Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая модернизация в Республике Беларусь. Традиции и инновации

Поиск

Пол модернизация – комплексный общественно- пол процесс, в ходе кот традиционные и индустриальные о-ва реализуют инновационные модели общественного устройства развитых го-тв в целях преодоления своей отсталости и перехода в постиндустриальные о-ва.

Со времени принятия Конституции (1994) в РБ сложилась собственная бел модель общ разв-я. Важнейшим усл-м пступат-го разв-я РБ явл переход к качественно более высокому ур-ню гос-ва (в этих целях проводится мероприятия по совершенствованию структуры, функций, механизма работы гос институтов). Повыш кач-ва и культуры упр-я, эффективност, прозрачность, внедр гос стандартов. Ход пол модерн-ии в Бел связан с выдвижением гос-ва на передний план общественных преобразований. Основная направленность модернизации в соц обл – дальнейшее повышение ур-ня и кач-ва жизни населения, доведение благосост-я народа до ур-ня европейских стандартов.

В развитии пол мод-ии в РБ явно доминируют эволюц мотивы. Реформы проводятся с соблюдением конституц, правовых процедур, с учетом общественного мнения.хар-р совр пол мод-ии в респ свидетельствует о ее постепенном переходе к постинд о-ву.


31.Политическая деятельность: понятие, субъекты, формы, способы, виды

Пол деят-ть – совокупные действия субъектов политики в процессе их участия в управлении о-вом и гос-м по реализации общественно значимых целей, потребностей и интересов. Наиболее влият-ми субъектами пол д-ти явл всевозможные власные стр-ры и органы (глава гос-ва, парламент, правит-во и др), правящие и оппозиц пол партии, общ движения и объединения, разл общности людей, население, индивиды.

В практике пол деят-ти для достиж намеч пол интересов и целей прим целый набор спец способов: консенсус – совместное реш-е конфликтн сторон; конформизм – приспособленчество, отсутствие собств позиции; пол экстремизм – сп-б, осн на выражении крайних взглядов.

Важнейшим мирным видом пол деят явл РЕФОРМА – изм общ жизни при сохр основ сущ-го строя. Также отн переговоры, соглашения, договоры, выборы, референдумы, митинги, пикетирования и др. Насильственными видами явл война, революция, восстание, заговор, переворот, террор и др.


32.Политическое участие

Пол участие – восприятие, осмысление и оценивание гражданами пол жизни о-ва, их реагирование на пол события, их вовлечённость в пол процесс. Осн цель ПУ – оказать влияние на процесс принятия и реализации пол реш-й, осущ-е гос политики, избрание власти.

Типы ПУ: -по степени организации: организованное и неорганизованное;

-по степени интенсивности: постоянное и эпизодическое;

-по отн-ю к действующим в гос-ве законам: легитимное (легальное) и нелегитимное;

-по степени эффективности: эффективное и неэффективное;

-в завис-ти от мотивации действий: автономное и мобилизированное.

Различают 4 осн ур-ня пол участия: активный (руководство гос-ми и партийными учрежд-ми, занятие выборных гос должностей); промежуточный (участие в выборах, референдумах, митингах и др); наблюдательный (чтение пол лит-ры и перидики); апатичный (пассивный).

Немаловажную роль играют такие факторы, как возраст, соц-эк статус, пол, место жительства, профессия граждан и др.Таким образом, в завис-ти от возд-я ех или иных факторов склад-ся опр тип пол участия гражданина, та или иная форма вовлеченности человека в политику.

 


33.Политические конфликты и кризисы: типология, причины, пути разрешения

Пол конфликт – противоборство двух или более разнонаправленных субъектов при реализации их пол интересов и целей в усл-х противодействия. Соц значение К можно поять ч/з его ф-ции. Пол К мож выполнять как негативные, так и позитивные ф-ии. Созидательные, позитивные ф-ции – конфликт позволяет проявиться вовне внутренним разногласиям и недовольству, сигнализируя о-ву и властям о существующих разногласиях, противореч-х; стимул-т действия пол институтов, способных поставить ситуацию под контроль; стиул уменьшение застоя в о-ве, явл источником развития пол и общ-х процессов, содействует появлению инноваций. Источники пол К делятся внесоциальные и соц. Внесоц ист вызваны чувством страха, паники, голода, агрессивностью чела и проявляются в виде нар самосудов, голодных бунтов и иных нерац акций. Комбинированные конфликты отражают противоречия чела и природы, где обе стороны вносят свой вклад в развитие конф. В соц конфл наиб широким ист явл общ-е факторы. Выделяют 3 осн причины К: борьба и соперничество субъектов политики за власть, ее статусы и ресурсы; расхождение субъектов политики в опр-ии базовых ценностей и пол идеалов при оценке прошлого, наст и буд разв страны (К ценностей); осознание гражданами своей принадлежности к той или иной общ-ти людей и их стремление реализовать права и интнресы своей общ-ти, ее статусные, нац, терр и др претензии (К идентификации).

Типологизация: -по степени распространения: глобальные, межсистемные, внутрисистемные, межрегиональные, регион-е, межгос, внутригос-е, внутриорганиз-е, межличностные; -с т зрен зон и обл: внешне- и внутриполитич; -по степени и хар-ру их нормативной регуляции: институциализир-е и неинст-е; -по степени вовлечения людей в разрешение спора: глубоко и неглубоко укорененные; -по форме протекания: открытые и скрытые; -по времени: долговрем-е и кратковрем-е; -в соотв со строением и организацией власти: вертикальные (м\у разл ур-ми власти) и горизонтальные.

Пути исхода: Урегулирование и разрешение.

Пол кризис – потеря пол системой стабильности, равновесности и эффективности с ее полной или частичной неспособностью к выполнению своих ф-ий, обновлению и разв-ю. Виды: Кр легитимности, кр идентичности, кр пол участия, кр проникновения, кр распределения.

Конфликт и кризис – один из вариантов взаимод-я субъектов политики. Спос-ть властей регулировать и разрешать возникшие противоречия дает им доп возм-ти для эффективной реализации своих целей и интересов в пол процессе.


34.Политические элиты: определение, концепции, типология. Каналы рекрутирования политических элит

Полит элита – это слой, кот концентрирует в своих руках гос власть, занимает различные посты и упр-ет обществом.

Термин элита с фр озн “лучший”, “отборный”, “избранный”. Равнозначные понятия: правящая верхушка, прав слой, прав круги.

1ым был Парето в изуч полит элиты. Определяющим был ценностный подход (самые умные, честные). Он счит власть нах-ся только в руках самых достойных. Об-во – пирамида с элитой в вершине.

Моска считал, что доступ к элите открывают воен доблесть, бог-во и священничество. Обращал внимание на роль меньш-ва, к-рое упр-ет больш-вом. Власть приходит от меньш-ва к меньш-ву.

Типология полит элит.

Политич элиты бывают открытого и закрытого типа.

Элиты открытого типа рекрутируют свой состав из представителей разл соц слоёв (тип присущ либерально-демокр полит сис-мам)

Элиты закрытого типа форм-ся из ограниченного замкнутого круга (родовая аристократия.

К осн элитарным концепциям современности относят ценностную (господств-е положение элиты отвеч интересам всего о-ва); плюралистическую ( сущ. Мн-ва эли, нет концентрации власти в руках 1 элиты); технологическую; структурно-функц.

Любому об-ву присуща элитарность. Элита – рез-т естеств отбора лиц с выдающимися кач-вами и сп-стями управлять об-вом. Форм-е элиты не противоречит пр-пам демократии. Сп-бы отбора и подг элит: 1.Харизматический (естеств отбор наиб ценных представителей); 2.Институциональный (подбор осущ сверху небольшим кругом лиц); 3.Мониторинговый (люди, имеющие высокий рейтинг популярности, умеющие привлечь).


35.Феномен пол. Лидерства

Политический лидер - авторитетная, обладающая особыми по-лит, деловыми, профес-нравственными качествами и полномо-чиями личность, способная объединять и мобилизовать людей на достижение соц значимых целей.

Функции полит лидерства:

1.организац-управленческая

2.коммуникативная

3.мобилизационная

В политологии выделяют три типа лидерства (классификация М. Вебера): традиционный (вожди племён, монархи); рационально – правовой (демократический, закреплённый законами страны), харизматический (основывается на вере приверженцев в выдающиеся качества и способности лидера).

Типология полит лидеров:

I. 1.лидер-консерватор (сохр тот порядок, кот сущ-ет); 2.реформатор; 3.революционер (цель – приход к новой системе)

II.1.традиционный (вождь, монарх); 2.рационально правового типа (избранный по закону на основании выборов); 3.харизматический (его власть основ на вере в его сверхкач-ва)

Новые тенденции в развитии полит лидерства:

1.резкое возрастание ответственности полит лидера; 2.возростание роли неформальных лидеров; 3.концентрация активности лидеров на экон-ке; 4.уменьшение вероятности появления лидера-героя; 5.сокращение границ влияния полит лидеров (из-за выбороности лидеров: max – 2 срока, и разделением властей).


36Выборы и демократия. Избирательное право

Выборы – сов-ть правил и приёмов, обеспечивающих избрание власти, участие граждан в формировании избираемых гос органов и должностных лиц путем голосования. Их ф-ции: выборы – наиб демократич и оптимальный сп-б формирования и обновления власти; явл 1 из основных механизмов разрешения пол конфликтов; дают возм-ть политикам предсказуемо, осознанно, в интересах больш-ва приним самые сложн реш-я; легитимизируют власть; явл ср-ом пол социализации граждан.

Выборы привели к появлению у граждан избирательного права – сов-ти организационно-правовых норм, устанавливающих порядок формирования выборных гос органов и должностей непоср-но самими гражд-ми. Всеобщее изб право означает его признание за каждым гражданином. Равное изб пр озн, что кажд чел имеет одинаковое кол-во голосов. Выборы могут быть прямыми (выб граждане) и косвенными (выб-т представитель). Принцип важн – тайное голосование. Разл активное и пассивное (право быть избранным) изб право. В соотв с междунар стандартами выборы должны быть также альтернативными, справедливыми, свободными, открытыми, ответственными, периодичными и подлинными.


37. Избирательные системы - совокупности установленных законом норм и процедур, с помощью которых опред порядок организации и проведения выборов и результаты голосования.

ИС бывают 3 типов: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная: право выдвижения кандидатов принадлежит полит партиям, др обществ объединениям, трудовым коллективам, гражданам по месту жительства, отд лицам(самовыдвиж путём сбора подписей).Виды: абсолютного большинства и относительного большинства. При системе абсолютн больш-ва выборы счит состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан, включ в список избирателей. Если выборы не состоялись, назначаются новые. Если состоялись, то избранный – тот, за кого проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал необходимое кол-во голосов, проводится второй тур по двум кандидатам, получившим наибольш кол-во голосов избирателей. Избранный – тот, кто получил при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявш участие в голосовании. Результаты 2-го тура могут определятся и по мажоритарн системе относит больш-ва. При мажоритарн сист относит больш-ва выборы провод в один тур. Избранный – тот, кто получил наибольш число голосов избирателей. При мажорит системе квалифицир больш-ва победитель на выборах – кандидат, кот набрал 2/3, реже ¾ от общего числа поданных голосов избирателей. Мажоритарн система применяется в США, Великобритании, Канаде, Индии, Франции, Японии, в осн в странах с 2ухпартийной системой.

Недостаток:наличие округов с одним депутатом(одномандатных округов), значительн число голосов (до 49 %), поданных за потерпевших поражение кандидатов, пропадёт, что нарушает принцип равного избир права.

Пропорциональная: право выдвиж кандидатов принадлежит только полит партиям, учитыв все голоса избирателей;распределение мандатов между партиями, участв в выборах, производится в соответствии с кол-вом полученных ими голосов, для опред цены одного депутатского мандата устанавлив избирательн квота, т е минимум голосов, необх для избрания депутата. Наличие связанных списков, т е избиратель голосует не за депутата, а за партию, за её список и партия сама определяет, кто избран. Данный недостаток решается применением свободных списков, когда избиратель сам проставляет очерёдность кандидатов в списке. Данная система способствует росту числа партий и повышению их роли в обществе.

Недостаток: работа парламента и правительства затрудняется чрезмерным представительством малых партий. Для его преодоления в некоторых странах(германии) партии не набравшие 5% голосов от числа проголосовавших не получают мест в парламенте.

Прпорцион система применяется в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Дании, Швеции, Норвегии, Греции, Италии, на Украине и др странах.

Смешанная: одновременно используется принцип двух систем, одна половина депутатов избир по мажорит системе, вторая – по пропорциональной. Применяется в 25 странах(Германия. Венгрия, Литва, Венесуэла, Новая Зеландия)

Выборы – показатель дисциплинированности общества, степени его политической культуры. Результаты выборов явл ценным руководством в определении политического курса, поэтому чем больше избирателей примут участие в голосовании, тем законнее результаты. Однако отдельн граждане обладающ избират правом, не участвуют в голосовании. Неголосование – Абсентеизм (от лат отсутствующий). Неголосование зависит от факторов: национальности, возраста, пола, соц статуса, соц апатии, уровня образования, протестного неголосования. Ряд стран борется с абсентеизмом путём введения обязательного голосования. Выборы – и право, и долг, и обязанность в Австрии, Голландии, Бельгии, Италии и др. Другие страны не вводят никакой планки явки на выборы(США, Индия,Австралия), вводят методы поощрения и наказания для участвующих и не участвующих в выборах. Одним из средств снижения абсентеизма является использование в процессе избират кампании политического маркетинга, метода «политических продаж». При организации и проведении выборов используются как «чистые», так и «грязные» технологии. Избирательн кампании в некотор странах наглядно демонстрир тенденцию к постепенному превращению выборов в административно регулируемую и контролируемую процедуру.


Избирательная система в РБ.

В РБ выборы явл. свободными, всеобщими, равными, прямыми, тайными. Избират. правом не владеют лишь граждане, не достигшие 18 лет, недееспособные, содержащиеся в местах лишения или под стражей в день выборов. Кандидат на должность Президента РБ, депутата Палаты представителей, члена Совета Республики должен быть не моложе 35 лет, 21 года, 30 лет соотв. Правовой основой избират. сист. РБ явл. Конституция и Избират. кодекс. При выборах Президента исп-ся мажоритарная избират. сист. абсолютного больш-ва, депутатов Палаты представителей – абсолютного большинства в 1-м туре и относит. больш-ва – во 2-м. При выборах в местные Советы применяется мажоритарная система относит. больш-ва, при проведении голосования по одной кандидатуре кандидат счит-ся избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Избират. процесс – сист. правовых норм и определенная последовательность действий по орг-ии, проведению, установлению и опубликованию итогов выборов. В избиратж процессе обычно выделяют 12 стадий. Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за 5 мес. и проводятся в воскр. не позднее чем за 2 мес. до истечения срока его полномочий. Выборы в Палату представителей и местные Советы депутатов назначаются Президентом не позднее чем за 4 мес. и проводятся не позднее чем за 30 дней до окончания их полномочий. Для проведения выборов в Палату представителей образуется 110 избират. округов. Различают 4 группы избират. органов – центральные, территориальные, окружные, участковые. Регистрация кандидатов в президенты осущ-ся Центризбиркомом, а кандидатов в депутаты – соответствующей окружной комиссией. После регистрации кандидатов наступает стадия предвыборной борьбы или избират. кампания (на нее отводится 3 мес.). В ходе подготовки и проведения избират. кампании исп-ся также и избират. маркетинг – часть полит. м-га по оказанию профес.помощи полит. партиям и кандидатам в разработке и проведении эф-ой избират. кампании. Избират. кампания заканчив. в день голосования. Каждый избиратель голосует лично в комнате для тайного голосования. Непосредственный подсчет голосов проводится после того, как бюллетени извлекаются из избират. ящиков. После подсчета составляется протокол, кот. затем вывешивается для всеобщего ознакомления. Окончат. итоги выборов Президента устанавливает Центризбирком не позднее чем через 10 суток после окончания голосования. Сообщения об итогах выборов обнародуется и опубликовывается не позднее чем через 3 дня с момента подписания протокола об итогах выборов.


39. Пол культура – сов-ть исторически сложившихся в обществе относительно устойчивых знаний, ценностей, убеждений, ощущений, представлений, норм и моделей поведения, кот-ми руководствуются субъекты политики в своей пол деят-ти. Структура: познавательный (отражает пол знания, образованность, способы пол мышления личности), эмоционально-психологический (пол чувства, ценности, идеалы, убеждения), оценосчный (выражает личное отношение к пол системе, пол процессам, собственной пол деят-ти), поведенческий компоненты (способность и готовность реализовать усвоенные знания, ценности, убеждения, представления в практической деят-ти). Типы пол культуры: (Г.Алмонд и С.Верба) 1) патриархальная (отсутствие у гр-ан знаний о пол системе и интереса к пол жизни; хар-ен для традиционных обществ, абсолютных монархий) 2) подданничекая (хар-ся хорошим информированием гр-ан о структуре и функциях пол системы, обо всем, что происходит в стране и мире, но низким уровнем их индивидуальной активности; гр-не – пассивные наблюдатели, исполнители приказов властей, не участвуют в политике) 3) активистская (хар-ся наличием у гр-ан знаний о функционировании пол системы, деят-ти властей, активным участием в пол жизни, пытаются влиять на политику в своих интересах). Гражданская культура – тип пол культуры, в кот образованность, вовлеченность и пол активность гр-ан основаны на усвоении и соблюдении ими установленных в данном обществе традиций, ценностей, норм, образцов пол поведения. Классификация Ежи Вятр а: авторитарная (отсутств демократ прав и свобод, пол апатия и бездействие), в условиях тоталитарного режима (привлечение силой гр-ан к активному участию в пол жизни, покорность повиновение), демократический тип. У.Розенбаум выделяет консенсусный и конфликтный типы. Выделяют неск типов субкультур: региональная, этнолингвистическая, социально-эк-кая, религиозная, возрастная. Функции: познавательная, информационная, воспитательная, нормативно-ценностная, регулятивная, интеграционная, прогностическая, коммуникативня, пол-ой социализации.


40. Пол социализация – непрерывный процесс усвоения индивидом накопленных обществом политических знаний, ценностей, убеждений, традиций, норм, моделей пол поведения, необходимых ему для адаптации в пол системе и выполнения в ней опред функций. Модели: системная (формирование позитивного отношения к власти, правовому порядку), плюралистическая (высокий уровень гражданской активности и пол участия), конфликтная (лояльность к одной соц-ой группе), гегемонистическая (враждебное отношение к любой пол системе, кроме своей). Первичная (с 3-5 лет до 13 лет). Усваиваются социальные роли, нормы и ценности, адаптация, личность способна выступать сознательным субъектом политики; роль играют семья, сверстники, дошкольные учреждения, школу, группы по интересам. Вторичная (на протяж всей жизни) хар-ся влиянием самого индивида на отбор и усвоение знаний, норм, идеологических позиций; влияют государство, пол элиты и лидеры, литература, искусство, наука, пол партии, церковь, трудовой коллектив. Влияют соц структура общества, пол традиции, пол культура, образование воспитанае, идеология. Показатели эффективноти пол социализации личности: пол информированность, пол компетентность, пол активность.


41. Политическая культура Беларуси: история и современное состояние

Политическая культура Беларуси уходит глубокими корнями в тра­диции народа, особенности национального менталитета. Представления о свободе, социальной справедливости, нрав­ственных ценностях, создаваемые на протяжении всей истории, кристал­лизировались в белорусской политической культуре и передавались из поколения в поколение.Белорусы — народ спокойный, уравновешенный, рассудительный, совестливый, терпеливый. Люди постоянно демонстрируют свое умение адаптироваться к условиям и обстоятельствам, умеют приспособить их цод себя. Высокое трудолюбие, укоренившаяся сознательность, лю­бовь к природе, малой родине, консерватизм, нелюбовь к переменам, осторожность не могли не отразиться на политической культуре нации.Самое ценное качество белорусов — толерантность. Толерантность яв­ляется одним из основополагающих демократических принципов любого общества.Развитие политической культуры белорусского народа было ослож­нено военно-политическими противоречиями, войнами, церковными распрями. В Беларуси всегда было столкновение двух культур: акти­вистской и подданнической. В период вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой и Российской империи здесь преобладала пат­риархально-подданническая политическая культура.Государственное самоопределение белорусов в январе 1919 г., начав­шиеся демократические преобразования оказали воздействие по­лит культуру. В этот период политическая культура Беларуси характеризуется как активистская.На рубеже 20 —30-х гг. XX в. с переходом к командным методам управления, огосударствлением всех сторон общественной жизни в Бе­ларуси складывается патриархально-авторитарный тип политической культуры. С образованием Республики Беларусь, принятием Конституции в, 1994 г. началось качественное изменение содержания политической культуры белорусского народа. Наличие прочных установок на демок­ратические принципы и нормы жизни, утверждение политического плюрализма, многопартийности, создали предпосылки для формиро­вания культуры плюралистического типа.

Большинство населения республики проявляет довольно живой ин­терес к политике, но не стремится воздействовать на власть, предпочи­тая подчиняться ей, Для них характерна подданническая по­литическая культура.Вторая часть граждан республики, пытается активно демонстрировать свои поли­тические взгляды и отстаивать их, Эти люди являются носителями активистской политической культуры. Третья часть населения, представляющая цатриархальную культу­ру, вообще мало интересуется политикой, не обладает должной инфор­мированностью, компетентностью в вопросах управления делами об­щества и государства. Современная политическая культура сориентирована на возрождение исчезающих принципов социалистического общества. К их числу можно отнести: по­рядок и стабильность общественной жизни; ориентацию на социальную справедливость и равенство; социальную защищенность и уважитель­ные отношения государства и народа; ориентацию на коллективистские формы профессиональной деятельности; осторожное отношение к инди­видуальному и частному предпринимательству; невосприятие абсолю­тизации частной собственности, особенно на землю; способность тру­диться для блага общества, коллектива, других людей; потребность в идеалах и высоких целях; взаимопомощь, коллективизм, интернациона­лизм; приоритетную ориентацию внешнеэкономической и внешнеполи­тической деятельности на традиционные направления; неприятие ина­комыслия и оппозиции. Политические элиты республики ориентированы на либерально-демократические идеалы и ценности: неприятие авторитаризма, полити­ческий и партийный плюрализм; защищенность личности от произвола властей; наличие легальных возможностей регулярно контролировать и сменять власти через выборы; соблюдение этики, морали субъектами политики, прежде всего — правительством; свободу частного предпри­нимательства, конкуренцию; приоритетную ориентацию внешнеполити­ческой и внешнеэкономической деятельности на европейский Запад.

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.110 (0.011 с.)