Политика как общественное явление. Границы политики в обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика как общественное явление. Границы политики в обществе



ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ГРАНИЦЫ ПОЛИТИКИ В ОБЩЕСТВЕ

Политология- наука о политике.

Экономическую сферу (предприятий производящих продукты питания, одежду, технику, различные материалы, мебель)

Социальную сферу. (жилье, объекты здравоохранения, бытовые учреждения, детские сады, спортивные объекты).

Духовную сферу (наука, искусство, религия).

Государство - это аппарат управления страной, т.е. это только часть страны, главная администрация страны, обществ.

виды государственного управления, это:

· экономическая политика

· социальная политика

· национальная политика

· демографическая политика

· политика в сфере духовной культуры

· внешняя политика и т.д.

Государственное управление - это всегда управление с помощью законов (права), реализуемых посредством насилия, принуждения.

Основные значения понятия «политика»
1. Политика(в широком смысле слова) – сфера общества, где совершаются политические действия: А) действия государства по отношению к членам общества (действия «сверху-вниз»; Б) действия членов общества по отношению к конкретным органам власти (действия «снизу-вверх»).  
2. Политика (в узком смысле слова) – деятельностьразличных субъектов за завоевание, удержание и укрепление государственной власти;  
3. Политика– деятельность государства по управлению обществом .

 

Границы политики в общества (позиции политических концепций)
Тоталитарные концепции Анархистские концепции Либеральные концепции
Должна быть всеобщая политизация общества Политика в обществе должна быть сокращена до минимума Сфера политики должна определяться практической необходимостью и законом
ВИДЫ ПОЛИТИКИ (Разновидности деятельности государства по управлению обществом)
Внутренняя: • Экономическая • Социальная • Демографическая • Культурная • Молодежная • Конфессиональная и др.   Внешняя: • Оборонительная   • Политика по налаживанию экономических и культурных связей с другими странами и др.  

 

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПОЛИТИКЕ: ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ФУНКЦИИ.

Объектом политологии, является политическая сфера и происходящие в ней процессы, отношения, действия.

Политология выделяет в политической сфере свой предмет исследования, в качестве которого выступает политическая власть, закономерности ее становления, функционирования и изменения.

Политология - наука о закономерностях становления, функционирования и изменения политической власти в обществе

Методы познания – способы, приемы сбора и систематизации информации об исследуемом объекте.

1. Методы эмпирического исследования -онииспользуются в рамках непосредственного контакта политолога с изучаемыми процессами и событиями в политической жизни:

Наблюдение за реально происходящими политическими процессами и событиями (простое и включенное);

Документальный метод: исследование политических событий по материалам архивов, газет, журналов, мемуаров и т.д.;

Опросный: изучение общественного мнения участников политических событий с помощью интервью, анкетирования.

2. Методы общелогические -приемы мышления, используемые для систематизации собранного эмпирического материала:

Анализ - мысленное разделение конкретного политического процесса на составные части для их более детального изучения;

Синтез – мысленное соединение изученных составных частей политического процесса в единую целостную картину;

Обобщение – выделение сходных признаков у изучаемых политических институтов и процессов и образование на этой основе конкретных понятий (политическая власть, государство, избирательный процесс, политический кризис и т.д.);

Абстрагирование – при установлении сходных признаков исследуемых политических процессов необходимо отвлекаться от второстепенных свойств этих процессов;

Аналогия – на основе уже установленного сходства политических процессов в одних признаках можно сделать вывод об их сходстве и в других признаках.

3. Принципы философии как методы познания служат в качестве исходных правил любой исследовательской деятельности, в том числе и в сфере познания закономерностей политических процессов:

Принцип развития – любой политический процесс необходимо изучать как постоянно развивающийся, для этого следует выяснить, что он представлял собой в прошлом и одновременно спрогнозировать, что он будет представлять в будущем;

Принцип всеобщей связи – для создания целостной картины любого политического процесса или события необходимо выявить и описать его связи с другими процессами и явлениями в обществе;

Принцип системности – данный принцип требует от ученого-политолога, с одной стороны, выявить конкретные составные части данного политического процесса, а, с другой, показать, каково место данного процесса в более общей социальной системе;

Принцип детерминизма – необходимо, во-первых, выявить причины данного политического процесса, события, а, с другой, предположить, к каким последствиям может привести данный процесс, причиной чего он может стать сам.

Политология выполняет в обществе основные функции:

Познавательную - политология исследует и объясняет политические явления и процессы и вооружает граждан систематизированными знаниями о политической жизни общества.

(практическую) – на основе полученных знаний о политической жизни политологи вырабатывают рекомендации для субъектов политических действий, которые становятся инструментом совершенствования политических отношений в обществе.

Прогностическую – политологи на основе полученных знаний определяют ближайшие и отдаленные перспективы политического развития общества, моделируют будущие политические процессы и отношения как в рамках отдельной страны, так и в мире.

Мировоззренческую – политология вырабатывает конкретные политические идеалы и ценности для формирования определенной политической ориентации граждан в стране.

Главное назначение политической власти в обществе – поддержание общественного порядка и стабильности

 

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

Политическая система – понятие, характеризующее политическую сферу с точки зрения ее структуры (состава).

 

Политическая система – совокупность

Политический режим – это определенный политический порядок, система средств и методов осуществления государственной власти в обществе.

 

Социальное государство – это государство, которое осуществляет политику, направленную на обеспечение достойного человека уровня жизни, удовлетворение основных жизненных потребностей всех социальных групп

С этой целью социальное государство реализует программы:

· по развитию доступного образования, здравоохранения;

· по оказанию помощи социально слабым слоям общества (инвалидам, пенсионерам, многодетным и др.);

· по созданию новых рабочих мест и переобучению безработных и др.

Социальное государство может возникнуть в стране только как результат социального компромисса в обществе т.к. оно формируется на основе перераспределения доходов:

· от работающих к неработающим гражданам страны;

· от высокодоходных слоев общества к малодоходным слоям.

Создание социального государства возможно при высоком уровне экономического развития страны, согласии основных политических сил относительно необходимого набора социальных программ, реализуемых государством.

Функционирование правового государства возможно при сформированности в стране гражданского общества – общества, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где вмешательство государства в их деятельность ограничена и строго определена законом.

Смешанная республика

Президент, учитывая расстановку сил в парламенте, назначает главу правительства – премьер-министра из состава партии, победившей на выборах (имеющей большинство мест в парламенте), и совместно с ним формирует правительство. Правительство несет двойную ответственность: перед президентом и парламентом

Президентская республика: (Франция, Россия, Беларусь )

· Президент избирается напрямую народом и является главой исполнительной власти и главой государства в целом, его полномочия огромны;

· Президент самостоятельно формирует правительство (назначает премьер-министра и министров);

· Президент имеет право отлагательного вето (может не подписать закон и возвратить его в парламент на доработку).

Парламентская республика: (Германия, Италия)

· Парламент является в стране единственным органом, избираемым напрямую народом;

· Парламент формирует правительство из состава той партии, которая победила на парламентских выборах. Лидер данной партии становится председателем правительства (премьер-министром);

· Президент избирается парламентом и функции его ограничены.

Смешанная республика ( см. информацию выше ) (Украина, Латвия, Литва).

Государства отличаются также по административно-территориальному устройству.

Тип государственного устройства – это административно-территориальное деление страны, которое характеризует отношение:

а) между ее частями (территориальными единицами: областями, округами, штатами),

б) между центральными и местными органами власти.

Существуют унитарные, федеративные и конфедеративные государства.

Унитарное государство – государство, в котором отдельные административно-территориальные единицы (области, воеводства) не обладают признаками государственного суверенитета. В то же время местные органы власти обладают известной самостоятельностью. В таком государстве:

· существуют единые, общие для всей страны высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

· действует одна конституция, единое законодательство, единое гражданство, единая денежная система.

Федеративное государство – государство, в котором отдельные административно-территориальные единицы обладают признаками относительной государственной самостоятельности (Германия, Россия, США, Бразилия, Индия и др.). В таком государстве:

· существует не только единая система законов, но и может создаваться правовая система для каждого субъекта федерации. Органы законодательной власти могут быть в каждой отдельной административно-территориальной единице, а не только в центре;

· может быть двойное гражданство;

· но и в федеративном государстве также имеется единая денежная, налоговая система, единые вооруженные силы.

Конфедерация – союз самостоятельных, независимых государств, которые создают специальные органы для согласованных действий во внешнеполитической деятельности, решения определенных задач экономического, социального характера (Швейцарский союз (1815-1848), Объединенная Арабская Республика (1958-1961), Речь Посполитая (1569-1772)и др.).Как показывает история, конфедерации – весьма непрочные межгосударственные образования, они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные союзы.

ФОРМЫ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА
ЕДИНОЛИЧНАЯ   КОЛЛЕГИАЛЬНАЯ
  Монарх   Президиумы высших представительных органов (бывшие социалистические страны)

 

  Президент   Федеральный Совет – 7 членов (Швейцария)

 

Председатель КНР и Всекитайское собрание народных представителей (Китай)
Президент и Руководитель государства - лидер мусульманской общины страны (Иран)
МОНАРХ – ГЛАВА ГОСУДАРСТВА (полномочия монарха)
Абсолютная монархия (законодательная, испол-нительная и судебная власть в руках монарха) Дуалистическая монархия (в руках мо-нарха в основном ис-полнительная власть) Парламентская монархия(полномочия монарха минимальны)
· Законы издаются от лица монарха · Монарх – глава исполни- · тельной власти · Монарх может отменить решения суда · Монарх представляет государство в отношениях с другими странами · Монарх – глава правительства · Монарх ратифицирует законы · Монарх назначает выборы в парламент, имеет право распустить его   · Монарх формально может быть участником законодательного процесса и главой исполнительной власти, реально же не участвует в государственном управлении · Монарх – символ единства нации

 

ПРЕЗИДЕНТ – ГЛАВА ГОСУДАРСТВА  
Возможные способы избрания президента
Голосованием в парламенте Голосованием выборщиков Голосованием избирателей
Полномочия президента
Президентская республика Парламентская республика Смешанная Республика
· Президент – глава государства и глава исполнительной власти · Президент формирует правительство · Президент – верховный главнокомандующий · Президент обладает правом законодательной инициативы, подписания законов, отлагательного вето · Президент может назначать судей высшей инстанции · Президент представляет страну в отношениях с другими странами · Полномочия президента минимальны, они аналогичны полномочиям монарха в парламентской монархии · Президент делит исполнительную власть с премьер-министром · Остальные полномочия президента аналогичны полномочиям в президентской республике
         

21. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. ПОНЯТИЕ ПАРЛАМЕНТА: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ.

Парламентвысший представительный и законодательный орган государственной власти.

Впервые парламент был образован в Великобритании в XIII в. (1265 г.). Однако своё реальное значение как законодательное собрание парламент приобрёл после буржуазных революций XVII – XVIII вв., когда в основу государственного устройства в ряде стран был положен принцип разделения властей и введено всеобщее избирательное право.

По организационной структуре парламенты разделяют на однопалатные и двухпалатные, состоящие из нижней и верхней палаты. В двухпалатных парламентах законопроект принимается сначала в нижней палате, а затем проходит процедуру обсуждения и принятия закона в верхней палате.

По характеру деятельности депутатов парламенты бывают:

· профессиональными – в этом случае депутаты не могут совмещать работу в парламенте с какой-либо другой деятельностью;

· непрофессиональными - в этом случае депутаты могут совмещать работу в парламенте с какой-либо другой деятельностью;

Обычно однопалатный парламент и нижняя палата двухпалатного парламента избирается прямым голосованием избирателями страны.

В странах с абсолютной властью монарха(Объединенные Арабские Эмираты) парламенты являются законосовещательными органами и часто назначаются монархом.

Верхняя палата двухпалатного парламента формируется в разных странах по-разному – используются в различном сочетании следующие способы:

· голосование избирателей (прямые и непрямые выборы);

· назначение главой государства;

· наследование поста члена палаты по принципу родства и др.

Во многих странах при формировании палат существуют численные ограничения. В мировой политической практике, считается оптимальным, если один миллион человек населения представляют от 9 до 17 депутатов.

Заседания палат в полном составе проводятся весьма редко. Поэтому для того, чтобы их решения были правомочны, определяется кворум – необходимое число присутствующих депутатов для принятия законодательных актов. В Республике Беларусь кворум составляет 2/3 депутатского корпуса.

Для большей эффективности и упорядоченности зако­нотворческой деятельности парламент структурирован (депутаты, избранные в парламент, входят в состав особых групп):

- важным элементом в каждой из палат являются парламентские ко­миссии (комитеты), разрабатывающие законопроекты и дающие первоначальную оценку зако­нопроектам, поступающим в парламент извне. Без предварительного обсуждения законопроекта в комиссиях он не может быть представлен на обсуждение и голосование всех депутатов парламента. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики (напри­мер, комиссии по бюджету и ассигнованиям, по междуна­родным делам, по образованию, здравоохранению, экономичес­ким вопросам и т.д.). В состав конкретных комиссий входят те депутаты, которые в предыдущей профессиональной деятельности были связаны с соответствующей сферой государственной деятельности.

- значительную роль в работе парламента играют фракции –группы депутатов, избранных от определенной партии. Фракция имеет право на представительство в руково­дящих и вспомогательных органах парламента, на свое помещение в здании палаты для проведения заседаний а также на участие ее членов в дебатах по определению повестки дня. Как правило, представитель фракции излагает позицию всей своей группы по тому или иному законопроекту, что способствует сокращению времени для обсуждения.

Парламент возглавляет избранный на его специальном заседании председатель (в англо­язычных странах именуемый спикером).

Функции (полномочия) парламента:

1. Финансовая – принятие парламентом законов о налогах, правилах выпуска денег и бюджете страны на каждый календарный год. Государственный бюджет – это роспись государственных доходов и расходов на определенный период (обычно на предстоящий календарный год). Парламент, утверждая бюджет, уполномочивает правительство расходовать государственные денежные средства в соответствии с законом. Парламент также заслушивает отчет правительства об исполнении бюджета за предыдущий год (как и в каком объеме были потрачены финансовые средства).

2. Формирование правительства – назначение премьер-министра и министров (в парламентских республиках и парламентских монархиях).

3. Контроль за деятельностью правительства (возможная постановка вопроса о доверии правительству, отставка правительства, ответы премьер-министра и отдельных министров на устные и письменные вопросы депутатов, обсуждение основных направлений деятельности правительства и др.).

4. Внешнеполитическая – ратификация и денонсация договоров, заключенных правительством и главой государства с другими государствами.

5. Законотворческая – главная функция парламента, которая проявляется в принятии парламентом новых законов для страны.

Законотворческая функция реализуется в рамках законодательного процесса, основными этапами которого являются следующие:

Голосование.

8. Подсчет голосов и определение победителей.

Избирательная система в широком смысле слова – общий порядок проведения выборов в органы власти, совокупность правил и норм, которые должны соблюдаться на всех стадиях избирательного процесса.

Избирательная система в узком смысле слова – способ определения результатов голосования

(данное определение необходимо использовать в рамках данной темы)

Существуют следующие основные виды избирательных систем в различных странах:

1. Мажоритарная избирательная система (от фр. majorite – большинство) – для победы необходимо набрать большинство голосов избирателей. Данная система имеет следующие разновидности:

а) Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства - победившим на выборах становится кандидат, набравший более половины голосов избирателей (минимум – 50% + 1 голос).

б) Мажоритарная избирательная система относительного большинства – победившим на выборах становится кандидат, набравший больше голосов по сравнению с остальными кандидатами, претендовавшими на избираемую должность.

в) Мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства – для победы необходимо значительное большинство голосов избирателей (2/3 или 3/5). Данная система применяется обычно при проведении референдумов.

 

Мажоритарная избирательная система имеет следующие достоинства:

· В данной системе учитывается мнение большинства избирателей.

· Выборы носят персонифицированный характер, т.е. избиратели голосуют за кандидатов – конкретных личностей, имея возможность анализировать и оценивать каждого из них в ходе выборов.

· При данной системе обеспечивается достаточно тесная связь между депутатом и избирателем.

· При определении победившего кандидата происходит достаточно простой подсчет голосов избирателей.

Но у данной системы есть существенный недостаток, который заключается в том, что н е учитывается мнение избирателей, голосовавших за кандидатов, не победивших на выборах.

2. В ряде стран используется пропорциональная избирательная система, в которой преодолевается вышеназванный недостаток мажоритарной системы.

Основа ее – прямо пропорциональное соотношение между количеством голосов избирателей, поданных за ту или иную партию, и количеством мест в парламенте, полученных каждой партией в парламенте.

Голосование при этом осуществляется за партии, а не за индивидуальных кандидатов в депутаты.

Достоинства пропорциональной системы следующие:

· Более полное представительство в парламенте политических партий.

· Возможность принимать решения, которые в большей степени учитывают интересы разных групп населения.

· В данной системе максимально учитываются голоса избирателей, проголосовавших за разные партии.

Вместе с тем и в пропорциональной системе также есть свои недостатки, главным из которых является то, что избиратели слабо влияют на персональный состав парламента, поскольку голосуют за партии, а не за конкретных кандидатов. Кроме того при данной системе не имеют возможности выступать в качестве кандидатов в избираемые органы власти те граждане, которые не являются членами каких-либо партий.

3. В ряде стран используется смешанная система голосования, которая предполагает комбинирование элементов пропорциональной и мажоритарной избирательных систем с целью минимизации тех недостатков, которыми обладает каждая из них в отдельности. В этом случае:

• 50% депутатов парламента избирается по мажоритарной системе голосования

• 50% депутатов парламента избирается по пропорциональной системе голосования

Каждый избиратель при этой избирательной системе имеет два голоса (получает два бюллетеня во время голосования: в одном в качестве кандидатов – отдельные личности, в другом – в качестве кандидатов – политические партии).

Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей между государствами и системами государств, между организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене.

Существуют различные виды международных отношений, которые можно классифицировать по разным основаниям следующим образом:

1. В зависимости от содержания этих отношений можно выделить следующие МО:

· Экономические МО (финансовые, торговые, кооперирование в сфере производственной деятельности и др.);

· Политические МО (сотрудничество в сфере права, дипломатические, взаимодействия между политическими партиями, парламентами и др.);

· Военно-стратегические МО (взаимодействие стран в рамках военных блоков, между армиями, совместные учения, войны и др.);

· Культурные МО (международные гастроли художественных коллективов, обмен научной информацией, совместные научные исследования, реституция культурных ценностей и др.);

· Гуманитарные МО (безвозмездная помощь пострадавшим от войн и природных бедствий, организация лагерей беженцев и др.).

 

2. В зависимости от участников (субъектов) МО бывают:

· Межгосударственные (между главами государств, парламентами, правительствами различных стран и др.);

· Межпартийные (между политическими партиями различных стран, имеющими схожие политические программы);

· Между общественными организациями (профсоюзами, молодежными, экологическими и др.);

· Между политическими лидерами (монархами, президентами, председателями политических партий и др.);

· Между предприятиями различных стран в рамках торговли между ними, обмена опытом, поставок комплектующих, сырья и т.д.;

· Между отдельными городами-побратимами.

3. В зависимости от характера взаимодействий участников МО бывают:

· Стабильные – отношения между субъектами МО основаны на соблюдении заключенных ранее договоренностей, выполнении взаимных обязательств;

· Нестабильные - отношения между субъектами МО основаны на частичном или полном нарушении заключенных ранее договоренностей, невыполнении взаимных обязательств;

· Постоянные (отношения между соседними государствами, между странами, находящимися в рамках интеграционных союзов и др.);

· Временные (отношения между государствами в рамках отдельных договоренностей и контактов);

· Мирные -(отношения без применения военной силы);

· Военные – (отношения с применением вооруженных средств).

4. В зависимости от масштабов МО бывают:

· Глобальные МО –отношения между системами государств, определяющими мировой политический процесс в целом;

· Региональные отношения – отношения между государствами конкретных регионов мира (азиатского, европейского, североамериканского и т.д.);

· Двусторонние МО.

Основными субъектами международных отношений (участниками взаимодействия на международной арене) являются:

• Государства

• Международные организации

Государства как главные субъекты ( акторы) на международной арене исторически определились в рамках современной (Вестфальской) системы международных отношений, которая сложилась в XVII веке.

История формирования данной системы связана с завершением «тридцатилетней» войны (1618-1648) в Западной Европе, заключением Вестфальского мирного договора в 1648 г, который санкционировал распад Священной Римской империи. Закончилось противостояние римской католической церкви и светских властей феодальных государств Западной Европы.

Международные организации как субъекты международных отношений условно делятся на два вида: межгосударственные (межправительственные) и неправительственные международные организации.

А) Межгосударственные (межправительственные) международные организации. Специфика данных организаций проявляется в том, что у них:

• имеются постоянно действующие органы управления;

• официально определяются их полномочия;

• регулярно происходят встречи участников (конференции, симпозиумы).

Основные функции межгосударственных организаций:

• выявление позиций участников;

• выработка способов разрешения возникающих проблем;

• формирование и реализация международных правовых норм.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет межгосударственная Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия стран, содействия безопасности, экономическому и социальному прогрессу всех народов (создана в 1945 году, в нее входят 195 стран.).

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений. К ним относятся:

• ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения);

• МОТ (Международная организация труда);

• ЮНЕСКО (Организация по вопросам культуры и науки);

• МВФ (Международный валютный фонд – осуществляет предоставление кредитов странам);

• Международный суд;

• МАГАТЭ (Международная организация по атомной энергии – осуществляет контроль научных исследований в области ядерной физики, контроль в сфере строительства атомных электростанций в различных странах) и др.

Важную роль в международных отношениях играют региональные межгосударственные организации:

· ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (28 стран Западной Европы)

· ЕВРОПАРЛАМЕНТ (избирается прямыми выборами граждан государств – членов Евросоюза на 5 лет)

· ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ

· СНГ (Союз независимых государств – объединяет ряд постсоветских республик)

· ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности – входят страны: Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан) и др.

Существуют в мире организации экономического характера:

· ВТО (Всемирное торговое общество – для создания режима наибольшего благоприятствования в торговле участникам этой организации)

· Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана

· Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и др.

 

В ряду межгосударственных организаций особую роль играют профессиональные международные организации:

• Международная организация журналистов (МОЖ)

• Организация криминальной полиции (ИНТЕРПОЛ – 1923 г.)

• Международный олимпийский комитет (МОК)

• Всемирный Совет церквей (ВСЦ)

• Международный красный крест (МКК) и др.

Б) Значительнуюроль в международных отношениях играют неправительственные международные организации, например:

• Религиозные организации (Экуменический совет церквей)

• Объединения ученых (Пагоушское движение)

• Профсоюзные (МФП)

• Правовые (Международная амнистия) и др.

ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Государства   Международные организации  
Межправительственные организации   Неправительственные организации

 

Отношения между государствами в современных условиях выстраиваются на основе следующих принципов:

· Принцип подчинения меньшинства большинству при принятии решений по обсуждаемым международным проблемам (применении военных или экономических санкций в отношении конкретных стран, оказании помощи странам и т.д.);

· Принцип консенсуса используется в том случае, когда обсуждаемая проблема не ставится на голосование, а решения принимаются только при согласии всех участников. Так, все решения Совета Безопасности ООН принимаются на основе консенсуса.

· Признание суверенитета государств (см. выше);

· Неприменение силы в международных отношениях, стремление решать проблемы путем переговоров, компромисса;

· Выполнение субъектами мировой политики обязательств перед международным сообществом в рамках достигнутых ранее договоренностей.

 

Необходимо иметь в виду, что данные принципы являются идеальными правилами при выстраивании международных связей и решении конкретных проблем мировой политики. В реальных международных отношениях как в прошлом, так и в современных условиях эти принципы часто нарушаются со стороны отдельных субъектов этих отношений.

ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Принцип подчинения меньшинства большинству
Принцип консенсуса
Признание суверенитета государств

 

Неприменение силы в международных отношениях
Выполнение субъектами мировой политики обязательств перед международным сообществом

Большое значение для международных отношений имеет географическое положение конкретных стран – участников этих отношений. Поэтому внешняя политика любого государства имеет геополитический характер. Геополитику можно рассматривать, с одной стороны, как особую науку, изучающую зависимость внешней политики государств от их географического положения. Однако в рамках вышеназванной темы следует иметь в виду определение геополитики как особого вида деятельности государств.

ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ГРАНИЦЫ ПОЛИТИКИ В ОБЩЕСТВЕ

Политология- наука о политике.

Экономическую сферу (предприятий производящих продукты питания, одежду, технику, различные материалы, мебель)

Социальную сферу. (жилье, объекты здравоохранения, бытовые учреждения, детские сады, спортивные объекты).

Духовную сферу (наука, искусство, религия).

Государство - это аппарат управления страной, т.е. это только часть страны, главная администрация страны, обществ.

виды государственного управления, это:

· экономическая политика

· социальная политика

· национальная политика

· демографическая политика

· политика в сфере духовной культуры

· внешняя политика и т.д.

Государственное управление - это всегда управление с помощью законов (права), реализуемых посредством насилия, принуждения.

Основные значения понятия «политика»
1. Политика(в широком смысле слова) – сфера общества, где совершаются политические действия: А) действия государства по отношению к членам общества (действия «сверху-вниз»; Б) действия членов общества по отношению к конкретным органам власти (действия «снизу-вверх»).  
2. Политика (в узком смысле слова) – деятельностьразличных субъектов за завоевание, удержание и укрепление государственной власти;  
3. Политика– деятельность государства по управлению обществом .

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.163 с.)