Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Политические учения США В период борьбы за независимость

Поиск

Т. Пейн

(1737-1809)

Томас Пейн - англо-американский политический мыслитель, видный государственный деятель, представитель радикального крыла американского просвещения. Активный участник Великой Французской революции и американской революции, совпавшей с войной за независимость североамериканских колоний от Британской метрополии (1775-1783).

В 1776 г. в начале войны за независимость Пейн издал памфлет «Здравый смысл», направленный против английской монархии и призывавший к борьбе за освобождение Америки от колониальной зависимости, пропагандировал отмену монархической и установление республиканской формы правления, выступал с обоснованием революционных политических принципов, одновременно призывая признать равноправие всех граждан и принцип народоправия («суверенности народа»).

Во время войны Пейн служил в армии, стал видным государственным деятелем - секретарем комитета конгресса по иностранным делам. Во время французской революции Пейн побывал в Париже, где по французским меркам выглядел уже не столь радикально и революционно: его арестовали якобинцы за связь с жирондистами. После освобождения из тюрьмы (в конце 1793 г.), Пейн до 1802 г. проживал во Франции, где опубликовал ряд трудов. Вернувшись в США, он продолжил публицистическую деятельность.

Радикализм Пейна проявился, во-первых, в его отношении к правительству вообще (правительство … есть лишь необходимое зло, а в худшем случае - зло нестерпимое), во-вторых, в резкой критике английской формы правления, той самой формы правления, которую с восторгом приняли англичане после так называемой Славной революции (1688). Пейн же утверждал, что конституция Англии несостоятельна, так как «монархия отравила республику, а корона поглотила палату общин». В-третьих, радикализм Пейна заключался в отрицании какой бы то ни было возможности примирения американских колоний и метрополии.

Революционизм Пейна виден во-первых, в его приверженности новейшим политическим теориям: естественных прав человека и народов, общественного договора и т.д. Во-вторых, его революционаризм в практическом плане выражался в стремлении революционного переустройства североамериканских колоний на началах республиканизма.

Недаром Пейн завершает свой знаменитый памфлет ссылкой на право американцев иметь собственно правительство и решимостью выработать собственную американскую конституцию.

 

Т. Джефферсон

(1743-1826)

Томас Джефферсон - выдающийся американский государственный деятель, просветитель, философ, идеолог демократического крыла во время войны за независимость в Северной Америке 1775—1783 гг. а в 1801—1809 гг. — президентом США.

Его политические взгляды формировались под влиянием идей Дж. Локка, Ж-Ж. Руссо, Ш. Монтескье. «Заметки о штате Виргиния» (1785), письма о демократии утвердили за Джефферсоном не только репутацию писателя, естествоиспытателя, ученого, но и теоретика в области политики. Его политическим идеалом была республика мелких земельных собственников — фермеров, которых он назвал «избранным богом народом».

Джефферсон был сторонником демократизации общества путем расширения прав и свобод населения, включая средние и низшие слои. По его мысли, самое законное правительственное средство, настоящим источником его силы и двигателем, позволяющим сохранить мир в стране, является убеждение народа на основе правдивой необходимой информации.

Время от времени, как реакцию народа на несправедливость (грубые злоупотребления власти, деградацию правительства, сползание его в деспотизм, тиранию), Джефферсон признает небольшие мятежи, восстания. По его мнению, они необходимы в политическом мире, «как бури в мире физическом, как лекарства, для того, чтобы правительства были здоровыми и разумными».И если демократия означает «стабильность» и уверенность в будущем, деспотизм – восстание.

Согласно его концепции, единственной формой демократического правления, опирающейся на принципы договора,соглашения и равенства, может быть республика, как «средства вырваться из-под власти собственных тиранов». Истинным фундаментом республиканского правительства, Джефферсон считает, равные права каждого гражданина на самого себя и на свою собственность и на распоряжение самим собой и своей собственностью, с гарантом не допускать отстранения кого-либо от должности из-за одного только различия в политических мнениях.Из писем к Дж. Тейлору (1816) и барону фон Гумбольдту (1817) еще больше становится понятной его республиканская позиция. Наибольшее приближение к республике в ее чистом виде он видел в правлении, реализующего фундаментальный закон всякого общества, состоящего из индивидов, обладающих равными правами, выражающего волю общества. Джефферсон отвергает доктрину, согласно которой только малые государства способны быть республиками. Он убежден, что «чем боль­ше страна, тем прочнее ее республиканский строй»… чем меньше и малочисленнее общины и общности людей, тем сильнее и судорожнее в них раздоры и стычки».

Будучи противником чрезмерной централизации власти, сосредоточия ее в руках единственного правительства, он полагал, что в условиях большой страны, слуги народа, «находясь на таком расстоянии вне поля зрения своих избирателей,— неспособны успешно справляться с делом и принимать во внимание все его детали, необходимые для успешного управления гражданами…каждый штат может сделать сам гораздо лучше, чем та власть, что находится вдалеке».

Приступая к исполнению президентских обязанностей, в своей первой инаугурационной речи (4 марта 1801 г.) Джефферсон сформулировал несколько основных принципов своей демократической программы, определивших кредо его политических убеждений и деятельности. Среди них: - равная и точная справедливость по отношению ко всем людям; - поддержка правительств штатов во всех их правах; - сохранение общего правительства (Соединенных Штатов) во всей его конституционной силе; - скрупулезное соблюдение права народа избирать лиц, облеченных общественной властью; - свобода и охрана личности, собственности, религии и религиозных убеждений (отделение церкви от государства); - свобода печати, широкое распространение информации, вынесение всех нарушений и злоупотреблений на общественное обсуждение; - наличие справедливого суда, совершающего правосудие через коллегию присяжных заседателей.

Джефферсон поддерживает идею разделения на партии в стране. По его мнению, политические партии существенно необходимы демократии, в каждом свободном и мыслящем обществе должны быть противостоящие партии - такова природа человека. В « Заметках о штате Виргиния» и в письме к Дж. Мэдисону (1787) Джефферсон высказал свою позицию по системе разделения властей. Распределение власти в республиканском правительстве между исполнительной, судебной и законодательными властями, а также подразделение последней на две или три ветви,находящихся в зависимости от общества и нации, он считает, принципом хорошего правления. Такая организация правящей власти позволяет, по его мнению, законодательному корпусу, в частности большой палате, избранной непосредственно, устанавливать налоги, при сохранениинерушимого фундаментального принципа, согласно которому «народ могут облагать налогами только его собственные представители, избранные им самим посредством прямых выборов».

Большое внимание Джефферсон уделял поправкам к Конституции. Сам он внес 10 поправок. Считая Конституцию плодом коллективной мудрости страны, не принимал ее за нечто священное, не подверженное изменению и совершенствованию. Неизменными могут быть только врожденные и неотъемлемые права человека. «По мере того, как совершаются новые открытия, как открываются новые истины, а обычаи и мнения меняются с изменениями обстоятельств, должны развиваться также и институты государства и общества, они также должны идти в ногу со временем» (письмо к А. Маршу. 1801 г.)

В письмах к Д. Адамсу (1787), Д. Вашингтону (1788) Джефферсонвыразил опасение постоянного переизбрания президента, которое сделает пост президента сначала пожизненным, а затем — наследственным. «Исполнение должности (президента) в течение восьми лет при сохранении законной возможности прервать это исполнение в конце первого четырехлетнего периода — вот что теперь ближе всего подходит к моему принципу, скорректированному опытом».

На протяжении всей своей жизни Джефферсон активно боролся за декларирование демократических прав и свобод на всем пространстве Нового света, преодолевая сложные преграды на пути утверждения свободомыслия, религиозной и расовой толерантности. Преданность Т. Джефферсона свободе мысли были начертаны золотом на его мемориале в Вашингтоне: «Я поклялся на алтаре божьем быть вечным врагом любой формы тирании над разумом человека».

А. Гамильтон

(1755—1804)

 

Александр Гамильтон — американский государственный деятель, политический мыслитель. Окончил королевский колледж в Нью-Йорке (ныне Колумбийский ун-т). Получив юридическое образование, успешно занимался адвокатской деятельностью. Большое влияние на его мировоззрение оказали английские и французские просветители. Активный участник Войны за независимость, адъютант Дж. Вашингтона, публицист. С 1789 г. глава партии федералистов и министр финансов в период президентства Дж. Вашингтона. Как сторонник республики с олигархической формой управления Гамильтон выражал интересы крупной торговой и финансовой буржуазии Северо-Востока.

Свои теоретические политические взгляды изложил в цикле эссе «Федералист», посвященных разработке и принятию американской Конституции США. Им написано самое большое количество статей по конституционному строительству.

Гамильтон выступал с проектом создания единой федеративной республики с сильной централизованной властью, государственного Союза и суверенитета штатов. Проект предлагал полный передел системы управления и создания системы свободного республиканского правления с гарантиями гражданских прав и свобод, что не могло не затронуть многообразные союзные, местные, групповые и личные интересы. Он выступал за передачу федеральному центру следующих функций: обороны страны, в случае нападения со стороны иностранных государств; охраны общественного порядка, гражданских свобод и привилегий против произвола и узурпации власти;. распространения союзного законодательства непосредственно на отдельных граждан всех штатов; осуществления независимого конституционного надзора за деятельностью законодательной и исполнительной властью; упорядоченного проведения в жизнь актов законодательной власти в целях четкого и действенного ограждения имущества от несправедливых и наглых манипуляций, защиты свободы от посягательства лиц, движимых тщеславием и партийными пристрастиями; всеобщего налогообложения граждан,

В отличие от Джефферсона, Гамильтон был сторонником энергичной исполнительной власти. Главным признаком энергичности он считал единоначалие. В его понимании, «гораздо легче ограничить исполнительную власть, если она сосредоточена в руках одного человека, что народу в таких условиях удобнее следить за тем, как осуществляются вверенные им полномочия, и что любая форма многоначалия не способствует, а скорее угрожает свободе». Распределяя полномочия между Союзом штатов и центральным правительством, Гамильтон считал необходимым «расширить достаточно широкие полномочия первой вплоть до вручения ей власти над отдельными гражданами» и через обыкновенную магистратуру «иметь возможность отвечать непосредственно на их запросы и опасения, исключая какое-либо промежуточное законодательство». По мысли Гамильтона, центральная федеративная власть, не исключая суверенитета штатов, предусматривает «различные способы конституирования ряда составных частей правительства», через которые она реализует свои полномочия. Используя систему разделения властей, федеральная власть сформирована через национальное представительство: законодательная ветвь власти представлена избранной народом палату представителей, сенат - законодательными собраниями штатов, президент - через избранных народом выборщиков. Большую роль в деле конституционного надзора за исполнением принятых решений должна сыграть независимая судебная ветвь власти, независимый суд федерального и штатного уровней с пожизненно избираемыми судьями.

Актуальна предостерегающая мысль Гамильтона об истинных причинах хаоса, узурпации власти и распада государства. Чаще всего, считает он, эти причины обусловлены противоестественным властолюбием класса лиц, «которые либо надеются возвеличить себя благодаря разброду в стране, либо льстят себе, воображая, что им будет легче достигнуть верхушки власти при условии распада государства на несколько частичных конфедераций, чем в условиях союза при едином правлении».

В области внешнеполитической деятельности Гамильтон добивался нормализации отношений с Англией, сугубо отрицательно относясь к развитию революционных событий во Франции. Эти расхождения послужили главной причиной отставки Джефферсона с поста государственного секретаря в 1793 г.

Гамильтон решительно выступал против демократов, которые стремились усыпить опасения по поводу раздоров и вражды между штатами. Он призывал усвоить себе в делах политической жизни следующий практический принцип: «как мы, так и все жители шара земного весьма еще далеки от того счастливого государства, где совершенная мудрость сочетается с совершенной добродетелью». Однако он был уверен в том, что Америка, «станет широким и прочным фундаментом и для иных зданий, не менее величественных».

 

Дж. Мэдисон

(1751 — 1836)

 

 

Джеймс Мэдисон — американский государственный деятель, четвертый президент США, политический мыслитель, «главный архитектор» американской Конституции.

Как и Гамильтон, свои теоретические политические взгляды изложил в цикле эссе «Федералист». От Мэдисона ведут свой отсчет многие важнейшие теоретические и практические начинания Нового времени: утверждение универсальных прав человека, гражданина, упор на централизацию бюрократической власти и самоуправление на местах, систематическое государственное вмешательство в экономическую жизнь и свободу предпринимательства; совершенствование демократии, гарантирующей права меньшинства, национализм с его особой государственностью и правовым обществом.

Важнейшим достижением Мэдисона была организация движения за замену слабого и децентрализованного правления, предусмотренного статьями Конфедерации, сильным общенациональным правительством.

В отличие от Гамильтона, он придерживался мнения о том, что народ — единственный источник политической власти, а выборы — характернаячерта республиканского правления. Только республика, считал он, может избавить от пагубных последствий фракции большинства (т. е. от исполнения ею тиранических замыслов) и гарантировать свободу меньшинства. По этой причине великая цель - сохранить дух и форму народного правления и защитить общественное благо и личное право от опасности, которой им угрожают политические группировки. Для достижения этой цели, Мэдисон предлагает два способа: либо «предотвратить одновременное появление одной и той же страсти, одного и того же интереса у большинства»; либо регулируя численность и территорию, лишить это большинство, «возможности объединиться для осуществления его целей, ущемляющих интересы других».

В этих обстоятельствах Мэдисон не видит механизма, «который бы ограничивал склонность жертвовать партией меньшинства либо интересами чересчур настойчивой личности» То есть, в его понимании, «общество, состоящее и небольшого числа лиц, которые собираются и правят лично и непосредственно – не может быть защищено от порока партийности». Здесь речь идет о «чистой демократии» - под которой Мэдисон понимал общество небольшого числа граждан, осуществляющих правление лично, как правило, неспособное обеспечить безопасность, права собственности. Такого рода демократии всегда являли «зрелище смут и раздоров» (см.: Федералист № 10).

Будучи приверженцем республиканским принципам, сохранения духа и укрепления принципов федерализма, Мэдисон полагал, что правильная организация Союза по республиканскому образцу и есть «лекарство, излечивающее болезни, свойственные республиканской системе правления». Только крупное общество по величине своей, может справиться с задачей свободного правления, при условии, что «величина его не будет превышать разумного в практическом отношении предела».

Как сторонник представительной формы власти Мэдисон творчески подошел к теории «разделения властей» Монтескье. Очевидным основанием для раздельной и обособленной деятельности правительственных ведомств для него было наличие у каждого из них своей особой роли. Правители одной власти имели как можно меньше влияния на должностные назначения в других ведомства власти. Переданная народом власть в республике, разделенная между федеральным правительством (с определенными Конституцией полномочиями) и правительством штатов (с их остающимися полномочиями), окружает права народа как бы двойной защитой. «Взаимно ограничивая друг друга… благодаря разделению властей внутри него, будет ограничивать самое себя» (Федералист №36, 41).

Однако наиболее надежное средство защиты от постепенного сосредоточения разного вида полномочий в руках одного ведомства власти заключается в том, чтобы создать такую систему правления, при которой главы каждого из ведомств имели бы в своем распоряжении достаточно четкие конституционные механизмы, а также обладали бы личной заинтересованностью для сопротивления посягательствам на свои полномочия со стороны других властей.

В республике одинаково важно «охранять права народа от гнета правящих лиц» и угрозы правам меньшинства от объединенного большинства, ограждая права одной части общества от попирания другой. Уберечься от этого зла, считает Мэдисон, можно при наличии в обществе воли, независимой от общества в целом, позволяющей создать такой конституционный механизм, при котором общество, охватывая «все важное разнообразие граждан, наделенных различными качествами», тем самым могло бы «сделать, маловероятным возникновение большинства, объединенного несправедливыми интересами».

Обоснованная им система сдержек и противовесов до сих пор находит свое место в политической системе США.

В последние годы своей жизни Мэдисон активно работал над изданием своих записок о Конституционном конвенте и сохранял живой интерес к внутренним делам штата. Из всех вопросов общенационального характера, возникавших в те годы, более всего он был озабочен проблемой рабства. Мэдисон настаивал на создании сильного национального правительства и даже предложил предоставить Конгрессу право вето в отношении законов, принимаемых штатами. Его записи, как одного из ведущих участников дебатов, впервые опубликованные в 1840, до сих пор остаются главным источником сведений о том, как создавалась Конституция США.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.01 с.)