преданности, доброжелательный, сильный, здоровый, стойкий, не упрямый и не легкомысленный, с приятным обращением, не способного вызывать ссоры - это совершенный министр (см.: там же. С. 24-25.) Из этой характеристики следует, что наряду с физическими и психологическими качествами, необходимыми для личности руководителя, немалое внимание уделяется профессиональным качествам и навыкам (прозорливость, красноречие, предприимчивость и др.), что позволяет сделать вывод о практической направленности и значимости данного трактата для развития механизма государственного управления.

В области политической система государственного управления предусматривает действия по укреплению и со­вершенствованию основ государства и единовластия, составление законов и указов, направленных на «сохранение приобретенного, для увеличения сохраненного». В целях безопасности государства, охраны его мира и труда используются утончен­ные средства государственной политики (тайная агентура, тайные наказания, слежка за поведе­нием придворных, тайна пополнения казны, тайные карательные меры). Большое внимание уделяется методам внешней политики (военная хитрость, двойственная политика, приобретение друзей и союзников, способы от­ражения врага, заключение мира, заключение и разрыв до­говоров, образ действий в отношении круга государств).

Таким образом, Каутилья, описывая практическую сторону политической власти, обобщает все предшествующие учения о власти и делает из них закон - идеал управления государством. Фактически это философско-политическое наставление как управлять государством, и кто может выполнять столь сложную функцию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.247.170 (0.01 с.)