Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стяжательское» направление в политике (И. Волоцкий)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
И. Волоцкий (1439—1515)
Иосиф Волоцкий - крупный церковно-политический деятель, основатель и игумен Волоколамского Успения Пресвятой Богородицы монастыря, писатель-публицист, основатель «стяжательского» направления «осифлян». Происходил из рода служилых землевладельцев Саниных, выходцев из Западной Руси. Родился в селе Язвище удельного княжества Волоцкого в 1439 г. В 20 лет принял монашеский постриг от св. Пафнутия в Боровском монастыре, а после смерти последнего (1477) был избран его преемником. Однако, в 14.79 г., из-за разногласий с Иваном III, покинул Боровский монастырь и в земле князя Бориса Волоцкого на реке Ламе основал монастырь — Волоколамский. Распорядок жизни монахов в обители был жестко регламентирован «Уставом», написанным игуменом Иосифом. От иноков требовались совершенное подчинение игумену, внешнее благочестие, полный отказ от личной собственности. Вместе с тем, Иосиф приветствовал многочисленные земельные вклады и денежные пожертвования, которые помогали монастырю заниматься хозяйственной и благотворительной деятельностью как крупному вотчиннику. Вместе с новгородским архиепископом Геннадием Гонзовым Иосиф Волоцкий активно боролся с реформационным движением — новгородско-московской ересью (1470—1504), известной под полемическим названием «ересь жидшстизующих» (она же — ответвление европейской ереси гуситов). Иосифу удалось добиться от верховной власти усиления преследования еретиков, вплоть до сожжения наиболее активных из них (в Москве 27 декабря 1504 г.). Большую роль сыграла специальная книга, направленная против еретиков, под названием «Просветитель». Он приобрел большое влияние на государственные и церковные дела, что выразилось в достигнутом при его участии отказе верховной власти от посягательств на секуляризацию церковных земель (см. разд. о Соборе 1503 г.). На Соборе 1503 г. Иосиф резко выступил против Нила Сорского, отрицавшего право монастырей владеть землями с крестьянами; с тех шор одних, «стяжателей», (стали называть «осифлянами», а других-—«нестяжателями». Создатель учения о сильном теократическом государстве праве, Иосиф Волоцкий оставил после себя целую школу политиков — «осифлян», к его сочинениям как образцовым часто обращались Иван IV Грозный и митрополит Макарий. В конце XV — начале XVI вв. Иосиф Волоцкий был противником Ивана III, так как последний хотел отнять у церкви ее земельные богатства. Победа «осифлян» на Соборе 1503 г. определила форму совместной деятельности церкви и государства. Иосиф Волоцкий создал учение о сущности власти как божественного установления. Взамен глава государства должен был старательно исполнять свое высокое предназначение, оставаясь при этом простым человеком, допускающим ошибки, которые подчас способны погубить не только царя, но и всю страну и даже народ, ибо «за государьское согрешение Бог всю землю казнит». Поэтому не всегда следует подчиняться царю, считал Иосиф Волоцкий. Власть царя правомерна только в том случае, если ее носитель сумеет личные страсти подчинить основной задаче власти — обеспечению блага подданных. Поэтому, пишет Волоцкий игумен, не всегда следует повиноваться царю или князю. Если властитель, будучи поставлен над людьми, над собой «имат царствующие страсти и грехи, сребролюбие, гнев, лукавство и неправду, гордость и ярость, злейши же всех неверие и хулу, таковый царь не Божий слуга, но дьавол», и ему можно не подчиняться и оказывать сопротивление, как это делали не раз апостолы и мученики, «иже от нечестивых царей убиены быша и повелению их не покоришася». Такой «злочестивый царь» не царь есть, а мучитель. Так, Иосиф Волоцкий впервые в истории русской политической мысли открыл возможность обсуждать и критиковать личность и действия венценосной персоны. Постановка вопроса о правомерности самой верховной власти чрезвычайно плодотворна. Она стала той почвой, на которой сложилась демократическая традиция подвергать критике тиранические формы власти. После соборов 1503—1504 гг., когда Иван III переориентировался и стал сторонником прочного союза государства с «осифлянской» церковью, постепенно стала изменяться и политическая позиция Волоцкого игумена. Теперь он считает возможным возвеличивание царственной персоны и доказывает необходимость безоговорочного подчинения ее авторитарности. Уподобление Богу исключает какую-либо критику царя, так как «царь в заповедех и правдах ходяще» и должен защищать церковь от ересей. Подчинение церкви государству якобы теперь закономерно и выражается, во-первых, в непосредственном вмешательстве царя в церковные и монастырские дела, во-вторых, в праве властителя наказывать еретиков как государственных преступников, в-третьих, во власти царя быть над духовной сферой. Филофей и его политическая доктрина «Москва-Третий Рим». Филофей (ок. 1462 — после 1547)
Филофей - инок Псковского Елеазарова монастыря, знаток Священного писания и патристики. «Осифлянин», горячий сторонник союза церкви с великокняжеской властью. Имел репутацию смелого и нелицеприятного публициста, чье бесстрашие стало «притчей во языцех». Наиболее известно третье послание Филофея к Мисюрю-Мунехину, имеющее заглавие «Против звездочетцев и латинян», или «О злых днех и часех» (1527—1528). В ответ на запрос адресата Филофей весьма критически отзывается о взглядах немецкого врача-астролога Николая фон Бюлова (Булева). Последний утверждал, что первенство в христианском мире принадлежит католическому Риму. Филофей противопоставил ему свою политическую концепцию, называемую «Москва — Третий Рим». Ее злободневность подтверждается тем, что в 1526 г. Москву посетили легаты Римского папы, склонявшие митрополита Даниила к принятию унии. Филофей, как и вся Русская церковь, считал невозможным принять это предложение, так как Рим потерял благодать и перестал быть хранителем правоверной веры. Он сформулировал идею перехода функции опоры христианства к Русскому государству, поскольку ни Рим, ни Царьград не смогли достойно сыграть свою роль из-за нечестия, ересей и отступничества от веры, а также из-за «засилья агарянского», как было с Константинополем, который завоевали турки-османы в 1453 г. При этом Филофей воспользовался широко распространенной в Европе идеей «длящегося Рима». Историософский базис теории — две заповеди: во-первых, миссионерская — Филофей призывал великого князя Московского обратить в христианство те народы в его царстве, которые еще не крещены, во-вторых, церковная —он советовал Василию III принять на себя заботу о церковных делах. В посланиях к Ивану III и Василию III Филофей подтверждает свою концепцию «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать». Москва результат конечного Провидения Божьего, находящегося в гармонии со воем бывшим до того и со всем сущим. Вот почему все бывшее и сущее надо воспринимать с терпением и восхищением. А сохранившая верность православию Россия непобедима. В «Послании к великому князю Василию Ивановичу» Филофей возводит родословие русских князей к византийским императорам. Намекая на византийское наследство, как и Иларион Киевский, он утверждает, что Василий III должен править по "заповедям прадедов, среди которых император Константин Великий, святой Владимир I Святославич, богоизбранный Ярослав Мудрый. Много внимания Филофей уделяет идее божественного происхождения царской власти. Царь — «веры содержатель» и «соблюдатель всех христоименитых людей», т. е. подданных. А государь, который не соблюдает заповедей и нарушает законы, не избегнет суровой Божьей кары: его царство может постичь «трус» (землетрясение), мор или потоп (ср. то же у св. Иосифа Волоцкого). Многократно в своих посланиях Филофей описывает образ идеального самодержца в традиционном ключе древнерусской политической мысли. Вопрос о «священстве» он решает в пользу светской власти, которая руководит духовными пастырями, зато последние могут говорить царям правду. Теория «Москва-Третий Рим» хотя и носила церковный характер, оказала существенное влияние на политическую идеологию Русского государства XVI—XVII вв. до Петра Великого.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.137.209 (0.009 с.) |