Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое государство – это государство, которое ограничено в своих действиях правом (законом)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Признаки (принципы) правового государства: 1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Еще Платон в свое время говорил: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-нибудь властью». Принцип верховенства закона конкретно означает следующее: а) законы (правовые нормы) обладают наивысшей обязательной силой по сравнению с другими нормами общества (религиозными, моральными); б) закон не может быть произвольно отменен никем (устаревшие законы могут быть отменены только парламентом в соответствии с установленными процедурами); в)государство само не вправе нарушать закон; 2. Незыблимость прав и свобод личности: права и свободы граждан не только закреплены юридически, но и имеют в обществе экономические и социальные гарантии их реализации. Права и свободы граждан неотчуждаемы. Причем предполагается, что права и свободы человека имеют естественный характер (принадлежат ему от рождения), а не являются дарованными, жалованными. 3. Взаимная ответственность государства и личности: г осударство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Граждане несут ответственность перед государством по соблюдению установленных правовых норм. 4. Реализованность принципа разделения властей в организации государственной власти. Каждый вид власти (законодательной, исполнительной, судебной) реализуются отдельными органами, между ними существует система сдержек и противовесов. Исключается монополизация власти в руках одного лица, органа или социального слоя. Каждый вид власти действует в пределах своих полномочий и вместе с тем обеспечивает самостоятельность и независимость от других властей. Важное значение имеет конституционно-правовой контроль за правомерностью актов и действий всех ветвей власти, который в современных политических системах выполняет Конституционный суд. Он призван защищать право от всех возможных форм его нормативного нарушения. Социальное государство – это государство, которое осуществляет политику, направленную на обеспечение достойного человека уровня жизни, удовлетворение основных жизненных потребностей всех социальных групп С этой целью социальное государство реализует программы: · по развитию доступного образования, здравоохранения; · по оказанию помощи социально слабым слоям общества (инвалидам, пенсионерам, многодетным и др.); · по созданию новых рабочих мест и переобучению безработных и др. Социальное государство может возникнуть в стране только как результат социального компромисса в обществе т.к. оно формируется на основе перераспределения доходов: · от работающих к неработающим гражданам страны; · от высокодоходных слоев общества к малодоходным слоям. Создание социального государства возможно при высоком уровне экономического развития страны, согласии основных политических сил относительно необходимого набора социальных программ, реализуемых государством. Функционирование правового государства возможно при сформированности в стране гражданского общества – общества, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где вмешательство государства в их деятельность ограничена и строго определена законом. Гражданское общество – это общество, в котором значительная доля частных интересов граждан реализуется независимо от государства Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства. Гражданское общество – это общество граждан, имеющих свободу и умеющих ею пользоваться без ущерба для личной и общественной безопасности. ДИНАМИКА ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ И ТИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В мире существуют различные формы государственного правления, которые определяются порядком образования и взаимодействия высших органов государственной власти, т.е. способом организации государственной власти. Форма правления в каждой стране складывается исторически в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества. По способу замещения должности главы государственной власти различают такие формы государственного правления, как монархия и республика. Разновидности каждой из них определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования. Монархия – форма правления, прикоторой высшая государственная власть находится у одного лица и передается по наследству. На отдельных этапах истории в разных странах использовался способ избрания монарха как главы государства (раннефеодальные монархии-княжества у славян, элективная монархия в Речи Посполитой и др.). Но данный способ замещения главы государства в монархии является скорее исключением, чем правилом. Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется органами, избираемыми населением на определенный срок. Монархия существует в виде абсолютной (неограниченной) и конституционной (ограниченной) монархии. Конституционная монархия в свою очередь имеет две основные разновидности: парламентскую и дуалистическую монархии.
Республиканская форма правления имеет в настоящее время следующие разновидности: президентскую, парламентскую, смешанную республики.
Смешанная республика Президент, учитывая расстановку сил в парламенте, назначает главу правительства – премьер-министра из состава партии, победившей на выборах (имеющей большинство мест в парламенте), и совместно с ним формирует правительство. Правительство несет двойную ответственность: перед президентом и парламентом Президентская республика: (Франция, Россия, Беларусь ) · Президент избирается напрямую народом и является главой исполнительной власти и главой государства в целом, его полномочия огромны; · Президент самостоятельно формирует правительство (назначает премьер-министра и министров); · Президент имеет право отлагательного вето (может не подписать закон и возвратить его в парламент на доработку). Парламентская республика: (Германия, Италия) · Парламент является в стране единственным органом, избираемым напрямую народом; · Парламент формирует правительство из состава той партии, которая победила на парламентских выборах. Лидер данной партии становится председателем правительства (премьер-министром); · Президент избирается парламентом и функции его ограничены. Смешанная республика ( см. информацию выше ) (Украина, Латвия, Литва). Государства отличаются также по административно-территориальному устройству. Тип государственного устройства – это административно-территориальное деление страны, которое характеризует отношение: а) между ее частями (территориальными единицами: областями, округами, штатами), б) между центральными и местными органами власти. Существуют унитарные, федеративные и конфедеративные государства. Унитарное государство – государство, в котором отдельные административно-территориальные единицы (области, воеводства) не обладают признаками государственного суверенитета. В то же время местные органы власти обладают известной самостоятельностью. В таком государстве: · существуют единые, общие для всей страны высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. · действует одна конституция, единое законодательство, единое гражданство, единая денежная система. Федеративное государство – государство, в котором отдельные административно-территориальные единицы обладают признаками относительной государственной самостоятельности (Германия, Россия, США, Бразилия, Индия и др.). В таком государстве: · существует не только единая система законов, но и может создаваться правовая система для каждого субъекта федерации. Органы законодательной власти могут быть в каждой отдельной административно-территориальной единице, а не только в центре; · может быть двойное гражданство; · но и в федеративном государстве также имеется единая денежная, налоговая система, единые вооруженные силы. Конфедерация – союз самостоятельных, независимых государств, которые создают специальные органы для согласованных действий во внешнеполитической деятельности, решения определенных задач экономического, социального характера (Швейцарский союз (1815-1848), Объединенная Арабская Республика (1958-1961), Речь Посполитая (1569-1772)и др.).Как показывает история, конфедерации – весьма непрочные межгосударственные образования, они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные союзы.
21. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. ПОНЯТИЕ ПАРЛАМЕНТА: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ. Парламент – высший представительный и законодательный орган государственной власти. Впервые парламент был образован в Великобритании в XIII в. (1265 г.). Однако своё реальное значение как законодательное собрание парламент приобрёл после буржуазных революций XVII – XVIII вв., когда в основу государственного устройства в ряде стран был положен принцип разделения властей и введено всеобщее избирательное право. По организационной структуре парламенты разделяют на однопалатные и двухпалатные, состоящие из нижней и верхней палаты. В двухпалатных парламентах законопроект принимается сначала в нижней палате, а затем проходит процедуру обсуждения и принятия закона в верхней палате. По характеру деятельности депутатов парламенты бывают: · профессиональными – в этом случае депутаты не могут совмещать работу в парламенте с какой-либо другой деятельностью; · непрофессиональными - в этом случае депутаты могут совмещать работу в парламенте с какой-либо другой деятельностью; Обычно однопалатный парламент и нижняя палата двухпалатного парламента избирается прямым голосованием избирателями страны. В странах с абсолютной властью монарха(Объединенные Арабские Эмираты) парламенты являются законосовещательными органами и часто назначаются монархом. Верхняя палата двухпалатного парламента формируется в разных странах по-разному – используются в различном сочетании следующие способы: · голосование избирателей (прямые и непрямые выборы); · назначение главой государства; · наследование поста члена палаты по принципу родства и др. Во многих странах при формировании палат существуют численные ограничения. В мировой политической практике, считается оптимальным, если один миллион человек населения представляют от 9 до 17 депутатов. Заседания палат в полном составе проводятся весьма редко. Поэтому для того, чтобы их решения были правомочны, определяется кворум – необходимое число присутствующих депутатов для принятия законодательных актов. В Республике Беларусь кворум составляет 2/3 депутатского корпуса. Для большей эффективности и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован (депутаты, избранные в парламент, входят в состав особых групп): - важным элементом в каждой из палат являются парламентские комиссии (комитеты), разрабатывающие законопроекты и дающие первоначальную оценку законопроектам, поступающим в парламент извне. Без предварительного обсуждения законопроекта в комиссиях он не может быть представлен на обсуждение и голосование всех депутатов парламента. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики (например, комиссии по бюджету и ассигнованиям, по международным делам, по образованию, здравоохранению, экономическим вопросам и т.д.). В состав конкретных комиссий входят те депутаты, которые в предыдущей профессиональной деятельности были связаны с соответствующей сферой государственной деятельности. - значительную роль в работе парламента играют фракции –группы депутатов, избранных от определенной партии. Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента, на свое помещение в здании палаты для проведения заседаний а также на участие ее членов в дебатах по определению повестки дня. Как правило, представитель фракции излагает позицию всей своей группы по тому или иному законопроекту, что способствует сокращению времени для обсуждения. Парламент возглавляет избранный на его специальном заседании председатель (в англоязычных странах именуемый спикером). Функции (полномочия) парламента: 1. Финансовая – принятие парламентом законов о налогах, правилах выпуска денег и бюджете страны на каждый календарный год. Государственный бюджет – это роспись государственных доходов и расходов на определенный период (обычно на предстоящий календарный год). Парламент, утверждая бюджет, уполномочивает правительство расходовать государственные денежные средства в соответствии с законом. Парламент также заслушивает отчет правительства об исполнении бюджета за предыдущий год (как и в каком объеме были потрачены финансовые средства). 2. Формирование правительства – назначение премьер-министра и министров (в парламентских республиках и парламентских монархиях). 3. Контроль за деятельностью правительства (возможная постановка вопроса о доверии правительству, отставка правительства, ответы премьер-министра и отдельных министров на устные и письменные вопросы депутатов, обсуждение основных направлений деятельности правительства и др.). 4. Внешнеполитическая – ратификация и денонсация договоров, заключенных правительством и главой государства с другими государствами. 5. Законотворческая – главная функция парламента, которая проявляется в принятии парламентом новых законов для страны. Законотворческая функция реализуется в рамках законодательного процесса, основными этапами которого являются следующие:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.145.50 (0.01 с.) |