Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение. Условия развития политической мысли В новое время и эпоху индустриализмаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Новое время, начавшееся, как известно, с открытия Колумбом Америки в 1492 г. и последовавшая за ним эпоха Великих географических открытий, приведшая к прокладке новых сухопутных и морских путей, к колонизации европейскими державами новых стран и целых континентов, к освоению новых морей и океанов, существенно раздвинуло границы познанного мира, расширило и углубило взгляды людей на этот мир и, разумеется, выдвинуло новые политические идеи и теории, создало новые условия для развития политической сферы общества. Как уже упоминалось, в эпоху Возрождения, подготовившую ускорение развития человеческой цивилизации в Новое время, вместе с возвращением античного наследия, возвращались и идеи демократии, политическая практика римского республиканизма. В эпоху Реформации заново пересматривались греческие, еврейские и латинские тексты Священного писания, осуществлялись его переводы на национальные языки. Тогда же появились первые сомнения в неколебимых до этого религиозных догматах. Возникли новые представления о религии, формировались новые взаимоотношения государств и прихожан с церковью, а именно – не только подчинение и почитание, но и критика церковных иерархов и самого Папы за поборы, высокие налоги, продажу индульгенций, за порочный образ жизни, за бюрократическую и иерархическую организацию церкви, не позволявшую быстро проникать в нее новым веяниям. Путеводной звездой для Мартина Лютера был не авторитет Папы, а слова Священного писания и побуждения собственной совести. Если в эпоху Средневековья считалось, что лучший способ избежать вечных адских мук - это принять монашество, что и делала десятая часть христиан, в том числе многие правители, то Лютер выдвинул идею о том, что семейная жизнь не является грехом и не препятствует спасению, и сам женился на бывшей монахине. Кальвин пошел еще далее в отрицании авторитета Папы и служении новой протестантской религии, которая была поставлена кальвинистами выше государства. В Женеве под руководством Кальвина была реализована идея городской теократической республики – своеобразной демократической политической системы, в которой соединены воедино духовная и политическая жизнь, форма правления которой построена как на принципах демократии, так и на религиозных догматах протестантизма. Как верно заметил У.Черчиль «хотя услуги, оказанные деятелями Реформации делу правды и свободы, переоценить трудно, для них оказалось невозможным ответить на ими же поднятые вопросы. Их взгляды не просто разошлись с научными знаниями – они не понимали масштабов противоречий, в которые оказались вовлеченными. Их роль состояла в том, чтобы открыть шлюзы, и поток перемен, несмотря на все их благие намерения сдержать его или взять под контроль, стремительно хлынул вперед, там сметая старинные вехи, здесь удобряя новые поля, но везде неся с собой жизнь и обновление»[2]. В эпоху Просвещения критика религии и церкви усилилась вплоть до их полного отрицания. Появляются неслыханные ранее идеи светского государства, естественных прав человека, то есть прав, данных природой, самим фактом рождения, а не Богом или правителем, прав, которые не зависят от позиции Папы или монарха, а должны признаваться и гарантироваться государством. Быстро развивается книгопечатание, расширяются старые и возникают новые университеты. Постепенно формируется новый человек: более образованный, с более широким взглядом на мир, более активный, ищущий практического применения своей энергии и знаний в преобразовании окружающей действительности. Итак, в Новое время практически во всех сферах жизни общества возникают новые условия для изменений, для преобразований, для реформ, для ускорения развития общества, в том числе для нового государственного строительства, преобразования политических институтов, политической системы, всей политической сферы общества. Суть и главные отличия этих новых условий, от условий развития политических отношений и политических институтов в античности и средневековье заключались в следующем: -во-первых, новый, более широкий взгляд на мир, освоение его новых пространств, заставил людей по-новому посмотреть на историю освоения и завоевания мира, в том числе на историю политических институтов и форм правления. При этом выяснилось, что в истории освоения мира уже бывали примеры эффективной колонизации, быстрого освоения и надежной защиты обширных пространств при помощи таких политических систем, как полисная (Древняя Греция), республиканская (Римская республика), коммунальная (коммуны Венеции, Генуи) демократия; -во-вторых, колонизация мира и строительство огромных флотов, насчитывавших сотни судов во всех передовых европейских странах: Португалии, Испании, Голландии, Великобритании, Франции и др., потребовало адекватного развития не только судостроительной промышленности, но и смежных с ней отраслей, развития торговли для закупки всегда не достававшего ведущим странам корабельного леса, пеньки для морских канатов, льна для парусов, дегтя для смазки подводной части судов и т.д. Кроме того, для защиты своих торговых путей и колоний новым колониальным державам требовался военный флот, а для него – порох, чугун, пушки, ружья, морские кортики и т.п. Таким образом, в Новое время вся промышленность, сельское хозяйство, торговля, система транспорта и коммуникаций получили мощный импульс для ускоренного развития. Все это ускоряло вызревание и циркуляцию новых идей, в том числе в сфере политики; -в-третьих, в связи с быстрой модернизацией передовых обществ Европы, а затем и Америки, также ускоренно начала меняться социальная структура этих обществ. В связи с большой потребностью в подготовленных специалистах стал расти престиж профессий, связанный с модернизацией морского дела, промышленности и торговли. Это сокращало разрыв между аристократами и простолюдинами, между сословиями, между профессиями и служило, в конечном счете, выравниванию социальной структуры общества; в-четвертых, в процессе ускоренного развития свой шанс получили не только представители высших сословий, но и рядовые горожане и крестьяне, сумевшие вписаться в новую систему ценностей, освоившие новые профессии, достигшие определенного положения в обществе. Представители новых профессий, связанных с созданием новых государственных структур власти, развитием промышленности и торговли, строительством флотов, регулярных армий, новых коммуникаций, основанием колоний, торговых факторий, военно-морских и военных баз и фортов вместе с передовыми представителями старых высших сословий – носителями новых идей своими практическими делами и участием в политике оказывали существенное влияние на демократизацию общества и его политических институтов; - в-пятых, выравнивание социальной структуры, осознание своей значимости для общества способствовали появлению и закреплению в общественном сознании идей свободы, социального равенства и социальной справедливости, которые служили объективной основой для последующих реолюций и реформ; - в-шестых, во всех передовых странах, устремившихся на освоение новых морей и новых территорий, уже существовали, в том или ином виде, демократические институты, в первую очередь, парламенты, которые получили новые возможности для институционализации; - в-седьмых, после эпохи Великих географических открытий, значительно расширившей горизонты познанного мира, началась эпоха Великих политических революций: голландской, английской, американской, французской, значительно расширившей горизонты политической сферы общества, открывшей доступ широким массам сначала к избирательным урнам, а затем и к государственным должностям; - в-восьмых, государства, на просторах которых разворачивался процесс демократизации, представляли собой не небольшие по территории и населению полисы, а довольно крупные образования, занимавшие территорию в десятки, а то и сотни тысяч кв. км. и имевшие население в миллион (например, Португалия, Нидерланды) или в несколько миллионов (например, Англия, Франция, Россия) человек. Это заставило по-иному смотреть на взгляды Платона и Аристотеля, утверждавших, что наилучшим политическим устройством служит полис – небольшая вполне обозримая территория города с прилегающими селами, с населением всего лишь десятки тысяч, максимум сотни тысяч человек; - в-девятых, начался процесс деколонизации и нового государственного строительства на демократических, а не колонизаторских принципах. Например, после окончания войны за независимость США (1783) и принятия бывшими американскими колониями Великобритании демократической конституции уже в 1810 – 1820-х гг. прошла целая волна войн за независимость южноамериканских колоний от Испанской империи, окончившаяся образованием новых демократий на южноамериканском континенте. Эпоха быстрых, революционных изменений рождала новые, более демократические политические институты и новые политические системы, новые, более демократические отношения между правящей элитой и большинством общества, новые политические партии, формировавшие новый политический стиль и более демократическую политическую культуру. В эту эпоху начался очень важный для последующего развития политических концепций и учений так называемый процесс протоиндустриализации – ранний этап индустриализации, когда только зарождаются отдельные идеи, на которых потом происходит становление идеологии индустриализма. Речь идет о бурном, ускоренном по сравнению с прежними эпохами развитии науки, в частности новом прочтении античных источников об идеальном обществе и идеальной форме правления, о зарождении идей просвещения, образования и медицинского обслуживания, об идее массового коллективного производства, идее свободы личности и всеобщего равенства, о распространении всех этих новых идей в эпоху Великих географических открытий по всему миру, о формировании на базе этих идей новых концепций и теорий, нового мировоззрения, этических норм и поведенческих стереотипов, новых форм экономической и социально-политической деятельности, новых культурных образцов и ценностей. На этапе протоиндустриализации еще не развился механизм стабильной передачи от поколения к поколению новых идей, ценностей и норм поведения, еще не существовала устоявшаяся идеологическая система, включавшая эти идеи, ценности и нормы: и система и механизм ее передачи существуют пока в виде как бы случайных флуктуаций, формируя здесь и там, в наиболее развитых странах, в развитых торгово-промышленных центрах, расположенных обычно около моря, более сложную социальную структуру общества, новых, более активных и предприимчивых людей, вообще более мобильный, образованный и деятельный социум, более развитое государство. Эпоха Нового времени не ограждена непроницаемой стеной от прежних этапов в истории политической мысли и политической практики, поэтому во многом, испытывала давление и даже сопротивление уцелевших элементов устаревших, феодально-средневековых политических идеологий, старого режима власти. Когда сопротивление старого режима для большинства общества становилось невыносимым, его преодолению способствовали революции. Наибольшее влияние не только на собственные общества, но и на развитие других обществ оказали так называемые великие революции: нидерландская, английская, американская и французская. Политические учения в Новое время стали связываться с поиском начал нового порядка вещей, новых прогрессивных начал человеческого развития, новых форм общественных и политических отношений. С развитием политики на базе светского характера законодательств и государственных устройств этот поиск находил свою реализацию уже не в умозрительных заключениях, а в наблюдениях над явлениями жизни и опоре на опытное знание и исходили не из представлений об идеальной форме правления, а из требований рационального устройства базовых основ человеческого общежития. Такой рационализм в Новое время способствовал тому, что политическая мысль, политическая наука получает более глубокое и многостороннее содержание и крепче связывается с политической практикой. Первыми странами, где совершились антифеодальные, индустриальные революции и где течение рационализма, поэтому, получило возможности быстрого развития, стали Голландия и Англия. Процесс протоиндустриализации привел к эпохе Индустриализма, под которой обычно понимают революционное, интенсивное развитие производительных сил и, вызванное им, изменение всех общественных отношений, включая политические. Эпоха Индустриализма началась с перехода от преимущественно мануфактурного к преимущественно машинному производству. Промышленный переворот, с которого началась эта эпоха в 1760-1820 гг., произошел в Великобритании, затем его испытали США и Франция. Во второй половине XIX в. в эпоху Индустриализма последовательно вступили Германия, Италия, Япония, Россия.[3]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.69.138 (0.01 с.) |