Стяжательское» направление в политике (И. Волоцкий) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стяжательское» направление в политике (И. Волоцкий)



И. Волоцкий

(1439—1515)

 

Иосиф Волоцкий - крупный церковно-политический деятель, основатель и игумен Волоколамского Успения Пресвятой Богородицы мо­настыря, писатель-публицист, основатель «стяжательского» направления «осифлян». Происходил из рода служилых зем­левладельцев Саниных, выходцев из Западной Руси. Родился в селе Язвище удельного княжества Волоцкого в 1439 г. В 20 лет принял монашеский постриг от св. Пафнутия в Бо­ровском монастыре, а после смерти последнего (1477) был избран его преемником. Однако, в 14.79 г., из-за разногласий с Иваном III, покинул Боровский монастырь и в земле князя Бориса Волоцкого на реке Ламе основал монастырь — Воло­коламский.

Распорядок жизни монахов в обители был жестко регламентирован «Уставом», написанным игуменом Иосифом. От иноков требовались совершенное подчинение игумену, внешнее благочестие, полный отказ от личной собственности. Вместе с тем, Иосиф приветствовал многочисленные земель­ные вклады и денежные пожертвования, которые помогали монастырю заниматься хозяйственной и благотворительной деятельностью как крупному вотчиннику.

Вместе с новгород­ским архиепископом Геннадием Гонзовым Иосиф Волоцкий активно боролся с реформационным движением — новгородско-московской ересью (1470—1504), известной под полемиче­ским названием «ересь жидшстизующих» (она же — ответвле­ние европейской ереси гуситов). Иосифу удалось добиться от верховной власти усиления преследования еретиков, вплоть до сожжения наиболее активных из них (в Москве 27 декабря 1504 г.). Большую роль сыграла специальная книга, направ­ленная против еретиков, под названием «Просветитель». Он приобрел большое влияние на госу­дарственные и церковные дела, что выразилось в достигнутом при его участии отказе верховной власти от посягательств на секуляризацию церковных земель (см. разд. о Соборе 1503 г.). На Соборе 1503 г. Иосиф резко выступил против Нила Сорского, отрицавшего право монастырей владеть зем­лями с крестьянами; с тех шор одних, «стяжателей», (стали на­зывать «осифлянами», а других-—«нестяжателями».

Создатель учения о сильном теократическом государстве праве, Иосиф Волоцкий оставил после себя целую школу политиков — «осифлян», к его сочи­нениям как образцовым часто обращались Иван IV Грозный и митрополит Макарий. В конце XV — начале XVI вв. Иосиф Волоцкий был противником Ивана III, так как последний хотел отнять у церкви ее земельные богатства. Победа «осифлян» на Соборе 1503 г. определила форму совместной деятельности церкви и государства.

Иосиф Волоцкий со­здал учение о сущности власти как божественного установле­ния. Взамен глава государства должен был старательно ис­полнять свое высокое предназначение, оставаясь при этом простым человеком, допускающим ошибки, которые подчас способны погубить не только царя, но и всю страну и даже народ, ибо «за государьское согрешение Бог всю землю каз­нит». Поэтому не всегда следует подчиняться царю, считал Иосиф Волоцкий. Власть царя правомерна только в том слу­чае, если ее носитель сумеет личные страсти подчинить ос­новной задаче власти — обеспечению блага подданных. По­этому, пишет Волоцкий игумен, не всегда следует повино­ваться царю или князю. Если властитель, будучи поставлен над людьми, над собой «имат царствующие страсти и грехи, сребролюбие, гнев, лукавство и неправду, гордость и ярость, злейши же всех неверие и хулу, таковый царь не Божий слуга, но дьавол», и ему можно не подчиняться и оказывать сопротивление, как это делали не раз апостолы и мученики, «иже от нечестивых царей убиены быша и повелению их не покоришася». Такой «злочестивый царь» не царь есть, а мучитель. Так, Иосиф Волоцкий впервые в истории русской по­литической мысли открыл возможность обсуждать и критико­вать личность и действия венценосной персоны. Постановка вопроса о правомерности самой верховной власти чрезвычай­но плодотворна. Она стала той почвой, на которой сложилась демократическая традиция подвергать критике тиранические формы власти.

После соборов 1503—1504 гг., когда Иван III переори­ентировался и стал сторонником прочного союза государства с «осифлянской» церковью, постепенно стала изменяться и политическая позиция Волоцкого игумена. Теперь он считает возможным возвеличивание царственной персоны и доказы­вает необходимость безоговорочного подчинения ее автори­тарности. Уподобление Богу исключает какую-либо критику царя, так как «царь в заповедех и правдах ходяще» и должен защищать церковь от ересей. Подчинение церкви государству якобы теперь закономерно и выражается, во-первых, в непо­средственном вмешательстве царя в церковные и монастыр­ские дела, во-вторых, в праве властителя наказывать ерети­ков как государственных преступников, в-третьих, во власти царя быть над духовной сферой.

Филофей и его политическая доктрина «Москва-Третий Рим».

Филофей

(ок. 1462 — после 1547)

 

Филофей - инок Псков­ского Елеазарова монастыря, знаток Священного писания и патристики. «Осифлянин», горячий сторонник союза церкви с великокняжеской властью. Имел репутацию смелого и нелицеприятного публи­циста, чье бесстрашие стало «притчей во языцех». Наи­более известно третье послание Филофея к Мисюрю-Мунехину, имеющее заглавие «Против звездочетцев и латинян», или «О злых днех и часех» (1527—1528). В ответ на запрос адре­сата Филофей весьма критически отзывается о взглядах не­мецкого врача-астролога Николая фон Бюлова (Булева). Последний утверждал, что первенство в христианском мире принадлежит католическому Риму. Филофей противопоставил ему свою политическую концепцию, называемую «Москва — Третий Рим». Ее злободневность подтверждается тем, что в 1526 г. Москву посетили легаты Римского папы, склонявшие митрополита Даниила к принятию унии. Филофей, как и вся Русская церковь, считал невозможным принять это предло­жение, так как Рим потерял благодать и перестал быть хра­нителем правоверной веры. Он сформулировал идею перехода функции опоры христианства к Русскому государству, по­скольку ни Рим, ни Царьград не смогли достойно сыграть свою роль из-за нечестия, ересей и отступничества от веры, а также из-за «засилья агарянского», как было с Константи­нополем, который завоевали турки-османы в 1453 г. При этом Филофей воспользовался широко распространенной в Европе идеей «длящегося Рима».

Историософский базис теории — две заповеди: во-первых, миссионерская — Филофей призы­вал великого князя Московского обратить в христианство те народы в его царстве, которые еще не крещены, во-вторых, церковная —он советовал Василию III принять на себя заботу о церковных делах. В посланиях к Ивану III и Василию III Фи­лофей подтверждает свою концепцию «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать». Москва результат конечного Провидения Божьего, находящегося в гармонии со воем быв­шим до того и со всем сущим. Вот почему все бывшее и су­щее надо воспринимать с терпением и восхищением. А сохра­нившая верность православию Россия непобедима.

В «Посла­нии к великому князю Василию Ивановичу» Филофей возво­дит родословие русских князей к византийским императорам. Намекая на византийское наследство, как и Иларион Киев­ский, он утверждает, что Василий III должен править по "за­поведям прадедов, среди которых император Константин Великий, святой Владимир I Святославич, богоизбранный Ярос­лав Мудрый. Много внимания Филофей уделяет идее бо­жественного происхождения царской власти. Царь — «веры содержатель» и «соблюдатель всех христоименитых людей», т. е. подданных. А государь, который не соблюдает запове­дей и нарушает законы, не избегнет суровой Божьей кары: его царство может постичь «трус» (землетрясение), мор или потоп (ср. то же у св. Иосифа Волоцкого). Многократно в своих посланиях Филофей описывает образ идеального само­держца в традиционном ключе древнерусской политической мысли. Вопрос о «священстве» он решает в пользу светской власти, которая руководит духовными пастырями, зато по­следние могут говорить царям правду.

Теория «Москва-Тре­тий Рим» хотя и носила церковный ха­рактер, оказала существенное влияние на политическую идео­логию Русского государства XVI—XVII вв. до Петра Вели­кого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.004 с.)