Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Политика как предмет исследования.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сыктывкар 2008
Составлена в соответствии с Государственными требованиями и минимуму содержания и уровню подготовки выпускников государственных университетов.
Составитель: к. полит. н., доцент кафедры истории, политологии и социологии СыктГУ Кузьмин Александр Геннадьевич
ОДОБРЕНА УМК гуманитарного факультета Протокол № 5 от 26 февраля 2008 г.
Учебно-тематический план курса Распределение часов по темам и видам работ [1]
Требования Государственного Стандарта к обязательному минимуму Дисциплина и ее основные разделы Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политические лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая экономика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Сравнительная политология
Дидактические единицы ГОС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Место курса в системе социогуманитарного образования. Политология является междисциплинарной наукой, специфика которой определяется ее тесной связью с политикой, которая, в свою очередь, связана с важнейшими сферами жизни современного общества – экономикой, правом, культурой и так далее. Политология выросла из недр философии и также тесно взаимодействует и взаимосвязана с другими общественными науками и гуманитарными дисциплинами – правоведением, историей, социологией, психологией, культурологией. На стыках этого взаимодействия возникают пограничные научные дисциплины, среди которых выделяются политическая философия, политическая социология, политическая антропология, политическая история, политическая психология, политическая география. Все они могут быть объединены вместе с политологией под общим названием «политические науки», но, в отличие от политологии, ни одна из них не имеет полностью независимого статуса. Политология занимает важное место в системе общегуманитарного образования в современной России. Изучение политологии в нашей стране как вузовской дисциплины насчитывает уже почти двадцать лет. Политология имеет прямое отношение к практической политической жизни общества. Политический опыт и знания предшествующих поколений помогают познать мир политики с научных позиций и получить объективную информацию. Изучение курса «Политология» направлено на формирование у студентов основ современного политологического знания на базе изучения новейших достижений политической науки и обобщения мирового и отечественного опыта в политической сфере жизнедеятельности общества. Студенты должны овладеть основными принципами политического анализа, умению самостоятельно ориентироваться в сложном мире политических явлений и процессов, подготовить к дальнейшему профессиональному изучению всей системы политических наук. Основные задачи преподавания курса: дать студентам базовые знания в области современной политической науки, ее методологии и методики изучения, представление о профессии политолога. Помочь формированию у студентов научных основ политического сознания и демократической политической культуры, развитию научного стиля мышления, навыков политологического анализа и прогнозирования политических процессов. Освоить умение вести дискуссии, диалоги, споры на политические темы; приобщить к ценностям и позитивной практике мирового политического опыта, решать проблемы ее актуализации применительно к возможным вариантам использования для понимания развития политического процесса в Российской Федерации. Успешное усвоение материалов курса должно способствовать:становлению активной жизненной и гражданской позиции будущих выпускников вузов страны, повышению уровня их мировоззренческой и общегуманитарной подготовки; умению самостоятельно анализировать политические явления и процессы, прогнозировать направления и перспективы их развития; подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов. Студент, прослушавший курс политологии, должен: знать основные категории и методы политической науки; иметь представление об объекте и предмете политологии, ее месте в системе наук; представлять сущность исторического развития основных направлений политической мысли, в том числе и русской политологической школы; ориентироваться в политических проблемах современного российского общества; обладать практическими навыками анализа современных политических институтов, явлений и процессов. Политология помогает студентам понять механизм работы политических институтов, уяснить особенности явления и процессы, происходящие в данный момент в России, анализирует политические конфликты, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные. Учебно-методическая разработка предназначена для обучения студентов, где политология входит в учебные программы. Она включает перечень тем лекционного курса, тематический план семинарских занятий с контрольными вопросами и заданиями и рекомендуемым (основным и дополнительным) библиографическим списком к каждой теме, перечень вопросов для самостоятельной работы, вопросы для подготовки к зачету или экзамену, темы и требования к написанию контрольных работ для заочной формы обучения и экстерната, общий список рекомендуемой литературы по курсу, перечень интернет-сайтов, тесты. При подготовке к семинарским занятиям и написании контрольных работ следует опираться не только на рекомендованную в методическом пособии литературу, но и использовать базы интернет-сайтов, информацию из периодической печати, передач радио и телевидения, по возможности, привлекать данные соответствующих политико-социальных исследований. Такая информационная база поможет понять самые сложные политические проблемы, например, природу современного политического режима в России. Большое внимание и место уделено в УМК самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: - систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов; - углубления и расширения теоретических знаний; - развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. - развития исследовательских умений. В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: - аудиторная; - внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа студентов выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Объём времени внеаудиторной самостоятельной работы находит отражение: в рабочем учебном плане по каждой дисциплине (общий объём часов); - в рабочих программах учебных дисциплин с распределением часов по разделам и темам и отражается в часах в соответствии с учебным планом. Объём времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, распределяется по темам с учётом стандартных требований к уровню подготовки студентов (иметь представление, знать, владеть навыками). При разработке рабочей программы по политологии при планировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы преподавателем устанавливается содержание и объём теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, определяются формы и методы контроля результатов выполненной самостоятельной работы. Распределение объёма времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть: - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; конспектирование; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; использование аудио- и видеозаписей, компьютерных программ, Интернета и др. - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц и систематизация учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, написание реферата, анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др. - Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариантный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента. При организации самостоятельной работы преподаватель знакомит студентов с видами и методикой проведения работы, определяет объём в часах по разделам и темам. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, ставит цель задания, поясняет его содержание, устанавливает сроки исполнения, ориентировочный объём работы, основные требования к результатам работы, критерии оценок, предупреждает о возможных типичных ошибках. Инструктаж проводится преподавателем за счёт времени, отведённого на изучение дисциплины. Самостоятельная работа студентов может осуществляться индивидуально или группами в зависимости от цели, объёма, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведённого на обязательные учебные задания по дисциплине. Контроль может проходить в письменной, устной, смешанной форме, в виде представления творческих работ и др. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачёты, тестирование, самоотчёты, контрольные работы, защита творческих работ и др. Критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются: - уровень усвоения студентами учебного материала; - умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; - уровень освоения умений и навыков; - обоснованность и чёткость изложения; - оформление материала в соответствии с требованиями. По курсу «политология» в СыктГУ предусмотрены лекции и семинарские занятия, которые проводятся в течении одного учебного семестра. Стандартный курс рассчитан на 34 часа, из них 18 ч. лекций и 16 ч. семинарских занятий. Предусмотрены часы для самостоятельных и контрольных работы. Количество часов может варьироваться в зависимости от учебных планов факультетов и специальности. Контроль знаний осуществляется в виде зачета или экзамена, в зависимости от учебного плана того или иного факультета или специальности.
Требования к знаниям и умениям После изучения курса политологии студенты должны иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества. Знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь. Студенты должны: понимать сущность политики, ее социальные, правовые и моральные основы; знать объект, предмет и методы политологии, как науки и учебной дисциплины, ее понятийно-категориальный, терминологический аппарат; субъекты и объекты политики, специфику политических отношений и процессов, в том числе, в современной России; иметь представление о правах человека и гражданина, основах политико-конституционного устройства российского общества, основных направлениях деятельности и функционирования государства и гражданского общества, а также перспективах формирования правового и социального государства, развитии гражданского общества в Российской Федерации; иметь представление о роли и месте политической идеологии, политической культуры и политической коммуникации в жизни общества, воздействия средств массовой информации на политику; понимать сущность политического управления, характер и особенности поведения и участия людей в политике, в избирательных кампаниях. Студенты должны четко представлять себе сущность власти и политической жизни, роль и место политолога в современном политическом мире, его функциях и профессиональной этике. Студенты должны уметь выделять все компоненты политологического знания, демонстрировать понимание их ролей и функций в подготовке и обосновании политических решений, в политическом управлении, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь; раскрыть особенностиосновных тенденций развития международной политической жизни, геополитической обстановки и глобальных тенденций мирового развития, обозначить место и статус Российской Федерации в современном политическом мире, основные направления ее внешней политики; уметь ориентироваться в основных политологических и идеологических школах, концепциях и направлениях; владеть навыками политического анализа, уметь применять политологические знания в своей профессиональной и общественной деятельности. Семинарское занятие 1.
Политика как общественное явление. Политология как научная дисциплина 1. Политика: понятие, форма и содержание, элементы, уровни и функции. 2. Предмет и структура политологии, ее методы и функции. 3. Прикладная политология. PR технологии в политике.
Контрольные вопросы и задания: 1) Раскрыть содержание основных трактовок политики и сформулировать обобщающее определение. 2) Определить тенденции в общественной жизни, свидетельствующие о возрастании роли политики. 3) Раскройте содержание понятий «внутренняя», «внешняя» политика, геополитика. 4) Обозначить термины, используемые для выражения основного смысла политики и раскрыть их содержание. 5) Назвать формы существования политики. 6) Установить принципы классификации политики. 7) Каковы важнейшие параметры политической жизни? 8) Охарактеризовать взаимоотношения политики и права. 9) Что такое политическая социализация? 10) Что изучает политология и каков ее предмет? 11) Каковы функции политологии? 12) Какие наиболее важные разделы можно выделить в политической науке? 13) Дайте характеристику понятийного аппарата политической науки. 14) Охарактеризовать основные этапы возникновения и эволюции политической науки. 15) Какова связь политологии с экономической, юридической, исторической и другими науками? 16) Определите черты и назначение прикладной политологии. 17) Раскройте методы прикладной политологии. 18) Специфика американской и европейской традиций политологии. 19) Особенности становления российской политологии. 20) Современное состояние отечественной политической науки.
Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы) Основная: 1. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Политические исследования. (Далее - Полис). 1997. №6. 2. Боришполец К.П. Методы политических исследований: уч. пос. для вузов. М., 2005. 3. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 4. Власть и демократия. Зарубежные ученые о политической науке: Сб. статей / Под ред. Цыганкова П.А. М., 1992. 5. Галумов Э.А. Основы PR. М., 2004. С. 297-407. 6. Дубко Е.Л. Политическая этика. М., 2005. 7. Дягтерев А.А. Политика как сфера общественной жизни (концептуальные подходы) // Социально-политический журнал. 1997. № 2. 8. Дягтерев А.А. Предмет и структура политической науки // Политическая наука в России. М., 2000. 9. Категории политической науки / Под ред. Мельвиля А.Ю. М., 2002. 10. Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2003. 11. Мораль в политике. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Капустин Б.Г. М., 2004. 12. Мухаев Р.Т. Теория политики. М., 2005. 13. Ожиганов Э.Н. Стратегический анализ политики. Теоретические основания и методы: уч. пос. для студентов. М., 2006. 14. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2004. С. 8-33. 15. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2001. 16. Хейвуд Э. Политология. М., 2005. С. 2-27. 17. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2003. 18. Цыганов В.В., Бухарин С.Н. Информационные войны в бизнесе и политике. М., 2007. 19. Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1. С. 41-54. 20. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003. Дополнительная: 1. Бакеркина В.В. Краткий словарь политического языка. М., 2002. 2. Бенетон Ф. Введение в политическую науку. М., 2002. 3. Бойцова О.Ю. Политическая наука в ХХ в.: общие характеристики и основные этапы становления // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 2001. № 1. 4. Выборы в России: вчера, сегодня, завтра… Сб. ст. / Под общ. ред. Устименко С.В. М., 2007. 5. Голосов Г. Сравнительная политология. СПб., 2002. 6. Гудин Р.И., Клингеманн Х.-Д. Политическая наука как дисциплина // Политическая наука: новые направления. М., 1999. 7. Джойс П. 101 ключевая идея: Политика. М., 2002. 8. Ерохов И.А. О возможности политической морали // Полис. 2002. № 4. 9. Исаев Б.А. Политология. СПб., 2005. 10. Казанцев Ю.И. Международные отношения и внешняя политика России (ХХ век). Ростов н/Д., 2002. 11. Качанов Ю. Опыты о поле политики. М., 1994. 12. Кокошин А.А. Очерк политики как феномена общественной жизни. Ее внутри государственное и международное измерения, взаимоотношения с идеологией, наукой, разведкой. М., 2007. 13. Константы русской политической культуры. Сб. / сост. Гараджа Н.В. М., 2007. 14. Коробов В.Б. Организация проведения экспертных опросов при разработке классификационных моделей // Социс. 2003. №11. 15. Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1999. 16. Марков Б.В. Понятие политического. М., 2007. 17. Матвейчев О.А., Новиков В.Ю. Предвыборная кампания: практика против теории Екатеринбург, 2003. 18. Марков С. PR в России больше, чем PR. М., 2001. 19. Общество и политика: современные исследования, поиск концепции / Под ред. Ю.В. Большакова. СПб., 2000. 20. Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб., 2003. 21. Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность: Хрестоматия / Под ред. Воскресенского А.Д. М., 2000. 22. Права человека в регионах РФ. Сб. докладов о событиях 2001-2006 гг. Московская хельсинская группа: http:// www. mhg.ru 23. Сморгунов Л.В. Философия и политика. М., 2007. 24. Сморгунова В.Ю. Феномен политического знания. СПб., 1996. 25. Теория политики / Под ред. Исаева Б.А. СПб., 2008. 26. Шапиро Иэн. Моральные основания политики: уч. пособие. М., 2004. Самостоятельная работа. Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста. Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом по учебной литературе. Перечень вопросов для самостоятельной работы: 1. Политология в системе гуманитарного образования. 2. Причины возникновения политологии как самостоятельной науки. 3. Методика политологического исследования. 4. Система законов и категорий политической науки. 5. Политический аспект PR. 6. Классификация определений политики 7. Основные геополитические стратегии современности. 8. Политика и мораль. 9. Специфика политических отношений и границы политики в обществе. 10. Выборы и избирательные системы. 11. Структура политической науки. 12. Специфика политической деятельности в постсоветской России. 13. Политология как сфера профессиональной деятельности. 14. Политические исследования в СССР: особенности теории и методологии. 15. Цели и задачи прикладной политологии.
Семинарское занятие 2. Платон Определение Платоном политики и специфика ее связи с интересами человека. Природа возникновения и принципы создания государства. Дайте классификацию форм правления по Платону. Отношение Платона к рабству, социальной иерархии и частной собственности. Платон о законе. Условия вырождения государства в отрицательные формы. «Круговорот» форм правления. Охарактеризовать отношение Платона к демократии. Изложите платоновский миф о пещере. Какие условия Платон считает необходимыми для создания идеального государства? Социальная стратификация первого идеального государства: особенности процесса рекрутирования, качества и функции сословий. Возможности перехода, имущественные и политические права сословий. Система образования и воспитания в идеальном государстве и отношение Платона к искусству. Сравнительная характеристика первого («Государство») и второго («Законы») проекта государственного устройства. Критика К. Поппером платоновских идей: pro et contra.
Аристотель Аристотель о происхождении и назначении государства. Критика Аристотелем учения Платона об идеальном государстве. Аристотель о формах правления. Критерии выделения и описание. Отношение Аристотеля к демократии и к афинскому государственному строю. Проблема изменения и стабилизации государственных форм. Особенности политии как наилучшей формы государства. Отношение Аристотеля к частной собственности и рабству. Виды законов по Аристотелю. Понятия «гражданин», «право» и «закон». Аристотель о видах справедливости.
Семинарское занятие 3. И начала Нового времени
1. Политические взгляды Августина Блаженного. 2. Политическая теория Фомы Аквинского. 3. Никколо Макиавелли как идеолог светского централизованного государства.
Контрольные вопросы и задания: Августин Аврелий Антропологические предпосылки государственных и правовых учреждений (греховность и свобода воли); понятие о божественном порядке как абсолютной норме (теономность права) и естественное право как идеальная норма человеческих отношений; обоснование Аврелием дуализма божественного и земного начал, заложенном в природе государственности и правоотношений («концепция двух градов»); представление о путях политической эволюции (шесть периодов жизни человечества; новое толкование Аврелием терминов античных философов и новый подход к оценке форм правления.
Фома Аквинский Влияние Аристотеля на христианскую доктрину государства Фомы; теологическое оправдание государственности и права и вытекающее из него провозглашение первенства церковной власти над светской; элементы государственной власти (сущность, форма, использование), виды законов (вечный, божественный, естественный, человеческий); различие власти «тирана» и власти «монарха»; абсолютная и политическая монархии; идея права народа на сопротивление тиранической верховной власти.
Сравнение по позициям: - Влияние античной традиции; - Происхождение государства; - Сущность и назначение государства; - Соотношение светской и религиозной властей; - Отношение к частной собственности; - О воле человека.
Никколо Макиавелли Теория политики: происхождение государства и изменчивость форм правления, определение государства и его функций. Религия как фактор политики. Церковь и аристократия. Нравы народов и формы правления. Проблема создания единого национального государства: политика и человеческая мораль. Н. Макиавелли как идеолог светского централизованного государства. Значение термина «макиавеллизм». Определяющий фактор в политике. Теория и практическая деятельность: связь между секулярной и эмпирической методологией политического мышления (человек - единственный субъект политики). Асоциальная природа человека, влияние материальных интересов людей на направленность политического курса и законотворчество. Соотношение права и политики (силы), права и морали. Средства удержания власти и роль армии в жизни государства. Значение идей Макиавелли и степень их влияния на дальнейшее развитие политической мысли.
Семинарское занятие 4. Т. Гоббс Природа индивида и естественные законы. Модель естественного состояния и ее идеологические функции. Формула «bellum omnium contra omnes» для английского общества эпохи Гоббса. Роль общественного договора и характер взаимоотношений государства и индивида, государства и общества. Общефилософские взгляды на политику и этику. Соотношение биологических и механических параллелей. Проблема основания нормативности гражданского порядка и права. Единство властной воли как условие соблюдения общественного договора: отождествление государства и гражданского общества. Предпосылки перехода от «естественного состояния» общества к «гражданскому состоянию». Возникновение и характер государства и политической власти. Оценка Гоббсом субъекта верховной власти (суверена). Сущность абсолютистской власти (полицейские и воспитательные функции) и ее пределы. «Тоталитаризм» Гоббса. Основания гоббсовского этатизма. Статус и структура законов. Закон и право. Соотношение «естественного права» и «естественных законов». Государство и церковь. Противоречия Гоббса - конфликт идеальной формы правления (абсолютной монархии) с договорной концепцией происхождения государства, где народ является источником политической власти. Философия морали (естественное состояние, «война всех против всех», естественное право, естественные законы). Философия государства (происхождение и структура государства, понятие суверена, формы правления, причины гибели государства и обязанности суверена). Философия права (законы, виды и функции, свобода граждан).
Дж. Локк. Концепция естественного состояния. Возникновение и характер государства и политической власти. Признаки гражданского (политического) общества, его отличия от естественного состояния. Организация публичной власти (разделение и взаимодействие функций, субординация и координация ветвей власти, отличие «верховной» власти от «абсолютной»). Опровержение принципов наследственной и абсолютной власти королей. Проблема изменения форм правления. Индивидуальная свобода как исходящая ценность и неотчуждаемые права личности. Источник и субъект верховной власти. Суверенитет народа и суверенитет государства. Элементы правового государства у Локка: критерии законности и закона. Правовые границы высшей власти и ее объем. «Закон природы». Трудовая теория собственности. Причины сопротивления народа правительству и способы достижения компромисса.
Сравнение концепций Т. Гоббса и Дж. Локка: - причины заключения договора - цель государства - отношение к частной собственности - естественное состояние - предпочтительная форма правления - принцип разделения властей - в чьих руках находится законодательная власть - понятие «суверена»
Ш.-Л. Монтескье Естественное состояние и происхождение государства по Ш.Л. Монтескье. Цели и задачи государства. Теория факторов и ее значение в политической теории Монтескье. Учение о праве. «Законы природы». Божественные и человеческие законы. Публичное и частное право. Понятие «дух законов». Законодательство и справедливость. Природа и принципы форм (образов) правления: отрицательные и положительные черты характеристик. Разделение властей как гарантия политической свободы. Механизм разделения и значение и функции ветвей. Сравнительная характеристика схем разделения властей Ш.-Л. Монтескье и Дж. Локка. Теория разделения властей и её влияние на конституционализм Нового времени. Ж.-Ж. Руссо Учение о естественном состоянии общества и возникновении государства. Критика социально-политической действительности. Ж.Ж. Руссо о происхождении и видах неравенства. «Теория межи». Появление частной собственности, неравенства и эксплуатации. Договорная концепция происхождения государства. Проект общественного договора. Понятие свободы. «Всеобщей воля» и «воля всех»: характеристика понятий. Народ как суверен. Учение о неотчуждаемости всеобщей свободы и народного суверенитета. Формы правления. Трибунат. Учение о Законодателе. Виды законов по Руссо. Демократия по Ж..-Ж.. Руссо: теория и практика. Идея плебисцитарной демократии. Влияние идей Ж.Ж. Руссо на дальнейшее развитие политической мысли.
Семинарское занятие 5. И. Кант И. Кант и европейская просветительская философия: влияние и традиции. Восприятие Кантом учения Руссо и социально-политического опыта французской революции. Происхождение государства. Формы правления и теория разделения властей. «Правовое государство» - понятие, признаки и условия существования. Задачи государства. Консервативность либерализма Канта. Мораль, право и политика в социально-философских идеях Канта. Категорический императив и автономия воли индивида. Свобода человека и соотношение моральности и легальности в поведении гражданина. Классификация права по Канту. Понятие естественного права. Проблема равенства и принцип суверенитета. Право на восстание и отношение к нему Канта. Философия истории и общественный идеал Канта. Анализ работы «К вечному миру». Республиканское и демократическое устройство. Антивоенные взгляды Канта и проект «союза народов». Влияние политических идей Канта на развитие западноевропейской политико-правовой мысли.
Г. Гегель Гегель и философия европейского Просвещения: отношение к политическим идеям И. Канта, концепции «естественного равенства» и «общественного договора». История развития общества и возникновения государства. История прогресса в государственных формированиях и идеологический смысл видов государства. Формы правления. Разделение властей и понятие суверена. Принципы отношений между государствами. Гегель о войне: плюсы и минусы гегелевских идей. Учение о государстве и гражданском обществе и проблема их соотношения. Структура гражданского общества и ее особенности. Перевоплощение абсолютной идеи государства в эмпирическое государство прусской монархии. Гегелевский этатизм и телеологическая целостность государства и общества. Философия права Гегеля и ее структура. Уровни развития и категории права. Право, закон и мораль в философской интерпретации Гегеля. Идея права и связь права с государством. Теория отчуждения Гегеля. «Скептический либерализм» консервативной теории Гегеля и ее влияние на политико-социальную идеологию Западной Европы XIX века.
Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы) Основная: 1. Августин. О Граде Божием: в 4 т., кн. 1-22. М., 1994. 2. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 1. 3. Аристотель. Афинская полития. Госуда
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.253 (0.013 с.) |