Политико-реалистическое направление (Н.Макиавелли, Ж.Боден, М.Монтень, Ф. Бэкон). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-реалистическое направление (Н.Макиавелли, Ж.Боден, М.Монтень, Ф. Бэкон).



Н. Макиавелли

(1469—1527)

Никколо Макиавелли - итальянский общественный деятель, политический мыслитель, историк, военный теоретик, поэт. Родился во Флоренции, в семье юриста, где получил прекрасное для своего времени гуманистическое образование. В годы его молодости Флоренция свергла с себя иго тирании семьи Медичей. После восстановления республиканской формы правления (ведущей свою родословную с древних времен) Макиавелли назначен Военным советом десяти секретарем, ведавшего международной и военной политикой Флорентийской республики.

Он атор знаменитых книг «Del Principe» («Государь»,1513), Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1512 – 1519), сочинений «Семь книг о военном искусстве»(1521), «История Флоренции»(1525) и др.

В основе политической доктрины Макиавелли - человек с его фортуной и разумом, опирающийся не на воображаемую божественную трансцендентность, а на постигаемое разумом истинное положение вещей.

Он обосновывает идею сильного государства и просвещенной личности государя, активного созидателя. опирающегося на насилие, призванного не разрушать, а исправлять, сохранять стабильность и жизненность общества.. В его понимании, политический лидер - это государь способный эффективно управлять людьми, познать их потребности, интересы и стремления, причины их действий и поступков. Как политический субъект, объединяющий и представляющий все общество, он использует любые средства для поддержания общественного порядка, сохранения государства и своего господства.

В работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» Макиавелли снял камуфляж адекватности политики и морали, показал, что природа политики глубоко заключена в индивидуалистических устремлениях, интересах политиков, часто движимых, вследствие несовершенства человеческой природы, к удовлетворению своих эгоистических потребностей. Он приходит к выводу о том, что в практике политической жизни часто власть приобретает и сохраняет не тот, кто использует нравственные средства, а тот, кто хорошо овладел ее силовыми структурами и при необходимости применяет безнравственные средства.

Концепция Макиавелли легла в основу нового политико-правового мировоззрения, отделившего не только политические и правовые установки от религии, но и от традиционных моральных принципов. Более резкого и глубокого отрицания теологических теорий нельзя было себе представить. И «хотя политическая практика Италии эмансипировалась от церковного руководства еще до Макиавелли, но только его сочинения сделали науку политики свободной от эпохи теологии» (Блюнчли И. К. История общего государственного права и политики от XVI века по настоящее время. СПб., 1874. С. 7)

Макиавелли обогатил политическую науку Нового времени, новыми понятиями и терминами, которые не утратили своей актуальности и сегодня. Так, «политика», в его понимании, «есть исследование борьбы за власть среди людей и средства, которые они применяют в этой борьбе между собой за относительное увеличении власти и привилегий». Понятием «фортуна» Макиавелли обозначает некую внешнюю силу, необходимо и случайно воздействующей на человека (возвышающей или губящей его), выступающая в качестве пассивного условия политического успеха в завоеваниях и управлении внутри страны, силу изменчивую, не поддающуюся контролю.

Впервые Макиавелли ввел в политический оборот термин «государство» (stato), который наряду с терминами «республика», «княжество», «королевство», «власть», «империя», «город», «монархия» становится одним из ключевых терминов политической науки Нового времени. Понятие «государство» - это всего лишь «теоретическая реальность, абстрактный принцип, практическая реализация которого предоставлена в виде принципатов или республик». Согласно учению Макиавелли, государство как субъект институциональной организации шире, чем устройство правления, или госаппарат. Государство - это политическое состояние общества властвующих и подвластных, удачное сочетание таланта организатора и мудрости политического ученого. Это политические отношения, отношения господства – подчинения. Государство есть организация политической власти. Лучшие образцы государственных учреждений Макиавелли видит не в настоящем и будущем, а в прошлом. В «Рассуждениях…» он осуждает политиков в том, что они никогда не обращаются за поучением к истории, «считают трудным и даже невозможным подражать великим примерам прошлого, как будто люди не остались все те же».

Макиавелли различает теоретически и практически формы правле­ния (различные виды принципатов, республик), формы государственных устройств (простые, сложные, федеративные, унитарные) политические режимы (тиранические, диктаторские, народные). Симпатии автора на стороне республики как смешанной формы государственного правления, где народу принадлежит власть учредительная, аристократии - власть совещательная, а монархии - исполнительная. Сосредоточив в себе элементы всех форм, республика освобождается от всех пороков, при­сущих всем формам государственного правления (которые сложились на чисто единоличной основе) и создает условия для соблюдения всех за­конов и прав граждан в этом государстве.

На примере истории Флоренции Макиавелли показывает, как через историю отдельного государства проявляют себя общие закономерности (необходимые, повторяющиеся политические взаимосвязи) политической жизни для всех государств, подобно тому, как в истории всего человечества повторяются одни и те же явления. Он отбрасывает всяческие авторитеты, господствующие морализованные формы сознательного восприятия политики, вплоть до отделения политики от ортодоксальной феодально-католической веры, перед которой преклонялось все средневековое общество. На этот очень важный момент следует особо обратить внимание. Используя тексты «Государь», «Рассуждения...», нетрудно выявить содержание основных закономерностей политической жизни, которые Макиавелли раскрывает в своих произведениях.

1. О непрерывности, повторяемости, цикличности изменений политической жизни. Суть этой закономерности выражает сама логика развития исторического процесса, согласно которой политическая жизнь никогда не является статичной. Ее повторяемость и цикличность постоянно воспроизводят одни и те же свойства прошлого, которые обязательно есть в настоящем и сохраняются в будущем. Рождаются различные виды правительств, которые могут «много раз проходить через повторяющиеся изменения». Поскольку в истории отдельного государства «совершаются те же законы, как и в истории всего человечества», поэтому, познавая прошлое, мы познаем настоящее и будущее. «Во всех обществах и у всех народов, - пишет Макиавелли, - бытуют одни и те же настроения, присутствовавшие у них всегда. Таким образом, тому, кто прилежно изучает дела минувшего, легко предвидеть будущее всякой республики и пользоваться по сходству происшествий, теми средствами, которые использовали древние, а не находя их, подумать о новых». (Рассуждения I, XXXIX).

2. Об определяющем воздействии несовершенства человеческой природы на характер и динамику политической жизни общества. В основе содержания этой закономерности - многообразные эгоистические интересы, страсти и побуждения в поведении людей, неограниченный человеческий аппетит к власти, приобретению новой собственности «Люди вообще по природе честолюбивы, мстительны и жадны, подозрительны и никогда не довольствуются своей долей… люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества» (Государь, ХХУI, Рассуждения…, XVII). В системе государственной власти, по его мнению, эти природные качества людей часто реализуются в самоцель и не подчинены ничему другому, кроме как своим собственным интересам. В этом причина неизбежности коррупции в обществе на всех уровнях, которую можно задержать, но не избежать.

3. О зависимости политической жизни от фортуны (объективной исторической необходимости), создающей непредсказуемые изменения обстоятельств. Время никого не ждет, благородства недостаточно, фортуна изменчива, а у коварства нет способов ее ублаготворить. Идея фортуны - одна из наиболее значимых идей Макиавелли. В «Истории Флоренции» он говорит об неотвратимости ее действия. Только «гениальностью отдельных и чистотой нравов момент падения может быть отсрочен, но отвратить его нельзя» (Макиавелли Н. История Флоренции. М, 1973. С. 336). Из этого положения, интерпретирующего суть указанной закономерности, вытекает другая закономерность.

4. О зависимости политической жизни от творческой активности людей, использующих опыт политической науки. Заменяя средневековую концепцию предопределения идеей объективной исторической необходимости, Макиавелли считал, что судьба «не всеподавляющий молох», планирующий поступки людей. Она оставляет им место для проявления их свободной воли, нацеливает на активное творческое участие в политической жизни. “Я возражаю против того, - пишет он, - что перед нашей инициативой и свободной волей поставлены какие-то границы…Чтобы не была потеряна свободная воля, можно полагать правдой, что судьба распоряжается лишь половиной наших дел, другую же половину (или около того) она предоставляет самим людям» (Государь, XXV).

При обосновании реалистического подхода к политике как опытной науке, Макиавелли рассматривает политическую власть как объективное и субъективное творение человеческих рук и человеческого разума. Именно объективная необходимость, стечение обстоятельств выступают в качестве побудительной причины активной субъективной деятельности государя, идущей часто наперекор судьбы: «в действительности кто меньше полагался на милость судьбы, - делает вывод Макиавелли, - тот дольше удерживался у власти» (Государь, VI).

5. О решающей роли в политической жизни фактора насилия. “Фортуна подобна реке в половодье, разрушает то, что не имеет силы. Государь, полагающийся только на фортуну, гибнет, как только она ему изменит”. Единственным источником права государства, по Макиавелли, является сила, а единственным пороком – слабость.

Будучи сторонником респуб­ликанского устройства, Макиавелли понимал о невозможности его реали­зации в масштабах всей Италии. Причины тому - разрозненность Италии, поддерживаемая материальным, духовным и военным господством католической церкви, опиравшейся могущественную Испанскую монархию. При наличии многочисленного слоя паразитического духовенства и дворянства, не истребив которого полностью, вряд ли можно рассчитывать на объединение Италии и установление республики.

Итак, Главная цель политических произведений и исторических работ Макиавелли заключена в его потребности постичь сущность зарождающегося Нового мира через призму воображаемого возврата к античности и показать, особенно молодым людям, лучшие образцы государственной жизни прошлого, с добрым намерением, что они сумеют их достичь. «Я выскажу смело и открыто все то, что я знаю о новых и древних временах, - пишет Макиавелли в «Рассуждениях…», - чтобы души молодых людей, которые прочтут написанное мной отвернулись бы от первых и научились подражать последним… Ведь долг каждого честного человека – учить других тому доброму, которое из за тяжелых времен и коварства судьбы ему не удалось осуществить в жизни, с надеждой на то, что они будут более способны в этом» (Макиавелли Н. Рассуждение к первой декаде Тита Ливия // Макиавелли Н. Избранные произведения. М., 1982. С. 445). Эти слова – знак признания им нормативной ценности этических принципов, которые свидетельствуют, что Макиавелли не думал стирать различия добра и зла. Свое назначение он видит в содействии возвращения людей на почву политической реальности, не забывая о значении должного. Открывая максимы политической науки, он верил, что они могут служить народу.

Великий историк и объективный исследователь политики Никколо Макиавелли по достоинству оценен не только своими соотечественниками, к его идеям прислушивается весь мир. В условиях высокозначимости политики его произведения занимали и занимают видное место в мировой классической мысли.

 

Ж. Боден

(1530—1596)

Жан Боден — французский мыслитель, политик, историк. Юрист по образованию, он был профессором университета в Тулузе, адвокатом в Париже, а затем — королевским прокурором в Лионе, депутатом от третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа. В партии «политиков», приверженцем которой он являлся, Боден выступал против политической тенденции децентрализации власти в государстве, за стабильность, порядок и суверенитет на основе сильной, но ограниченной законами, власти монарха.

Он проявил себя одним из первых сторонником веротерпимости и защитником свободы совести. В период гражданской войны во Франции, развернутой под религиозными знаменами католиков и гугенотов, занимал компромиссную позицию между ними. В то же время Боден был противником политических крайностей и религиозного фанатизма.

Если у Н. Макиавелли сила в основе права, то у Ж. Бодена право являлось основой силы государственной власти. Он первый подверг тщательному анализу идею верховной власти. В сложных и противоречивых реалиях Франции, в условиях жесточайшей борьбы, религиозной политической вражды и лицемерия положительные основы в развитии государственной жизни Боден находит в нравственных, патриотических началах. Именно с позиции национальных интересов, интересов реальных, а не абстрактных, он сформулировал свои политические принципы.

Как политический мыслитель и философ он испытал влияние Аристотеля. В своем сочинении «Метод легкого изучения истории» он, как и Аристотель, особое внимание обращает на огромное воздействие естественной среды, географических условий (климата, почвы и пр.) на природу политического поведения людей, политику государств и нравов народов. Не придавая, однако, этим факторам фатального значения.

В духе Нового времени делает больший акцент в направлении исследования творческих усилий политических деятелей, правителей, учитывающих воздействия географической среды на общество и использующих разнообразные средства, приемы власти для борьбы с негативными проявлениями этих воздействий на государство.

Подобно Аристотелю, Боден анализирует закономерности стабильности и изменения власти, причины переворотов, различных переходов от одной власти к другой. Однако, вопреки ему, считает, что рабство противоречит человеческому разуму, природе и свободе человека, оно развращает его, порождает гнусные нравы и, в конечном итоге, ведет к подрыву и гибели государства. Он выступает за постепенное реформирование рабского труда в свободный труд.

В своем знаменитом сочинении «Шесть книг о государстве», Боден выразил свой взгляд на природу верховной власти. Впервые сформулировал и широко обосновал понятие ее «суверенитета», не связанной никакими законами, кроме справедливых законов бога и природы над гражданами и подданными. В его понимании, верховная власть, во-первых, должна быть постоянной, и, перенесенная на лицо всецело и на определенный срок, она сохраняет свое верховное значение; в о-вторых, она должна быть абсолютной и неограниченной, свободной от каких-либо связывающих ее условий, может по своей воле издавать и отменять любые законы, изменяя их соответственно с общественными нуждами. Лицо, облеченное этой властью, ограничено божественными и естественными законами, но оно выше всяких человеческих законов; в-третьих, верховная власть должна быть единой и неделимой, она не может допускать ни каких органов, которые стояли бы над нею и рядом с ней.

Государственный суверенитет, по Бодену, это свобода и независимость от римской церкви и папы, от германского императора, от соседних государств. Будучи основателем парадигмы о влиянии географической среды на политику, концепции суверенитета верховной власти, Боден оказал существенное влияние на политические теории Ш. Монтескье, Ж -Ж Руссо, А. Тойнби.

М. Монтень

(1553-1592)

Мишель Монтень — французский философ, политический мыслитель и государственный деятель — родился в дворянской семье. Овладев с детства латинским языком как родным, он в совершенстве постиг мудрость древних, стал одним из выдающихся писателей эпохи Возрождения. В качестве советника парламента в Бордо Монтень глубоко исследовал социально-политическую жизнь Франции, Германии, Швейцарии, Италии, включая жизнь королей и придворной знати. В начале 80-х годов королевским указом он был назначен мэром Бордо, избран депутатом Генеральных штатов. Социально-политические взгляды Монтень изложил в своих знаменитых «Опытах», составивших три тома. «Опыты» Монтеня — шедевр не только мировой философской, эстетической, но и этико-политической мысли. В центре внимания — человек как существо естественное, непосредственно чувствующее, критически исследующее все условия своего существования «Тот предмет, который я изучаю в „Опытах", - писал Монтень, - это я сам. Это моя метафизика».

Политический реализм М. Монтеня, в отличие от Н. Макиавелли и Ж. Бодена, проявился в форме либерального скептицизма. Монтень искал истину между крайностями чрезмерного консерватизма, догматизма, протестантского фанатизма и квиетизма. Его политические взгляды становятся чуждыми как традиционному католическому теизму, так и атеизму. В своих «Опытах» он подвергает сомнению безусловность опоры на разум, науку, законы, правовые нормы. Он был противником всех форм абсолютизма, произвола властей. Ему больше импонировали умеренность, вера в естественно сложившиеся обстоятельства и процессы, судьбу, удерживающую власть над событиями, превосходящую предвидение даже самых выдающихся личностей. Как реалист он не верил в абсолют разума, точно определяющего развитие политических тенденций.

В политике, будучи убежденным приверженцем партии «политиков», он был равнодушен к религиозно-догматическим спорам между гугенотами и католиками, часто выливавшимся в религиозные войны. Защищая интересы церкви, чистоту христианской морали в бытность мэром Бордо, Монтень стремился снять остроту политических распрей и при помощи церковных правил и обрядов, пытался сдержать нараставшее моральное разложение: «Я сочту нечестием, если окажется, что по неведению или небрежению позволил себе высказать что-либо противное святым установлениям католической апостольской римской церкви, в которой умру и в которой родился».

Однако оскорбленный протестантским и католическим фанатизмом, он, оставаясь католиком, впал в скептицизм. Отказавшись от почетных должностей, презрев владычество и покорность, всеобщий почет, могущество власти и беспомощность, он подчинил свои действия политической необходимости, выразив их в форме острой критики схоластики, догматизма, авторитаризма и фидеизма. Не веря в политические новации, которые, по его мнению, не улучшают, а ухудшают политическое положение, Монтень остался верен здоровым традициям консервативного управления обществом. В этом смысле, «Опыты» стали одним из наиболее популярных и влиятельных произведений литературно-философской и политической мысли во все времена. В них Монтень весьма ярко высветил консервативный элемент в политике.

Будучи реалистом, он не верил в абсолют, в безусловность опоры на разум, повергающий старые устоявшиеся порядки и законы с целью создания новых. По его мнению, разум не способен точно определить развитие политических тенденций, предвидеть их последствия. Не веря в абсолют разума, рождающего политические новации, которые, по его мнению, часто не улучшают, а ухудшают социально-политическое положение, Монтень остался верен здоровым, естественным, охранительным традициям управления обществом, идущим от Платона, вполне осознавая необходимость консерватизма в политике. Он сформулировал несколько принципов охранения государственных основ жизни от разрушения:

1. Не допускать всяческих новшеств, в каком бы обличии они нам не являлись. «Ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как вво­димые новшества; всякие перемены выгодны лишь бесправию и тирании… браться за переплавку такой грома­ды и менять фундамент такого огромного здания - значит уподоблять­ся тем, кто, чтобы почистить, начисто стирает написанное, кто хо­чет устранить отдельные недостатки, перевернув все на свете вверх тормашками, кто исцеляет болезни посредством смерти»; 2. Не менять действующие законы, каковы бы они ни были; 3. При осуществлении крупных перемен необходимо сознавать, к каким гибельным последствиям они могут привести;4. Считать в высшей степени несправедливыми стремления подчинить отстоявшиеся общественные правила и учреждения непосто­янству частного произвола; 5. Не считать лучшим госу­дарственным устройством то, которое бы не сохра­нялось как органическое целое.

Принципы, сформулированные Монтенем, передают суть консервативного направления. Мысли Монтеня актуально звучат в назидание «делателям» революций, гражданских войн, смут, которые преступно берутся «за переплавку такой громады» как государство, вместе с которым часто трагически переплавляются и судьбы миллионов людей.

 

Ф. Бэкон

(1561-1626)

 

Своеобразна была и политическая концепция Френсиса Бэкона - английского философа, писателя и крупнейшего государственного деятеля, одиного из родоначальников философии Нового времени. В 1584 г. избирается в палату общин, где остается до восшествия на престол Иакова I (1603г.) и разгона парламента. Начиная с этого времени он быстро поднимается по политической лестнице, достигнув в 1618 году должности лорда-канцлера.

Центральные философские идеи изложены в главном его философском труде - «Новом Органоне» (1620), в частности учение об идолах, о новом индуктивном методе, успешно использовались им при экспериментальном опытном анализе политических процессов и в практике политической деятельности. На пути опытному методу лежат определенные пережитки старого света. Бекон дает характеристику четырем основным призракам.

Во-первых, это призрак рода - пороки естества, субъективизм,
ложные представления вследствие ограниченности ума. Люди часто примешивают к природе вещей своей собственной природы, в то время как необходимо мерить свои чувства вещами, проверять их правильность объективно. Во-вторых, - призрак пещеры связан с особенностью воспитания, когда человек ограниченных мыслей пещерно воспитан и искажение действительности исходит от его прирожденных свойств. У каждого человека своя пещера, свой субъективный внутренний мир, накладывающийся на его суждения. В - третьих, - идолы рынка означают факт, что в науке нет устойчивых понятий, терминов. Они колеблются как цены на рынках, это вызывает ложные представления в результате неправильного употреблением слов. Необходима точность понятий в строго определенной последовательности. В- четвертых, - идолы театра – связаны с необоснованным подражанием философским системам прошлого. Сколько философских систем, столько проиграно комедий. Разум следует проявлять умножением знаний. Знание - сила.

Он первым поставил практику законодательства на научную основу, утверждая, что мало ценит в науке то, что лишено практического значения, «может быть именно потому, что мы всю жизнь посвятили политике».

В своей основе мировоззрение Бэкона отражало потенциальные интересы новых классов Англии: обуржуазившегося нового дворянства, купечества и буржуазии, сосредоточивших в своих руках основные экономические рычаги общества. По мысли Бэкона, государство - единый политический организм, надежными гарантиями его могущества, стабильности и процветания находятся в зависимости от развития сельского хозяйства, ремесел, торговли, от увеличения рабочих рук, занятых в хлебопашестве, ремеслах, горном деле, предпринимательских хозяйствах. Бэкон указал на необходимость поддерживать разумное соотношение между привилегированными сословиями и непосредственными производителями материальных благ.Чрезмерное увеличение привилегированных групп (знати, духовенства) в сравнении с народом, по его мнению, «быстро приведет государство к нужде». Общегосударственная законность, а не абсолютная власть короля должна регулировать отношения между королем и подданными и при необходимости ограничивать власть короля законом.

В фундаментальных исследованиях природы и общества, в частности общественных институтов власти (см. «Великое восстановление наук», «Опыты или наставления нравственные и политические»), Бэкон сумел на основе обобщающего анализа эмпирических данных не только по-новому посмотреть на систему нравственных и правовых принципов законодательства, но и построить реалистическую программу политического управления обществом. В сущности, все его работы, включая и самый главный труд «Новый органон», явились научным фундаментом для политической деятельности общества, в которой он сам принимал активное участие. Поэтому не случайно Д. Дьюи (основоположник прагматизма) назвал Бэкона «мастером прагматической концепции истины». Как крупнейший политический деятель и ученый Бэкон воплощал в себе качества выдающегося политика-реалиста, умевшего сочетать теорию и практику и успешно использовать это единство в своей политической деятельности.

 

5.7. Социально-утопическое направление (Мор, Кампанелла)

Социал-утопистское направление представляло собой идеально-конструктивную (фантастическую) форму политического сознания, обращенную в настоящее. Созданная утопистами идеальная конструкция государства и человека коммунистического будущего отражала первую гуманистическую реакцию против хаоса, произвола, жестокости капиталистического общества в период первоначального накопления капитала. Социал-утописты были сторонниками абсолютистского государства, регламентирующего нравственные нормы, труд, отдых, семейные отношения, т. е. все стороны общественной жизни. Грубая уравнительность, аскетизм— все это, в сущности, напоминало черты идеального государства Платона, притом образца «второго после наилучшего», концептуально оформленного в «Законах». И все же самая главная идея политической концепции социал-утопического направления, это идея перестройки основ самого общества и радикального изменения социально-политических отношений. Попытка разрешить противоречие идеала и действительности почти для всех политических утопий заканчивалась стремлением приблизить негативную действительность к идеалу, который сам оказывался далеким от совершенства. К сожалению, эти стремления, утопические идеалы часто удавалось реализовать. «...Утопии, — писал Н. Бердяев, — гораздо более осуществимы, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления» (Бердяев Н. Новое средневековье. М., 1991.С. 70).

 

Т. Мор

(1478—1535)

Томас Мор — английский гуманист, государственный деятель и писатель, основоположник утопического социализма. Выходец из семьи лондонского юриста, учился в Оксфордском университете. Стал просвещеннейшим человеком своего времени, дружил с самыми выдающимися учеными-гуманистами, в том числе с Эразмом Роттердамским, который в его лондонском доме написал свою бессмертную «Похвалу глупости». Мор избирался членом парламента и его спикером, председателем палаты общин. Пользовался исключительным авторитетом как юрист. С 1529 по 1532 гг. занимал одну из высших ступеней государственной власти — должность лорда-канцлера. Был обвинен по требованию короля Генриха VIII в государственной измене и приговорен к самой мучительной казни. Его казнили 6 июля 1535 г. близ Тауэра — главной тюрьмы Британии.

Основным творением Томаса Мора стала его «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или попросту «Утопия», как теперь называют ее во всем мире. Здесь Мор впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращен до 6 часов.

Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистического быта, она организована не столько на родственных, сколько на производственных началах Мор не мыслил себе революционного пути осуществления этого идеала — он был противником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию.

Написанная на латыни в расчете на ученых-гуманистов и просвещенных монархов, «Утопия» в середине XVI в. была переведена на другие европейские языки. Она оказала большое влияние на реформаторов последующих столетий, в частности, на Морелли, Г. Бабефа, Сен-Симона, Ш. Фурье, Э. Кабе и других представителей утопического социализма.

 

Т. Кампанелла

(1568—1639)

 

Томмазо Кампанелла — итальянский философ, поэт, политический деятель, создатель коммунистической утопии. Сын сапожника, с 1583 г. монах-доминиканец. Неоднократно подвергался церковному суду по обвинению в ереси. В 1598—1599 гг. возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорен к пожизненному заключению. За время почти 27-летнего пребывания в неаполитанских тюрьмах создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине.

Одним из главных его сочинений - «Город Солнца» (1602).

В основу построения идеальной коммунистической общины положен принцип органицизма. Применительно к обществу он означает, что «в первую очередь надо заботиться о жизни целого, а затем уже его частей» В этой связи автор трактата обращается к идее платоновской тотальной органистической концепции бытия и к стоической доктрине естественного права с присущим ей натурализмом, в силу которого «все является общим», а люди обязаны подражать природе.

В идеальной коммунистической общине у Кампанеллы упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством, труд обязателен для всех, рабочий день сокращен до 4 часов, большое внимание уделено развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию Руководство коммунистической общиной осуществляется кастой ученых-жрецов (аристократией специалистов). Функции священников выполняют высшие руководители, объединяя светскую и духовную власть. Политическое управление осуществляется на основе кратких и ясных всем законов.

Социально-политическая доктрина Кампанеллы выражала его глубокую веру в неизбежность времени, когда весь мир придет к тому, что будет жить по их (соляриев) обычаям. Осуществление программы Кампанелла возлагал на европейских государей (испанского, французского королей), Папу Римского, стремясь достичь духовного единства человечества в рамках реформированного католицизма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.042 с.)