Внешняя политика(ВП): цели, ф-ции и средства осуществления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика(ВП): цели, ф-ции и средства осуществления.



ВП гос-ва во многом определяет хар-р междунар.отношений. ВП регулирует отношения данного гос-ва с др.гос-вами и народами, обеспечивает реализацию их потребностей и интересов на международной арене. ВП – деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего народа выражать и защищать его национальные интересы на междунар. арене, избирать адекватные средства и методы их реализации.

Ф-ции: 1) охранительная – обеспечение безопасности, территор.целостности, суверенитета страны, защиту прав и интересов гос-ва и его граждан в междунар.делах. 2) представительно-информационная(переговорная) – деят-сть представительных органов и институтов гос-ва за рубежом по формированию междунар.общественного мнения, оказанию влияния на полит. круги стран, изучению внешнеполит.процессов, накоплению инфо о состоянии междунар.дел. 3) идеологическая – пропаганда на междунар арене философ., полит., экон., соц. национальных ценностей и преимуществ общественной системы и образа жизни конкретного гос-ва. 4) координация усилий государств по решению многих сложных проблем. 5) торгово-организационная – повышение междунар.конкурентомспособности отечеств.произ-ва, расширение экспорта товаров, поис выгодных займов и инвестиций, торговых сделок.

Внешнеполит.деят-сть по достижению поставленных целей реализуется с помощью целго комплекса средсв и методов: 1) средства массовой инф-ции – усиление международных позиций гос-ва, помогают укреплять его безопасность, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров.2) пропагандисткие средства – с целью завуалировать истинные интересы и намерения гос-ва на междунар.арене 3) полит.средства – это дипломатия – официальная деят-сть должностных лиц и интитутов гос-ва по осуществлению внешней политик и за рубежом.4) экономич.ср-ва – использование экон.потенциала данной страны для достижения внешнеполит.целей – это предоставление лицензий, инвестиций, кредитов, займов. 5) военные ср-ва – военная мощь гос-ва, кот.включает наличие армии с учетом ее численности, качества вооружения, боеготовности, морального состояния, наличие военных баз, ядерного оружия.

Официальными субъектами ВП явл-ся: гос-ва в лице их представительных учреждений(парламентов), исполнительно-распорядительных органов(правительств), должностных лиц(глав гос-ва, парламентов, правитеств).

 


51. Теоретические основы геополитики

Как наука возникла на рубеже 19-20 вв. В научный оборот термин «геополитика» ввел шведский ученый Рудольф Челлен. Он определял геополитику как доктрину, рассматривающую государство как географический организм или пространственный феномен.

В научной литературе нет четкой и полной формулировки понятия «геополитика». Но в целом ее можно определить как науку, изучающую комплекс географических, исторических, политических и других факторов, взаимодействующих между собой и оказывающих большое влияние на стратегический потенциал государства и его внешнюю политику. Геополитика рассматривает государство не в статике, а в динамике, как живое существо. Данный подход был предложен немецким ученым Ф.Ратцелем. Таким образом, геополитику следует понимать как науку, систему знаний о контроле над пространством. Геополитика рассматривает пространство с точки зрения политики государства.

Объектом геополитики является планетарное пространство, геополитические процессы и явления в мировом сообществе как системе. Предметом геополитики выступают взаимоотношения между геополитическими субъектами при решении мировых и региональных проблем или контроль над планетарным пространством.

Геополитика тесно взаимосвязана с другими науками: политической географией, историей, социологией, политической философией, антропологией, культурологией, этнографией, этнологией и др. Она активно использует методы этих наук.

Функции геополитики:

- познавательная (связана с изучением тенденций геополитического развития стран и народов, с изменением различных процессов, событий; позволяет понять и объяснить глобальные и региональные сдвиги на геополитической карте мира);

- прогностическая (позволяет выявить тенденции геополитических процессов, обозначить конфигурацию стран и союзов, возможные конфликты и выработать рекомендации по их предотвращению);

- управленческая (выработка конкретных управленческих решений для политиков);

- идеологическая (геополитика часто выступает как «адвокат» мировых держав, т.е. обосновывает те или иные действия ведущих мировых держав как акции по защите или распространению общечеловеческих интересов и ценностей).

При изучении географической среды и ее влияния на внешнюю политику в геополитике прежде всего акцент делается на исследование фундаментальных качеств пространства. Это вытекает из закона усиления фактора пространства в человеческой истории. Сначала в мире доминировали сухопутные державы, но с развитием техники и технологий объективно усиливаются позиции моря. Например, ученый Мэхен подчеркивал, что английская нация обязана своим величием морю, более чем всякая другая. Рост влияния морских держав увеличивается в эпоху Великих географических открытий, а своей вершины достигает в конце 20 века. Главным оплотом влияния моря стали США.

Одним фундаментальных качеств пространства является территориальность совокупность процессов и разного рода механизмов, посредством которых живые существа провозглашают, демаркируют и защищают район своего обитания, чтобы не допустить в него посторонних. На уровне государства создается государственная территория, над которой осуществляет суверенитет определенная власть. Государственная территория является при этом не только политической территорией, но и географической естественной средой. Величина территории является одним из важнейших показателей, во многом определяющим место страны в иерархии международных отношений, ее политику на мировой арене. Размер территории сопряжен с численностью населения, что фиксируется таким геополитическим показателем как плотность населения. В современном мире есть государства-гиганты в территориальном плане, имеющие высокую и относительно высокую плотность населения. К ним относятся Россия, Китай, США, Индия. При этом самая большая площадь территории у России, а самая высокая плотность населения в Индии. Существуют государства с достаточно большой площадью государства и малой плотность населения, что ограничивает их возможности претендовать на роль мировых лидеров (Канада, Австралия). Есть государства, территория которых мала, а плотность высокая (Бангладеш, Сингапур). Вклад таких государств в геополитическую расстановку сил в глобальном масштабе невелик. Выделяют также группу «малых государств», под которыми подразумевают страны с населением, не превышающем 10 млн. чел. Ресурсы влияния этих государств очень незначительны.

Характеристикой территории являются воды, воздушное пространство, недра. Например, Россия владеет 20% мировых запасов нефти, 30% мировых запасов газа.

Важным элементом анализа в геополитике является граница. Юридически - это линия, фиксирующая пределы государственной территории. Политологически - это рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет. Граница определяет ареал формирования национального самосознания. Способность государства обеспечить неприкосновенность и защиту своих границ является показателем его силы и авторитета. Распад государств часто начинается с размыва их границ, возникновения конфликтов в приграничных областях и ослабления их связей с центром. Границы бывают естественные и искусственные. В геополитике отдается предпочтение естественным границам, которые бывают сухопутные и морские. Причем морские являются наивысшим рангом политических границ. Чем дальне вглубь материка заходит государство, тем хуже его граница. Согласно закону фундаментального дуализма могущество государства может быть или сухопутным или морским. Данный дуализм изначально порождает противостояние двух типов обществ. В соответствии с законом синтеза суши и моря результатом соединения моря и суши является «береговая зона». Это и суша и море. Данная территория является сложным образованием, имеющим свою логику развития. «Береговая зона» оказывает существенное влияние, как на развитие сухопутной державы, так и на развитие морской.

Большое значение в характеристике территории играют приграничные зоны. Здесь сходятся силовые векторы и концентрируются национальные интересы различных государств. В случае столкновения интересов крупнейших государств или их союзов, в качестве пограничных зон выступают целые государства, которые в геополитике именуются буферными государствами. Такие государства позволяют контролировать выгодный в геополитическом отношении регион.

Важным элементом геополитического анализа является сила или мощь государства. Она определяется, как способность державы достигать своих целей во внешней политике путем оказания влияния на политику других государств, а также возможность государства отстаивать свои интересы, самостоятельно решать свои жизненно важные задачи. В качестве объективных показателей силы или мощи государств выступают: географическое положение государства, его естественные ресурсы, промышленный потенциал, количество и качество вооруженных сил, демографический фактор, национальный характер, национальная мораль, качество дипломатии, уровень государственного управления.


Основные направления внешней политики (ВП) РБ в условиях глобализации (Г).

РБ-одно из немногих госуд, которое проводит независимую ВП.Она признана 183 стр мира, со 153 из них установлены дипломатические отношения.РБ явл участником более 70 междунар орг.(Восточное партнёрство,ООН,ОБСЕ,СНГ и др).Приоритетными задачами ВП явл:защита суверенитета,независимости,территор целостности,обеспеч благосостояния народа.Для этогоразвиваются и укрепляются Вооруж силы РБ,военное сотрудничество с РФ.РБ явл. миролюбивой страной, безьядерной.Приоритетными направлениями внешней политики бел.госуд-ва явл:развитие взаимовыгодных отношений с РФ,с Советом Европы и ЕС,укрепление контактов с СНГ,уст равноправных отношений с США,сотрудничество с НАТО, приодоление катастрофы ЧАЭС,искоренение бедности ит.д.ВП в РБ прагматична,экономизированна,направлена на развитие отечественной эконом,вхождение страны в ВТО.Задачи ВП: расширение географического экспорта,привлечение инвестиций,наращивание экспортного потенциала.Главными внешними партнёрами явл:РФ,сРоссией подписан договор о союзном гос-ве,по итогам 2008 года совместный товарооборот составил 35 млрд дол.Образов общие klz государств:Высший Госуд Совет,СовМин,Погра и Тамож. Комитеты, созд нормат-правов база.Евросоюз, явл вторым после России внешнеэкономич партнёром (23 млр.дол)(Нидерл, Герм,Италия, Литв,Польш).Беларусь сотрудничает и со странами СНГ гл задачами явл создание развитой системы безопасности,оперативного реагирования,оказания помощи т.д.РБ взаимодействует и со стр Азии, африки, Лат Ам,Куба, Чили, Мексика, Колумбия и тд.РБ выступает за реформирование ООН, повышению роли, независимости.РБ- полноправный и активный член мирового сообщества.


Вопросы к экзамену

По политологии

1. Политология как наука, ее предмет, задачи и роль в общественной жизни. Политология и другие науки об обществе.

2. Становление и эволюция политологии как учебной дисциплины. Политическое образование в Республике Беларусь.

3. Функции и методы политологии.

4. Зарождение и развитие политических знаний в эпоху античности. Политическая мысль средневековья.

5. Социально-политические концепции эпохи Возрождения и Нового времени.

6. Развитие политической мысли Западной Европы в Новое время (XIX век).

7. Социально-политические идеи Беларуси в XII – XIX вв.

8. Основные направления и тенденции развития современной западной политологии и их отражение в белорусской политической науке.

9. Власть как социальный феномен. Политическая власть: сущность, основные черты и функции.

10. Легитимность политической власти. Типы легитимного господства.

11. Субъекты, ресурсы и способы реализации власти. Критерии эффективности функционирования политической власти.

12. Политическая система: понятие, структура, функции, типология. СМИ в политической системе.

13. Политический режим как характеристика политической системы. Авторитарный и тоталитарный политические режимы.

14. Демократический режим. Политическая система и политический режим в Республике Беларусь.

15. Понятие «политический институт». Государство: сущность, признаки и функции.

16. Формы государственного правления.

17. Формы территориально-государственного устройства.

18. Правовое государство и гражданское общество.

19. Основы государственно-конституционного строя Республики Беларусь.

20. Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти.

21. Парламент: основные направления деятельности, структура и полномочия.

22. Правительство – высший орган исполнительной и распорядительной власти государства.

23. Местное управление и самоуправление.

24. Бюрократия, бюрократизм.

25. Политические партии и партийные системы.

26. Общественные организации и движения: их роль, типологии, функции.

27. Общественные объединения и общественные организации в Республике Беларусь.

28. Политический процесс: понятие, субъекты, виды, стадии.

29. Политические решения и их роль в общественном развитии.

30. Политическая модернизация в Республике Беларусь. Традиции и инновации.

31. Политическая деятельность: понятие, субъекты, формы, способы, виды.

32. Политическое участие.

33. Политические конфликты и кризисы: типология, причины, пути разрешения.

34. Политические элиты: определение, концепции, типология. Каналы рекрутирования политических элит

35. Феномен политического лидерства.

36. Выборы и демократия. Избирательное право.

37. Избирательные системы: особенности и типология. Абсентеизм и его причины.

38. Избирательная система и избирательный процесс в Республике Беларусь.

39. Сущность, структура, типология и функции политической культуры.

40. Политическая социализация личности.

41. Особенности политической культуры и политической социализации в Республике Беларусь.

42. Политическая идеология как форма политического сознания. Структура, функции и типология.

43. Понятие социального государства. Социальная политика и социальное партнерство.

44. Основные направления социальной политики Республики Беларусь.

45. Молодежная политика белорусского государства в условиях становления рыночной экономики.

46. Национальные и этнические проблемы в современном мире и способы их решений.

47. Государственная политика в сфере национально-этнических отношений в СНГ и Республике Беларусь.

48. Политика белорусского государства в сфере религиозно-конфессиональных отношений.

49. Международные отношения: понятие, субъекты, современные тенденции.

50. Внешняя политика: цели, функции и средства осуществления.

51. Теоретические основы геополитики.

52. Основные направления внешней политики Республики Беларусь в условиях глобализирующегося мира.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.03 с.)