Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политический либерализм. Декабристы (Н. Муравьев, П.Пестель)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Н. Муравьев (1796-1843)
Зародыш настоящего политического либерализма», мы находим в самой программе Никиты Михайловича Муравьева. Как известно, существуют три дошедших до нас варианта проекта его конституции: 1) текст, найденный в бумагах кн. С.П. Трубецкого; 2) текст, сохранившийся в портфеле И.М. Пущина, вероятно переписанный рукой К.Ф. Рылеева; 3) текст, написанный рукой Н. Муравьева в Петропавловской крепости в процессе следствия. Последний отражал более радикальную политическую позицию автора и является самой совершенной публикацией текста конституции Н. Муравьева. В проекте конституции Северного общества выдвигается требование создания конституционной монархии и упразднения самодержавия. Конституционный проект выдвигал идею политического равенства граждан, предоставления им гражданских и политических прав. Несмотря на влияние, оказанное на автора проектом реформ М. Сперанского, Французской Декларацией прав человека, школой естественного права и теорией общественного договора (Ж-Ж. Руссо, Ш. Монтескье) с их идеей народного суверенитета, неотчуждаемых прав человека, принципом разделения властей, проект конституции Муравьева – «не менее самостоятельное произведение, чем французские конституционные акты и проекты русских политических реформаторов» (Дружинин Н.М. Декабрист Никита Муравьев.М., 1933. С. 179). Он явился выражением современных передовых идей дворянской интеллигенции о творческом переустройстве политического режима власти и изменении социально-экономических условий в самодержавной России. Проект конституции давал четкое и более полное представление о будущем государстве и его учреждений, о методах управления, о порядке изменения конституции. По нему можно судить о правовой регламентации отношения «личность-собственность-государство» в случае установления власти декабристов. Сам автор проекта хорошо понимал всю сложность перехода от абсолютизма к конституционной монархии. Еще в 1821 г. Муравьев, корректируя свои мысли о республике, допускал в России установление республиканского правления при условии, что в ней не окажется человека из царствующей династии, достойного политической власти. По-видимому, Александр I как сторонник либеральной конституции в обществе, где половина населения находилась в рабстве, пока еще внушал доверие части руководящего ядра Северного общества. Проект конституции Муравьева по внутреннему содержанию был республиканским и во многом соответствовал основным принципам классического западноевропейского либерализма. Главные её составляющие: отмена крепостного права; освобождение крестьян с землей и имуществом (при успешном хозяйствовании предоставлено право передавать их по наследству); полное гражданское равноправие; уничтожение сословных привилегий; создание единой налоговой системы; введение избирательного права (имущественный ценз для избирателей - 500 серебр. рублей); отмена чинов и классов. В проекте конституции предусматривалось равенство всех граждан, большое внимание уделялось свободе личности, её неприкосновенности, свободе слова, собственности, печати, вероисповедания, свободному образу жизни. Однако собственность, имущественные привилегии определяли право на занятие должностей по государственной службе. Право на участие в общих делах государства имели только привилегированные группы, обладающие огромным богатством. Это противоречило положению проекта, где отмечалось, что все сословия слились в одно общее - гражданство. Приоритет крупных собственников над большей частью граждан, при отсутствии во власти среднего слоя, ставил под сомнение создание условий для гармоничного формирования отношения «личность- государство». Однако, в целом, это обстоятельство не могло умалить прогрессивного значения проекта конституции Н. Муравьева. Как отметила академик М.В. Нечкина, «конституция Никиты Муравьева, будь она введена, пробила бы огромную брешь в твердынях феодально-абсолютистского строя и серьезно расшатала бы его основы и, несмотря на яркие черты классовой дворянской ограниченности, должна быть признана прогрессивным для своего времени» (Нечкина М.В. Декабристы. М. 1984. С. 95). Проект не был идеологическим документом всего Северного общества, ибо, в отличие от «Русской Правды» Пестеля, не был обсужден и принят всей организацией. Однако его значение как программного варианта, как документа либерально-политической мысли оформленного антикрепостнического, антиабсолютистского движения было огромно, а по ряду положений он дополнял программу Пестеля. П. Пестель (1793-1826)
Конституционный проект Павла Николаевича Пестеля «Русская Правда» - огромный десятилетний труд социально-политического содержания, созданный на базе переработки обширной русской и западноевропейской философско-политической литературы. Он явился вершиной социально-философской и политической мысли своего времени. Его цель - немедленная реализация конституционных прав и свобод граждан после ликвидации самодержавия. В «Русской правде» Пестель подверг резкой критике самодержавно-крепостнический режим и теоретически обосновал неизбежность его гибели. Главной задачей временного революционного верховного правления - решительное «уничтожение рабства и крепостного состояния», ликвидация сословного строя и института самодержавия (с физическим уничтожением всего царствующего дома), осуществление земельной реформы и создание новой системы государственного управления. Временное верховное правление устанавливается после переворота и действует до установления республики. Проект конституции Пестеля, провозглашая уничтожение крепостничества, требовал от дворянства «непременно, навеки отречься от гнусных преимуществ обладать другими людьми», ибо крепостное право «есть дело постыдное, противное человечеству». По Пестелю, важнейшее право каждого гражданина - его личная свобода. Независимо от имущественного ценза все мужчины, достигшие двадцати лет, получают гражданские права и право на участие в политической жизни. Личная свобода декларируется в «Русской Правде» как «важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства». На ней «основано все сооружение государственного здания». Важное значение в проекте программы Пестеля придавалось формированию института собственности. В соответствии с ним земля становится общественным достоянием. Чтобы сохранить ее от обнищания, предоставляется право каждому иметь свой надел. Земля разделялась на две части: общественное владение без права купли – продажи (идет в общинный раздел) и частное, которое являлось частной собственностью с правом продавать и покупать (направлено на «производство изобилия»). Для реализации своего аграрного проекта Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной ее конфискации. Проект предусматривал передачу крестьянам половины всей обрабатываемой в государстве земли. Это значительно больше, чем спустя три десятилетия дала реформа 1861 г. (ЦГАОР СССР, ф. 48, д. 408, л. 19—20). Осуществить проект, по Пестелю, можно было только с помощью конституционно устроенного государства. В переходный период должна быть подготовлена конституция республики, в основе которой лежала бы идея народного суверенитета и принцип разделения властей. Органом Верховной законодательной власти в государстве являлось однопалатное народное Вече, состоящее из народных представителей. Высшая исполнительная власть - у Державной Думы. Судебная или блюстительная власть - Верховный собор с пожизненно избранными представителями от губерний - осуществляет контроль над органами, ответственными за точное исполнение конституции в стране. Конституция должна обеспечить неприкосновенность частной собственности, свободу промышленности, торговли, печати, вероисповедания. Главную разницу между единым и федеративным государством Пестель видел в том, что «право издавать законы, образовывать общественные учреждения и распоряжаться государственными делами находится в неразделимом государстве - в одной только Верховной власти, а в федеративном государстве - разделяется между общей Верховной властью и частными областными властями» (Избранные социально-политические произведения декабристов: В 2 т. С. 20. Т. 2). Таким образом, конституционный проект «Русская правда», по существу, отражал дух преобразований в Европе и Америке, «заставляющий, - по выражению Пестеля, - везде умы клокотать». То, что главной целью конституции являлось уничтожение самодержавия и крепостничества как «наипротивнейших человеческому существу состояний», установление свободы личности, неприкосновенность собственности, обеспечение прав и свобод гражданина означало осуществление перехода к республиканскому строю путем вооруженного восстания и установления временной революционной диктатуры. Эта программа содержала радикальный компонент либерально-демократических требований, что свидетельствует об адекватности ее либеральным западноевропейским идеям борьбы с тиранией и проведения либерально-демократических преобразований. Так, Локк, основатель либерализма, по поводу признания восстания народа как законного средства сопротивления тиранам писал: «Если глава государства «посредством невыносимо дурного обращения жестоко тиранит весь народ или его значительную часть, то в этом случае народ имеет право оказать сопротивление и защитить себя от насилия». Не все декабристы разделяли такие радикальные способы перехода к новой форме государственного устройства. Однако, несмотря на ряд совершенно радикальных положений (или как раз благодаря этому), конституционный проект Пестеля был важнейшей программой военной интеллектуальной элиты России в борьбе с феодально-абсолютистским режимом, обоснованием пути к гражданской, политической свободе через право на восстание. Это право, как известно, отражено и в концепциях основателей классического либерализма и успешно использовалось народами ряда стран Западной Европы. Россия, несмотря на поражение восстания, не была здесь исключением.
13. 5 Либеральный консерватизм (К. Кавелин, Б.Чичерин) К. Д. Кавелин (1818-1885)
Константин Дмитриевич Кавелин - знаменитый писатель, публицист, правовед, историк, философ, политолог, общественный деятель. Родился в Москве в дворянской семье. Образование получил в Московском университете, где изучал право, философию, историю. В 1848 г. Кавелин переезжает в Петербург, работая в канцеляриях Министерства внутренних дел и учебных заведений, активно занимается публицистической деятельностью в журналах «Современник», «Отечественные записки». В 1857 г. Кавелина приглашают на кафедру гражданского права Петербургского университета. В ближайшие годы Д.Д.Кавелин становится профессором Московского университета, по кафедре государственного права, Центральной проблематикой в научных исследований Кавелина - соотношение личностного и государственного начал, частной и общественной собственности. Изучая особенности, варианты путей исторического развития Запада и России, Кавелин в статье "Взгляд на юридический быт древней России»(1847) указывает на различные условия, в которых формируется или может формироваться и развиваться личность. По Кавелину, это личностное начало получило свое развитие только при Петре I, «когда Россия, тесно сближаясь с Европой, стала жить умственно, нравственно, деятельностно. Стремясь дать в гражданском обществе свободу, простор человеку, личность, развитая до определенных пределов, пересоздавала это общество» (там же. С. 66—67). Преобладание государства над личностью Кавелин выражал в словах: "Все делалось у нас сверху вниз". Отсутствие закрепления юридических прав и свобод ставило развитие личностного начала в зависимость от характера правителя, от того, кто придет к власти. В основе развития личности, по Кавелину, лежат «потребности индивидуума к свободной деятельности», свободному выбору, свободному выражению своего отношения к общественным интересам, целости, идеалам, своего отношения к миру. Стремление индивида реализовать эти потребности всегда и во все времена ограничивались необходимыми рамками конкретных исторических и социально-политических условий. Как политический мыслитель он большое внимание уделяет анализу сущности современного государства и его права, высказывая свою позицию по вопросу общественно-политической жизни - освобождения крестьян. Основные позиции либерала-теоретика по крестьянскому вопросу были изложены в знаменитой «Записке об освобождении крестьян в России» (1858), а также в статьях «Взгляды на русскую сельскую общину» (1859), «Дворянство и освобождение крестьян» (1862). В этих работах речь шла о положении статуса личности крестьянина в условиях, когда в России, благодаря реформам, открывалась возможность массового распространения частной собственности и ее исключительного права монополизировать все стороны общественной жизни, в том числе и сельской. Западники (Е. Корш, Б. Н. Чичерин) выступали, в сущности, за упразднение общинного землевладения как пережитка, рожденного крепостным правом. Славянофилы (А. Кошелев, Д. Самарин) видели в сельской общине хранительницу устоев, опору национальных форм хозяйствования. Славянофилы обвиняли западников в том, что они не поняли специфики русской общины, приняв ее за аналог западноевропейской безземельной общины как простого административного устройства. Имели свою позицию по этому вопросу и революционные демократы, социалисты. Они выступали против права собственности и наследования, но были сторонниками сохранения общинного землевладения, сельской общины, видели в ней прообраз будущей коммуны, возможность ускорения социального развития. Позиция Кавелина в принципе отличалась от всех вышеуказанных позиций, хотя и имела точки соприкосновения с каждой из них. В статье «Взгляд на сельскую общину», излагая свои юридические основания реформирования деревни, он подчеркивал большое значение для России развития капиталистических отношений, личной собственности и духа предпринимательства. Однако Кавелин отмечает и негативные теневые стороны этого начала: стремление к беспрерывному, безграничному расширению и увеличению, личная выгода, стяжание, ничем не умеряемая конкурентная борьба интересов, ниспровергающих все административные стеснения и препоны. Выступая в защиту сохранения общины, он очень хорошо понимал ее социальное и политическое значение: наличие у крестьян собственности, выгодно отличает их от обезземеленных, бездомовных народных масс и городского пролетариата западных стран. Такая особая форма общественного быта, по сравнению с Западом, по существу исключала условия для революционных и демократических движений в России. Роль реформаторского государства Кавелин видел: - в обеспечении сохранности землевладения за сельским населением; - в устранении препятствий, искусственно замедляющих естественный рост народа; - в создании надлежащей пропорции между частной собственностью и поземельной; - в организации переселений, мелкого поземельного кредита, перекупки земель, состоящих в частной собственности, под общинные земли; в ограждении от социальной анархии, афер, спекуляций, мелочной опеки со стороны крупных собственников и чиновников и т. д. Взгляды Кавелина на государство и его роль в жизни общества выходили за пределы анализа общинного землевладения. Как теоретик-государственник, он глубоко понимал роль и значение государства как организации человеческого общежития. Согласно его концепции, общество и государство - живой организм и функционирует по своим законам дифференциации (расчленения) и интеграции (централизации). Подобно тому, как у любого живого развитого организма отдельные органы обособляются от деятельности других, так и в развитом государственном организме каждый орган, каждая точка живут, кроме общей, своей особой жизнью. Последствия большого расчленения (дифференциации) государства (противостояние правительства народу, народа правительству, сословные привилегии, обособление суда, казны, администрации, эгоизм, равнодушие к общественным делам, крестьянские разделы и т. п.) грозят ему разрушением и распадом. Особенно это опасно большому государству, где непосредственное единение людей нарушается обширностью территории, разноплеменностью, разноверием нации, раздутым до беспредела бюрократическим аппаратом. В контексте этих размышлений формировалась кавелинская идея о местном самоуправлении. Он хорошо понимал, что управлять страной такого масштаба, как Россия, невозможно силами одной бюрократии, без участия заинтересованных в управлении лиц, особенно на местах, в провинциях. Поэтому решение проблемы местного самоуправления Кавелин ставил в зависимость от решения другой проблемы — проблемы правящего в стране сословия как главного субъекта проведения реформирования в России. Большое внимание Кавелин уделял вопросам государственного строительства, и, в первую очередь, реформации государственных учреждений России. Он считал, что для успешного решения социальных проблем необходимо реформировать всю «обветшалую, полуазиатскую, полукрепостническую» бюрократическую систему, начиная с центральных и особенно мелких административных учреждений. Чрезмерная зацентрализованность власти, которая основана на принципе мелочной регламентации местной жизни из центра, безграничный бюрократический произвол, не знающий никакой управы, не только дискредитируют власть в стране, но и являются тормозом всякого прогресса. В статье «Бюрократия и общество» Кавелин пишет: «У нас нет ничего похожего на государственные учреждения, которые пользовались бы авторитетом и доверием страны и могли в минуты, подобные настоящей, выносить на своих плечах всю тяжесть положения и ограждать государство и династию от опасности» (Кавелин К. Д. Собр. соч. Т. 2. Стб. 1076). В устройстве госучреждений Кавелин выделяет следующие крупные недостатки: преобладание в высшем государственном управлении единоличной власти над коллегиальными, отсюда рассогласованность действий и произвол; все высшие госучреждения составляются из одних военных и гражданских чиновников, людей, которые «всю жизнь провели в положении управляемых, смотрели на дело сверху вниз, не зная, что делается внизу»; коллегиальные госучреждения (сенат, госсовет, комитет министров) лишены возможности непосредственно докладывать государю о нуждах страны и мерах их удовлетворения, этим правом пользуются министры, которые в своих докладах, искажая действительность, проводят интересы своих ведомств; право возбуждать законодательные и общие административные вопросы принадлежало не коллегиальным органам верховной власти, а исполнительным. Чтобы преодолеть административный произвол, Кавелин считает: нет необходимости введения в стране конституции, парламента, достаточно законного порядка, одинакового для всех, справедливого суда, обеспечивающего всех и каждого, справедливого закона о печати, предоставляющего возможность каждому высказать свои мысли. Нам «нужно сколько-нибудь сносное управление,...хоть тень общественной свободы..., нужны прочные государственные учреждения, состоящие из лучших людей» (там же. Стб. 896, 1067). Итак, во всех его аналитических рассуждениях о государственном устройстве, о роли и значении государства в реформировании общества преследуется цель - создание правового государства, юридически организованной власти, защищающей интересы лица, личности, создающих условия для свободного проявления гражданами своих свободных прав. Б. Чичерин (1828 – 1904)
Борис Николаевич Чичерин - один из самых представительных русских мыслителей либерально-консервативного направления, основатель русской государственной школы. По характеристике Бердяева Чичерин был «единственным философом либерализма», «редкий в России государственник», сочетавший в себе природный дар философа, юриста, политолога. Родился в семье богатого и родовитого тамбовского помещика. Образование получил в Московском университете, где изучал право, философию, историю. Мировоззрение Чичерина формировалось под сильным влиянием выдающегося профессора истории Т.Н. Грановского, к которому он был «близок и обязан ему большею половиною своего духовного развития». Он - автор фундаментальных философских и политико-правовых исследований: «Очерки Англии и Франции» (1858), «О народном представительстве» (1866), «Положительная философия и единство науки» (1880), «Собственность и государство» в двух частях (1882, 1883), «Курс государственной науки» в трех частях (1894-1898), «Философия права»(1900), «История политических учений» в пяти частях (1869-1902), и др. Большой интерес представляют три тома воспоминаний Б.Н. Чичерина. С его именем связано создание оригинальной и цельной философско-политической и правовой системы европейского уровня. Методологической основой анализа современных социально-политических процессов, по Чичерину, является логика и метафизика в ее развитой и совершенной форме. В этом сказывается сильное влияние на него философии и политики Гегеля, которые он подверг сложной и оригинальной переработке. Доктрина «охранительного» либерализма Чичерина появилась на свет не только под влиянием социально-философской мысли Э. Берка, А. Токвиля Д. Ст. Милля и других великих либералов и консерваторов. Включение Чичериным консервативного начала в либеральную программу, в сущности, было продиктовано условиями самой российской действительности, особенностью самодержавного строя. Как и Кавелин, Чичерин в сильном консервативном элементе политической власти видел основу крепкого государственного порядка, который в свою очередь, становится важнейшим условием внедрения и развития законной свободы. В этом понимании необходимости единства силы власти и законной свободы, по мысли Чичерина, и заключен подлинный смысл доктрины «охранительного» либерализма. Используя государственную власть, ее законодательную деятельность в качестве "рационального средства" их водворения, Чичерин определил меру и границы ее усиления и ослабления с учетом особенности русского самодержавия. Например, с позиции «охранительного» либерализма Чичерин сформулировал закон силового регулирования власти, т.е. закон, регулирующий, в зависимости от социальных условий, необходимость усиления или ослабления власти: «Чем меньше единства в обществе, чем труднее связать общественные стихии, тем сильнее должна быть власть, и наоборот, правительство может расслабить вожжи по мере того, как общество крепнет, соединяется и получает способность действовать самостоятельно» (Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов. М., 1862. С. 164). Таким образом, соединение двух начал (либерального и консервативного) в единой доктрине «охранительного либерализма», или либерального консерватизма, осуществлено впервые в теоретически обоснованной форме. К концу второй половины XIX века «охранительный либерализм» Чичерина и связанная с ним проблематика личности, собственности и государства развиваются и углубляются на основе переработанного огромного материала предшествующей социально-философской и политической мысли. Вершиной развития человеческой мысли, последним словом рационалистической философии Чичерин считает Гегеля, величайшей заслугой которого, он полагает, создание им глобальной философской системы, открытие диалектических законов развития мирового бытия, а себя называет сторонником объективно-идеалистического мировоззрения, метафизической концепции универсализма, соединяющей рационализм и реализм. Чичерин, подобно Гегелю, свои представления о внутренней свободе личности как сферы проявления субъективной нравственности конкретизирует в учении о собственности. Он дает юридическое обоснование необходимости автономности института собственности от государства на основе идей естественного права, ставя правовые преграды против злоупотребления властью, государством в отношении собственности. «Вторжение государства в область собственности и стеснение права хозяина распоряжаться своим имуществом, всегда есть насилие и неправда» (там же. С. 154). И поскольку частная собственность является «идеалом всякого гражданского быта», делает вывод Чичерин, она «подлежит особому охранению со стороны государства». Итак, в охранении собственности, а, следовательно, и свободы личности Чичерин видит основную функцию государства. Большую опасность свободе и собственности, по его мнению, следует ожидать от социалистов, ибо при социализме эти величайшие ценности обращаются в призрак, а государство, обобществляя все средства производства (землю, капитал, предприятия), насильственно подавляя природу личности, «неизбежно вызовет негативное стремление у каждого максимально пользоваться общественным достоянием, т. е. быть иждивенцем. Разрушая религиозную нравственность, порождая эксплуатацию добросовестного недобросовестным, сильного слабым, такое государство превращает человека в добровольного раба общества» (там же. С. 414). На этом основании Чичерин полностью отказывает коммунизму в существовании. Чичерин дает оригинальную, отличную от Гегеля, структуру «человеческих союзов». В чичеринской трактовке сфера объективной нравственности включает четыре различных союза: семья - гражданское общество - церковный союз-государство, вместо трех по Гегелю (семья - гражданское общество - государство). Отношение между независимыми союзами, согласно теории «человеческих союзов» Чичерина, строятся на основе четырех формальных юридических начал человеческого общежития — власти, закона, свободы и цели. Важнейшую цель союзов Чичерин определяет формулой, идущей от Д. Локка, И. Бентама, Б. Констана: «не лица существуют для учреждений, а учреждения для лиц». Чичерин большое внимание в своих исследованиях уделял социально-философскому и политическому анализу верховного политического союза - государства, рассматривая его сущность, формы государственного устройства, проблемы отношения государственного и личностного начал, вопросы реализации политической свободы. Сущность государства, по Чичерину, определяется следующими признаками и чертами. Государство представляет «организацию народной жизни, сохраняющуюся и обновляющуюся в непрерывной смене поколений. Государство есть союз, союз целого народа, имеющего свою территорию, единый закон. В нем народ становится юридическим лицом. Оно управляется верховной властью, его целью является всеобщее благо»(Чичерин Б.Н. Курс государственной науки: В 3 ч. М., 1894. Ч. 3. С. 4-7). Государство образуется как результат общей воли и высшего политического сознания народа, способного «разумно и добровольно подчиняться верховной власти и поддерживать ее всеми силами». Образованный союз возникает на основе естественного закона, связывающего личную свободу с природой человека. Сущность политического союза (государства) Чичерин рассматривает в соотношении с гражданским обществом, под которым он понимает «совокупность отношений, принадлежащих к частной сфере и определяемых частным правом». Государство и гражданское общество — два противоположных, но «равно необходимых элемента человеческого сожительства». Это особый мир человеческих отношений: с одной стороны, люди являются носителями частных отношений, с другой, членами общего духовного сожительства, всегда должны существовать, не уничтожая друг друга. Без первых исчезает самостоятельность, следовательно, и свобода лица, без последних исчезает единство (там же. С. 192). Государство как вершина общественного здания, опирающаяся на гражданское общество и зависимая от него, сводит все самостоятельные индивидуальные потребности и интересы (материальные, духовные, научные) к высшему органическому единству. Мысли Чичерина о зависимости и опоре государства на гражданское общество не совпадают с гегелевским пониманием отношений государства и гражданского общества. По Гегелю, гражданское общество как сфера частной собственности и индивидуальных интересов корпораций, общин, сословий должно быть подчинено интересам государства (См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 330). Чичерин, в отличие от Гегеля, склонен усилить в системе этих отношений элемент частного, делая его, в сущности, автономной, независимой сферой от государственной власти и от политических целей. Уделяя большое внимание характеристике различных форм правления (монархии, аристократии, демократии и смешанной форме - конституционной монархии), Чичерин рассматривает правление их содержания и направленности в зависимости от конкретных исторических условий и от состояния народного духа (сознания). При анализе этих форм Чичерин предпочтение отдает конституционной монархии. Именно в ней считал он, наиболее полно воплощается идея свободы и идеал человеческого общежития. Неоднозначную оценку дает Чичерин демократической форме правления. Влияние идей демократии, считает он, поистине огромно, каждый человек в демократическом обществе является носителем определенной доли верховной власти, он политически ни от кого не зависим. В условиях демократии открыт простор энергии человека, его умственным и физическим способностям.. В демократическом обществе «общегосударственный порядок» составляет "венец гражданского развития человека» Однако демократия, считает Чичерин, лишь от части выражает сущность свободы. Она проявляет себя только в свободе политической. Демократия «нигде не может быть идеалом человеческого общежития. Она может быть только переходящей ступенью исторического развития» (там же. Ч. 3. С. 179). Много внимания Чичерин уделял проблемам реализации политической свободы в российском обществе путем организации системы представительного правления, свободных учреждений, соединения выборных с людьми опытными в государственных делах. Внимательное изучение эволюции взглядов Чичерина приводит к пониманию того, что здравый смысл, основанный на блестящем знании исторической обстановки и состояния общественного духа российского народа, подсказывает каждый раз меру реализации свободы, возможной при данных конкретно исторических условиях России. Чичерин был решительный сторонник разумной умеренности, противник односторонности, крайности и сиюминутных необдуманных решений, никогда не стремился считать созревшим то, что не созрело. Он хорошо понимал, что строительство новой государственности всегда таит в себе опасность породить разнузданность страстей и анархию интересов, что немедленно бы привело к торжеству реакции, «которая могла уничтожить не только едва зародившуюся политическую свободу, но и юные преобразования, не успевшие еще упрочиться в народной жизни». Россия избежала такого кризиса, ибо это понимали и «верхи». По выражению Чичерина, «державная рука сохранила свое собственное произведение… новые преобразования сделались неотъемлемою принадлежностью народной жизни» (там же. С. 58). В других своих произведениях, в частности, в работе "Собственность и государство" он объясняет причину трудности водворения свободы, по сравнению с Западной Европой. Она заключается в том, что на Западе общественное устройство устанавливается само собой, а в России это привносится государством «сверху». Отсюда упрочить свободу в обществе, привыкшем единственно к власти, где к тому же «свобода проявляется еще своим первым младенческим лепетом и совершает свои первые робкие шаги... составляет одну из самых трудных исторических задач» (Чичерин Б.Н. Собственность и государство. С. VI). Но уже позже, в одной из последних своих работ – «Россия накануне двадцатого столетия» (1900), Чичерин, уделяя большое внимание анализу основных этапов развития либерализма в России, четко выразил свою конституционалистскую позицию и враждебность к самодержавию, определив главную задачу двадцатого столетия. Он писал: “Самодержавная власть превратилась в игралище личных интересов самого низменного свойства…Оставаться при нынешнем близоруком деспотизме, парализующем всенародные силы, нет возможности… Здание, воздвигнутое Александром II, должно получить свое завершение; установленная им гражданская свобода должна быть закреплена и упрочена свободою политической. Рано или поздно, тем или другим путем это свершится, но это непременно будет, ибо это лежит в необходимости вещей. Сила событий неотразимо приведет к этому исходу. В этом состоит задача двадцатого столетия» (Б.Н. Чичерин. Философия права. СПб., 1998. С. 610, 614, 615)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.203 (0.015 с.) |