Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Радикальная форма политического либерализма

Поиск

(Н. Новико́в, А. Радищев)

 

Н. Новико́в

(1744—1818)

 

Никола́й Ива́нович Новико́в — русский журналист, издатель и общественный деятель. Выходец из помещичьей семьи Бронницкого уезда, Московской губернии. Образование получил в университетской гимназии. В начале 1762 г. поступил на службу в Измайловский полк и произведен в унтер-офицеры. Во время службы своей в полку Новиков обнаруживал "вкус к словесным наукам" и склонность к книжному делу; издал две переводные французские повести и сонет (1769). Вскоре как один из способных дворян был привлечен к делу высокой важности - комиссию по ведение протоколов проекта нового уложения. Участие в работах комиссии ознакомило его со многими важными вопросами русской жизни и с условиями русской деятельности и сделало его лично известным Екатерине.

В 1768 г., выйдя в отставку в отставку, Новиков стал издавать еженедельный сатирический журнал «Трутень». Еженедельник вел борьбу против злоупотреблений помещичьей власти, против неправосудия и взяточничества, выступал с обличениями против очень влиятельных придворных, горячо ратовал против крепостного права, проявлял заботу о нуждах крестьян и об их просвещении. Однако борьба была неравная; «Трутень» вынужден был умерить тон, отказаться от обсуждения крестьянского вопроса, а затем и совсем прекратился, не по воле издателя.

Новый журнал «Живописец» в одном из своих очерков, озаглавленном «Отрывок путешествия в И...Т...», Новиков так изображал обычную картину жизни деревни: «Я останавливался во всяком почти селе и деревне. Ибо все они равно любопытство мое к себе привлекали; но в три дни сего путешествия ничего не нашел я в похвалы достойного. Бедность и рабство повсюду встречалися со мною в образе крестьян».

Русское самодержавие жестоко обрушилось на всякое проявление свободомыслия. Новиков оказался одной из первых политических жертв. Типографии его были закрыты, книжные лавки разгромлены. По указу Екатерины II в 1792 г. он был арестован и осужден на 15 лет заключения в Шлиссельбургскую крепость. Его обвинили в «гнусном расколе», в корыстных обманах, в масонской деятельности. Выставлено было обвинение в нарушении данной им в 1786 г. подписки не торговать книгами, признанными зловредными. Но в этом не было «государственного» преступления. Император Павел I в первый же день своего царствования освободил Новикова. Взятый в крепость еще в полном развитии его сил и энергии, вышел оттуда «дряхл, стар, согбен». Он вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности.

А. Ради́щев

(1749-1802)

Александр Николаевич Радищев — русский писатель, философ, поэт полтический мыслитель, директор Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов. Выходец из семьи богатых саратовских помещиков. Личность писателя-революционера оригинальность политической позиции Радищева была обусловлена особенностями его мировоззрения, его революционными взглядами. Он не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. «Человек — единственное существо на земле, ведающее худое, злое», «особое свойство человека — беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться». Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального «естественного» жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода «болезни» он находил в США, где «сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза (мороза) укрова». Писатель обнаруживает всю несостоятельность либеральных иллюзий, во власти которых находятся его современники.

В своих взглядах на политическое устройство Российского государства Радищев был противником самодержавия, считая его «наипротивнейшим человеческому естеству состояние». Перечисляя целый ряд правителей, на вопрос о том, что такое великий государь, Радищев отмечает: «Скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей, если не в царской?» Однако он дает беспристрастную оценку исторической роли и деятельности Петра I и хотел бы видеть в нем образ «просвещенного» монарха «... познаем в Петре мужа необыкновеннаго, название великаго заслужившаго правильно». Признавая Петра великим, Радищев не идеализирует Петра I - монарха, ибо «мог бы Петр славнея быть, возносяся сам и вознося отечество свое утверждая вольность частную».

Воспользовавшись указом Екатерины о вольных типографиях, в 1790 году в своей домашней типографии напечатал своё главное сочинение - «Путешествие из Петербурга в Москву». Пушкин назвал его «сатирическим воззванием к возмущению». «Путешествие из Петербурга в Москву» — это, по выражению Герцена, «серьезная, печальная, исполненная скорби книга», где с максимальной полнотой отразились и политические идеи Радищева.

Автор с возмущением пишет: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». В этих страданиях, рождались рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни, на которые он стремился обратить внимание властей. «Путешествие…» описывает социальные несправедливости о горемычной жизни крестьян: везде непосильная барщина, крестьяне живут хуже скота. Крепостники не только беспощадно эксплоатируют крестьян в своем хозяйстве, но и отдают их в наем, как скотину. Обращая свои возмущения по отношению к помещикам, Радищев пишет: «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, что отнять не можем, воздух, да, один только воздух». Он описывает продажи крепостных с торгов и трагедию разделенной по частям проданной семьи, брак по принуждению, ужасы рекрутского набора (рекрут как «пленник в отечестве своем»).

Рассматривая крепостничество как преступление, доказывая, что крепостной труд непроизводителен, в «проекте в будущем», намечает полную ликвидацию крепостничества. Уничтожение «домашнего рабства», запрет брать крестьян для домашних услуг, вступление в брак без согласия помещика, землю в собственность крестьян. Рабство держится, как показывает Радищев, не только на насилии, но и на обмане: церковь, «заставляющая бояться истины» и оправдывающая тиранию, не менее страшна, чем сама тирания. «Раб, воспевающий вольность», сбрасывает с себя этот гнет и перестает быть рабом, превращаясь в грозного мстителя, прорицателя грядущей революции. Он приветствует народное восстание.

«Путешествие…» было рассмотрено властями как «покушение на государево здоровье», как «заговор и измена». Именной указ от 1790 г. признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный». Писатель приговорён судом к смертной казни. Но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. Император Павел I вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом комиссии для составления законов. Радищев составил «Проект либерального уложения», в котором говорил о равенстве всех перед законом, свободе печати и т. д.

Для большинства русских писателей XIX в. обращение к свободолюбивой теме означало воскрешение радищевских традиции.

 

9.5. Русский консерватизм XVIII века (М. Ломоносов, М. Щербатов)

М. Ломоносов

(1711-1765)

 

Михаил Васильевич Ломоносов – гениальный русский ученый –энциклопедист (естествоиспытатель, литератор, историк, художник), основатель Московского университета. Как отмечают некоторые исследователи, Ломоносов выражал в истории либерально-дворянское направление, которое отразилось в его просветительских идеях, поисках совершенствования нравов и национального идеала вне церковной идеологии. Однако нельзя не видеть в его воззрениях сильного консервативного элемента, направленного на изучение и сохранение политического опыта, культурных и религиозных ценностей «праотцев наших», на основе естественной политической формы для России бытия – самодержавия, сочетающегося порой с резкими выпадами против либеральных разрушительныхразномысленныхвольностей. Ломоносовпризнавал самодержавие единственно возможной формой правления для России, ведущего свое начало от «первых князей варяжских», затем от «внутреннего несогласия, ослабившего отечество», к «новому совокуплению под единоначальство».

Изучая и анализируя античную историю, он признает гражданское правление, гражданскую власть, благодаря которым Римское государство возвысилось и самодержавством пришло в упадок. Однако в России, отмечает он, произошло наоборот, часто она гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием. «Разномысленною вольностию, - писал Ломоносов в предисловии к своей «Древней Российской истории...», - едва не дошла до крайнего разрушения; самодержавством как сначала усилилась, так и после несчастных времен умножилась, укрепилась, прославилась. Благонадежное имеем уверение о благосостоянии нашего отечества, видя в единоначальном владении залог нашего блаженства, доказанного толь многими и толь великими примерами» (Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: В 11т. М.; -Л., 1950-1983. - Т. 6. С. 169). Это рассуждение Ломоносова подтверждает насколько полезны для сохранения целостного единства государств правила изысканные из примеров истории.

Говоря о богоустановленности царской власти, Ломоносов не приемлет понимании царской власти И. Грозным, вместе с тем он совершенно исключительно относится к Петру I, называя его «богом земным», представителем на земле божественного правосудия. В то же время он далек от признания за правителем фактического права на безапелляционный суд, произвол.

Во всех событиях русской истории Ломоносов усматривает Промысел Божий, предъявляя жесткие требования к обязанностям царя: суд правый и нелицеприятный, неуклонное исполнение закона, уважение в своих подданных человеческого достоинства, исправление их пороков «ученьем, милостью трудом». Благочестие, эта добродетель «любезная Богу, любезная человекам, крепкое утверждение государств, красота венцов царских, непостыдная надежда во брани, неразрывное соединение человеческого общества».

 

М. Щербатов

(1773-1790)

Михаил Михайлович Щербатов - родоначальник российского консерватизма в традиционалистской форме XVIII века, автором социальной утопии «Путешествие в землю Офирскую» и памфлета «О повреждении нравов» утвердившего утопическую тенденции в российском консерватизме.

То было время, когда зарождающийся русский либерализм до конца еще не отрешился от наивного предпочтения «нравственного идеала» в законодательной форме и бился за правовые ограничения государственной власти в условиях роста абсолютистских тенденций.

Консерватизм, в лице Щербатова, осознавал опасные симптомы повреждения нравов, традиций, возникших в результате петровских реформ и политики Екатерины II по европеизации России и «поправлению нашей внешности», приведших к ослаблению веры и вольнодумию (вольтерьянству). Щербатов ставил на первое место моральное состояние общества, миросозерцание народа, с разрушением которых усиливался деспотизм, «явственнее делалось расстройство внутреннего спокойствия государства, благополучия его граждан».

В своей социальной утопии с позиции нарождавшегося консервативного мировоззрения Щербатов разработал основные принципы идеального правления «страны совершенства» (образа России):

- защита сословной монархии, где «не народ для царей, а цари для народа»;

- власть в руках дворянского сословия, олицетворяющего народ;

- верховенство закона и равенство всех перед законом;

- приоритет закона и власти, обязанностей и порядка над индивидуальной свободой;

- разработка законов с общим народным согласием, с беспрестанным их совершенствованием, с почитанием формулы «добродетель-закон-власть»;

- организация немногочисленного правительства (20 чел. из дворян);

- жесткий правительственный и церковный контроль в духовной сфере за общественными нравами;

- сохранение крепостнических порядков;

- неприятие насильственных потрясений;

- пресечение разномыслия.

Главное назначение государства обеспечение «всеобщего блага». При этом государство и «общее благо» стоят в иерархии ценностей выше человеческой личности. В целом консервативные идеалы М.М. Щербатова ориентированы не на будущее, а на прошлое, в допетровские времена. Обращение к форме литературной утопии позволяет говорить о Щербатове как об основателе утопической тенденции в российском консерватизме. Его построение можно определить как ретроспективную утопию с элементами новационными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.166 (0.008 с.)