Классические теории насилия и ненасилия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классические теории насилия и ненасилия



(Ж.Сорель, М. Ганди)

В начале XX века в странах Западной Европы получил распространение анархо-синдикализм. Название движения образовано от слов «анархизм», поскольку для последователей анархо-синдикализма ликвидация государства оставалась стратегической целью. Ведущую роль как в ликвидации государства, капиталистической эксплуатации, а также в будущем обществе, по мысли теоретиков, должны сыграть «синдикаты», т.е. профсоюзы. Партийная и парламентская деятельность анархо-синдикалистами отвергалась, поскольку это означало соглашательство с правящим классом и государством.

Тактика революционного синдикализма начала вырабатываться рабочими во Франции в конце XIX веке в рамках движения межпрофессиональных объединений. Анархо-синдикалистское движение распространилось по всему миру, причем этот процесс сопровождался острым противоборством с социал-демократией и находившимися под ее влиянием профсоюзами.

Сегодня всё большее распространение получают ненасильственные методы политической борьбы: индивидуальные и массовые ненасильственные акции, направленные против социальной несправедливости или произвола силовых структур, «бархатные» революции, деятельность сети ненасильственных миротворческих сил, нацеленная на снижение напряжённости в конфликтных регионах и движение к отказу от насилия как средства разрешения политических конфликтов – всё это примеры, свидетельствующие о тенденции расширения области применения ненасилия и всё более частом выборе ненасилия в качестве modus operandi.

Хотя спонтанные ненасильственные акции происходили ещё до нашей эры (одним из примеров можно считать уход плебеев из Рима), оформленное принятие ненасилия в качестве методики массовых политических действий произошло в конце XIX - начале XX вв. во время ненасильственной борьбы индийцев Южной Африки за свои права под руководством Мохандаса Карамчанда Ганди. Дальнейшее развитие концепция ненасилия Мохандаса Ганди получила во время аналогичных событий в Индии.

 

А Ж. Сорель

(1847-1922)

 

Ведущим французским теоретиком анархо-синдикализма считается Жорж Сорель. Он родился в Шербуре в буржуазной семье. Закончил парижскую Политехническую школу. На формирование взглядов Сореля оказали влияние П.-Ж. Прудон (Сорель впоследствии организовал научный кружок имени Прудона), французский философ А. Бергсон и К. Маркс.

Как ученый Сорель прочно занял место среди наиболее значительных социальных мыслителей начала XX века. Он переписывался с Р. Михельсом, В. Парето и итальянским философом Б. Кроче. Сорель был знаком с молодым итальянским эмигрантом, членом Социалистической партии, которого звали Бенито Муссолини. Впрочем, хорошо разбирающийся в людях Сорель пророчески заметил еще в 1911 году: «Наш Муссолини - необычный социалист... Однажды мы увидим его во главе священного батальона со шпагой и знаменем Италии. Он - итальянец XVI века, кондотьер».

Но теории Сореля продолжают сохранять научное значение. Как мыслитель, Сорель стоит значительно выше, чем политическое движение, идеологию которого он разрабатывал. Развернутая и обстоятельная концепция истории изложена Сорелем в трудах «Введение в изучение современного хозяйства» (1903 г.), «Социальные очерки современной экономии. Дегенерация капитализма и дегенерация социализма» (1906 г.).

Вершиной творчества Сореля является его работа «Размышления о насилии» впервые опубликованная в 1906 г. и принесшая ему мировую известность. Сорель нашел в революционном синдикализме соответствие своим глубинным порывам, а именно: утверждение достоинства труда и трудящихся, отказ от участия в политической жизни, стремление к разрыву с существующим обществом, воплощенное в лозунге всеобщей забастовки. В этой книге Сорель с большой силой выразил идеи, высказывавшиеся им и раньше: апологию пролетарского насилия и героической морали, теорию мифа и философию пессимизма. Сорель вновь отверг парламентский социализм, превративший классовую борьбу в орудие торга ради достижения мелких материальных выгод. Классовая борьба, пролетарское насилие, по мнению Сореля, имеют более высокое назначение - тотальное обновление общества путем прямого действия пролетариата.

Сорель приветствовал Октябрьскую революцию в России, призывая анархо-синдикалистов подержать власть большевиков; Ленин вызывал его восхищение, он сравнивал его с неподкупным Робеспьером, считал самым великим теоретиком социализма после Маркса, гениальным политическим деятелем, равным по масштабам Петру Великому. Причем Ленин казался ему настоящим «московитом», более русским, чем российские монархи. Сам же Ленин, знакомый с творчеством Сореля, называл его «известным путанником» (см. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 310).

Октябрьская революция 1917 года в России оказала парадоксальное влияние на анархо-синдикализм. С одной стороны, синдикалистские профсоюзы и организации в 1920-е гг. приобрели невиданное ранее политическое значение. Но, с другой стороны, анархо-синдикализм все более уступал позиции в рабочем движении социал-демократам и коммунистам.

Но считать Сореля апологетом путчей и переворотов невозможно. По его же словам, «социальная революция не должна стремиться заменить одно правящее меньшинство другим».

Парадоксальным образом, многие элементы сорелианства использовали и фашисты (известно, что молодой Муссолини лично переводил книгу Сореля «Размышление о насилии» на итальянский язык), и социальные философы, для которых именно с Сореля начинается изучение роли мифов современной эпохи, и радикальные левые 60-70- х гг. ХХ века. В целом Жорж Сорель остается одним из наиболее выдающихся мыслителей XX века.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.005 с.)