Тема 1. Политика как предмет исследования.





Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Политика как предмет исследования.



Сыктывкар 2008

 

 


Составлена в соответствии с Государственными требованиями и минимуму содержания и уровню подготовки выпускников государственных университетов.

 

Составитель: к. полит. н., доцент кафедры истории, политологии и социологии СыктГУ

Кузьмин Александр Геннадьевич

 

ОДОБРЕНА УМК гуманитарного факультета

Протокол № 5 от 26 февраля 2008 г.

 

 

 


Учебно-тематический план курса

Распределение часов по темам и видам работ[1]

 

№ п/п   Наименование тем Количество часов по учебному плану
Максимальная нагрузка студентов Аудиторная нагрузка
Всего В том числе Самостоятельная работа
    Лекции Семинары  
1. Политика как предмет исследования. Политология как наука и учебная дисциплина
2. Основные этапы развития западноевропейской политической мысли
3. Политическая мысль России
4. Власть как социальный феномен  
5. Политическая система общества            
6. Государство как политический институт
7. Политические партии и партийные системы          
8. Политические режимы                
9. Политическое сознание и политические идеологии      
10. Политическая социализация и политическая культура      
11. Политическое лидерство  
12. Политические элиты  
13. Теории демократии  
14. Политический конфликт                
15. Политика и средства массовой информации      
16. Мировая политика и международные отношения. Геополитика и политическая глобалистика      
  Итого

 


Требования Государственного Стандарта к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы.

Дисциплина и ее основные разделы

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политические лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая экономика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Сравнительная политология

 

Дидактические единицы ГОС

 

  1. Введение в политологию.
  2. Политические процессы и политическая деятельность.
  3. Мировая политика и международные отношения.
  4. Прикладная политология.
  5. Политическая система общества и ее институты.
  6. История развития политической науки.

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место курса в системе социогуманитарного образования. Политология является междисциплинарной наукой, специфика которой определяется ее тесной связью с политикой, которая, в свою очередь, связана с важнейшими сферами жизни современного общества – экономикой, правом, культурой и так далее. Политология выросла из недр философии и также тесно взаимодействует и взаимосвязана с другими общественными науками и гуманитарными дисциплинами – правоведением, историей, социологией, психологией, культурологией. На стыках этого взаимодействия возникают пограничные научные дисциплины, среди которых выделяются политическая философия, политическая социология, политическая антропология, политическая история, политическая психология, политическая география. Все они могут быть объединены вместе с политологией под общим названием «политические науки», но, в отличие от политологии, ни одна из них не имеет полностью независимого статуса.

Политология занимает важное место в системе общегуманитарного образования в современной России. Изучение политологии в нашей стране как вузовской дисциплины насчитывает уже почти двадцать лет. Политология имеет прямое отношение к практической политической жизни общества. Политический опыт и знания предшествующих поколений помогают познать мир политики с научных позиций и получить объективную информацию. Изучение курса «Политология» направлено на формирование у студентов основ современного политологического знания на базе изучения новейших достижений политической науки и обобщения мирового и отечественного опыта в политической сфере жизнедеятельности общества. Студенты должны овладеть основными принципами политического анализа, умению самостоятельно ориентироваться в сложном мире политических явлений и процессов, подготовить к дальнейшему профессиональному изучению всей системы политических наук.

Основные задачи преподавания курса:дать студентам базовые знания в области современной политической науки, ее методологии и методики изучения, представление о профессии политолога. Помочь формированию у студентов научных основ политического сознания и демократической политической культуры, развитию научного стиля мышления, навыков политологического анализа и прогнозирования политических процессов. Освоить умение вести дискуссии, диалоги, споры на политические темы; приобщить к ценностям и позитивной практике мирового политического опыта, решать проблемы ее актуализации применительно к возможным вариантам использования для понимания развития политического процесса в Российской Федерации.

Успешное усвоение материалов курса должно способствовать:становлению активной жизненной и гражданской позиции будущих выпускников вузов страны, повышению уровня их мировоззренческой и общегуманитарной подготовки; умению самостоятельно анализировать политические явления и процессы, прогнозировать направления и перспективы их развития; подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов.

Студент, прослушавший курс политологии, должен:знать основные категории и методы политической науки; иметь представление об объекте и предмете политологии, ее месте в системе наук; представлять сущность исторического развития основных направлений политической мысли, в том числе и русской политологической школы; ориентироваться в политических проблемах современного российского общества; обладать практическими навыками анализа современных политических институтов, явлений и процессов.

Политология помогает студентам понять механизм работы политических институтов, уяснить особенности явления и процессы, происходящие в данный момент в России, анализирует политические конфликты, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

Учебно-методическая разработка предназначена для обучения студентов, где политология входит в учебные программы. Она включает перечень тем лекционного курса, тематический план семинарских занятий с контрольными вопросами и заданиями и рекомендуемым (основным и дополнительным) библиографическим списком к каждой теме, перечень вопросов для самостоятельной работы, вопросы для подготовки к зачету или экзамену, темы и требования к написанию контрольных работ для заочной формы обучения и экстерната, общий список рекомендуемой литературы по курсу, перечень интернет-сайтов, тесты.

При подготовке к семинарским занятиям и написании контрольных работ следует опираться не только на рекомендованную в методическом пособии литературу, но и использовать базы интернет-сайтов, информацию из периодической печати, передач радио и телевидения, по возможности, привлекать данные соответствующих политико-социальных исследований. Такая информационная база поможет понять самые сложные политические проблемы, например, природу современного политического режима в России.

Большое внимание и место уделено в УМК самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

- развития исследовательских умений.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа студентов выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объём времени внеаудиторной самостоятельной работы находит отражение: в рабочем учебном плане по каждой дисциплине (общий объём часов);

- в рабочих программах учебных дисциплин с распределением часов по разделам и темам и отражается в часах в соответствии с учебным планом.

Объём времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, распределяется по темам с учётом стандартных требований к уровню подготовки студентов (иметь представление, знать, владеть навыками).

При разработке рабочей программыпо политологии при планировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы преподавателем устанавливается содержание и объём теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, определяются формы и методы контроля результатов выполненной самостоятельной работы.

Распределение объёма времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; конспектирование; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; использование аудио- и видеозаписей, компьютерных программ, Интернета и др.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц и систематизация учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, написание реферата, анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

- Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариантный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.

При организации самостоятельной работы преподаватель знакомит студентов с видами и методикой проведения работы, определяет объём в часах по разделам и темам. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, ставит цель задания, поясняет его содержание, устанавливает сроки исполнения, ориентировочный объём работы, основные требования к результатам работы, критерии оценок, предупреждает о возможных типичных ошибках. Инструктаж проводится преподавателем за счёт времени, отведённого на изучение дисциплины.

Самостоятельная работа студентов может осуществляться индивидуально или группами в зависимости от цели, объёма, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведённого на обязательные учебные задания по дисциплине. Контроль может проходить в письменной, устной, смешанной форме, в виде представления творческих работ и др.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия , коллоквиумы, зачёты, тестирование, самоотчёты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются:

- уровень усвоения студентами учебного материала;

- умения студента использовать теоретические знания при выполнении

практических задач;

- уровень освоения умений и навыков;

- обоснованность и чёткость изложения;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

По курсу «политология» в СыктГУ предусмотрены лекции и семинарские занятия, которые проводятся в течении одного учебного семестра. Стандартный курс рассчитан на 34 часа, из них 18 ч. лекций и 16 ч. семинарских занятий. Предусмотрены часы для самостоятельных и контрольных работы. Количество часов может варьироваться в зависимости от учебных планов факультетов и специальности. Контроль знаний осуществляется в виде зачета или экзамена, в зависимости от учебного плана того или иного факультета или специальности.

 

Требования к знаниям и умениям

После изучения курса политологии студенты должны иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества.

Знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь.

Студенты должны:понимать сущность политики, ее социальные, правовые и моральные основы; знать объект, предмет и методы политологии, как науки и учебной дисциплины, ее понятийно-категориальный, терминологический аппарат; субъекты и объекты политики, специфику политических отношений и процессов, в том числе, в современной России; иметь представление о правах человека и гражданина, основах политико-конституционного устройства российского общества, основных направлениях деятельности и функционирования государства и гражданского общества, а также перспективах формирования правового и социального государства, развитии гражданского общества в Российской Федерации; иметь представление о роли и месте политической идеологии, политической культуры и политической коммуникации в жизни общества, воздействия средств массовой информации на политику; понимать сущность политического управления, характер и особенности поведения и участия людей в политике, в избирательных кампаниях. Студенты должны четко представлять себе сущность власти и политической жизни, роль и место политолога в современном политическом мире, его функциях и профессиональной этике.

Студенты должны уметьвыделять все компоненты политологического знания, демонстрировать понимание их ролей и функций в подготовке и обосновании политических решений, в политическом управлении, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь; раскрыть особенностиосновных тенденций развития международной политической жизни, геополитической обстановки и глобальных тенденций мирового развития, обозначить место и статус Российской Федерации в современном политическом мире, основные направления ее внешней политики; уметь ориентироваться в основных политологических и идеологических школах, концепциях и направлениях; владеть навыками политического анализа, уметь применять политологические знания в своей профессиональной и общественной деятельности.

Семинарское занятие 1.

 

Политика как общественное явление. Политология как научная дисциплина

1. Политика: понятие, форма и содержание, элементы, уровни и функции.

2. Предмет и структура политологии, ее методы и функции.

3. Прикладная политология. PR технологии в политике.

 

Контрольные вопросы и задания:

1) Раскрыть содержание основных трактовок политики и сформулировать обобщающее определение.

2) Определить тенденции в общественной жизни, свидетельствующие о возрастании роли политики.

3) Раскройте содержание понятий «внутренняя», «внешняя» политика, геополитика.

4) Обозначить термины, используемые для выражения основного смысла политики и раскрыть их содержание.

5) Назвать формы существования политики.

6) Установить принципы классификации политики.

7) Каковы важнейшие параметры политической жизни?

8) Охарактеризовать взаимоотношения политики и права.

9) Что такое политическая социализация?

10) Что изучает политология и каков ее предмет?

11) Каковы функции политологии?

12) Какие наиболее важные разделы можно выделить в политической науке?

13) Дайте характеристику понятийного аппарата политической науки.

14) Охарактеризовать основные этапы возникновения и эволюции политической науки.

15) Какова связь политологии с экономической, юридической, исторической и другими науками?

16) Определите черты и назначение прикладной политологии.

17) Раскройте методы прикладной политологии.

18) Специфика американской и европейской традиций политологии.

19) Особенности становления российской политологии.

20) Современное состояние отечественной политической науки.

 

Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы)

Основная:

1. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Политические исследования. (Далее - Полис). 1997. №6.

2. Боришполец К.П. Методы политических исследований: уч. пос. для вузов. М., 2005.

3. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

4. Власть и демократия. Зарубежные ученые о политической науке: Сб. статей / Под ред. Цыганкова П.А. М., 1992.

5. Галумов Э.А. Основы PR. М., 2004. С. 297-407.

6. Дубко Е.Л. Политическая этика. М., 2005.

7. Дягтерев А.А. Политика как сфера общественной жизни (концептуальные подходы) // Социально-политический журнал. 1997. № 2.

8. Дягтерев А.А. Предмет и структура политической науки // Политическая наука в России. М., 2000.

9. Категории политической науки / Под ред. Мельвиля А.Ю. М., 2002.

10. Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2003.

11. Мораль в политике. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Капустин Б.Г. М., 2004.

12. Мухаев Р.Т. Теория политики. М., 2005.

13. Ожиганов Э.Н. Стратегический анализ политики. Теоретические основания и методы: уч. пос. для студентов. М., 2006.

14. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2004. С. 8-33.

15. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2001.

16. Хейвуд Э. Политология. М., 2005. С. 2-27.

17. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2003.

18. Цыганов В.В., Бухарин С.Н. Информационные войны в бизнесе и политике. М., 2007.

19. Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1. С. 41-54.

20. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.

Дополнительная:

1. Бакеркина В.В. Краткий словарь политического языка. М., 2002.

2. Бенетон Ф. Введение в политическую науку. М., 2002.

3. Бойцова О.Ю. Политическая наука в ХХ в.: общие характеристики и основные этапы становления // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 2001. № 1.

4. Выборы в России: вчера, сегодня, завтра… Сб. ст. / Под общ. ред. Устименко С.В. М., 2007.

5. Голосов Г. Сравнительная политология. СПб., 2002.

6. Гудин Р.И., Клингеманн Х.-Д. Политическая наука как дисциплина // Политическая наука: новые направления. М., 1999.

7. Джойс П. 101 ключевая идея: Политика. М., 2002.

8. Ерохов И.А. О возможности политической морали // Полис. 2002. № 4.

9. Исаев Б.А. Политология. СПб., 2005.

10. Казанцев Ю.И. Международные отношения и внешняя политика России (ХХ век). Ростов н/Д., 2002.

11. Качанов Ю. Опыты о поле политики. М., 1994.

12. Кокошин А.А. Очерк политики как феномена общественной жизни. Ее внутри государственное и международное измерения, взаимоотношения с идеологией, наукой, разведкой. М., 2007.

13. Константы русской политической культуры. Сб. / сост. Гараджа Н.В. М., 2007.

14. Коробов В.Б. Организация проведения экспертных опросов при разработке классификационных моделей // Социс. 2003. №11.

15. Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1999.

16. Марков Б.В. Понятие политического. М., 2007.

17. Матвейчев О.А., Новиков В.Ю. Предвыборная кампания: практика против теории Екатеринбург, 2003.

18. Марков С. PR в России больше, чем PR. М., 2001.

19. Общество и политика: современные исследования, поиск концепции / Под ред. Ю.В. Большакова. СПб., 2000.

20. Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб., 2003.

21. Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность: Хрестоматия / Под ред. Воскресенского А.Д. М., 2000.

22. Права человека в регионах РФ. Сб. докладов о событиях 2001-2006 гг. Московская хельсинская группа: http:// www. mhg.ru

23. Сморгунов Л.В. Философия и политика. М., 2007.

24. Сморгунова В.Ю. Феномен политического знания. СПб., 1996.

25. Теория политики / Под ред. Исаева Б.А. СПб., 2008.

26. Шапиро Иэн. Моральные основания политики: уч. пособие. М., 2004.

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста.

Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом по учебной литературе.

Перечень вопросов для самостоятельной работы:

1. Политология в системе гуманитарного образования.

2. Причины возникновения политологии как самостоятельной науки.

3. Методика политологического исследования.

4. Система законов и категорий политической науки.

5. Политический аспект PR.

6. Классификация определений политики

7. Основные геополитические стратегии современности.

8. Политика и мораль.

9. Специфика политических отношений и границы политики в обществе.

10. Выборы и избирательные системы.

11. Структура политической науки.

12. Специфика политической деятельности в постсоветской России.

13. Политология как сфера профессиональной деятельности.

14. Политические исследования в СССР: особенности теории и методологии.

15. Цели и задачи прикладной политологии.

 

Семинарское занятие 2.

Платон

Определение Платоном политики и специфика ее связи с интересами человека.

Природа возникновения и принципы создания государства.

Дайте классификацию форм правления по Платону.

Отношение Платона к рабству, социальной иерархии и частной собственности.

Платон о законе.

Условия вырождения государства в отрицательные формы. «Круговорот» форм правления.

Охарактеризовать отношение Платона к демократии.

Изложите платоновский миф о пещере.

Какие условия Платон считает необходимыми для создания идеального государства?

Социальная стратификация первого идеального государства: особенности процесса рекрутирования, качества и функции сословий. Возможности перехода, имущественные и политические права сословий.

Система образования и воспитания в идеальном государстве и отношение Платона к искусству.

Сравнительная характеристика первого («Государство») и второго («Законы») проекта государственного устройства.

Критика К. Поппером платоновских идей: pro et contra.

 

Аристотель

Аристотель о происхождении и назначении государства.

Критика Аристотелем учения Платона об идеальном государстве.

Аристотель о формах правления. Критерии выделения и описание.

Отношение Аристотеля к демократии и к афинскому государственному строю.

Проблема изменения и стабилизации государственных форм.

Особенности политии как наилучшей формы государства.

Отношение Аристотеля к частной собственности и рабству.

Виды законов по Аристотелю. Понятия «гражданин», «право» и «закон».

Аристотель о видах справедливости.

 

Семинарское занятие 3.

И начала Нового времени

 

1. Политические взгляды Августина Блаженного.

2. Политическая теория Фомы Аквинского.

3. Никколо Макиавелли как идеолог светского централизованного государства.

 

Контрольные вопросы и задания:

Августин Аврелий

Антропологические предпосылки государственных и правовых учреждений (греховность и свобода воли); понятие о божественном порядке как абсолютной норме (теономность права) и естественное право как идеальная норма человеческих отношений; обоснование Аврелием дуализма божественного и земного начал, заложенном в природе государственности и правоотношений («концепция двух градов»); представление о путях политической эволюции (шесть периодов жизни человечества; новое толкование Аврелием терминов античных философов и новый подход к оценке форм правления.

 

Фома Аквинский

Влияние Аристотеля на христианскую доктрину государства Фомы; теологическое оправдание государственности и права и вытекающее из него провозглашение первенства церковной власти над светской; элементы государственной власти (сущность, форма, использование), виды законов (вечный, божественный, естественный, человеческий); различие власти «тирана» и власти «монарха»; абсолютная и политическая монархии; идея права народа на сопротивление тиранической верховной власти.

 

Сравнение по позициям:

- Влияние античной традиции;

- Происхождение государства;

- Сущность и назначение государства;

- Соотношение светской и религиозной властей;

- Отношение к частной собственности;

- О воле человека.

 

Никколо Макиавелли

Теория политики: происхождение государства и изменчивость форм правления, определение государства и его функций. Религия как фактор политики. Церковь и аристократия. Нравы народов и формы правления. Проблема создания единого национального государства: политика и человеческая мораль. Н. Макиавелли как идеолог светского централизованного государства. Значение термина «макиавеллизм».

Определяющий фактор в политике.

Теория и практическая деятельность: связь между секулярной и эмпирической методологией политического мышления (человек - единственный субъект политики). Асоциальная природа человека, влияние материальных интересов людей на направленность политического курса и законотворчество. Соотношение права и политики (силы), права и морали. Средства удержания власти и роль армии в жизни государства. Значение идей Макиавелли и степень их влияния на дальнейшее развитие политической мысли.

 

Семинарское занятие 4.

Т. Гоббс

Природа индивида и естественные законы.

Модель естественного состояния и ее идеологические функции. Формула «bellum omnium contra omnes» для английского общества эпохи Гоббса. Роль общественного договора и

характер взаимоотношений государства и индивида, государства и общества.

Общефилософские взгляды на политику и этику. Соотношение биологических и

механических параллелей.

Проблема основания нормативности гражданского порядка и права.

Единство властной воли как условие соблюдения общественного договора:

отождествление государства и гражданского общества.

Предпосылки перехода от «естественного состояния» общества к «гражданскому

состоянию».

Возникновение и характер государства и политической власти. Оценка Гоббсом

субъекта верховной власти (суверена).

Сущность абсолютистской власти (полицейские и воспитательные функции) и ее

пределы. «Тоталитаризм» Гоббса. Основания гоббсовского этатизма.

Статус и структура законов. Закон и право. Соотношение «естественного права» и

«естественных законов». Государство и церковь.

Противоречия Гоббса - конфликт идеальной формы правления (абсолютной монархии)

с договорной концепцией происхождения государства, где народ является источником

политической власти.

Философия морали (естественное состояние, «война всех против всех», естественное

право, естественные законы).

Философия государства (происхождение и структура государства, понятие суверена, формы правления, причины гибели государства и обязанности суверена).

Философия права (законы, виды и функции, свобода граждан).

 

Дж. Локк.

Концепция естественного состояния. Возникновение и характер государства и

политической власти. Признаки гражданского (политического) общества, его отличия

от естественного состояния.

Организация публичной власти (разделение и взаимодействие функций, субординация

и координация ветвей власти, отличие «верховной» власти от «абсолютной»).

Опровержение принципов наследственной и абсолютной власти королей.

Проблема изменения форм правления.

Индивидуальная свобода как исходящая ценность и неотчуждаемые права личности.

Источник и субъект верховной власти. Суверенитет народа и суверенитет государства.

Элементы правового государства у Локка: критерии законности и закона.

Правовые границы высшей власти и ее объем. «Закон природы».

Трудовая теория собственности.

Причины сопротивления народа правительству и способы достижения компромисса.

 

Сравнение концепций Т. Гоббса и Дж. Локка:

- причины заключения договора

- цель государства

- отношение к частной собственности

- естественное состояние

- предпочтительная форма правления

- принцип разделения властей

- в чьих руках находится законодательная власть

- понятие «суверена»

 

Ш.-Л. Монтескье

Естественное состояние и происхождение государства по Ш.Л. Монтескье. Цели и задачи государства.

Теория факторов и ее значение в политической теории Монтескье.

Учение о праве. «Законы природы». Божественные и человеческие законы. Публичное и частное право. Понятие «дух законов». Законодательство и справедливость.

Природа и принципы форм (образов) правления: отрицательные и положительные черты характеристик.

Разделение властей как гарантия политической свободы. Механизм разделения и значение и функции ветвей. Сравнительная характеристика схем разделения властей Ш.-Л. Монтескье и Дж. Локка.

Теория разделения властей и её влияние на конституционализм Нового времени.

Ж.-Ж. Руссо

Учение о естественном состоянии общества и возникновении государства. Критика социально-политической действительности.

Ж.Ж. Руссо о происхождении и видах неравенства. «Теория межи». Появление частной собственности, неравенства и эксплуатации.

Договорная концепция происхождения государства. Проект общественного договора. Понятие свободы. «Всеобщей воля» и «воля всех»: характеристика понятий. Народ как суверен. Учение о неотчуждаемости всеобщей свободы и народного суверенитета.

Формы правления. Трибунат. Учение о Законодателе.

Виды законов по Руссо. Демократия по Ж..-Ж.. Руссо: теория и практика. Идея плебисцитарной демократии.

Влияние идей Ж.Ж. Руссо на дальнейшее развитие политической мысли.

 

Семинарское занятие 5.

И. Кант

И. Кант и европейская просветительская философия: влияние и традиции. Восприятие Кантом учения Руссо и социально-политического опыта французской революции. Происхождение государства. Формы правления и теория разделения властей. «Правовое государство» - понятие, признаки и условия существования. Задачи государства. Консервативность либерализма Канта.

Мораль, право и политика в социально-философских идеях Канта. Категорический императив и автономия воли индивида. Свобода человека и соотношение моральности и легальности в поведении гражданина. Классификация права по Канту. Понятие естественного права. Проблема равенства и принцип суверенитета. Право на восстание и отношение к нему Канта.

Философия истории и общественный идеал Канта. Анализ работы «К вечному миру». Республиканское и демократическое устройство. Антивоенные взгляды Канта и проект «союза народов». Влияние политических идей Канта на развитие западноевропейской политико-правовой мысли.

 

Г. Гегель

Гегель и философия европейского Просвещения: отношение к политическим идеям И. Канта, концепции «естественного равенства» и «общественного договора». История развития общества и возникновения государства. История прогресса в государственных формированиях и идеологический смысл видов государства. Формы правления. Разделение властей и понятие суверена. Принципы отношений между государствами. Гегель о войне: плюсы и минусы гегелевских идей.

Учение о государстве и гражданском обществе и проблема их соотношения. Структура гражданского общества и ее особенности. Перевоплощение абсолютной идеи государства в эмпирическое государство прусской монархии. Гегелевский этатизм и телеологическая целостность государства и общества.

Философия права Гегеля и ее структура. Уровни развития и категории права. Право, закон и мораль в философской интерпретации Гегеля. Идея права и связь права с государством. Теория отчуждения Гегеля. «Скептический либерализм» консервативной теории Гегеля и ее влияние на политико-социальную идеологию Западной Европы XIX века.

 

Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы)

Основная:

1. Августин. О Граде Божием: в 4 т., кн. 1-22. М., 1994.

2. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 1.

3. Аристотель. Афинская полития. Госуда



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.014 с.)